Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 111.61 КБ |
prezentatsiya.pptx | 72.39 КБ |
prilozheniya.pptx | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
с использованием ИКТ по теме:
«Буквы А и О на конце наречий»
учителя русского языка и литературы
Станкевич Марины Владимировны,
ГБОУ ЦО «Технологии обучения»
г. Москва
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий».
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
- научить применять её на практике;
- расширить знания о способах образования наречий;
- углубить представление об использовании наречий в языке;
развивающие:
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
- воспитывать культуру общения и поведения;
- воспитывать уважительное отношение к языку.
Формат проведения: очный, с применением ИКТ.
Технология:
- дифференцированное обучение;
- информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование:
- настольный компьютер;
- планшетный компьютер;
- проектор.
Используемые материалы:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;
- раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);
- слайдовая презентация.
Аннотация к уроку:
Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые ресурсы, оборудование, материалы |
1. Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. | Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку. | |
2. Актуализация знаний. Блиц-опрос. | 1. Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи». 2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами. Учитель задаёт вопросы. 3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе. Слово учителя: «Какие способы образования наречий вы знаете? От каких частей речи образуются наречия? С помощью каких морфем? Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?» 4. Демонстрируется слайд №2. | Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры. | Слайд №1. Слайд №2. |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | 1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание: - составить из них слова; - определить морфемный состав наречий; - распределить их на две группы; - постараться увидеть закономерность деления их на группы. 2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3. «В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий. Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока. Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему. | 1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях. 2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. | Слайд №3. Карточки с морфемами |
4. Усвоение новых знаний. | 1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом». 2. Учитель демострирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило. Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом. | Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило. | Слайд №4. |
5. Первичное закрепление. | 1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А. Задание демонстрируется на слайде №5. 2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно». Учитель демонстрирует слайд №6. 3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования. 4. Творческая работа. Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы. | 1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку. 2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова. 3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило. 4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде. | Слайд №5. Слайд №6. М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 7 класс» Слайд №7. |
6. Самостоятельная работа. | Учитель раздаёт карточки с заданиями. Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия. Карточка №2, карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. | Каждый учащийся выполняет своё задание. | Карточки с индивидуаль-ными заданиями |
7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся. | 1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий». 2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. | |
8. Домашнее задание. | Учитель объясняет домашнее задание. 1. Выучить правило. 2. Выполнить упражнение №247. 3. Выполнить тест (ссылка). | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы образования наречий 1) Приставочный : по + всюду - -> повсюду не + кстати -- > некстати за + ранее -- > заранее 2) Суффиксальный : быстрый + о -- > быстро дословный + о -- > дословно ползти + ком -- > ползком 3) Приставочно-суффиксальный : по + новый + ому -- > по-новому с + горячий+ а -- > сгоряча в + правый + о -- > вправо
Проверь себя! изредка добела снова вправо начисто затемно
На конце наречий, образованных с помощью приставок в - на- за- из- до- с- пишется о пишется а влево, набело, запросто издавна, досыта, слева Запомните : в некоторых наречиях с приставками из- до- с- на конце пишется О, если они образованы от прилагательных и существительных, у которых эти приставки уже есть. Например: доходчиво (доходчивый) , созвучно (созвучный), исправно (исправный)
Образуйте наречия с помощью указанных приставок и суффиксов левый правый долгий дорогой живой мёртвый светлый тёмный глухой крепкий скорый строгий сухой тугой пьяный сытый красный чистый давний редкий за- из- до- на- с- в- -о -а
Правило «окна» В- НА- ЗА- - О ИЗ- ДО- С- - А Для проверки написания наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом, можно использовать правило «окна». Вместо корня подставьте слово окно. Гласная на конце и будет искомым суффиксом. Например: досуха (до окна), заново (за окно), слева (с окна), направо (на окно)
Замените данные словосочетания синонимичными наречиями 1. плотно, сытно, вдоволь поесть 2. приходить в гости без стеснения 3. выехать, пока не стемнело 4. навещать нечасто 5. обидеть в пылу спора, под горячую руку 6. общаться высокомерно 7. обитать с давних пор 1. досыта 2. запросто 3. засветло 4. изредка 5. сгоряча 6. свысока 7. издавна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карточка №1 Вариант 2 В ставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: задолг .., дочерн .., замертв .., влев .., насух .., зажив.., сызмал .., досрочн .., созвучн .., добел .., наскор .., налев .., настрог .., снов.., доходчив.., изредк .., нагол ..
Замените словосочетания наречиями с приставками из до с в на за и суффиксами о или а на конце. Определите способ образования. Раскалить до красного цвета Р асстаться на долгое время Переписать окончательно Идти в левую сторону Знать с давних времён Встретить кого-то ещё раз Карточка №2 Вариант 1
Замените словосочетания наречиями с приставками из- до- с- в- на- за- и суффиксами -о или -а на конце. Определите способ образования. Приехать из далёких мест Смотреть высокомерно, недружелюбно Сделать специально, с умыслом Слушать безразлично, вяло Хорошо покушать Пока ещё светло, не стемнело Карточка №2 Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Идёт направ .. – песнь заводит, налев .. – сказку говорит. Издавн .. русские считались храбрыми воинами. Снов.. тучи надо мною собралися в вышине. Через два часа наступление возобновилось сызнов ... Карточка №3 Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Полы были вытерты досух ... Я словно занов .. родился. Окна вагона были наглух .. залеплены снегом. Он запрост .. заезжал в дом своего старого друга. Карточка №3 Вариант 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: " Буквы А и О на конце наречий с приставами С,- ИЗ, - ДО, - В, - НА, - ЗА -"
Цели урока.Образовательные: совершенствовать знания учащихся об особенност...
Разработка урока : Тема «Буквы о и а на конце наречий»
Цели, задачи урока:Образовательные: показать условия выбора правописания а-о на конце наречий ,повторить способы образования словРазвивающие: развитие навыков работы с текстом, логического...