Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с именем числительным.

Планируемые результаты для учеников:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; употреблять числительные в речи.

Извлекать теоретическую информацию путём выполнения практических заданий; преобразовывать теоретические сведения в схему, составлять интеллект-карту; строить рассуждение.

Развивать интерес к изучению языка, способность к само- и взаимооценке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

117. Имя числительное как часть речи

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с именем числительным.

Планируемые результаты для учеников:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; употреблять числительные в речи.

Извлекать теоретическую информацию путём выполнения практических заданий; преобразовывать теоретические сведения в схему, составлять интеллект-карту; строить рассуждение.

Развивать интерес к изучению языка, способность к само- и взаимооценке.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись в тетради:

Число.

Классная работа.

II. Орфографическая разминка + Определение темы урока + Мотивация к изучению темы.

Слайд № 1. Выберите правильную букву и запишите её.

  1. Чи/естота в квартире.
  2. Драмм/ма.
  3. Посвя/етить стихи.
  4. Сч/щастливый.
  5. Скри/епеть дверью.
  6. Искус/стный.
  7. Привил/ллегия.
  8. Отпи/ерать дверь.
  9. Лест/тница.
  10. Проже/ивать хлеб.
  11. Лил/ллипут.
  12. Бъ/ьющийся.
  13. Ветренн/ный.
  14. Позво/алять шалость.
  15. Поси/едеть от горя.

Если вы правильно выбрали буквы, то сейчас у вас в тетрадях записана тема нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?(Имя числительное.) Вы правы, сегодня мы будем получать новые знания об имени числительном как части речи. Слайд № 2.

Все мы каждый день сталкиваемся с большим количеством различных чисел. Когда? Где?

Давайте представим, что исчезли все цифры. Что тогда произойдёт? Без цифр мы даже не начали бы сегодняшний урок! (Запись числа, звонок по времени, не нашли бы номер кабинета…) Представляете, по частоте употребления в речи имена числительные находятся на 8-м месте! Давайте это проверим, посмотрев в учебники по биологии, истории и литературе. (Три ученика работают с учебниками.) Нашли числительные? Они нужны в текстах?

Слайд № 3.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен!

А раз это такая важная часть речи, будем её изучать.

III. Постановка проблемы и определение цели урока.

Давайте сейчас прочитаем об имени числительном в моём учебнике. Слайд № 4.

Ребята, страница в учебнике безнадёжно испорчена! Вы поможете мне восстановить её? Назовите цели нашего урока?

Слайд № 5. Чтобы восстановить страницу учебника нам понадобятся интеллект-карты, которые лежат у вас на партах. Заполнив их, мы узнаем всё о числительном.

IV. Открытие новых знаний + исследовательская работа.

На слайде № 6 записаны примеры имён числительных: семнадцать, три богатыря, седьмое чудо света, трёх товарищей, девятую роту, первые зрители.

Они помогут нам заполнить интеллект-карты. Что же такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи.)

Сгруппируйте данные числительные и запишите в тетрадь. Проверим, как у вас получилось.

Слайд № 6.

Семнадцать                            Седьмое чудо света

Три богатыря                          Девятую роту

Трёх товарищей                      Первые зрители

Что обозначают числительные, записанные в первый столбик? (Число или количество предметов.)

Как мы назовём такие числительные? (Количественные.) На какие вопросы они отвечают? (Сколько?) Как они изменяются? (По падежам.)

Что обозначают числительные, записанные во второй столбик? (Порядок предметов при счете.) Как назовём эти числительные? (Порядковые.) На какие вопросы они отвечают? (Какой?) Как они изменяются? (По родам, числам и падежам.)

Оформление материала в интеллект-карту.

V. Лингвистическая физкультминутка.

Слайд № 7. А вы сможете отличить порядковые от количественных? Проверим! Если я буду называть порядковые, то вы встаёте, а если количественные, то садитесь, а если вообще не числительное, то хлопаете. Встаньте, начинаем!

Три товарища, восьмая миля, один плюс один, август восьмого, сто один далматинец, семеро козлят, на седьмом небе, второе дыхание, два капитана, двушка.

Кто самый внимательный? Сколько раз вы сели, а сколько встали? (5 раз сели, 4 раза встали)

VI. Объяснение нового материала + Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

Какое лишнее слово вы услышали? (Двушка.) Почему оно лишнее? (Имя существительное.)

Стоит различать имена числительные и другие части речи, имеющие числовое значение. Как их различать?

Слайд № 8. Например, два – двушка. Слово два обозначает число, отвечает на вопрос сколько?,его можно записать цифрой и словом. Слово двушка обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, может быть записано только словом.

История одного слова. Что такое двушка?

Двушка (в современном русском языке) – двухкомнатная квартира. А когда-то давным-давно слово двушка обозначало монету достоинством в две копейки, которая была необходима, чтобы совершить звонок по телефону-автомату.

*Индивидуальное задание для тех, кто одинаково любит русский язык и математику. Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Ответ: старшему – пятьдесят, среднему – двадцать четыре, младшему – двадцать два.

Слайд 9. Распределительный диктант. У доски работают 4 ученика.

Распределите слова по колонкам.

Имя числ.              Имя сущ.                Имя прил.                Глагол

Двойня, двуличный, однокомнатная, одиннадцать, пятёрка, утроить, десятый, удвоить, двадцать семь, столетний, трёшка.

Слайд № 9. Работа в парах: взаимопроверка и взаимооценка.

Имя числ.             Имя сущ.                Имя прил.                Глагол

Одиннадцать        Двойня                   Двуличный              Утроить

Десятый                Пятёрка                  Однокомнатная       Удвоить

Двадцать семь      Трёшка                   Столетний

Работа в мобильных группах по 4 человека. Слайд № 10.

Запишите предложение. Укажите, каким членом предложения является числительное. Проверка по очереди.

  1. Пять – это хорошая оценка.
  2. Продолжительность нашего урока – тридцать минут.
  3. Мы учимся в третьей школе.
  4. Мы принесли на урок один учебник.
  5. Урок закончится в одиннадцать часов.
  6. Пять да восемь – тринадцать.

!Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительным является одним членом предложения.

Вывод: имена числительные бывают разными членами предложения.

Оформление материала в интеллект-карту.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог. Мы достигли своей цели? Что мы узнали о числительном?

Слайд № 11.

Ребята, посмотрите, свершилось чудо: страница учебника восстановлена! Вы действительно достигли цели.

Оцените свою работу на уроке, записав отметку именем числительным.

Охарактеризуйте наш урок одним предложением, используя в нём числительное. Запишите предложение в тетрадь и прочитайте его нам.

VIII. Домашнее задание.

Слайд № 12. Домашнее задание на выбор:

  1. Упражнение № 397.
  2. Вспомните и запишите 10 пословиц и поговорок с числительными, подчеркните числительные как члены предложения.
  3. Сочините сказку про имя числительное и его признаки, дополните текст иллюстрациями.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)

Карточка № 1.

Решите задачу, ответ запишите словами.

Средний из трёх братьев старше младшего на два года, а возраст старшего брата превышает сумму лет двух остальных братьев четырьмя годами.

Найди возраст каждого брата, если им вместе девяносто шесть лет.

(Задача из книги XVIII в.)



Предварительный просмотр:

  1.  Пять – это хорошая оценка.

  1.  Продолжительность нашего урока – тридцать минут.

  1.  Мы учимся в третьей школе.

  1.  Мы принесли на урок один учебник.

  1.  Урок закончится в одиннадцать часов.

  1.  Пять да восемь – тринадцать.

  1.  Пять – это хорошая оценка.

  1.  Продолжительность нашего урока – тридцать минут.

  1.  Мы учимся в третьей школе.

  1.  Мы принесли на урок один учебник.

  1.  Урок закончится в одиннадцать часов.

  1.  Пять да восемь – тринадцать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....