Урок-рефлексия
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Причастия" в 6 классе ( по учебнику М.А. Разумовской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Обобщение по теме «Причастие».

Класс: 6 класс

УМК: Русский язык 6 класс. Разумовская М.М.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок-рефлексия

Тема урока: "Обобщение и закрепление знаний по теме «Причастие»" 

Цели урока:

деятельностная: сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; сформировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.

содержательная: развить речевые способности учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль причастий в тексте, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, научить  употреблять причастия  в речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение)  

                                              (5 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся в лицейскую киностудию и примем участие в съёмках фильма-экшн  " Умные игры".

Кадр 1 Эпизод "Один за всех и все за одного"

На этом этапе, разделившись на группы, вы получаете роли: (бейдж)

4 группы : 1 - капитан  (принимает решение, руководит работой команды)

                   2 - помощник  (теоретик)

                   3 - секретарь (практик)

                   4  - курьер  (передает материалы команде и ведущему)

                   5 - оратор/ритор (озвучивает коллективное решение)

                   6. - эксперт (проверяет и корректирует)

Эпизод  2-ой  "Назад в будущее" (приём ИНТРИГА)

1. Как вы понимаете, в кинематографе нет ничего невозможного, и прямо сейчас мы перенесемся в недалёкое будущее - в конец нашего урока. (звук перемотки)

- На этом наш урок подошел к концу. На листочках, которые находятся прямо перед вами напишите:

что вы теперь знаете и умеете? Положите эти послания самим себе в капсулу времени. И мы возвращаемся назад.

То, что вы написали в своих посланиях, является вашей целью данного занятия

И мы продолжаем.

Садятся по группам. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Каждый участник команды получает карточку-бейджик с указанием роли в данном проекте

Каждый ученик на листочке пишет:

Я знаю_________

Я умею_________

 Планируемые результаты.

-учащиеся осознанно входят в пространство учебной деятельности,

-создаются предпосылки для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

                                         (4 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

Повторение признаков причастия.  (СОРБОНКА:  

                                              ТЕКСТ   С     ПРОПУСКАМИ)

Кадр 2 дубль 1 Эпизод  " Вспомнить всё"

В.И. Даль сказал о причастии : это "...часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного"

Докажите эту мысль, оформив визитку  

Визитка Причастия (на А3)

Имя: ________________________________

Родители ___________________и__________

Моя синтаксическая роль:____________________________________

Я могу быть________________________________(вида),

_______________________________________(времени),

в__________________и__________________ (форме).

Моё окончание, как и у ____________, зависит от_______________________

Если при мне есть зависимые слова, ____________________

Представьте нам готовые проекты

Обзорное повторение сведений по теме «Причастие».

Определяют морфологические признаки причастий,

Заполняют предложенную форму

Работа в группах .

Ответчики презентуют свои кластеры , эксперты анализируют недостающую информацию, устраняют пробелы соперников.

Планируемые результаты.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументрировать ответ.

Познавательные. 

Оценка правильности выполнения действия, формулирование собственного мнения.  

Метапредметные результаты

Контроль, оценка, коррекция  

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

3.Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности и их локализация(14-15 мин.)   

Цель:

  • Осознать потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.
  • зафиксировать затруднение при выполнении учебного действия

Ну вот, теперь, дорогие участники нашего шоу, вы  получили теоретический  заряд и  готовы приступить к активным действиям.

  1. Кадр 3 Эпизод  «Великие обманщики» (3-4 мин.)

                                                            (ПРЕВРАЩЕНИЕ)

-При изучении причастий вы учились отличать их от отглагольных прилагательных. Кому удастся не попасть под влияние обманчивого сходства? Кто сумеет образовать причастия от отглагольных прилагательных?( что поможет это сделать?на что это повлияет?) (возьмите конверт 2)

Вязаный свитер , квашеная капуста, крученые нитки, рваная куртка, крашеная стена, раненый солдат.

2. Кадр 4  Эпизод   "Игра престолов" (слайд)      (3 мин)

                                                                          (КОРРЕКТОР)

- Один правитель  оставил своим сыновьям завещание:

« Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья задумались: золотая статуя потребовала бы всего золота, оставленного отцом, и еще заставила бы их влезть в долги. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, остаться и при деньгах. Найдите и Вы его решение.

3. Кадр 5 Эпизод   "Золушка" (Конверт 2) (5 мин.)

                                                                    (КЛАССИФИКАТОР)

Перед вами карточки со словосочетаниями. Вставьте пропущенные гласные в суффиксах причастий, распределив СС на 3 группы в соответствии с условием выбора написания.

Приближа…щийся к берегу , брос...вший в кольцо ,о движ…щемся предмете, провер…нная учителем, вид...мое издалека здание, стро…щийся дом, напис…нная учеником, распил…нная плотником, хорошо освеща…мый   парк, леч…щий врач.

 От глаг. 1 спр //   2 спр.// от гласной в инфинит.

1. Ученики с помощью приставки или зависимого слова образуют причастия.

Курьер передаёт ответ  ведущему или в жюри. Теоретики обосновывают выполнение задание

(причастие отличается от отглагольного прилагательного наличием приставки или зависимого слова, что влияет на НН в суффиксе)

2.Ученики должны правильно найти определяемое слово и расставить недостающие знаки препинания. Ораторы и/или теоретики  дают обоснованный  ответ

3. Ученики вписывают пропущенные гласные, обосновывая выбор написания спряжением глагола, от которого образовано причастие или основой инфинитива.

Планируемые результаты:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументрировать ответ.

Познавательные. 

 контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Метапредметные результаты

Самоанализ, построение индивидуальной траектории коррекции знаний

Предметные результаты

Действие по аналогии  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач и их применение на практике

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.                     (2 мин.)      

Цель:

  • Самоанализ
  • Самостоятельная коррекция знаний.

- Какое из этих заданий вызвало у вас наибольшее  затруднение? Почему? Что нужно знать / вспомнить для его выполнения?                              (СВОЯ ОПОРА)    

1. чем страдательное  причастие отличается от отглагольного прилагательного?

2.что такое причастный оборот и правила постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

3. от чего зависит написание суффиксов действительных и страдательных причастий?

Теоретики дают обоснование:

1 - наличием приставки и зависимого слова, при этом в суффиксе пишется НН.

2. а)причастие + зависимые слова. б)пунктуация зависит от  пред- и постпозиции.

3) суффиксы, зависящие -от спряжения глагола (ущ/ющ // ащ/ящ и им/ем)

- от гласной в инфинитиве (анн/янн/енн + гласная пелед –вш-)

Планируемые результаты:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументрировать ответ.

Предметные результаты

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения упражнений , применение правил на практике

Метапредметные результаты

Самоанализ, построение индивидуальной траектории коррекции знаний

Коммуникативные. Формировать умение отбирать, выделять, обобщать, умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, умение слушать и понимать других.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5. Реализация построенного проекта:                          ( 5 мин)

Цель:

  • самостоятельная работа по составленному плану.

Кадр 6 Эпизод  " По следам Робинзона Крузо"

                                                               (РЕСТАВРАЦИЯ)

Недавно к нашим морякам в руки попала необычная бутылка, содержащая послание. К сожалению, часть текста от воды и времени утрачена  (слайд + конверт №3). Ваша задача  - восстановить пробелы.(см.Приложение)

- Какие правила вам пришлось применить при выполнении задания?

Ребята работают с текстом, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполненные работы передают жюри/экспертам

- Суффиксы причастий, НЕ с причастиями, знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Индивидуальный тест с самопроверкой.

Планируемые результаты.

Умение строить логические цепи рассуждений.

Управление поведением партнера построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Познавательные- 

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные.

Оценка правильности выполнения действий Умение в  совместной работе выявить причины затруднения, выяснить проблемы.

Коррекция, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные результаты

Самоопределение , самоанализ

6. этап обобщения затруднений во внешней речи   (4 мин)

1.Кадр 7 Эпизод  " Лучшее предложение"

Работа по развитию речи.                          (ЛОВИ ОШИБКУ)

Перед вами предложения. Сформулируйте задание : Что вам нужно с ними сделать?

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья колеблющие ветром, тихо шелестели.

В  лесу   дрожали   от   холода   березы,   осыпавшие

дивной позолотой.

Материал объясняющийся   учителем был   очень трудным.

Ученики формулируют задание: исправьте речевые ошибки в предложениях. Реконструируют их с учетом тех правил, которые уже повторили.

Теоретики формулируют правило.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин)

Цель:

  • Проверка уровня знаний

1.Кадр 8 Эпизод «Никто кроме меня» .            (ТЕСТ)

  - Итак,  мы повторили с вами правила орфографии и пунктуации, связанные с причастием.

Предлагаю выполнить тестовое задание с последующей самопроверкой

Оговорим критерии оценки:

Более 50% (5)- "3"

                      6-7-  "4"

            100% (8)- "5"

 

Ученики выполняют тест, самопроверка, самооценка

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

8.Рефлексия.                (4 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • определить степень достижения цели

Рефлексия

Наш проект подходит к концу, и м обратимся к нашим капсулам времени. В них вы планировали итог сегодняшнего урока.

-Кто достиг своей цели?

Да,достиг.- разместите магнит в зеленой зоне

Достиг, но остались вопросы/сомнения/затруднения – в жёлтой зоне,разграничив орфографию и пунктуацию

Не достиг – красная зона

Учащиеся оценивают свой уровень достижения цели

Познавательные.

Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексия структурирование знаний.

Смыслообразование формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия.

Регулятивные.

Формирование умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности .

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Домашнее задание  (2 мин)

Разноуровневое домашнее задание - по выбору учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Коммуникативные.

Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

урок английского языка во втором классе (урок рефлексии)

Урок рефлексии во втором классе пособие Spotlight 2, по темам “Мой дом”, “ Цвета”, “Моя семья”....

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...