Урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Потеха Галина Ивановна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»

Цели урока:

расширить и углубить представление о дополнении  как

о второстепенном члене предложения;

предупредить пунктуационные ошибки  (постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.

воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Лексико-орфографическая работа.

Предшественники

Современник

Искусство

Искусный

Просвещение

Просветительство

Единомышленник

III. Повторение изученного (фронтальный опрос):

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-На какие группы делятся второстепенные члены?

-Как определяется значение второстепенных членов?

IV. Изучение нового материала.

- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…

1) Игра «Кто быстрее?»

- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img1.gif

Примерный вид окончательной записи:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img2.gif

На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-От каких частей речи зависит?

-Как связывается с главным словом?

-Итак, дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.

2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img3.gif

Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.

3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.

Вспоминая способы выражения подлежащего, последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.

Способы выражения дополнения.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу рассказать сказку.

2. Местоимение в косвенном падеже

Местоимения разных разрядов)

Думай обо мне (личное).
Расскажите  о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился танец, который (относительное) исполнил профессионал.
Кому (вопросительное) вы звонили?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Г) наречие в значении существительного;

Д) междометие в значении существительного

 

Большим все можно.

О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

4. Инфинитив

Я велел ямщику ехать.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Летом я прочитала много книг.

Мы выписываем «Российскую газету»

4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.

Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img4.gif

V. Закрепление.

1) Работа с учебником.

Упр. 122

2) Тестирование.

Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда?

Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию
 врача
б) Он выбрал 
профессию врача.
в) Он 
выбрал профессию врача.
г) 
Он выбрал профессию врача.

Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе. 
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.

Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а)  Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.

Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка связала свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я пишу стихи.
г) С горы хорошо видно дом и школу.

Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили 
этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический
 музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал 
письмо.
г) Художник нарисовал 
автопортрет.

3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.

- Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:

На бессильные фигурки существительных  Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).

В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.

VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):

Оплатить (что?) проезд

НО! Заплатить (за что?) за проезд

VII. Выводы по теме.

- Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Чем может быть выражено дополнение?

Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.

Домашнее задание:

 Параграф 24,упр. 124

Развитие речи: придумать предложения со словами  предшественники, современники.



Предварительный просмотр:

          Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»

Цели урока:

расширить и углубить представление о дополнении  как

о второстепенном члене предложения;

предупредить пунктуационные ошибки  (постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.

воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Лексико-орфографическая работа.

Предшественники

Современник

Искусство

Искусный

Просвещение

Просветительство

Единомышленник

III. Повторение изученного (фронтальный опрос):

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-На какие группы делятся второстепенные члены?

-Как определяется значение второстепенных членов?

IV. Изучение нового материала.

- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…

1) Игра «Кто быстрее?»

- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img1.gif

Примерный вид окончательной записи:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img2.gif

На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-От каких частей речи зависит?

-Как связывается с главным словом?

-Итак, дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.

2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img3.gif

Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.

3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.

Вспоминая способы выражения подлежащего, последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.

Способы выражения дополнения.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу рассказать сказку.

2. Местоимение в косвенном падеже

Местоимения разных разрядов)

Думай обо мне (личное).
Расскажите  о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился танец, который (относительное) исполнил профессионал.
Кому (вопросительное) вы звонили?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Г) наречие в значении существительного;

Д) междометие в значении существительного

 

Большим все можно.

О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

4. Инфинитив

Я велел ямщику ехать.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Летом я прочитала много книг.

Мы выписываем «Российскую газету»

4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.

Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img4.gif

V. Закрепление.

1) Работа с учебником.

Упр. 122

2) Тестирование.

Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда?

Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию
 врача
б) Он выбрал 
профессию врача.
в) Он 
выбрал профессию врача.
г) 
Он выбрал профессию врача.

Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе. 
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.

Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а)  Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.

Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка связала свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я пишу стихи.
г) С горы хорошо видно дом и школу.

Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили 
этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический
 музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал 
письмо.
г) Художник нарисовал 
автопортрет.

3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.

- Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:

На бессильные фигурки существительных  Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).

В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.

VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):

Оплатить (что?) проезд

НО! Заплатить (за что?) за проезд

VII. Выводы по теме.

- Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Чем может быть выражено дополнение?

Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.

Домашнее задание:

 Параграф 24,упр. 124

Развитие речи: придумать предложения со словами  предшественники, современники.



Предварительный просмотр:

          Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»

Цели урока:

расширить и углубить представление о дополнении  как

о второстепенном члене предложения;

предупредить пунктуационные ошибки  (постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.

воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Лексико-орфографическая работа.

Предшественники

Современник

Искусство

Искусный

Просвещение

Просветительство

Единомышленник

III. Повторение изученного (фронтальный опрос):

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-На какие группы делятся второстепенные члены?

-Как определяется значение второстепенных членов?

IV. Изучение нового материала.

- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…

1) Игра «Кто быстрее?»

- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img1.gif

Примерный вид окончательной записи:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img2.gif

На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-От каких частей речи зависит?

-Как связывается с главным словом?

-Итак, дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.

2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img3.gif

Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.

3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.

Вспоминая способы выражения подлежащего, последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.

Способы выражения дополнения.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу рассказать сказку.

2. Местоимение в косвенном падеже

Местоимения разных разрядов)

Думай обо мне (личное).
Расскажите  о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился танец, который (относительное) исполнил профессионал.
Кому (вопросительное) вы звонили?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Г) наречие в значении существительного;

Д) междометие в значении существительного

 

Большим все можно.

О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

4. Инфинитив

Я велел ямщику ехать.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Летом я прочитала много книг.

Мы выписываем «Российскую газету»

4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.

Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img4.gif

V. Закрепление.

1) Работа с учебником.

Упр. 122

2) Тестирование.

Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда?

Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию
 врача
б) Он выбрал 
профессию врача.
в) Он 
выбрал профессию врача.
г) 
Он выбрал профессию врача.

Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе. 
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.

Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а)  Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.

Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка связала свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я пишу стихи.
г) С горы хорошо видно дом и школу.

Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили 
этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический
 музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал 
письмо.
г) Художник нарисовал 
автопортрет.

3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.

- Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:

На бессильные фигурки существительных  Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).

В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.

VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):

Оплатить (что?) проезд

НО! Заплатить (за что?) за проезд

VII. Выводы по теме.

- Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Чем может быть выражено дополнение?

Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.

Домашнее задание:

 Параграф 24,упр. 124

Развитие речи: придумать предложения со словами  предшественники, современники.



Предварительный просмотр:

          Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»

Цели урока:

расширить и углубить представление о дополнении  как

о второстепенном члене предложения;

предупредить пунктуационные ошибки  (постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.

воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Лексико-орфографическая работа.

Предшественники

Современник

Искусство

Искусный

Просвещение

Просветительство

Единомышленник

III. Повторение изученного (фронтальный опрос):

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-На какие группы делятся второстепенные члены?

-Как определяется значение второстепенных членов?

IV. Изучение нового материала.

- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…

1) Игра «Кто быстрее?»

- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img1.gif

Примерный вид окончательной записи:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img2.gif

На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-От каких частей речи зависит?

-Как связывается с главным словом?

-Итак, дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.

2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img3.gif

Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.

3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.

Вспоминая способы выражения подлежащего, последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.

Способы выражения дополнения.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу рассказать сказку.

2. Местоимение в косвенном падеже

Местоимения разных разрядов)

Думай обо мне (личное).
Расскажите  о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился танец, который (относительное) исполнил профессионал.
Кому (вопросительное) вы звонили?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Г) наречие в значении существительного;

Д) междометие в значении существительного

 

Большим все можно.

О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

4. Инфинитив

Я велел ямщику ехать.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Летом я прочитала много книг.

Мы выписываем «Российскую газету»

4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.

Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619542/img4.gif

V. Закрепление.

1) Работа с учебником.

Упр. 122

2) Тестирование.

Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда?

Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию
 врача
б) Он выбрал 
профессию врача.
в) Он 
выбрал профессию врача.
г) 
Он выбрал профессию врача.

Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе. 
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.

Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а)  Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.

Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка связала свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я пишу стихи.
г) С горы хорошо видно дом и школу.

Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили 
этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический
 музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал 
письмо.
г) Художник нарисовал 
автопортрет.

3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.

- Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:

На бессильные фигурки существительных  Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).

В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.

VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):

Оплатить (что?) проезд

НО! Заплатить (за что?) за проезд

VII. Выводы по теме.

- Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Чем может быть выражено дополнение?

Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.

Домашнее задание:

 Параграф 24,упр. 124

Развитие речи: придумать предложения со словами  предшественники, современники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...