Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.
Активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения предстоящего учебного материала.
Отслеживание понимание темы темы каждым учащимся.
Формирование навыков партнёрских взаимоотношений на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mast-klass_dlya_sayta.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Урок русского языка. 6 класс.
Тема. Имя числительное как часть речи.
Знать: о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.
Уметь: находить числительное в тексте; отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.
План урока.
1. Учитель сообщает учащимся тему урока.
2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о числительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).
3.Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:
1. Учитель сообщает учащимся тему урока.
Вступительное слово
(Везде и во всем человека окружают числа, значение чисел в жизни человека, возникновение счета еще в глубокой древности, огромная роль чисел первого десятка, из которых возникло многообразие числительных. Без чисел немыслима наука и сама жизнь.
(Вопросы на развитие критического мышления, 1 уровень: запоминание и понимание)
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова.
- От какого слова произошло слово числительное?
- Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.
- Прочитайте еще раз тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь
.
- Внимательно прочитайте вопросы, расположенные на экране и запишите ответы, используя числительные.
1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»?
2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5. Сколько коробов можно наврать?
6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
7.Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать
(тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).
- На какой вопрос отвечают выписанные вами числительные?
- Что они обозначают?
Вывод делают сами учащиеся: такие числительные называются количественными.
Учитель.
Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное.
- На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает это числительное?
Вывод делают сами учащиеся: такие числительные называются порядковыми.
Полминутки для шутки.
Прочитайте зашифрованные слова.
Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 1000н.
(Задание на развитие критического мышления, 1-ый уровень: запоминание фактов и понимание)
Ребята, работам в парах.
- Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых входят: а) количественные числительные; б) порядковые числительные.
(Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Четыре братца под одной крышей живут. Два братца через дорогу живут. Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах(что-то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев и.т.д.)
Учитель.
- Подведем первые итоги. Ребята, используя полученные знания, дайте определение числительного.
Составление определения. (Задание на развитие критического мышления 2-ой уровень: применение и анализ)
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбик.
- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.
На доске таблица:
Имя существительное. | Имя прилагательное. | Имя числительное. |
1. Часть речи | 1. Часть речи | |
2. Обозначает предмет | 2.Оозначает признак предмет | |
3. Отвечает на вопросы кто? что? | 3. Отвечает на вопросы какой? чей? | |
4. Изменяется по падежам и числам. | 4. Изменяется по родам, числам и падежам |
Учитель.
Ребята, посмотрите на экран, прочитайте.
У числительных «много родственников» по морфологической линии.
У числительного один (един) их около тридцати, причем различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство, единение пр.), прилагательные (одинаковый, одинарный, одиночный, единый), глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречие (однажды, воедино), и даже союз (однако).
А если учесть и «дальних родственников» - сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получится внушительное семейство.
(Задания на развитие критического мышления 2-ой уровень: применение и анализ)
- От корня два образуйте семейство слов различных частей речи, используя образец, данный на экране.
Проверка работы.
Учитель.
- Ребята, вы доказали сейчас, что от числительных образуется много слов других частей речи, которые нельзя путать с числительными.
- Перед вами на экране несколько предложений, в которых встречаются слова с корнем тр. Определите, какими частями речи и членами предложения являются эти слова. Запишите предложения в тетрадь.
1. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.
(Пословица) 2. С тройкой справиться,
Скажу вам,
Нелегко:
Не уедете на тройке
Далеко! (П. Мумин)
3. Два да три пять.
4. В окне на девятом этаже загорелся свет.
5. Тысяча восемьсот двенадцатый год – год победы русского народа в войне с Наполеоном.
Проверка работы.
- Сделайте вывод о синтаксической роли числительного в предложении.
- На экране вы видите числительные, попробуйте образовать от них существительные. четыре, пять, десять, девять, один.
Игровая минутка.
- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопать в ладоши, когда я назову числительное.
Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь) три, две седьмых.
Стадия рефлексии:
Объединившись в группы, оформите полученную за время урока информацию в тетрадях в виде кластеров такого типа:
Числительное.
Количество предметов |
Сколько? Порядок предметов при счете |
Порядок предметов при счете |
Который? |
Грамматические признаки: |
Изменение по падежам |
Изменение по родам |
Изменение по числам |
Синтаксическая роль: Подлежащее |
Сказуемое |
дополнение |
Составление синквейна.
Дома: упр.347. параграф 59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...