Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
методическая разработка по русскому языку (6, 11 класс)

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ?

 (Не путай с другими частями речи со значением числа: двойка (что?) –сущ., вдвое (во сколько? как?)- нар. и др.)

                          Разряды числительных по строению:

      простые

                   сложные

                  составные

 Имеют один  корень

Имеют два и более корней

Состоят из нескольких слов

Пять, сто, двенадцать, второй

девяносто

Триста, пятьсот, шестьдесят, полтора, полтораста

Двести тридцать четыре, три целых пять сотых

* при изменении (склонении) изменяются обе части слова:

* у количественных изменяется при склонении каждое слово,

  * у порядковых  - только последнее

* у дробных – числитель изменяется как количественное, знаменатель – как порядковое

Триста - трёхсот, трёмстам, о трёхстах

  • двухсот тридцати четырёх (кол)
  • двести тридцать четвёртый (порядк)
  • трёх целых семи десятых
  • шесть седьмых

                                                       Разряды  числительных по значению

         количественные

     порядковые

Обозначают число и количество предметов

Обозначают порядок при счёте

Отвечают на вопрос СКОЛЬКО?

Отвечают на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ?

Изменяются по падежам,

 не имеют рода (кроме числ. один, два)

Изменяются, как прилагательные: по числам, родам,. падежам

И.сколько?      пять     шестьдесят           восемьсот

Р.скольких?     пяти    шестидесяти         восьмисот

Д.скольким?    пяти    шестидесяти         восьмистам

В.сколько?       пять     шестьдесят          восемьсот

Т.сколькими?  пятью  шестьюдесятью   восьмьюстами

П.о скольких? (о) пяти (о) шестидесяти (о) восьмистах

И.какой?     триста семьдесят восьмой (восьмая, восьмое)

Р.какого?    триста семьдесят восьмого (восьмой, восьмого)

Д.какому?   триста семьдесят восьмому (восьмой, восьмому)

В.как И. или Р. триста семьдесят восьмого (восьмую, восьмое)

Т.каким?     триста семьдесят восьмым (восьмой, восьмым)

П.о каком?  о триста семьдесят восьмом (восьмой, восьмом)

Бывают целые, дробные, собирательные

Собирательные обозначают несколько предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Эти числ. употребляются только с сущ., обозначающими

    - лиц муж. пола (двое мальчиков)

    - детёнышей животных (пятеро медвежат) + употребляются со словами ДЕТИ,  РЕБЯТА (двое детей)

    - парные предметы или употребл. только во мн. ч.

      (трое брюк, четверо саней, двое суток)

   -  с личными мест. нас, их, вас

  * не употребляются с сущ., обозн. лиц жен.пола

   (две девушки, три студентки)

 ** ОБА – с сущ муж.и средн. рода (оба друга,окна)

              - с сущ., обозн. одновременно лиц муж. и жен.

             пола (оба, брат и сестра)

 ** ОБЕ – с сущ. жен. рода (обе реки, школы, улицы)

В предложении обычно бывает определением или одним членом предложения вместе с существительным:

второй том, родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

** ДАТА: название месяца – в Род.п.!

Первое сентября, к первому  (числу)сентября – опускается слово «число».

Слова «день», «праздник» + числ. в Им. п + назв. месяца в Род.п:

Ко дню Восьмое марта, перед праздником Восьмое марта;

Ко дню Девятое мая, с праздником Девятое мая.

* Если в названии праздника или знаменательной даты числительное записывается цифрой, то с прописной буквы пишется название месяца:

в день 8 Марта, 9 Мая – День Победы.

В предложении обычно  подлеж. и;ли дополнение;

Числ + сущ в род п. – единый член предложения:

Четыре братца под одной ножкой стоят.

                       

                       

 Некоторые особенности  употребления и правописания числительных:

  1. одиННадцать, миЛЛион, миЛЛиард (по словарю);
  2. пишется Ь на конце числительных от5 до20, 30 (шестЬ, десятЬ,. девятнадцатЬ, тридцатЬ);
  3. пишется Ь в середине слова в числительных от 50 до 80, от 500 до 900 (пятЬесят, восемЬдесят, восемЬсот); проверяй: пятЬ десятков, восемЬ сотен;
  4. не пишется Ь в середине слова в числительных от 15 до 19 (пяТНадцать, шеСТнадцать, сеМНадцать, восеМНадцать, девяТНадцать);
  5. в Т.п. пишется Ь в середине слова, их может быть три: четырЬмя, восЬмЬю, пятЬюдесятЬю, восЬмЬюдесятЬю;
  6. числительные от 5 до 20, 30 склоняются,  как сущ.3 склонения: в Р.,Д.,П.  имеют окончание –И;
  7. числительные 40, 90,100 имеют две формы: И.В. – сорок, девяностО, стО; во всех остальных- в Р..Д..Т.,П.- сорокА, девяностА, стА;
  8. дробные числительные полтора (полторы), полтораста при склонении имеют две формы: в И.,В. – полтора (полторы), полтораста; в Р.,Д..Т.,П. – полутора (полуторы) ,полутораста;
  9. порядковые числительные, оканчивающиеся на –сотый, - тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: семитысячный,  восьмидесятипятимиллионный, стодвадцатишестимиллиардный;
  10. при наличии сочетания С ПОЛОВИНОЙ, за которым следует –тысячный, - миллионный, -миллиардный, предпочтительнее цифровое обозначение с дефисным написанием: 7  -тысячный (вместо семи с половиной тысячный);

   слитно – ДВУХСПОЛОВИННЫЙ;

  1. Количественные числительные, образующие I часть сложных слов (сущ., прил., нар.), употребляются в форме Р.п.: пятИлетка, сорокАвёдерный, семИдесятИпятИлетний. ИСКЛ.: СОРОКОНОЖКА;
  2. ИСКЛ.: числительные девяносто, сто при образовании сложных слов сохраняют начальную форму: девяностОлетие, стОлетний;
  3. ИСКЛ.: числительное ТЫСЯЧА в составе сложных слов пишется с соединительной гласной Е: тысячЕлетие;
  4. числительное ТЫСЯЧА склоняется, как сущ. 1 склонения: тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче.

                                           Склонение количественных числительных:

50 - 80

200

300

400

500 - 900

И.

пять  десят

двЕстИ

трИстА

четырЕстА

пять  сот

Р.

пятИдесятИ

двУХсот

трЁХсот

четырЁХсот

пятИсот

Д.

пятИдесятИ

двУМстАМ

трЁМстАМ

четырЁМстАМ

пятИстАМ

В.

пять десят

двЕстИ

трИстА

четырЕстА

пять сот

Т.

пятьЮдесятьЮ

двУМЯстАМИ

трЕМЯстАМИ

четырьМЯстАМИ

пятьЮстАМИ

П.

(о) пятИдесятИ

(о) двУХстАХ

(о) трЁХстАХ

(о) четырЁХстАХ

(о) пятИстАХ

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других...