Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozicionnye_cheredovaniya.odt21.27 КБ

Предварительный просмотр:

  МОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

 имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»

 Открытый урок

по русскому языку

проведённый в 5 а классе

на тему:

Позиционные чередования

согласных звуков.

Учитель русского языка и литературы

Баранова Татьяна Николаевна

Ноябрь 2010

   Тема: Позиционные чередования согласных звуков.

      Цель: ознакомление с позиционными чередованиями согласных звуков и осмысление их учащимися.

      Задачи.

             Образовательные:

- углубление знаний учащихся о позиционных изменениях звуков;

- ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков (оглушением, озвончением, слиянием, выпадением, смягчением);                                                                                                 -формирование умения определять вид позиционного изменения;                                                      - формирование надпредметных навыков учебной деятельности (умения сравнивать, обобщать, выдвигать предположение, осуществлять доказательства и проверку);

  1. Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей учащихся.

           Воспитательные:

- формирование умения вести деятельность, в том числе и познавательную, в коллективе, умения сотрудничать.

     Методы: иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их. 

 -  Присаживайтесь.

  1. Повторение понятия «позиционное чередование».

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы с вами начали изучать?

- Что изучает фонетика? (Звуки речи)

- Чем отличаются звуки речи от букв?

Наша устная речь представляет собой поток звуков.Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.

 - Оказываясь рядом, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.

  1. Как называется такая позиция? (Сильная).

 - Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.

  1. Как называется такая позиция? (Слабая).
  2. Вспомните, пожалуйста, ребята, как называются изменения звуков в слабой позиции. (Позиц чередования).
  3. Позиционные чередования каких звуков мы изучали на прошлом уроке? (Позиционные чередования гласных звуков)
  4. Назовите сильную позицию для гласных звуков. (Под ударением)
  5. Проверим как вы поняли чередование гласных звуков.
  6. Перед вами лежат карточки с заданиями,  выполните 1 задание (выберите правильный ответ из первого задания).
  7. Проверим.  Поднимите руки, кто ответил правильно, закрасьте смайлик красным
  8. Атеперь найдите пары слов в которых есть позиционное чередование гласных. Задание номер 2, выполните.

                                                                                               

                                                   бот-боты                                                      

мяч-мячи

гном-гномы

лес-леса

жест-жесты

  1. Проверим. Если вы справились с заданием и не допустили ни одной ошибки, обведите  смайлик  красным цветом.
  2. Ребята, а как вы думаете, такие чередования происходят только с гласными звуками?(Они происходят как с гласными, так и с согласными звуками.)
  3. Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, сформулируйте тему.
  4. А для чего нам это надо знать? (чтобы научиться их узнавать и  различать)

               3.  Целеполагание.

Тема нашего сегодняшнего урока: Позиционные изменения согласных звуков.

Цель – выяснить, какие изменения происходят с согласными звуками, научиться их различать и узнавать.

          Откройте тетради, запишите число, тему урока: Позиционные чередования согласных звуков.

                4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

  Внимание на доску. Прочитайте слово. Какой звук обозначает буква «в»? Давайте выделим его : «Ф-ф-ф» се.(хором). Запишем это слово транскрибируя только первый звук.

(ф)се. Один на доске, все в тетрадях

 Приложение 1.

 Фронтальный опрос.

??? Со сколькими позиционными изменениями мы с вами познакомились?

??? Помогают ли названия изменений понять их суть?

??? Что запомнили о каждом процессе?

???.Есть ли между некоторыми из них что-либо общее?

(Важно обратить внимание на то, что в большинстве случаев согласный заменятся на парный звук).

                  5.Закрепление нового материала.

           1)Работа с иллюстрациями.

  1. Ну а теперь попробуем определить какие позиционные чередования звуков изобразил  художник.

Приложение 2.

  1.  А сейчас мы с вами будем «шифровальщиками», вы будете получать вопросы, а ответы будете записывать на листочках определёнными цифрами. После выполнения задания у вас должен получиться код в виде числа.

Приложение 3.

 Кто не допустил ни одной ошибки, обведите смайлик красным цветом.

  1. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание, связанное с позиционным чередованием

упражнения 149 и 150 в тетрадях на печатной основе, в учебнике на стр. 112 правило.

Повторение изученного материала. Тестовые задания.

 - Перед вами лежат тексты миниатюры Василия Александровича Сухомлинского «Старый Пёс», прослушайте текст.

          (1)Был у человека верный друг – Пёс. (2)Много лет сторожил он хозяйство Человека. (3)Шли годы, и Пёс постарел, стал плохо видеть. (4)Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. (5)Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. (6)Хозяин удивился и спросил:                      

  1. (7)Значит, ты уже не узнаёшь меня?

(8)Пёс виновато вилял хвостом. (9)Он ткнулся в ногу хозяина, нежно заскулил. (10)Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

           (11)Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка. (12)Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну маленькую и сказал Щенку:

  1. (13)Живи здесь.

Старый Пёс спросил у Человека:

  1. (14)Зачем тебе ещё один пёс?

 

  1. Вам понравился текст?
  2. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
  3. Как к этому отнёсся человек?
  4. Что чувствовал старый пёс в тот момент, когда хозяин  пожурил его?
  5. Что сделал хозяин? (КАК ПОСТУПИЛ ХОЗЯИН?)

 

Тестовые задания по тексту.

    К этому тексту у вас есть задания, аналогичные экзамену, который вы будете сдавать в 9 классе. Выполните задания под буквами А и Б самостоятельно.

Поменяйтесь

   

А 1. Из предложения 1 найдите слово с позиционным чередованием согласных.

Запишите это слово. Укажите вид позиционного чередования.

_______________________________________

А 2. Из предложения 8 найдите 1 слово с позиционным чередованием гласных.

Запишите это слово. Подберите и запишите проверочное слово.

________________________________________

В 1. Почему в этом поизведении слова Пес и человек написаны с большой буквы?

  1. Это кличка собаки и имя человека.
  2. Потому что автор уважительно относится к героям.
  3. Потому что автор имеет ввиду не конкретного человека и собаку, а подразумевает людей и жэивотных вообще.
  4. Это ошибка.

В 2. Среди предложений 2-5 найдите сложно-сочинённое предложение.  Напишите номер этого предложения.

_____________________________                      

В 3. Среди предложений 3- 6 найдите сложно-подчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

_____________________________

В 4. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

______________________________________________________

В 5. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

_________________________________________

 

С 1.  Допишите окончание миниатюры, используя не более 4 предложений!

__________________________________________________________________

Приложение № 4.

Творческая  работа

- А сейчас мы поработаем творчески,(побываем на месте автора) попытаемся стать писателями, соавторами В.Сухомлинского.

-Ребята, допишите окончание миниатюры, используя не более 4 предложений! (работа на 3-5 минут)

- А теперь почитайте свои варианты окончания миниатюры (звучат ответы учащихся).

Учитель:  А хотите послушайть, как звучит окончание миниатюры у автора?

        - Чтобы тебе не было скучно,- сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

         - Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза  на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл Щенок.

 

  1. Понравился вам финал миниатюры?  У кого герой получился добрее, человечнее?  О ком он думает: о себе или о Старом Псе?
  2. Подводя итог нашему уроку, разговору о братьях наших меньших, хочется верить, что вы будете настоящими друзьями и настоящими хозяевами тех живых существ, которых вы приручите сейчас или в будущем. А уж эти милые, добрые существа отплатят вам за добро великой любовью, верностью, дружбой.

Выставление оценок.

VII этап.

Домашнее задание. Параграф № 53. Далее по выбору:

- упражнение №270

- создать свои иллюстрации позиционных изменений согласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕТема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.Цель урока: 1. Закрепить правописание Е-И в корнях счередованием.2.Выработать умение правильного написанияЕ...

Урок по русскому языку на тему: "Звуки гласные и согласные"

Данный урок является последним при изучении раздела "Фонетика"....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

Детский сад «Детство»  Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.Дети вместе со взр...

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....

Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...

Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)

Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)...


 

Комментарии

В помощь начинающим учителям.