Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
статья по английскому языку на тему
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sovremennogo_uroka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоногова А.В.
Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Социальный заказ, отраженный в ФГОС, определяет цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Основными же позициями ФГОС в обучении иностранному языку являются развитие универсальных учебных действий, развитие индивидуальности в диалоге культур, специальных учебных умений.
Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться:
- навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпритации информации на уроке английского языка;
- обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся на уроках английского языка;
- осознание учащимися целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик предмета Английский язык.
Важным аспектом в обучении английскому языку остается формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом является системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
- Основные цели урока: содержательная, деятельностная
Содержательные цели
- Начать формировать представление о правильном написании...,
- Содействовать повторению правила написания…,
- Начать знакомство со случаями написания…,
- Содействовать отработке умения правильно писать…,
- Вести контроль уровня усвоения материала по теме…
- Продолжать формирование орфографической зоркости и т.д.
Деятельностные цели
- развитие схематичного мышления,
- формирование активной личностной позиции,
- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи,
- формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия,
- создание условий для усвоения темы,
- развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности,
- обучение индивидуальной рефлексии достижения цели,
- создание ситуации успеха,
- развитие навыков самоконтроля,
развитие адекватной самооценки и т.п.
- Структура урока (соответствие системно-деятельностному подходу)
Анализ литературы по данному вопросу позволяет рассмотреть следующие типы уроков в рамках ФГОС:
Структура урока общеметодологической направленности
- этап мотивации;
- этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
- этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап включения изученного в систему знаний;
этап рефлексии.
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока рефлексии
1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока развивающего контроля
1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
- Создание ситуации успеха на уроке
- Нацеленность деятельности на формирование УУД
Личностные УУД
Самоопределение
- Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
- Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- формирования границ собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация:
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
- ориентация на выполнение моральных норм,
- способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
оценка своих поступков.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- ориентировка на разнообразие способов решения задач;
структурирование знания.
Логические учебные действия
- Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблем
- Формулирование проблемы;
- Самостоятельное создание способов решения проблем
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Коммуникативные УУД
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- уметь задавать вопросы;
- уметь контролировать действия партнера;
- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения).
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Информационно-коммуникативные технологии играют важную роль в формировании творческой личности.
Также эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке английского языка являются:
- Игровая деятельность,
- создание положительных эмоциональных ситуаций,
- работа в парах,
- проблемное обучение.
ИКТ технологии усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Это:
- учет возрастных особенностей,
- демократический стиль общения на уроке,
- дифференцированное обучение,
- игровые технологии,
- динамические минутки и паузы.
- Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
- Соотношение репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности
- Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.
Деятельность учителя
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Подводит к теме урока.
- Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
- Выдвигает проблему.
- Создает эмоциональный настрой на…
- Формулирует задание…
- Напоминает обучающимся, как…
- Предлагает индивидуальные задания.
- Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Обеспечивает мотивацию выполнения…
- Контролирует выполнение работы.
- Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
- Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. - Диктует.
- Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте особенностей...
- Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
- Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
- Организует взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения;
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения;
- поисковую работу обучающихся;
- самостоятельную работу с учебником;
- беседу.
- Подводит обучающихся к выводу о…
- Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Деятельность учащихся
- Записывают слова, предложения.
- Выполняют упражнение в тетради.
- По очереди комментируют…
- Обосновывают выбор написания…
- Приводят примеры.
- Проговаривают по цепочке.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Выполняют задания по карточкам.
- Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания. - Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
- Озвучивают понятие…
- Выявляют закономерность…
- Анализируют…
- Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
- Объясняют свой выбор.
- Высказывают свои предположения в паре.
- Сравнивают…
- Читают текст.
- Читают план описания…
- Подчеркивают характеристики…
- Находят в тексте понятие, информацию.
- Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
- Высказывают свое мнение.
- Осуществляют:
- самооценку;
- самопроверку;
- взаимопроверку;
- предварительную оценку.
- Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
- Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
С точки зрения системно-деятельностного подхода критерии результативности урока следующие:
- Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
- Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
- Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
- Сколько учеников получили оценки (должны все).
- Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
- Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствие объема домашнего задания норме .
9. Вывод (соответствует ФГОС)
- Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
10.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Портфолио
- Таблицы самооценки учащимися своих достижений по модулям.
Итак, успешность современного урока английского языка при реализации программы ФГОС второго поколения зависит от четкого представления учителем адекватности целей урока и осуществления положений программы, правильного и умелого использования форм, методов, приемов и технологий обучения, от умения учителя мотивировать учащихся на работу и т.д
Учитель и ученик – это единое целое педагогического процесса, следовательно, современный урок должен проходить в сотрудничестве. Уроки учителя, который придерживается новых стандартов, будут всегда эффективны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Современный урок английского языка в свете внедрения ФГОС второго поколения
Цели обучения английскому языку.Результаты обучения английскому языку.Задачи современной системы образования.Формирование УУД.Требования к современному уроку....
Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения
"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...
Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителя новые требования для достижения целей образовательного процесса,отвечающего нуждам современного общества. ...
«Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения»
Современный урок не может строиться по тому же принципу, который использовался десять или двадцать лет назад. Задача современного учителя — это не просто передача опыта и знаний. Вы должны заинт...