Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozicionnye_cheredovaniya.odt | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»
Открытый урок
по русскому языку
проведённый в 5 а классе
на тему:
Позиционные чередования
согласных звуков.
Учитель русского языка и литературы
Баранова Татьяна Николаевна
Ноябрь 2010
Тема: Позиционные чередования согласных звуков.
Цель: ознакомление с позиционными чередованиями согласных звуков и осмысление их учащимися.
Задачи.
Образовательные:
- углубление знаний учащихся о позиционных изменениях звуков;
- ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков (оглушением, озвончением, слиянием, выпадением, смягчением); -формирование умения определять вид позиционного изменения; - формирование надпредметных навыков учебной деятельности (умения сравнивать, обобщать, выдвигать предположение, осуществлять доказательства и проверку);
- Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование умения вести деятельность, в том числе и познавательную, в коллективе, умения сотрудничать.
Методы: иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
- Присаживайтесь.
- Повторение понятия «позиционное чередование».
- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы с вами начали изучать?
- Что изучает фонетика? (Звуки речи)
- Чем отличаются звуки речи от букв?
Наша устная речь представляет собой поток звуков.Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.
- Оказываясь рядом, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.
- Как называется такая позиция? (Сильная).
- Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.
- Как называется такая позиция? (Слабая).
- Вспомните, пожалуйста, ребята, как называются изменения звуков в слабой позиции. (Позиц чередования).
- Позиционные чередования каких звуков мы изучали на прошлом уроке? (Позиционные чередования гласных звуков)
- Назовите сильную позицию для гласных звуков. (Под ударением)
- Проверим как вы поняли чередование гласных звуков.
- Перед вами лежат карточки с заданиями, выполните 1 задание (выберите правильный ответ из первого задания).
- Проверим. Поднимите руки, кто ответил правильно, закрасьте смайлик красным
- Атеперь найдите пары слов в которых есть позиционное чередование гласных. Задание номер 2, выполните.
бот-боты
мяч-мячи
гном-гномы
лес-леса
жест-жесты
- Проверим. Если вы справились с заданием и не допустили ни одной ошибки, обведите смайлик красным цветом.
- Ребята, а как вы думаете, такие чередования происходят только с гласными звуками?(Они происходят как с гласными, так и с согласными звуками.)
- Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, сформулируйте тему.
- А для чего нам это надо знать? (чтобы научиться их узнавать и различать)
3. Целеполагание.
Тема нашего сегодняшнего урока: Позиционные изменения согласных звуков.
Цель – выяснить, какие изменения происходят с согласными звуками, научиться их различать и узнавать.
Откройте тетради, запишите число, тему урока: Позиционные чередования согласных звуков.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
Внимание на доску. Прочитайте слово. Какой звук обозначает буква «в»? Давайте выделим его : «Ф-ф-ф» се.(хором). Запишем это слово транскрибируя только первый звук.
(ф)се. Один на доске, все в тетрадях
Приложение 1.
Фронтальный опрос.
??? Со сколькими позиционными изменениями мы с вами познакомились?
??? Помогают ли названия изменений понять их суть?
??? Что запомнили о каждом процессе?
???.Есть ли между некоторыми из них что-либо общее?
(Важно обратить внимание на то, что в большинстве случаев согласный заменятся на парный звук).
5.Закрепление нового материала.
1)Работа с иллюстрациями.
- Ну а теперь попробуем определить какие позиционные чередования звуков изобразил художник.
Приложение 2.
- А сейчас мы с вами будем «шифровальщиками», вы будете получать вопросы, а ответы будете записывать на листочках определёнными цифрами. После выполнения задания у вас должен получиться код в виде числа.
Приложение 3.
Кто не допустил ни одной ошибки, обведите смайлик красным цветом.
- Домашнее задание.
Запишите домашнее задание, связанное с позиционным чередованием
упражнения 149 и 150 в тетрадях на печатной основе, в учебнике на стр. 112 правило.
Повторение изученного материала. Тестовые задания.
- Перед вами лежат тексты миниатюры Василия Александровича Сухомлинского «Старый Пёс», прослушайте текст.
(1)Был у человека верный друг – Пёс. (2)Много лет сторожил он хозяйство Человека. (3)Шли годы, и Пёс постарел, стал плохо видеть. (4)Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. (5)Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. (6)Хозяин удивился и спросил:
- (7)Значит, ты уже не узнаёшь меня?
(8)Пёс виновато вилял хвостом. (9)Он ткнулся в ногу хозяина, нежно заскулил. (10)Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
(11)Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка. (12)Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну маленькую и сказал Щенку:
- (13)Живи здесь.
Старый Пёс спросил у Человека:
- (14)Зачем тебе ещё один пёс?
- Вам понравился текст?
- Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
- Как к этому отнёсся человек?
- Что чувствовал старый пёс в тот момент, когда хозяин пожурил его?
- Что сделал хозяин? (КАК ПОСТУПИЛ ХОЗЯИН?)
Тестовые задания по тексту.
К этому тексту у вас есть задания, аналогичные экзамену, который вы будете сдавать в 9 классе. Выполните задания под буквами А и Б самостоятельно.
Поменяйтесь
А 1. Из предложения 1 найдите слово с позиционным чередованием согласных.
Запишите это слово. Укажите вид позиционного чередования.
_______________________________________
А 2. Из предложения 8 найдите 1 слово с позиционным чередованием гласных.
Запишите это слово. Подберите и запишите проверочное слово.
________________________________________
В 1. Почему в этом поизведении слова Пес и человек написаны с большой буквы?
- Это кличка собаки и имя человека.
- Потому что автор уважительно относится к героям.
- Потому что автор имеет ввиду не конкретного человека и собаку, а подразумевает людей и жэивотных вообще.
- Это ошибка.
В 2. Среди предложений 2-5 найдите сложно-сочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
_____________________________
В 3. Среди предложений 3- 6 найдите сложно-подчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
_____________________________
В 4. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.
______________________________________________________
В 5. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
_________________________________________
С 1. Допишите окончание миниатюры, используя не более 4 предложений!
__________________________________________________________________
Приложение № 4.
Творческая работа
- А сейчас мы поработаем творчески,(побываем на месте автора) попытаемся стать писателями, соавторами В.Сухомлинского.
-Ребята, допишите окончание миниатюры, используя не более 4 предложений! (работа на 3-5 минут)
- А теперь почитайте свои варианты окончания миниатюры (звучат ответы учащихся).
Учитель: А хотите послушайть, как звучит окончание миниатюры у автора?
- Чтобы тебе не было скучно,- сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.
- Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл Щенок.
- Понравился вам финал миниатюры? У кого герой получился добрее, человечнее? О ком он думает: о себе или о Старом Псе?
- Подводя итог нашему уроку, разговору о братьях наших меньших, хочется верить, что вы будете настоящими друзьями и настоящими хозяевами тех живых существ, которых вы приручите сейчас или в будущем. А уж эти милые, добрые существа отплатят вам за добро великой любовью, верностью, дружбой.
Выставление оценок.
VII этап.
Домашнее задание. Параграф № 53. Далее по выбору:
- упражнение №270
- создать свои иллюстрации позиционных изменений согласных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕТема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.Цель урока: 1. Закрепить правописание Е-И в корнях счередованием.2.Выработать умение правильного написанияЕ...
Урок по русскому языку на тему: "Звуки гласные и согласные"
Данный урок является последним при изучении раздела "Фонетика"....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»
Детский сад «Детство» Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р. 06.04.2017г.Дети вместе со взр...
Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»
Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....
Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...
Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)
Презентация к уроку русского языка "Позиционные чередования согласных звуков" (5 класс)...
Комментарии
В помощь начинающим учителям.
В помощь начинающим учителям.