Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

        Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.

        Активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения предстоящего учебного материала.

       Отслеживание понимание темы темы каждым учащимся.

       Формирование навыков партнёрских взаимоотношений на уроке.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mast-klass_dlya_sayta.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Урок русского языка. 6 класс.

Тема. Имя числительное как часть речи.

Знать: о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.

Уметь: находить числительное в тексте; отличать числительное от других частей речи с числовым значением;  различать количественные и порядковые числительные.

План урока.

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.

2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о числительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).

3.Объединившись в группы,  ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.

Вступительное слово

(Везде и во всем человека окружают числа,   значение чисел в жизни человека,  возникновение счета еще в глубокой древности, огромная роль  чисел первого десятка, из которых возникло многообразие числительных. Без чисел немыслима наука и сама жизнь.  

 (Вопросы на развитие критического мышления, 1 уровень: запоминание и понимание)

- Сделайте морфемный разбор слова числительное  и назовите однокоренные слова.

- От какого слова произошло слово числительное?

- Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.

- Прочитайте еще раз тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь

.

- Внимательно прочитайте вопросы, расположенные на экране и  запишите ответы, используя числительные.

1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»?

2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто  меняющего свои решения?

3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

5. Сколько коробов можно наврать?

6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

7.Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать

(тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).

- На какой вопрос отвечают выписанные вами  числительные?

- Что они обозначают?

Вывод делают сами учащиеся: такие числительные называются количественными. 

Учитель.

 Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное.

- На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает это числительное?

Вывод делают сами учащиеся: такие числительные называются порядковыми. 

Полминутки для шутки.

Прочитайте зашифрованные слова.

Смор1а,  по2л,  элек3к,  100л,   ви3на,  па3от,  о5, 100рона,  100янка,  пи100лет, 40а,  7я,  100п, 1000н.

(Задание на развитие критического мышления, 1-ый уровень: запоминание фактов и понимание)

Ребята,  работам в парах.

-  Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых  входят: а) количественные числительные; б) порядковые числительные.

(Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Не имей сто рублей, а имей  сто друзей. Четыре братца под одной крышей живут. Два братца  через дорогу живут. Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах(что-то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев  и.т.д.)      

Учитель.

- Подведем первые итоги. Ребята, используя полученные знания, дайте определение числительного.

Составление определения. (Задание на развитие критического мышления 2-ой уровень: применение и анализ)

- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбик.

- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.

 

На доске таблица:

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

1. Часть речи

1. Часть речи

2. Обозначает предмет

2.Оозначает признак предмет

3. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы

какой? чей?

4. Изменяется  по падежам и числам.

4. Изменяется по родам, числам и падежам

Учитель.

Ребята, посмотрите на экран, прочитайте.

У числительных «много родственников» по морфологической  линии.

У числительного один  (един) их около тридцати, причем различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство, единение пр.), прилагательные (одинаковый, одинарный, одиночный, единый), глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречие (однажды, воедино),  и даже союз (однако).

А если учесть и «дальних родственников» -  сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получится внушительное семейство.

 (Задания на развитие критического мышления 2-ой уровень: применение и анализ)

- От корня два образуйте семейство слов различных частей речи, используя образец, данный на экране.

Проверка работы.

Учитель.

- Ребята, вы доказали сейчас, что от  числительных образуется  много слов других частей речи, которые нельзя путать с числительными.

- Перед вами на экране несколько предложений, в которых встречаются слова с корнем тр. Определите,  какими частями речи и членами предложения являются эти слова. Запишите предложения в тетрадь.

1. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.    

                                                                                                                                      (Пословица) 2. С тройкой справиться,

Скажу вам,

 Нелегко:

Не уедете на тройке

Далеко!  (П. Мумин)

3. Два да три пять.

4. В окне на девятом этаже загорелся свет.

5. Тысяча восемьсот двенадцатый год – год победы русского народа в войне с Наполеоном.

Проверка работы. 

- Сделайте вывод о синтаксической роли числительного в предложении.

-  На экране вы видите числительные, попробуйте образовать от них  существительные. четыре, пять,  десять, девять, один.

 Игровая минутка.

- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопать в ладоши, когда я назову числительное.

Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь) три, две седьмых.

 Стадия рефлексии:

Объединившись в группы, оформите полученную за время урока информацию  в тетрадях в виде кластеров такого типа:

Числительное.

Количество предметов

 Сколько?                                 Порядок предметов при счете

Порядок предметов при счете

Который?

Грамматические признаки:

Изменение по падежам

Изменение по родам

Изменение по числам

Синтаксическая роль:

Подлежащее

Сказуемое

дополнение

 

Составление синквейна.

Дома: упр.347. параграф 59.

                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...