Математический кружок для 5-6 классов
материал (5 класс) по теме

Программа математического кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

по решению задач по теме

 « Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

  1. В двух пачках 60 книг. В первой пачке было в 1 1/7 раза меньше, чем во второй. Сколько книг было в каждой пачке?

  1. В колхозе под пшеницей занято 7/9 всего поля, под кукурузой 0,3 остальной площади, а оставшаяся площадь отведена под овощи. Сколько гектаров земли отведено под овощи, если вся площадь поля 450 га?

  1. Турист прошел за три дня 32 км. В первый день он прошел 37,5% пути, во второй день он прошел 2/5 остатка. Сколько километров пути прошел турист в третий день?

  1. В магазин поступило 600 кг картофеля. До обеда продали 0,45 всего картофеля, а после обеда 2/3 того, что до обеда. Какая часть всего картофеля осталась после дневной продажи?

  1. Луч ОМ разделил угол COD на два угла COM и MOD так, что угол COM составляет 2/3 угла MOD. Найдите градусную меру угла COD, если угол MOD больше угла COM на 150.

  1. Сумма трех чисел равна 126. первое число больше второго в 1 2/3 раза, а третье число составляет 5/6 от второго. Найдите каждое из этих трех чисел.

  1. В книге два рассказа занимают 121 страницу. Число страниц первого рассказа составляет 3/8 от числа страниц второго рассказа. Сколько страниц занимает каждый рассказ?

  1. Собранную в саду вишню разложили в три корзины. В первую вошло 1/3 всей вишни, во вторую 0,4 , а в третью остальные 20 кг. Сколько всего килограммов вишни было собрано?

  1. Учащихся младших классов 45% от числа всех учащихся школы. В старших классах остальные 385 учащихся. Сколько всего учащихся в школе?

  1. Тракторная бригада вспахала в первый день 5/12 всего отведенного участка, во второй день 4/7 оставшейся части участка. В третий день бригада вспахала остальные 216 га. Определите площадь всего участка.

  1. В первый час автобус прошел 40% всего пути, во второй час 1/3 пути, а в третий – остальные 28 км. Какое расстояние прошел автобус за эти три часа?

  1. В совхозе 4/9 всей земли занимают луга, а 1/3 – посевы. Какова площадь всей земли в совхозе, если луга занимают на 270 га больше, чем посевы?

  1. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый тракторист вспахал 4/9, а второй 1/3 этой площади. Сколько гектаров земли вспахал третий тракторист?

  1. На складе было 160 т квашенной капусты. В первый раз вывезли 3/8 этой капусты, а во второй раз 0,8 того, что вывезли в первый раз. Сколько тонн капусты осталось на складе?

  1. От куска металла массой 19,5 кг сначала отрезали 0,6 этого куска, а потом 2/3 остатка. Сколько килограммов металла осталось?

  1. За три дня было израсходовано 48 р. В первый день было израсходовано 12,55 этой суммы, а во второй день 5/7 остатка. Сколько денег было израсходовано в третий день?

  1. Посадки леса занимают 420 га. Ели занимают 63,5% этой площади, а сосны 29%. На сколько гектаров площадь, занятая елями, больше площади, занятой соснами?

  1. Учитель 0,4 урока объяснял новый материал, 5/9 оставшегося времени ушло на решение задачи, а в оставшееся время учащиеся писали самостоятельную работу. Сколько минут учащиеся писали работу, если урок длился 45 мин?

  1. Сначала продали 40% привезенного картофеля, а потом 30% остатка. Сколько процентов привезенного картофеля осталось?

  1. Площадь двух комнат 48 м2. Площадь одной комнаты составляет 5/7 от площади другой. Найдите площадь каждой комнаты.

  1. Три завода получили заказы на изготовление моторов. Первый завод выполнил 8/25 всего заказа, второй 0,4 всего заказа, а третий – остальные 280 моторов. Сколько моторов составлял весь заказ?

  1. В первый час автомашина прошла 12% всего пути, после чего ей осталось пройти 440 км. Какова длина всего пути?

  1. В первый день была произведена посадка леса на 38% всей отведенной площади, во второй день – на 32,8% всей площади, а в третий день на оставшихся 7,3 га. Чему равна площадь, отведенная под посадку леса?

  1. На опытном участке капуста занимала 2/7 участка, картофель ¼ оставшейся площади, а остальные 42 га  были засеяны кукурузой. Найдите площадь всего опытного участка.

  1. Трактористы вспахали поле за три дня. В первый день они вспахали 4/7 поля, во второй день 40% поля, а в третий день – остальные 48 га, Найдите площадь поля.

  1. В первый день на мельнице смололи 3/10 привезенного зерна, во второй 2/5 привезенного зерна. Сколько зерна привезли на мельницу, если во второй день смололи на 780 кг больше, чем в первый день?

  1. В первый день маслобойня переработала 3/8 поступившихся семян подсолнечника, во второй день 3/5 остатка, а в третий день – остальные 10,2 т. Сколько тонн семян подсолнечника переработала маслобойня за эти три дня?

  1. Туристы шли три дня. В первый день они прошли 40% всего пути, во второй день 1/3 всего пути, а в третий – оставшиеся 8 км. Найдите длину всего пути.

  1. В трех сосудах 32 л машинного масла. Масса масла второго сосуда составляет 35% массы масла первого сосуда, а масса масла третьего сосуда составляет 5/7 массы масла второго сосуда. Сколько литров масла в каждом сосуде?

  1. Сумма трех чисел равна 315. Первое число составляет 7/12 от второго, а третье число больше второго в 2 1/6 раза. Найдите каждое из этих чисел.


Предварительный просмотр:

Программа

 индивидуальных занятий

 по математике в 5 классе

(практикум по решению текстовых задач)

Сложение натуральных чисел.

  1. Три точки А, В и С последовательно лежат на одной прямой так, что АВ = 7 см 5 мм, ВС = 11 см. Вычислите расстояние между точками

     А и С.

  1. Найдите длину ломаной АВСD, если длины ее звеньев равны: АВ = 10 см7 мм, ВС = 15 см 6 мм, CD = 4 см 3 мм.
  2. Для школы выделено три опытных участка: площадь первого участка 840 м², площадь второго 710 м², а площадь третьего 950 м². Чему равна площадь трех опытных участков?
  3. Расстояние по железной дороге от Иркутска до Владивостока 4200 км, а от Владивостока до Москвы на 5042 км больше. Сколько километров от  Владивостока до Москвы?
  4. Масса одной детали 250 г, и она на 75 г меньше массы другой детали. Чему равна масса двух деталей?
  5. С одного участка собрали 120 т пшеницы, это на 35 т меньше, чем собрали пшеницы со второго участка. Сколько тонн пшеницы собрали с двух участков?
  6. В магазине было 250 кг абрикосов, а слив на 60 кг больше. Яблок и груш в магазине было по 370 кг. Сколько всего фруктов было в магазине?
  7. Найдите сумму трех чисел, если первое число 3560 и оно на 48 меньше второго и на 62 меньше третьего.
  8. Найдите сумму трех чисел, если первое число 2786, второе на 35 больше, а третье на 84 больше первого.
  9. Вася и Коля собирали белые грибы. Вася нашел 43 белых гриба, а Коля на 16 белых грибов больше. Сколько всего белых грибов нашли мальчики?
  10. Алеша в первой четверти получил 36 пятерок, а во второй четверти на 13 пятерок меньше, чем в первой. Сколько всего пятерок за первое полугодие получил Алеша?

Вычитание натуральных чисел.

  1. В магазин поступило 27000 тетрадей: 19300 в клетку, а остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку поступило в магазин?
  2. Высота Эльбруса 5642 м, а казбек на 609 м ниже Эльбруса. Найдите высоту Казбека.
  3. Турист в первый день проехал на велосипеде 80 км, что на 16 км больше, чем во второй день, а в третий день он проехал на 17 км меньше, чем во второй день. Сколько километров ткрист проехал во второй день и сколько – в третий день?
  4. Длина одного звена ломаной 5 см 3 мм, и оно на 6 мм длиннее второго звена этой ломаной. Третье звено короче на 1 см 4 мм второго. Найдите длину третьего звена. На сколько оно короче первого звена?
  5. Сумма трех чисел 293885. Первое число 235678, и оно на 186172 больше второго. Найдите третье число.

Периметр прямоугольника.

1. Найдите периметр прямоугольника, длина которого 15 см, а ширина

    10 см.

2. Найдите периметр квадрата, сторона которого 25 мм.

3. Постройте:

  1. Прямоугольник, длина которого равна 4 см 2 мм, а ширина 3 см 6 мм;
  2. Квадрат, сторона которого 4 см 2 мм;
  3. Квадрат, сторона которого 3 см 6 мм.

        Найдите периметры построенных фигур. Периметр какой фигуры

        больше и на сколько?

     4. Периметр прямоугольника равен 118 мм. Найдите ширину

         прямоугольника  , если его длина равна 35 мм .

  1. Вычислите сумму длин сторон земельного участка прямоугольной формы, если длина 232 м, а ширина на 22 м меньше длины.
  2. Вычислите сумму длин сторон земельного участка прямоугольной формы, если длина 1200 м и она на 350 м больше ширины.
  3. Вычислите периметр прямоугольника, длина которого равна 52 мм, а ширина на 19 мм меньше длины.
  4. Длина прямоугольника 64 мм, а ширина в 2 раза меньше длины. Найдите периметр этого прямоугольника.
  5. Одна сторона прямоугольника 29 см, а вторая в 2 раза больше. Найдите периметр прямоугольника.

Выполнение совместных действий сложения и вычитания.

  1. В городе в начале года проживало 150600 человек. В течение года прибыло 1400 человек, а убыло 800 человек. Сколько жителей стало в городе в конце года? Решите задачу двумя способами.
  2. В школе организованы три кружка «Друзья леса». В первом кружке занимается 85 человек. Это на 29 человек больше, чем занимается во втором, и на 18 человек больше, чем занимается в третьем кружке. Сколько всего учащихся занимается в этих трех кружках?
  3. Два поезда вышли одновременно навстречу друг к другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 390 км. Скорость одного поезда 60 км/ч, другого 70 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 2 ч после их выхода?
  4. Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 120 км, одновременно навстречу друг к другу выехали мотоциклист и велосипедист. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч и встретил мотоциклиста через 2 часа. На сколько километров больше проехал до встречи мотоциклист, чем велосипедист? На сколько скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста?
  5. Скорость лодки в стоячей воде(собственная скорость) 8 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью будет двигаться лодка по течению и против течения?
  6. Скорость лодки при движении по течению реки 15 км/ч, скорость течения реки 4 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки.
  7. Скорость лодки при движении по течению реки 13 км/ч, а против течения реки 5 км/ч. Найдите скорость течения реки.
  8. Скорость катера против течения реки 11 км/ч, скорость течения реки 5 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки.
  9. На отрезке АВ последовательно отмечены точки C и D. Отрезок АС равен 6 см 2 мм. Отрезок CD меньше отрезка АС на 3 см 4 мм, а отрезок DB больше отрезка CD на 1 см 9 мм. Найдите длину отрезка АВ.
  10. Длина отрезка АВ равна 16 см, на нем последовательно отмечены точки C и D. Отрезок CD равен 5 см 8 мм, и он больше отрезка DB на 1 см 6 мм. На сколько отрезок АС больше отрезка CD и отрезкаDB?
  11. Вычислите периметр треугольника АВС, если известно, что сторона АВ равна 64 мм, и она на 12 мм короче стороны ВС и на 16 мм длиннее стороны АС.
  12. Одно из трех чисел равно 8676, второе на 375 меньше первого, а третье на 687 больше второго. Найдите сумму этих чисел.
  13. Туристы были в походе три дня. Во второй день они прошли 18 км, что на 5 км меньше, чем в первый день, а в третий день они прошли на 19 км меньше, чем за два первых дня. Какое расстояние прошли туристы за три дня?

Умножение натуральных чисел.

  1. На колесо велосипеда прикреплен счетчик, показывающий пройденный путь в километрах. При выезде велосипедиста счетчик показывал нуль. Какое показание будет на счетчике после того, как велосипедист проедет 44 мин со скоростью 250 м/мин?
  2. Масса пуговицы 2 г. Какую массу имеет 1 млн таких пуговиц?
  3. В 1747 году царица Елизавета распорядилась выдать М.В. Ломоносову премию в размере 2000 рублей за посвященную ей поздравительную оду. В казне были только медные деньги. Какую массу имели деньги, полученные Ломоносовым, если масса медных монет приходящихся на 1 р составляла около 900 г?
  4. Банка скумбрии стоит 27 руб. Магазин продал 25 коробок по 250 банок в каждой коробке. Сколько денег магазин получил за проданную скумбрию?
  5. На ферме работают 12 операторов, каждый из которых обслуживает 50 коров. Сколько молока получает эта ферма в сутки, если каждая корова дает в среднем 17 л молока в сутки?
  6. Длина одного отрезка 45 мм, длина другого в 3 раза больше. Найдите сумму длин  этих отрезков.
  7. Первое число 396, и оно в 3 раза меньше второго числа и в 4 раза меньше третьего числа. Найдите сумму трех чисел.
  8. Два взрослых медведя и пять медвежат вместе имеют массу 635 кг. Найдите массу одного взрослого медведя, если масса одного медвежонка 35 кг.

Деление натуральных чисел.

  1. Гусеница, проползая в минуту 20 см, проделала путь длиной 1 м. Сколько минут ей потребовалось на это?
  2. Сколько часов потребуется самолету, чтобы со скоростью 780 км/ч пролететь расстояние, равное 2340 км?
  3. Для определения скорости течения реки в воду бросили поплавок и установили, что он за 2 минуты проплыл 100 м. Какова скорость течения этой реки?
  4. Длина отрезка АВ 84 мм, а длина отрезка CD в 4 раза меньше. Найдите длину отрезка CD.
  5. Длина отрезкаOP равна 28 мм, и она в 4 раза больше длины отрезка CD. Найдите длину отрезка CD. На сколько миллиметров один отрезок длиннее другого?
  6. Длина отрезка MN равна 75 мм, а длина отрезка KP равна 25 мм. Во сколько раз отрезок KP  короче отрезка MN? На сколько миллиметров один отрезок длиннее другого?
  7. На участке дороги длиной  300 м, где идет ремонт, разрешена скорость движения не более 6 км/ч. Водитель машины проехал этот участок за 2 минуты. Нарушил ли водитель при такой скорости правила движения? За сколько минут он должен преодолеть этот участок, чтобы не нарушить правила?
  8. Число 528 в 6 раз больше второго и в 4 раза больше третьего числа. Найдите сумму этих чисел.
  9. Первое число 915, второе число в 3 раза меньше первого и в 5 раз больше третьего. На сколько второе число меньше первого и больше третьего числа?

Площадь прямоугольника

.

  1. Вычислите площадь прямоугольника, длина которого 65 мм, а ширина 40 мм.
  2. Найдите длину прямоугольника, площадь которого 18 см² 90 мм², а ширина равна 35 мм.
  3. Ширина участка земли прямоугольной формы 250 м, а длина 500 м. Вычислите площадь этого участка в квадратных метрах. Запишите площадь в гектарах.
  4. Ширина участка земли прямоугольной формы 500 м, а длина в 2 раза больше ширины. Чему равна площадь этого участка?
  5. В теплице с 1 м² снимают 30 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов сняли в теплице, ширина которой 5 м, а длина 10 м?
  6. Юннаты решили засеять подсолнечником участок земли прямоугольной формы. Ширина участка 50 м, а длина 80 м. Сколько семян подсолнечника должны заготовить юннаты, если по норме высева на 1 га требуется 15 кг?
  7. Хватит ли одной тонны гороха для посева его на земельном участке прямоугольной формы длиной 800 м и шириной 500 м, если норма высева 260 кг на 1 га?
  8. Длина футбольного поля 100 м, а ширина на 40 м меньше. Найдите площадь футбольного поля.

Прямоугольный параллелепипед.

 Объем прямоугольного параллелепипеда.

  1. В банку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, хозяйка насыпала сахарный песок. Сколько стаканов сахарного песка поместилось в банке, если объем стакана 250 см³ и размер банки 13*13*18 см?
  2. Найдите массу мраморного бруска, размеры которого 20*20*10 см, если масса 1 дм³ мрамора 2 кг 700 г.
  3. Кусок гранита имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 80 см, ширина 30 см, высота 1 м 20 см. Найдите массу его, если масса 1 дм³ гранита 2 кг 600 г.
  4. Два аквариума имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Уровень воды в первом аквариуме, длина которого 36 см, а ширина 21 см, составляет 15 см. На каком уровне будет находиться вода во втором аквариуме длиной 45 см и шириной 42 см, если в него перелить воду из первого аквариума?
  5. Резервуар имеет форму прямоугольного параллелепипеда и размеры 3 м, 1 м 4 дм, 4 дм. Сколько двенадцатилитровых ведер воды надо принести, чтобы его заполнить?
  6. Длина прямоугольного параллелепипеда равна 8 см, ширина на 2 см меньше, чем длина, а высота в 2 раза больше, чем ширина. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда.

Совместные действия умножения и деления натуральных чисел.

  1. Расстояние между двумя поселками можно проехать на велосипеде за 2 часа со скоростью 12 км/ч. За сколько времени можно пройти это расстояние пешком со скоростью 6 км/ч?
  2. Доярки за год надоили от каждой коровы по 4500 л молока. Сколько бидонов они наполнили молоком, полученным за год от 32 коров, если один бидон вмещает 40 л молока?
  3. Двум ученикам нужно было умножить на одно и то же число: первому число 102, второму число 68. Второй получил в произведении 13872. какое произведение должен был получить первый ученик?
  4. С одного участка площадью в 78 га собрали 1482 т картофеля. Чему равна площадь другого участка, с которого собрали 1558 т картофеля, если  урожай на обоих участках был одинаков?
  5. На 50 га пашни было посеяно 12 т пшеницы. Сколько зерна пшеницы потребуется для засева 130 га пашни при той же норме посева на 1 га?
  6. На покрытие тротуара шириной 3 м и длиной 250 м потребовалось 22 т 500 кг асфальта. Сколько потребуется асфальта для покрытия дороги шириной 10 м и длиной 800 м, если расход асфальта на покрытие площади 1 м² одинаков?
  7. Рассчитайте, сколько суперфосфата и калийной соли нужно внести для удобрения поля, длина которого 90 м, а ширина 60 м, если рекомендуется на 1 га вносить 300 кг суперфосфата и 200 кг калийной соли?
  8. В 100 г черной смородины содержится 300 мг витамина С, это в 10 раз больше, чем в 100 г апельсина и в 15 раз больше, чем в 100 г лимонов. Сколько содержится витамина С в 5 кг апельсинов и 3 кг лимонов?

Все действия с натуральными числами.

  1. Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 5 см, Найдите площадь прямоугольника. Составьте и решите две обратные задачи.
  2. От двух пристаней навстречу друг другу отошли два теплохода, собственные скорости которых 26 км/ч. С какой скоростью идут эти теплоходы, если скорость течения реки 3 км/ч?
  3. Из двух поселков А и В выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 2 ч. Один ехал со скоростью 13 км/ч, второй 18 км/ч. Найдите расстояние между поселками. Составьте и решите три обратные задачи.
  4. Из двух сел, расстояние между которыми 25 км, выехал всадник и вышел пешеход. Они двинулись в противоположных направлениях, удаляясь друг от друга(приближаясь друг к другу). Как изменится расстояние между ними через час, если скорости их движения 15 км/ч и 4 км/ч?
  5. Из города А в город В, находящийся на расстоянии 390 км от города А, вышел товарный поезд со скоростью 40 км/ч. Одновременно из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 90 км/ч. Сколько километров было между этими поездами через 2 ч после их выхода? Хватит ли им еще одного часа до встречи?
  6. Расстояние между городами M и K равно 540 км. Из города М в город К выехал автобус со скоростью 60 км/ч. После того, как он проехал 12о км, навстречу ему из К в М выехап легковой автомобиль со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов после своего выезда легковой автомобиль встретится с автобусом?
  7. Расстояние между городами М и К равно 540 км. Из города М в город К выехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через 2 часа после этого из города К в город М выехал автомобиль со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов после выезда автомобиля произойдет встреча?
  8. Из двух поселков, находящихся на расстоянии 4 км друг от друга, выехали одновременно  в одном направлении два велосипедиста со скоростью 17 км/ч и 15 км/ч. Смогут ли они въехать одновременно в город, находящейся от ближайшего к нему поселка на расстоянии 30 км?
  9. На автомобильных гонках за 2 часа до финиша расстояние между автомобилями идущими на первом и втором местах, составляла 15 км. Сможет ли гонщик, занимающий второе место, прийти к финишу первым, если будет ехать со средней скоростью 107 км/ч, а лидер - со средней скоростью 100 км/ч?
  10. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен идти, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?
  11. Нильс с дикими гусями был в полете три дня. В первый день они пролетели 46 км, что на 8 км больше, чем во второй день, а в третий день они пролетели в 3 раза меньше, чем за два первых дня вместе. Сколько километров пролетел Нильс с дикими гусями за три дня?
  12. Витя три дня собирал яблоки в саду. В первый день он собрал 29 кг, что на 4 кг больше, чем во второй день. А в третий день он собрал в 2 раза меньше, чем за два первых дня. Сколько килограммов яблок собрал Витя за три дня?

Решение задач с составлением уравнений

 с натуральными числами.

1. Одна сторона прямоугольника на 5 см длиннее другой, а сумма длин

     равна 17 см. Найдите стороны этого прямоугольника.

2. Одна сторона прямоугольника на 14 мм меньше другой, а половина его

    периметра равна 42 мм. Найдите стороны этого прямоугольника.

3. Нефтебаза отпустила за два дня 2500 л бензина. Во второй день база

    отпустила бензина на 280 л больше, чем в первый день. Сколько литров

    бензина база отпустила отдельно за каждый день?

4.Три шахтера за неделю добыли 12684 ц угля. Первый добыл на 1262 ц

    больше, чем третий, а второй на 253 ц больше, чем третий. Сколько

    центнеров угля добыл каждый шахтер?

5. Две доярки надоили вместе 42670 л молока. Первая доярка надоила на

    2400 л больше, чем вторая, Сколько литров молока надоила каждая

    доярка?

6. Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух

    пунктов, расстояние между которыми 124 км. Через час они встретились,

    найдите скорость каждого автомобиля, если скорость одного из них на 4

     км/ч больше скорости другого.

7. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из

     пунктов, расстояние между которыми 26 км. Через час они встретились.

     Найдите скорость каждого велосипедиста, если известно, что скорость

     одного из них на 2 км/ч больше скорости другого.

8. Одно число в 2 раза больше другого, а их сумма равна 93. найдите эти

     числа.

9. Сумма двух чисел 265, и одно из них в 4 раза меньше другого. Найдите эти

     числа.

10. Известно, что разность двух чисел равна 84 и одно число в 5 раз меньше

      другого. Найдите эти числа.

11. Одно число в 6 раз меньше другого, а их разность равна 125. Найдите эти

      числа.

12. Длина прямоугольника в 3 раза больше ширины, а периметр его равен 64

      см. Найдите длину и ширину прямоугольника.

13. Длина прямоугольника в 3 раза больше ширины, разность длины и

       ширины равна 6 см. Найдите длину и ширину прямоугольника.

14. С огорода принесли репу, брюкву и редьку – всего 18 кг. Сколько овощей

      каждого вида принесли с огорода, если известно, что брюквы принесли в

       2 раза, а репы в 3 раза больше, чем редьки?

15. С огорода принесли огурцы, помидоры и лук – всего 18 кг. Сколько

       овощей каждого вида принесли с огорода, если известно, что огурцов

       принесли в 4 раза больше, чем лука, а помидоров принесли столько же,

       сколько и огурцов?

16. Стул, диван и кресло стоят 192 р. Сколько стоит каждый вид мебели,

       если известно, что диван в 2 раза дороже кресла, а кресло в 5 раз дороже

       стула?

17. Тарелка, ложка и стакан стоят 1р30к. Сколько стоит каждый вид этой

        посуды, если известно, что ложка в 3 раза дороже стакана, а тарелка в

        3 раза дороже ложки?

18. У Саши в двух карманах лежат орехи. Всего 70 штук, причем в правом

       кармане в 4 раза больше, чем в левом. Сколько орехов лежит у Саши

       в левом кармане?

19. Во время путешествия Николай проделал путь в 1100 км на самолете

      и автобусе. На самолете он пролетел расстояние в 4 раза больше, чем

      проехал на автобусе. Какое расстояние Николай пролетел на самолете?

20. Во время туристического похода Сергей проделал путь в 280 км на

      электричке и пешком. На электричке он проехал расстояние в 3 раза

        больше, чем прошел пешком. Какое расстояние Сергей проехал на

       электричке?

21. В кружке гимнастики занимаются 52 человека, причем мальчиков

      в 3 раза больше, чем девочек. Сколько девочек занимается

      в гимнастическом кружке?

22. Персик тяжелее абрикоса в 3 раза. Найдите массу абрикоса и массу

       персика, если абрикос легче персика на 140 г.

23. Волейбольный мяч в 3 раза легче баскетбольного мяча. Найдите массу

      каждого из мячей, если баскетбольный мяч тяжелее волейбольного

      на 430 граммов.

Задачи на нахождение дроби от числа

  1. Ученики четвертого класса вырастили 60 кустов хризантем. 1/3 всех кустов посадили около детского сада. Сколько кустов хризантем посадили ученики около детского сада?
  2. При оклейке стен комнаты обоями длиной 12 м часть куска ушла на обрезки. Чему равна длина обрезков обоев, если она составляет 1/30 часть длины обоев?
  3. Длина отрезка АВ равна 28 мм, а длина отрезкаCD составляет 5/7 длины отрезка АВ. Найдите сумму длин отрезков АВ и CD. Постройте эти отрезки.
  4. Сумма длин отрезков АВ и MKравна 10 см 8 мм. Длина отрезка MK составляет 5/6 от этой суммы. Найдите длины отрезков АВ и MK и постройте эти отрезки.
  5. Скорость второго конькобежца 7 м/с, а скорость первого составляет 5/7 от скорости второго. Через сколько секунд второй конькобежец догонит первого, если расстояние между ними равно 50 м?
  6. Рабочим нужно отремонтировать участок дороги длиной 60 км. За первый месяц они отремонтировали 5/12 дороги. Сколько километров дороги было отремонтировано за первый месяц?
  7. У Вити было 90 гвоздей. На ремонт школьной мебели у него ушло 5/18 всего количества гвоздей. Сколько гвоздей потратил Витя на ремонт мебели?

Задачи на нахождение числа по заданной его дроби.

  1. Ученики четвертого класса посадили около детского садика 30 кустов георгинов, что составляет 1/3 всех выращенных ими кустов. Сколько всего кустов вырастили четвероклассники?
  2. В туристском походе участвовало 90 учеников пятых классов. Это составило ¾ всех учащихся пятых классов. Сколько в школе учащихся пятых классов?
  3. Одно из двух слагаемых равно 336, и оно составляет ¾ суммы. Найдите второе слагаемое.
  4. Найдите разность двух чисел, если вычитаемое равно 721 и оно составляет 7/8 уменьшаемого.
  5. Машина проехало 125 км. Это составляет 5/9 всего пути. Какой путь осталось проехать машине?
  6. Поезду осталось проехать 168 км, что составляет 2/7 всего пути. Сколько километров поезд уже проехал?
  7. Длина аквариума, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, равна 5 дм, ширина 4 дм. Когда в аквариум налили 48 л воды, то он оказался наполненным на 4/5 его объема. Найдите высоту аквариума.
  8. Две бригады начали одновременно проходку тоннеля, двигаясь навстречу друг другу. Первая бригада проходила в день 2 м тоннеля, что составляло 2/3 от выработки второй бригады в день. Через сколько дней бригады закончат проходку тоннеля длиной 250 м?
  9. Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 204 км, одновременно друг другу выехали два мотоциклиста. Через сколько часов после их выезда мотоциклисты встретятся, если скорость одного 72 км/ч и она составляла 8/9 от скорости второго мотоциклиста?
  10. Ковер прямоугольной формы 3*4 м покрывает 2/3 площади пола комнаты. Какова площадь комнаты?

Сложение десятичных дробей.

  1. Сторона равностороннего треугольника равна 1,28 дм. Найдите периметр этого треугольника.
  2. Основание равнобедренного треугольника 0,47 м, а боковая сторона на 0,09 м больше основания. Найдите периметр этого треугольника.
  3. Ширина прямоугольного участка земли 1,43 км, а длина на 0,69 км больше ширины. Чему равен периметр этого участка?
  4. Ширина прямоугольного участка земли 2,1 км, и она на 0,65 км меньше длины. Вычислите периметр этого участка.
  5. Найдите сумму трех чисел, если первое число 599,6, второе на 0,8 больше первого, а третье число на 1, 09 больше второго.
  6. Найдите сумму трех чисел, если второе число 40,32 и оно на 12,4 меньше первого и на 25,07 меньше третьего.

Вычитание десятичных дробей.

  1. Одна сторона треугольника 6,73 дм, и она на 2,07 дм больше другой стороны этого треугольника. Найдите третью сторону треугольника, если его периметр равен 13,8 дм.
  2. Сумма четырех чисел равна 8,356. второе число 3,031, и оно на 0,961 больше, чем первое число, и на 0,09 больше третьего числа. На сколько четвертое число меньше второго числа?
  3. Сумма трех чисел 350,624. Сумма первых двух чисел 320, а сумма второго и третьего числа 150,21. Найдите эти числа.
  4. Лодка идет по течению реки со скоростью 8,34 км/ч, скорость течения реки 3,24 км/ч. Чему равна собственная скорость лодки и какой будет скорость лодки против течения реки?
  5. Катер за 1 ч прошел по течению реки 25,6 км. С какой скоростью будет идти катер в стоячей воде и с какой против течения реки, если скорость течения реки 2,5 км/ч?
  6. Скорость ветра 1,75 м/с. Модель самолета летит против ветра со скоростью 7,6 м/с. С какой скоростью самолет мог бы лететь по ветру?
  7. Скорость ветра 2,85 м/с. Чайка летит по ветру со скоростью 8,3 м/с.

     С какой скоростью она будет лететь против ветра?

Совместные действия сложения и вычитания

 десятичных дробей.

  1. Скорость лодки в стоячей воде 8,5 км/ч, а скорость течения реки

     3,2 км/ч. С какой скоростью будет двигаться лодка по течению и

     против течения?

  1. Катер по течению реки за 1 ч прошел 24,7 км. С какой скоростью он будет идти против течения, если скорость течения реки 3,52 км/ч?
  2. Длина прямоугольника 2,13 дм, а ширина на о, 28 дм меньше его длины. Найдите периметр этого прямоугольника.
  3. Длина прямоугольника 0,85 дм, а ширина 0,46 дм. Сравните периметр этого прямоугольника с периметром квадрата, сторона которого равна 0,46 дм и с периметром квадрата, сторона которого равна 0,85 дм.
  4. Ученики собрали 4,25 кг шиповника, ромашки на 1,75 кг больше, а липового цвета на 0,15 кг меньше, чем шиповника. Сколько всего килограммов шиповника, ромашки и липового цвета собрали школьники?
  5. Скорость моторной лодки по течению реки 15,2 км/ч, а против течения 13,5 км/ч. Найдите собственную скорость моторной лодки и скорость течения реки.

Умножение десятичных дробей.

  1. Найдите произведение двух чисел, одно из которых 12,3, а другое в 3,5 раза больше.
  2. Сахарный тростник содержит 0,15 сахара. Сколько сахара можно получить при разработке 380 т сахарного тростника?
  3. В совхозе на трех фермах 1260 голов скота. Число скота на первой ферме составляет 0,3 , а на второй 0,35 от общего числа скота на трех фермах. Сколько голов скота на каждой ферме?
  4. Ученики четвертых и пятых классов собрали 425 кг початков кукурузы. Ученики четвертых классов собрали 0,4 всех собранных початков кукурузы. Сколько початков кукурузы собрали ученики четвертых и пятых классов в отдельности?
  5. Периметр треугольника равен 64 мм. Длина одной стороны треугольника составляет 5/16 периметра, а длина другой стороны составляет 0,9 длины первой. Найдите стороны треугольника.
  6. Основание равнобедренного треугольника равно 4,5 см, а длина боковой стороны составляет 0,8 длины основания. Найдите периметр этого треугольника.
  7. Длина прямоугольного поля равна 1,65 км, а ширина составляет 0,6 его длины. Кормовой свеклой занято 0,8 этого поля. Какую площадь отвели под кормовую свеклу? Ответ дать в гектарах.
  8. 4 моржа и 3 морских льва имеют массу 5,85 т. Найдите массу моржа, если масса морского льва равна 0,35 т.
  9. 3 ящика с яблоками и 5 ящиков с грушами весят 29,5 кг. Сколько весит ящик с яблоками, если ящик с грушами весит 3,8 кг?

Деление десятичных дробей.

  1. Периметр равностороннего треугольника 64,2 см. Найдите сторону треугольника.
  2. Площадь прямоугольника 309,7 см², длина его 19 см. Найдите ширину этого прямоугольника.
  3. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать 25,1 км за 2 часа?
  4. Механизатор, работая на картофелеуборочном комбайне выкапывал ежедневно по 54,3 т картофеля. За сколько дней он выкопал 325,8 т картофеля?
  5. Ракета пролетела 14 км за 4 с. За какое время эта ракета пролетит путь, равный 35 км?
  6. Найдите длину отрезка АВ, если длина 0,7 этого отрезка равна 5,6 см. Начертите отрезок АВ.
  7. Одно из слагаемых суммы равно 25,2, и оно составляет 0,4 суммы. Найдите второе слагаемое.
  8. Мотоциклист ехал в течение четырех часов. За первый час он проехал 35 км, за второй – 32 км, за третий – 38 км, за четвертый – 36 км. Вычислите среднюю скорость мотоциклиста.
  9. Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли два поезда, причем скорость одного из них 102,5 км/ч, а скорость другого на 8,2 км/ч меньше, чем скорость первого. Через сколько часов после начала движения поезда встретятся, если расстояние между городами 492 км?

Все действия с десятичными дробями.

  1. Найдите периметр и площадь прямоугольника, стороны которого равны 7,4 см и 4,5 см.
  2. Суточная норма хлеба детям от 11 до 13 лет составляет 0,3 кг. Половину суточной нормы хлеба должен составить ржаной хлеб. Сколько ржаного хлеба надо в сутки 50 ребятам в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающим в оздоровительном лагере?
  3. Колхозное поле имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,78 км, а длина в 3 раза больше ширины. Сколько нужно семян проса для засева этого поля, если средняя норма высева 24,5 кг на 1 га? Ответ округлите до единиц.
  4. Из оздоровительного лагеря вышла группа туристов и двигалась со скоростью 3,5 км/ч. Через 1,4 ч вслед за ней вышла вторая группа туристов и двигалась со скоростью 4,2 км/ч. Какое расстояние было между этими группами туристов через 0.4 ч после выхода второй группы туристов?
  5. Длина одной стороны треугольника равна 6,8 см и она составляет 0,34 периметра треугольника. Найдите длины двух других сторон треугольника, если длина второй стороны составляет 0,42 периметра.
  6. При ремонте квартиры остались два куска линолеума: 11 м шириной 1,5 м и 5,5 м шириной 1,2 м. Хватит ли этого линолеума, чтобы покрыть пол в комнате, имеющей ширину 4,2 м и длину 5,5 м?
  7. Расстояние между городами А и В равно 90,9 км. В 8 часов из города А в город В вышел автобус, средняя скорость которого 48,4 км/ч: в то же время по той же дороге из города В в город А вышла легковая машина, средняя скорость которой на 24,4 км/ч больше скорости автобуса. В какое время и на каком расстоянии от города В произошла встреча автобуса и легковой машины?

Решение задач с десятичными дробями

 на составление уравнений.

1.Сумма двух чисел 50,6, и одно из них на 9,74 больше другого. Найдите эти

   числа.

2. Найдите числа, если известно, что сумма их равна 0,672 и одно из них

    в 3 раза меньше другого.

3. Найдите числа, если известно, что одно из них в 3,5 раза больше другого и

    их разность равна 1,75.

4. Три бригады трактористов вспахали за день 50,7 га, причем вторая

    бригада вспахала на 0,8 га больше, чем первая, а третья на 0,5 га больше,

    чем вторая. Сколько гектаров вспахала каждая бригада трактористов за

    день?

5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 61,5 км, выехали

    одновременно навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и через

    час встретились. Найдите скорости велосипедиста и мотоциклиста, если

    известно, что скорость мотоциклиста была в 4 раза больше скорости

    велосипедиста.

6. Известно, что одно из трех чисел равно 25,6, и оно составляет 0,4 от

     суммы, а второе число составляет 0,2 суммы. Найдите второе и третье

     числа.

  1. Длина одной стороны треугольника составляет 0,4, а длина другой

     стороны составляет 0,3 периметра треугольника. Найдите длины этих

     сторон треугольника, если длина третьей стороны равна 4,2 см.

  1. Синеглазка и Снежинка собирали землянику. Синеглазке удалось

     собрать в 1,2 раза больше, чем Снежинке. Сколько килограммов

    земляники собрала каждая из них, если вместе они собрали 10,56 кг?

  1. Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному

     результату прибавил 40. Получилось 76. Какое число задумал ученик?

  1. Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг слив, то осталось еще 16 кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100 кг слив?
  2. За шапку и шарф заплатили 250 р. Сколько стоит шапка, если она дороже шарфа в 4 раза?
  3. Масса первой детали в 7 раз больше массы второй, а масса второй детали на 90 кг меньше первой. Найдите массу каждой детали.
  4. В двух пакетах 4,8 кг крупы. В одном из них крупы на 0,6 кг больше, чем в другом. Сколько килограммов крупы в каждом пакете?
  5. Сумма трех чисел равна 10,7. Первое число в 4 раза больше второго, а третье число на 2,3 больше второго. Найдите эти числа.
  6. В первом ящике было на 8,1 кг гвоздей больше, чем во втором. Сколько килограммов гвоздей было в каждом ящике, если во втором их было в 1,6 раза меньше, чем в первом?
  7. В бочке было 52,9 л керосина. Сколько литров керосина взяли из бочки, если в ней осталось в 2,4 раза больше, чем взяли?
  8. Периметр прямоугольника 11,2 дм. Длина этого прямоугольника больше ширины в 2,5 раза. Найдите площадь этого прямоугольника.
  9. Андрей старше Олега на 4 года, а Олег старше Бориса в 1,5 раза. Вместе им 36 лет Сколько лет каждому из них?

Задачи на нахождение процента от числа.

  1. Товар стоил 100 р, затем цена понизилась на 5%, а через некоторое время еще на 5%. Сколько стал стоить товар?
  2. Товар стоил 100 р, затем цена его понизилась на 10%. Сколько стал стоить товар? Сравните полученный результат с результатом предыдущей задачи.
  3. Тракторная бригада должна вспахать 250 га земли, но задание было перевыполнено на 12%. Сколько гектаров земли вспахала тракторная бригада?
  4. В классе 36 учеников. В спортивных секциях занимаются 75% всех учащихся класса. Сколько в классе учеников занимается в спортивных секциях?
  5. 60% участка земли засеяли рожью, а остальное пшеницей. Какую площадь засеяли рожью и какую пшеницей, если пшеницей засеяли на 114 га меньше, чем рожью?
  6. Сложили три числа. Первое число составляет 25%, второе – 35% от суммы. Какие числа сложили, если третье число на 2,1 больше второго?
  7. Шахматистам на проведение партии дается 4 часа. Через некоторое время шахматистов предупредили, что до конца партии осталось 30% времени. Сколько времени уже длится эта партия?
  8. От веревки длиной 8 м отрезали кусок ,и выяснилось, что оставшаяся часть составляет 60% всей длины веревки. Какой длины отрезали кусок?
  9. Малыш полетел к Карлсону в гости. Когда они пролетели 56 км, это составило 70% всего расстояния. Сколько еще им осталось пролететь до дома Карлсона?
  10. В пятых и шестых классах школы 162 ученика. Число учащихся пятых классов составляет 80% числа учащихся шестых классов. Сколько в школе пятиклассников и сколько шестиклассников?

Задачи на нахождение числа по его проценту.

  1. В детском доме творчества в различных кружках занимается 120 учащихся школы. Это составляет 15% учащихся школы. Сколько учеников в школе?
  2. На собрании рабочих цеха присутствовало 69 человек, что составляло 92% всех рабочих цеха. Сколько рабочих отсутствовало на собрании?
  3. В туристическом походе двух пятых классов не участвовали 4 ученика, что составляет 5% от числа учащихся этих классов. Сколько учащихся пятых классов участвовало в туристическом походе?
  4. Сахарный тростник при переработке теряет 91% своей первоначальной массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 450 кг сахара?
  5. 50% поля засеяли пшеницей, 15% - рожью, а остальное овсом. Какую площадь засеяли пшеницей и рожью, если овсом засеяли 70 га?
  6. Сложили три числа. Первое число составляет 48%, второе – 23% от суммы. Какие числа сложили, если третье число равно 5,8?
  7. Нина читает книгу. Когда она прочитала 35 страниц, она подсчитала, что это составляет 14% всей книги. Сколько всего страниц в книге?
  8. Вася поднимается по лестнице и считает ступеньки. Когда он насчитал 36 ступенек, это составило 48% всех ступенек лестницы. Сколько всего ступенек нужно пройти Васе?
  9. Ребята пошли в двухдневный поход. В первый день они прошли 24 км, что составило 60% всего маршрута. Сколько километров они должны пройти во второй день?
  10. В школьной библиотеке 210 учебников математики, что составляет 15% всего библиотечного фонда. Сколько всего книг в библиотечном фонде?
  11. Для ансамбля бальных танцев купили костюмную ткань и из 54 м сшили платья для девочек. Сколько всего ткани купили, если на платья ушло 45% всей ткани?
  12. Утром было продано 28% товара, днем – в 2 раза больше, а вечером оставшиеся 32 кг. Сколько всего килограммов товара было продано?
  13. В первый день велосипедист проехал 52% маршрута, во второй – в 2 раза меньше, а в третий – оставшиеся 44 км. Какова протяженность маршрута велосипедиста?
  14. Определите стоимость товара до уценки, если после снижения цены на 30% он стал стоить 56 р.

Среднее арифметическое.

  1. Первое число равно 5,2. Второе число составляет 40% первого числа. Найдите среднее арифметическое этих чисел.
  2. Автомобилист ехал 3 часа со скоростью 85 км/ч, 2 ч со скоростью 90 км/ч и 5 ч со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
  3. Первое число х, второе число 7,2, а третье число 8,4. Среднее арифметическое этих чисел равно 8. Найдите число х.
  4. Первое число равно 4,8, второе число составляет 60% первого числа. Найдите среднее арифметическое этих двух чисел.
  5. Автомобилист ехал 3 ч со скоростью 85 км/ч, 4 ч со скоростью 95 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
  6. Первое число а, второе число 9,8, третье число 8,7. Среднее арифметическое этих чисел равно 9. Найдите число а.
  7. УголABC – прямой, угол DEK составляет 20% от угла ABC, а величина угла MON равна среднему арифметическому угловABC и DEK. Найдите величину каждого из трех углов и постройте их с помощью транспортира.
  8. Угол CDE – развернутый, угол ABK составляет 40% угла CDE, а угол MOT равен среднему арифметическому углов CDE и ABK. Найдите величину каждого из трех углов и с помощью транспортира постройте их.

Задачи всех типов по теме «Натуральные числа»

  1. Куртка дороже брюк на 120 рублей. Сколько стоят вместе брюки и куртка, если брюки стоят 175 рублей?
  2. На верхней полке на 7 книг меньше, чем на средней, и на 11 книг меньше, чем на нижней. Сколько книг на трех полках, если на верхней полке 24 книги?
  3. В треугольнике одна сторона равна 24 см, и она меньше второй стороны на 8 см и меньше третьей стороны на 4 см. Найдите периметр этого треугольника.
  4. В одном мотке 138 м веревки, это на 29 м больше, чем во втором. Сколько метров веревки в двух мотках?
  5. Периметр прямоугольника 84 см, длина одной из сторон 16 см. Найдите длины трех других сторон этого прямоугольника.
  6. За три часа автомашина прошла 150 км. В первый час она прошла 56 км, а во второй час – на 17 км меньше, чем в первый. Сколько километров прошла автомашина в третий час?
  7. Миша, Коля и Петя вместе имеют массу 89 кг. Миша с Колей вместе имеют массу 63 кг, а Коля с Петей 58 кг. Какую массу имеет каждый из мальчиков?
  8. Матери 36 лет, и она старше Коли в 3 раза, а Таня, сестра Коли, моложе в 4 раза. Сколько лет Тане?
  9. За 6 часов теплоход прошел 210 км, а поезд за 4 часа – 420 км. Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода?
  10. За 12 дней бригада должна была отремонтировать по плану 180 сельскохозяйственных машин. Однако, бригада ежедневно ремонтировала на 3 машины больше. За сколько дней был выполнен план?

Задачи всех типов по теме «Десятичные дроби»

  1. На одной машине 3,4 т груза, а на другой на 0,85 т больше. Сколько тонн груза на двух машинах?
  2. В трех бидонах 9,6 л масла. В первом бидоне 3,4 л, во втором на 0,7 л меньше. Сколько литров масла в третьем бидоне?
  3. Собственная скорость теплохода 30,5 км/ч. Скорость течения реки 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и его скорость по течению.
  4. Купили три дыни. Масса одной дыни 5,25 кг, что на 2,5 кг меньше массы второй и на 1,15 кг больше массы третьей дыни. Найдите массу трех дынь.
  5. Турист шел 0,3 ч со скоростью 4 км/ч и проехал на автобусе 3 ч со скоростью 42,5 км/ч. Какой путь  проделал турист за все это время?
  6. Катер шел 2 ч по течению и 3 ч против течения. Какой путь проделал катер за все это время, если скорость течения 2,2 км/ч, а собственная скорость катера 11,3 км/ч?
  7. Два поезда идут навстречу друг другу. Скорость одного из них 54 км/ч, а скорость другого 65 км/ч. Сейчас между ними 50 км. Какое расстояние будет между ними через 0,2 ч?
  8. Длина прямоугольника 7,7 м, а ширина в 4 раза меньше. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
  9. На покупку книги Сережа истратил 2,1 р, что составляет 3/7 имевшихся у него денег. Сколько денег было у Сережи?
  10. Площадь поля 54,72 га. В первый день вспахали 5/12 поля. Сколько гектаров земли осталось еще вспахать?

Комбинаторные задачи.

  1. Саша, Алеша, Женя и Витя измерили свой рост. Получились следующие результаты: 149 см, 167 см, 158 см,152 см. Известно, что Алеша выше Саши, но ниже Жени, а Витя меньше ростом, чем Саша. Какой рост имел каждый из мальчиков?
  2. На прилавке магазина выставлено пять видов крупы: овсянка, перловка, рис, пшено, ядрица. Цены за 1 кг этих круп следующие: 0,3 р, 0,52 р,

    0,16 р, 0,88 р, 0,28 р. Известно, что пшено дешевле перловой крупы, но

    дороже овсяной крупы. Рис дороже ядрицы, а ядрица дороже перловой

    крупы. Сколько стоит 1 кг каждой крупы?

3. В классе учились Вера, Галя, Нина, Марина, Оля. Все эти девочки

    родились в разные дни января одного года. Младшая из них родилась

   27 января. Известно, что Оля старше Гали, но моложе Марины, а Вера

    моложе Нины, но старше Марины. Какого числа родилась каждая из

    девочек, если Нина родилась 23 января?

4. В пяти сосудах находилось пять видов растительного масла:

    подсолнечное, оливковое, соевое, кукурузное, хлопковое. Объемы,

    которые занимают эти масла были следующие: 0,85 л, 0,7 л, 0,75 л, 0,8 л,

    0,45 л. Известно, что оливкового масла по объему было меньше

    кукурузного, но больше соевого. Подсолнечного масла было больше

    кукурузного, а хлопкового меньше  соевого. Какой объем занимает масло

    каждого вида?

5. В пяти корзинах находились ягоды: малина, черника, брусника,

    смородина и ежевика. Массы этих ягод были 3,25 кг, 3,08 кг, 3,3 кг. 3,2 кг,

    3,15 кг. Известно, что(по массе) ежевики было больше, чем черники, но

    меньше брусники. Малины было меньше смородины, но больше

    брусники. Найдите массу каждой из этих ягод.

Задачи повышенной трудности

  1. Написаны числа 1, 2, 3, 4, 5. Не меняя порядка этих чисел, поставьте между ними знаки действий и скобки так, чтобы значение  полученного выражения было равно 4.
  2. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы значение выражения было равно 36:
  1. 76*4*51*3
  2. 84*42*7*54
  1. Из четырех пятерок с помощью знаков арифметических действий и скобок составьте арифметическое выражение, значение которого было бы равно 100.
  2. Из трех одинаковых по виду колец одно  несколько легче двух других. Как определить это кольцо с помощью одного взвешивания на обычных двухчашечных весах?
  3. В шахматном турнире с тремя участниками всего было сыграно 6 партий. Сколько партий сыграл каждый участник?
  4. Во сколько раз лестница на шестой этаж длиннее лестницы на второй этаж того же дома?
  5. В записи 8 8 8 8 8 8 8 8  поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.
  6. Вычислите: 99 – 97 + 95 – 93 +…+ 3 – 1
  7. Сумма цифр двузначного числа равна 16. Если в этом числе переставить цифры, то оно увеличится на 18. Найдите это число.
  8. К двузначному числу приписали равное ему число. Во сколько раз полученное число больше данного?
  9. Из ящика с чаем, содержащего 1100г чаю, нужно отсыпать 1 кг чаю. Как это сделать с помощью весов, если гирь нет, но имеются два пакета с чаем 300 г и 650 г?
  10. Старший брат сказал младшему: «Дай мне 8 орехов, тогда у меня будет вдвое больше орехов, чем у тебя». А младший сказал: «Ты дай мне 8 орехов, тогда у нас будет поровну». Сколько орехов было у каждого?
  11. Двое одновременно отправились из пункта А в пункт В. Первый поехал на велосипеде, второй на автомобиле со скоростью в 5 раз большей скорости первого. На полпути у автомобилиста кончился бензин, и оставшуюся часть пути ему пришлось идти пешком со скоростью в 2 раза меньшей скорости велосипедиста. Кто из них раньше прибыл в пункт В?
  12. Могут ли три человека, имея двухместный мотоцикл, преодолеть расстояние 60 км  за 3 ч, если скорость мотоцикла 50 км/ч, а пешехода 5 км/ч?
  13. Из А в В отправились одновременно  два человека: один пешком, а другой на велосипеде. В то же время из В в А вышел автомобиль, который встретился с велосипедистом через 4 часа, а с пешеходом через 5 часов после своего выхода из В. Найдите расстояние от А до В, зная, что скорость пешехода 6 км/ч, а скорость велосипедиста 15 км/ч.
  14. В поход пошли 20 человек: мужчины, женщины и дети. Они вместе несли груз массой 200 кг. Каждый мужчина нес 20 кг, каждая женщина 5 кг, а каждый из детей 3 кг. Сколько мужчин, сколько женщин и сколько детей пошло в поход?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

 деревни Пиштенур

Тужинского района Кировской области

Программа кружка

«Юный комбинатор»

для учащихся 5-6 классов

на 2007-08 учебный год

Автор составитель и руководитель кружка – Ямбаршев Николай Анатольевич,

 учитель математики МОУ ООШ д, Пиштенур

2007 г.

Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе

определяются его ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека  практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. В ходе решения задач развиваются творческая  и прикладная стороны мышления.

Важным моментом современного образования является внедрение профильного обучения в старших классах. Однако, чтобы выбор дополнительной учебной деятельности в старших классах оказался надежным, а работа по углублению изучения предмета успешной, необходима тщательно продуманная и организованная система до профильной подготовки, система учебно-воспитательных мер, помогающих каждому учащемуся «найти себя», избрать интересные и посильные ему занятия, активно развивать свои способности. Для этого и нужна внеклассная работа по математике в средних звеньях школы. Программа кружка «Юный комбинатор» предназначена именно для учащихся 5-6 классов. Основой программы кружка является Программа по математике Министерства образования РФ 2001 года. Материал кружковых занятий базируется на общеобразовательном математическом материале систематического курса математики.

Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации и другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике.

Цели и задачи:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  3. развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе;
  4. развитие творческих способностей и склонностей;
  5. формирование навыков самостоятельного труда при поиске путей из трудных ситуаций.

Ожидаемые результаты

В результате занятий кружка «Юный комбинатор» учащиеся должны:

  1. правильно употреблять математические термины;
  2. получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  3. получить первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью возможных вариантов;
  4. научиться анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
  5. уметь применять приемы решения комбинаторных задач умножением;
  6. научиться оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента;
  7. принять участие в школьном туре математической олимпиады, а также постараться попасть на районный тур .

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Тео

рия

Прак

тика

1.

Счет у первобытных людей

1

1

2.

Цифры у разных народов

1

1

3.

Метрическая система мер

1

0,5

0,5

4.

Старые русские меры

1

0,5

0,5

5.

Множества и подмножества

1

0,5

0,5

6.

Иван Петров – яркий талант России

1

1

7.

Конкурс решения задач

 повышенной трудности

1

1

8.

Принцип Дирихле

1

0,5

0,5

9.

Математическая игра «Попробуй сосчитай!»

1

1

10.

Число Шехерезады

1

0,5

0,5

11.

Школьная математическая олимпиада

1

1

12.

Математические софизмы и фокусы

1

1

13.

Игра «Отгадай задуманное число»

1

1

14.

Решить задачу – что это значит?

1

1

15.

Арифметические ребусы

1

1

16.

Как появились десятичные дроби?

1

1

17.

Геометрические головоломки

1

1

18.

Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика»

1

0,5

0,5

19.

Магические квадраты

1

1

20.

Задачи на переливание жидкостей

1

1

21.

Применение уравнений с несколькими переменными к решению задач

1

1

22.

Признак делимости на 11

1

1

23.

Математическая викторина «Что? Где? Почему?»

1

1

24.

Числа счастливые и несчастливые

1

0,5

0,5

25.

Простая логика

1

1

26.

Простейшие комбинаторные задачи

2

2

27.

Что такое статистика?

2

2

28.

Лотереи или вероятность событий

2

2

29.

Кости и карты. Игра и стратегия

2

2

30.

Заключительное занятие – конкурс межпредметного содержания

 «А ну-ка, математики!»

1

1

Итого:

34

7,5

26,5

Литература

  1. Программа МО РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике. М. «Дрофа», 2001.
  2. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. М. «Наука», 1975.
  3. Шварцбурд С.И. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. Просвещение, 1974.
  4. Яковлев А.Я. Математика? – Забавно!.М. «Знание», 1992.
  5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка в 4 классе.М. Просвещение,1980.
  6. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя. М. Просвещение, 1991.
  7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
  8. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-6 классов. М. Просвещение, 1998.
  9. Журнал « Математика в школе»

10.Журнал «Математика для школьников»

11. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Пособие

     для учащихся 4-8 классов средней школы.

      М. Просвещение,,1988.

12. Крысин А.Я. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).

      Пособие для учителей. М., Просвещение,1979.

13. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел.

      М., Просвещение, 1986.

14. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математический кружок 7 класс

Подробная разработка занятий математического кружка в 7 классе с презентациями...

кружок по математике "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" 9 класс

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 9 класса. Имеет основную цель - подготовка к успешной сдачи экзамена в формате ГИА "сильных" учеников. Рассчитан на 34 часа в год....

Математический кружок 8 класс. "Пифагор"

Математический кружок 8 класс. "Пифагор"...

Математический кружок "Юный Пифагор" для учащихся 5 класса общеобразовательных школ в рамках реализации ФГОС

Программа математического кружка «Юный Пифагор» рассчитана на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.Содержание программы соответствует возрастным особенностям школьников и способствует развити...

Математический кружок для учащихся 7 классов "Задачи для мудрого школяра".

В данной разработке представлен план работы  математичекого кружка. Занятия в кружке вызывают большой интерес учащихся, повышают мотивацию к предмету....

Математический кружок для 5-6 классов

Внеурочная деятельность...