Разработка урока : Тема «Буквы о и а на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сат Азиана Андреевна

Цели, задачи урока:

Образовательные: показать условия выбора правописания  а-о на конце наречий  ,повторить способы образования слов

Развивающие: развитие навыков работы с текстом, логического мышления ,стремления быть грамотным

Воспитательные: воспитание толерантности, чувства патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-a_na_kontse_narechiy.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Буквы о и а на конце наречий»

Цели, задачи урока:

Образовательные: показать условия выбора правописания  а-о на конце наречий  ,повторить способы образования слов

Развивающие: развитие навыков работы с текстом, логического мышления ,стремления быть грамотным

Воспитательные: воспитание толерантности, чувства патриотизма

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Составить правильные мини- тексты из смешанных предложений

(1) Я люблю свою лошадку. (4) Тувинцы издавна были кочевниками.

 (5) Они перемещались верхом по степям   Центральной Азии.  (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (9) Тувинская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (2) Причешу ей шерстку гладко.

 Работа по группам

А) -Подобрать к данным словам однокоренные наречия с суффиксом 0 -(Е-) после шипящих.

Неуклюжий, изнуряющий, хороший, кипучий, зовущий, пугающий, подобающий, предостерегающий, изнемогающий, исчерпывающий

Б) Составить 2 предложения, включив в них причастный оборот: 1 вариант со словом «задолго», 2 вариант со словом «искоса».

Учитель

- Ребята, можем ли мы в данный момент объяснить, почему в наречии задолго на конце пишется 0, а в наречии искоса  а?

- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать на уроке?

-  Правильно. Буквы 0-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Запишите тему урока в тетрадь. Цель урока - знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило,  изученное  на уроке.

2 Объяснение новой темы.  

Наблюдение над материалом учебника.

Вывод , подкрепляемый правилом ( параграф № 41, стр. 115)

Учитель

А сейчас, ребята, послушайте сказку, которая  также  поможет вам в написании слов с данной орфограммой.

- Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:

-Как тебя зовут?

- Издос,- ответил он.

-Какое странное имя!

- Это де ибя. Бедя дазывают Издос,  потобу что у бедя  все вребя  ИЗ ДОСа течет. 

- Что-что?

- Он сказал: «Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет», - перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

- А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, - сказал Издос.

- А почему его так зовут?

- Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: - ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу. 

- Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с

приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается  Само Окно!   Например, мы не знаем, «О» или «А» пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево.  

 

 Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему.

3.  Закрепление изученного.

А) Тренировочное упражнение  № 245.

Б) Выборочный диктант для I и II групп

1 вариант - выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, 2 вариант   – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова.

Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.

Небо было раскалено почти добела.

Ветер снова усилился.

Серое небо предвещало дождь надолго

Посмотри –ка вправо.

Начни все сначала.

Издалека послышался шум.

В)  Самостоятельная работа

Вставьте окончания

Запрост..                                     дотемн…

досрочн…                                   засветл…

созвучн…                                     влев…

впрв…                                           слев…                                  

избирательн…                           издавн…

изрядн…                                      доходчив…

дословн…                                   досыт…

     

 4. Итоги  урока. 

Рефлексия

- Учащиеся подводят итоги урока:

- Чем занимались?

- Что нового узнали?

 - С какими проблемами столкнулись во время урока?

- Что удалось?

 - Над чем еще надо поработать?

5. Домашнее задание

Написать сочинение о родном крае, используя наречия на о-а

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"

Урок  русского языка в 7 классе по теме "Буквы О и А на конце наречий"  разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений...

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце на...

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: " Буквы А и О на конце наречий с приставами С,- ИЗ, - ДО, - В, - НА, - ЗА -"

Цели урока.Образовательные: совершенствовать знания учащихся об                      особенност...

Технологическая карта урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Буквы О и А на конце наречий" по требованиям ФГОС...

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....