Индивидуализация и дифференциация на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

Грищенко Валентина Васильевна
«Индивидуализация и дифференциация на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад на тему

«Индивидуализация и дифференциация

на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС»

Подготовила:

 учитель русского языка

 и литературы 2 кв. категории

МБОУ города Тулуна СОШ №1

Грищенко Валентина Васильевна

Тулун, 2015

Индивидуализация и дифференциация

на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

     

Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

Э. Ильенков

     «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

     У американского писателя Айзека Ази`мова есть фантастический рассказ, действие которого происходит в 2155 году. Ребятишки из найденной на чердаке книжки узнают о школе, которая была сто лет назад. В ней был живой учитель, дети ходили на уроки, учились все вместе, жили весело, помогали друг другу. А теперь механический, электронный учитель у каждого на дому, на экране появляются вопросы, а в специальное устройство надо подавать ответы. И дети завидуют тому, что было, потому что живое общение ничто не может заменить.

     Наша профессия, безусловно, одна из самых благородных на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. И как бы ни было нам сегодня тяжело, необходимо сберечь в учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого.

     Личностно-ориентированный подход в обучении современных школьников – это один из основных подходов, лежащих в основе ФГОС. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. В этом актуальность личностно-ориентированного подхода

     Организуя работу на уроках, нужно развивать эти способности, научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность. И здесь учителю необходимо проявить все свое педагогическое мастерство: и знание психологии, и умение находить индивидуальный подход, и педагогический такт, чтобы ребенок почувствовал, что он не «изгой» в обществе, что его тоже понимают и уважают, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним на уроке, и понимал, что он может и способен чему–нибудь научиться, преодолеть любые препятствия.

     Работая в школе, пришла к выводу, что индивидуальный и дифференцированный подход в обучении могут принести положительный результат. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели основного общего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебной деятельности в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

     Дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, умственным и физическим данным, но каждый из них индивидуальность.

     Условно учеников мы подразделяем на категории:

1 категория – отличники, хорошисты;

2 категория – среднеуспевающие ученики;

3 категория – слабоуспевающие, те, кто старается учиться, но не получается; те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя; те, у кого и способности крайне ограничены, и потребность в учебе окончательно пропала.

     Несмотря ни на что, все категории учащихся мы должны обучать, помогать им, приохотить к учебе.

     В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно можно разделить на три группы: «сильные», «средние», «слабые».

Таблица №1 Типы учащихся.

Тип учащегося

Характеристика типов

1. «Слабые»

- существенная утрата знаний, умений и навыков или их отсутствие;

- отсутствие умений организовывать свою учебную, особенно самостоятельную работу;

- пассивность на уроке при изучении нового материала, т.к. совершенно не готовы к полноценному участию;

- быстрая утомляемость;

- слабая память;

- невнимательность.

2. «Сильные»

- хороший уровень знаний;

- достаточное умение работать самостоятельно;

- высокая активность при восприятии учебного материала;

- стремление приобрести знания и навыки;

- хорошая память

      В таких условиях только индивидуальный подход и дифференциация в обучении могут дать хоть какой-то положительный результат.

Таблица №2 Организация индивидуальной работы.

Этап и объем работы

«Слабые»

«Сильные»

1. Закрепление пройденного материала

- выполнение упражнений в классе;

- сознательность при выполнении заданий;

- соответствующий «инструктаж» в письменной или устной форме;

- внимательное наблюдение за работой со стороны учителя;

- частый контроль результатов деятельности.

- самостоятельная работа;

- усложненность заданий;

- увеличение объема работы;

- общий «инструктаж».

2. Изучение нового материала

- повторение того материала, без которого невозможно понимание новой темы;

- предварительное ознакомление;

- повторное объяснение;

- работа над отдельными, наиболее трудными разделами нового материала;

- четкий алгоритм работы.

- привлекать к изложению нового материала ил какой-то его части, предварительно дать соответствующее задание и проверить его выполнение;

- участие ученика в объяснении нового материала полезно для него самого и оживляет работу класса;

- если материал несложен, то можно предложить самостоятельную работу по изучению темы, выделению основных положений;

- самостоятельное написание алгоритма.

3. Домашняя и дополнительная работа

- некоторое  сокращение количества однотипных заданий по новому материалу и за счет этого давать другие задания по пройденному материалу. Так целесообразно поступать, когда изученный ранее материал тесно связан с новой темой и его восстановление в памяти способствует сознательному выполнению всего задания в целом;

 - можно упражнения по повторению дать дополнительно;

- работа по образцу.

- помимо общего задания предлагается дополнительная работа;

- задания и упражнения повышенной трудности;

- чтение дополнительной литературы.

4. Объем работы

- ограничиваться при закреплении каждого конкретного упражнения минимумом заданий;

- сочетание заданий по новой теме с отработкой изученного материала;

- простейшие задания;

-увеличение сложности, объема заданий должно идти постепенно, в строгом соответствии с успехами.

- усложнение заданий или увеличение  их количества;

-  более проблемные задания;

- нахождение рационального способа выполнения задания:

- самопроверка.

5. Оценивание и контроль

- требуется педагогический такт;

- гибкое использование оценок при текущей проверке;

- оценка должна отражать усердие учащегося, успешность его продвижения по пути постепенного овладения материалом;

- целесообразно разъяснять учащимся, какие требования предъявляются к знаниям, умениям раздела, темы; что еще необходимо сделать, чтобы итоговая оценка соответствовала требованиям и была положительной.

- более серьезные требования к выполнению заданий;

- знание теоретического материала и умение использовать его на практике.

6. Итоговый контроль

- расчленение вопроса на подвопросы, постепенное выяснение усвоения основных положений, что позволит четко представить, на каком этапе овладения материалом находится ученик, что предстоит доработать.

- укрупненный характер контроля;

- сильные ученики не нуждаются в систематической проверке каждого шага, проверять их целесообразно большими частями, сразу ставить вопросы проблемного характера.

 

     Дифференцированное обучение осуществляется в различных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях.

     Непременным условием организации систематического дифференцированного подхода к учащимся является определение уровня знаний, умений и навыков у всех учащихся. Первое определение уровня осуществляется в начале учебного года на этапе корректирующего повторения и стартовой диагностики. Во всех классах проводятся диктанты и контрольные срезы.

     По результатам происходит условное деление класса на группы, что позволяет активизировать деятельность каждого ученика, создает благоприятные условия, учитывающие учебные возможности учеников. Работая над одним и тем же материалом в разном темпе и с разной учебной нагрузкой, все учащиеся в итоге осваивают программный материал.

     В дальнейшем состав групп может корректироваться на основе анализа результатов текущей проверки, что позволяет учащимся быть в курсе, насколько успешно они овладевают знаниями и стимулирует в учебной работе.

     При выполнении дифференцированных (разноуровневых) заданий необходимо исходить из следующего:

  • Каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
  • Ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3» (для «слабых») он может рассчитывать только на «3»;
  • Если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5» (для «сильных»), то его работа должна быть оценена «2» (что, возможно, жестоко, но зато приучает нести ответственность за свой выбор);
  • Нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
  • Дифференцированные задания лучше всего пометить разными значками или напечатать на цветной бумаге (это лучше, чем если на карточке будет написано «уровень «3»);
  • Учащимся не освоившим даже уровень «3» («слабые»), нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило («Карточку лентяя»);

     Из многообразия инновационных технологий обучения, отражающих идею личностно-ориентированного подхода в обучении хочу выделить: обучение в сотрудничестве, метод проектов, коллективный способ обучения и разноуровневое обучение, которые позволяют каждому  проявить свою активность, своё творчество.

      В учебном процессе мною используется обучение в сотрудничестве, т.е. обучение в малых группах, командах, где главной идеей является учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

     По предлагаемой технологии класс делится на микрогруппы, объясняется материал, затем предлагается его закрепление, на которое отводится не так уж много времени. При этом очень важно, чтобы новое явление было осмыслено правильно, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы.

Тем самым формируется ориентировочная основа деятельности.

     Индивидуальный подход реализуется мною по отношению к каждому ребёнку, а не только к небольшой группе детей, по каким-либо причинам не укладывающихся в установленные рамки «среднего» ребёнка.

     При подготовке уроков исхожу из принципа, что все дети в классе равноценны, но каждый ребёнок уникален и неповторим, учитываю психологические особенности детей. Экстраверты  легко идут на контакт, поэтому  с устной речью у них проблем не будет,  а интровертам подбираю письменные задания.

    Вариативно-дидактические карточки – одна из форм реализации индивидуального подхода на уроке. Они по своей сути являют собой специально организованное и продуманное  поле выбора, а именно ассортимент разнообразных по содержанию, степени их сложности и форм выполнения учебных заданий.

     При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, различной степени сложности.  Провожу самостоятельные работы. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять.

     При устной проверке знаний: первыми опрашиваю средних и слабых обучающихся, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания с элементами исследовательской деятельности.

     Систематически предлагая учащимся дифференцированные задания, мы постепенно подводим учеников к осознанному восприятию четвертных и годовых оценок, что очень важно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть случайной).

     Таким образом, одним из важнейших условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся является постоянное    изучение их индивидуальных и типических особенностей, познавательных возможностей, влияющих на успешность усвоения учебного материала.

     Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи ребенку в случае возникновения у него затруднений.

      Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствует реализации образовательных и воспитательных задач.  Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.

Литература

1. Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3.

2. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения» — М.: Педагогика, 1990. 

3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в рамках реализации ФГОС на тему "Звуки и буквы".

Конспект урока разработан с требованиями ФГОС....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

   Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......

Уроки Русского языка в рамках реализации ФГОС

Уроки Русского языка в рамках реализации ФГОС...