Кружок 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Кружок по русскому языку 7 класс "Говорим и пишем правильно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_7_kl_fgos.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Говорим и пишем правильно» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса
Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).
Продолжительность одного занятия -35 мин. Программа кружка опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формы контроля над достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен
Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
Говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Цели :
пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
воспитать любовь к русскому языку; научить бережному обращению с ним;
выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
расширить представление о русском языке, его возможностях;
обучить речевому этикету;
помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
обогатить словарный запас;
подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Задачи :
- Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
- Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
- Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения.
- Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения.
- Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
- Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.
Методы и формы работы
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
- исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
ЛИЧНОСТНЫЕ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
- свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
№п/п | Раздел программы | Основное содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. | Игра, диспут, обсуждение, | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2 | Орфография. | Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Использование Ь и Ъ знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. |
3 | Лексическая стилистика. | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
4 | Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение. | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
5 | Морфология. Наречие. | Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
6 | Слова категории состояния. | Слова категории состояния: их виды и применение. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
7 | Предлог. | Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
8 | Союз. | Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
9 | Частица. | Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
10 | Междометие. | Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
11 | Культура речи. | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности. | Защита проектов. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН
№п/п | Дата 7-А | Дата 7-Б | Тема | Количество часов |
1 | 1 четверть 3.09. | 1 четверть 7.09. | Язык и речь - чудо из чудес. | 1 |
2 | 13.09. | 14.09. | Необычные правила. | 1 |
3 | 20.09. | 21.09. | Путеводные звёзды орфографии. | 1 |
4 | 27.09. | 28.09. | Если матрёшки не откликнулись… | 1 |
5 | 4.10. | 5.10. | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 |
6 | 11.10. | 12.10. | Хитрый звук «йот» | 1 |
7 | 18.10. | 19.10. | Слова-тёзки. | 1 |
8 | 25.10. | 26.10. | Различай и отличай. | 1 |
9 | 2 четверть 8.11. | 2 четверть 9.11. | Поиск нужного слова. | 1 |
10 | 15.11. | 16.11. | Многословие. | 1 |
11 | 22.11. | 23.11. | Каламбур и многозначность. | 1 |
12 | 29.11. | 30.11. | Тайно слово родилось. | 1 |
13 | 6.12. | 7.12. | Судьба слова. | 1 |
14 | 13.12. | 14.12. | Проще простого или сложнее сложного. | 1 |
15 | 20.12. | 21.12. | Согласуй меня и помни. | 1 |
16 | 27.12. | 28.12. | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 |
17 | 3 четверть 17.01. | 3 четверть 11.01. | Наречие как часть речи. | 1 |
18 | 24.01. | 18.01. | Образование бывает разным. | 1 |
19 | 31.01. | 25.01. | Разряд, становись в ряд! | 1 |
20 | 7.02. | 1.02. | Узнай меня по суффиксу! | 1 |
21 | 14.02. | 8.02. | Некогда или никогда? | 1 |
22 | 21.02. | 15.02. | Затруднительное состояние. | 1 |
23 | 28.02. | 22.02. | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 |
24 | 7.03. | 1.03. | Употреби меня со словом. | 1 |
25 | 14.03. | 15.03. | То же, так же иль за то? | 1 |
26 | 21.03. | 22.03. | Соединю простое в сложное. | 1 |
27 | 4 четверть 4.04. | 4 четверть 5.04. | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 |
28 | 11.04. | 12.04. | Не могу не знать = я знаю! | 1 |
29 | 18.04. | 19.04. | Будешь вежлив ты со мной. | 1 |
30 | 25.04. | 26.04. | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | 1 |
31 | 2.05. | 3.05. | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 |
32 | 16.05. | 10.05. | «Стильная речь» | 1 |
33 | 23.05. | 17.05. | Защита проекта. | 1 |
34 | 24.05. | Типы речи или типы в речи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический кружок для 5-6 классов
Программа математического кружка...
кружок по информатике "Я познаю компьютер" для 7-8 классов
КТП кружка по информатике "Я познаю компьютер" 3ч/нед. 7-8 классы3ч\...
Кружок по декоративно-прикладному творчеству "Умелые руки" 5-7 класс
В этом материале представлена рабочая учебная программа по кружку "Умелые руки"....
Кружок для 9 класса "«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » "
Структура организации занятий кружка «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » в 9 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Кружок 11 класс Тематический план 11 класс
Кружок 11 классТематический план 11 класс...