Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»
Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды числительных» содержит обучающие, развивающие и воспитательные цели, необходимое оборудование, дидактический материал. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего, тренировочного характера.
Дидактический материал подобран в соответствии с возрастом, что позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать его более результативным.
Данный урок предназначен для учащихся 6-х классов. Это урок изучения нового материала по морфологии, позволяет познакомить учащихся с новой частью речи - именем числительным, дать учащимся общее представление о числительном, его синтаксической роли в предложении, морфологических признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 108.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка по ФГОС «Имя числительное как часть речи»
Учитель: Ульянова Наталья Владимировна
Класс: 6д класс
Тема: « Имя числительное как часть речи».
Дата проведения: 30.01.2021
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Предлагаю сегодняшний урок русского языка начать с… математики. На доске записаны примеры. Выполнив несложные математические действия, вы получите ответ. (К) 10+3 =____+7 = ____(от)______-10 =____-5=_____. Я желаю вам сегодня на уроке получить свои заслуженные пятерки. -Ребята, отгадайте ребусы . Сгруппируйте словарные слова по частям речи -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на 3 группы в соответствии с частью речи (запись в тетрадь) -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) - Назовите орфограммы в словах. -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные). Какое слово вы записали в 3 столбик , что оно обозначает - Как вы это определили? Докажите. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Запишем тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. 1.Познакомиться с именем числительным как…; 2.Учиться отличать имя числительное … . | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. 1.бетон 2.талант 3.одиннадцать 4. юный 5. терраса Фронтальная работа. Учащиеся отгадывают ребусы, записывают слова и работают индивидуально, распределяя слова на 3 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Повторяют орфограммы в словах Записывают тему, определяют цель урока. Цель урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Но прежде чем мы продолжим занятие, скажите: что вы знаете об имени числительном? Историческая справка. Числительное - древняя часть речи. Название «Числительное» произошло от слова «число». Древние люди считали, что числа управляют миром, они не только обозначали количество, но и передавали определенный смысл. Так, 1 в древности почти у всех народов указывало на единую божественную силу, а 7 в старину рассматривалась как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно тем, что человек воспринимает окружающие явления- свет, запахи, вкус- через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот). По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место. -У вас на столах лежат таблицы, которые мы заполняем в течение урока
1.Перед нами ряд слов: пять, дюжина, тысяча, единица, миллион, двенадцать, десяток, тройственный, шестьдесят, тридцатка, сорок, миллионный, втроём, пятьсот, семерка, девяносто, дважды, утроить, тройка. -Есть ли что-нибудь, их объединяющее? (все они, так или иначе, называют число или количество). -Можно ли считать, что все эти слова принадлежат к одной и той же части речи? Чем отличаются числительные от других частей речи? - Один из лингвистов писал: «Можно заметить, что в обычной речи числительные весьма ограничены в своих возможностях употребляться в значении предметности. Количественное значение может передаваться словами других частей речи: тройка, пятерка, сотня; утроить, удесятерить». В таком случае, зачем нам нужны числительные? Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени числительного, вы не могли бы общаться. Убедимся в этом , наблюдая за грамматическими и синтаксическими функциями имени числительного. 2.Разделите слова на две группы и запишите в столбики: Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, сто четыре, пятисотый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый -По какому признаку вы распределили числительные? (количественные и порядковые числительные). Координирует работу, помогает сформулировать вывод: По значению числительные делятся на количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов (сколько?) и порядковые, которые обозначают порядок при счете ( какой?) Используемый ЦОР: Мультимедиа урок. Поддерживает тему "Имя числительное как часть речи. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f0e9e7e-e62d-448c-9441-855ff1ff4ebc/view/ | 1.Коллективная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя числительное». Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена числительные записывают информацию в таблицу 2.Работа в паре (Ответ учащихся.)
Отвечают на вопросы, определяют разряды имени числительного, выводы записывают в таблицу | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) | ||||||||||
3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, | 1. Определите роль выделенных слов в предложении. Какой можно сделать вывод? Дважды два – четыре. Семеро одного не ждут. Первый блин комом. Я родился в тысяча девятьсот девяносто восьмом году Он положил в рюкзак три учебника. Девушка заказала две чашки какао. 3.Какие особенности выделенных слов вы можете отметить? Как называется это лексическое явление ? С детства люблю слушать сказку «Три поросенка» Лучше три порошком пятна на парте Тебе нравится герой фильма «Один дома»? Один- главный бог скандинавских племен. Семью пять будет тридцать пять. Семью надо беречь. Участникам семинара раздали сорок буклетов. Сорок было не счесть. Тьма накрыла город. На площади собралось тьма народу. Найдите в словаре, как образованы «тьма», «сорок» Историческая справка: В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков. В древнерусском счете тьма –это 10 тыс. | 1.Работа в парах Учащиеся определяют синтаксическую роль числительного (имена числительные бывают разными членами предложения , в сочетании с существительными являются одним членом предложения) Учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «тьма», «сорок» | Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) | ||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз- росой она умылась. Два- изящно покрутилась. Три – нагнулась и присела. На четыре –улетела. Отгадайте кто это? Загадки про цифры Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (Шесть) Есть, друзья, такая птица, Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. («Пять») | Повторяют движения за учителем Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя числительное», отвечают хором | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||
4. Включение изученного в систему знаний и повторение.(15 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнение заданий | 1.Из данных слов выпишите слова, обозначающие порядок чисел при счёте: Первый, весенний, пятничный, семидесятый, семидневный, годовой, сороковой, шестичасовой, пятнадцатый, одиннадцатое, квартальный. 2. Найдите и выделите главные слова в словосочетаниях После шестого урока С семью книжками Пятый урок В трех примерах Четыре книжки 3. Работа с ЦОР «Синтаксические функции имени числительного» 4.Работа с текстом. Списать, вставив пропущенные буквы, подчеркнуть числительные как члены предложения, определить разряды числительных.
Уд…вительное рядом. Р…стения называют зелёными фабриками воздуха. Один г…ктар леса погл…щает в один час около в…сьми литров углекислоты. Столько углекислого газа выд…ляют двести человек. 5.Не во всех предложениях сказуемое правильно согласовано с подлежащим. Отметьте ошибки Четыре кота залезло на дерево Сколько котов залезли на дерево? Сколько котов залезло на дерево? Четыре кота залезли на дерево. 6.-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена числительные? Где пригодятся нам знания о числительном? Продолжите заполнение таблицы. 1 группа
Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное"? -Как записывают число в математике и в русском языке? Решите задачу .числительные запишите словами Из одного здания в одно и то же время с разной скоростью вышли 376 мальчиков и 532 девочки. Через некоторое время из этого же здания с одинаковой скоростью вышли 38 взрослых. Сколько всего учеников и учителей разошлись по домам после занятий в школе? 2 группа.
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской... Приведите примеры словосочетаний « числ..+ сущ.». из других литературных произведений
3 группа.
7. Предлагаю выполнить тестовое задание и проверить, насколько хорошо вы научились находить числительные и давать им характеристику. А1. Найдите словосочетание с именем числительным. 1.Удвоить усилия. 2. Двоюродный брат. 3. Получить двойку. 4. Два балла. А 2. Найдите словосочетание с порядковым числительным. 1. Пятиэтажный дом. 2. Пять этажей. 3. На пятом этаже. 4. Пятьдесят пять ступенек. А 3. Найдите предложение с количественным числительным. 1. Трое друзей отправились на рыбалку. 2. На третий день погода улучшилось. 3. Он ошибался трижды. 4. К Насте приехала троюродная сестра. А 4. Найдите предложение с главным членом – именем числительным. 1. Четыре и семь – одиннадцать. 2. Мы живем на двенадцатом этаже. 3. Я хожу в школу к двум часам. 4. В восемь часов утра начнется интересная передача. А теперь проведем самопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2» 8. И последнее… Перед вами предложения:
Назовите, какие числительные не обозначают целое число? Как они называются? Какое числительное состоит из двух корней? Как называются слова, состоящие из нескольких корней? А как называются такие имена числительные? Из скольких слов состоит числительное тридцать четыре? А как называются такие имена числительные? Можем ли мы ответить на все заданные вопросы? Нет. Ответы на некоторые вопросы мы найдем на следующем уроке. А потому наша таблица на сегодняшнем уроке будет заполнена не до конца. | 1.Работа в паре Учащиеся выполняют упражнение по заданию. 2.Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. При проверке оценивают по эталону 3.Группа учащихся выполняет работу на компьютере. 4.Списывают текст, вставляя пропущенные буквы(повтор изученных ранее орфографических правил), находят числительные, ставят к ним вопросы, определяют по вопросам их синтаксическую роль, пользуясь новой информацией определят их разряды 5.Вслух проговаривают свои предложения, аргументируя их. Работа в группе. Работа в группе. Работа в группе. 7.Самостоятельно выполняют предложенное тестовое задание. Соблюдают тишину, не мешают друг другу работать. По окончании выполнения тестового задания осуществляют самопроверку по эталону, выставляют себе отметки согласно предложенной схеме | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение | ||||||||||
5.Рефлексия. (3мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности | Рефлексия. «Продолжи мысль» Я понял, что……… Мне понравилось………… Я хочу……………. -. Удачи всем. Спасибо. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? | Рефлексия (П5, структурирование знаний, Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | ||||||||||
6.Домашнее задание: | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. На выбор: 1 уровень – упр.345 (списать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряды). 2 уровень – Выписать из учебника географии предложения, в которых даётся информация о размерах Земли, о расстоянии от ее центра до экватора и до полюсов. Подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряд. Объяснить, с какой целью используются в этих предложениях имена числительные. Сделать вывод. 3 уровень – Написать небольшое сочинение на тему «Что было бы, если бы в нашем мире исчезли цифры?». Подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряд. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».
Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Методическая разработка открытого урока по теме "Имя числительное как часть речи".(Конспект,презентация,приложения к уроку)...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....