Обобщающий урок по теме "Строение атома.Периодический закон и периодическая система химических элементов". Урок-рефлексия.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок спланирован по технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_stroenie_atoma.periodicheskiy_zakon.zip | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».
Цели урока:
Учебная: Систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным понятиям темы. Стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения; чувство сопричастности общему делу.
Развивающая: развивать интерес к предмету, внимание, память ,смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике. Совершенствовать общеучебные умения анализировать, выделять главное, делать выводы.
Тип урока -.урок рефлексии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, дидактический материал, инструкции к работе.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к учебной деятельности
ЦЕЛЬ:
1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2.Определить цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.
Презентация.Слайд1.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .
На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»
«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».
Степан Щипачев
Презентация. Слайд2.
Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим о выдающимся открытии 19 и 20 веков -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.
Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.
Осмысление результата деятельности от формы ее организации.
Презентация. Слайд3.
2. Этап актуализации знаний и фиксации затрудненпя в деятельности.
Цель:
1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.
2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".
(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).
"Стартовое задание"
Слайд 4
ВАРИАНТ 1
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.
Электронные схемы | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2е 4е | Щ | Ж | Э | К | А | Б | У |
2е 8е 2е | В | А | К | М | Н | О | П |
2е 1е | Л | С | Ы | Ф | Ю | А | Я |
2е 8е 5е | Р | Б | Т | В | Ь | Е | Г |
2е 8е 1е | Ц | Д | Ж | И | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | И |
2е 8е 3е | Р | Т | Й | Х | Ц | Ч | Ф |
Ответ : кальций
Слайд 5.
ВАРИАНТ 2
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.
Электронные схемы | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2е 4е 2е | Щ | Ф | Э | К | А | Б | У |
2е 8е 1е | О | А | К | М | Н | О | П |
2е 1е 5е | Л | С | Ы | Ф | С | А | Я |
2е 8е 3е | Р | Б | Ф | В | Ь | Е | Г |
2е 8е 4е | Ц | Д | Ж | О | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | Р |
Ответ: фосфор
3.Этап включения в систему знаний и повтроения.
Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.
Слайд 7-8
Обобщение и систематизация знаний. Проверка основных понятий по теме.
Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».
1.Какое строение имеет атом?
2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?
3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.
3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?
4. Что показывает порядковый номер элемента ?
5.Что показывает номер периода?
6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?
7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?
8. Как изменяются свойства химических элементов: А) в главных подгруппах? Б) в периодах?
Слайд 9.
Прием педагогической техники «Узнай меня» Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.
По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов. Учитель задает вопрос:
Атому, какого химического элемента принадлежит данная электронная формула?
К какому семейству он относится?
а)…3S2 3P4
б)…4S1
в)…3S2 3P6
Индивидуальный опрос учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).
Физкультминутка. Прием педагогической техники «Будьте здоровы». Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.
Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.
Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.
Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".
Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.
Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).
Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.
Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0
- 1.Номер периода – это число энергетических уровней.
- 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.
- 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.
- 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .
- 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.
- 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.
- 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.
После ответов на утверждения, получается число.
Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3».Проводится С АМОПРОВЕРКА.
Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Интерактивный тест.
Слайд 13-18.
Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.
1.Формула высшего оксида натрия, его характер
Na2O-кислотный
Na2O-основный
NaO2-кислотный
NaO2-основный
2. Формула высшего оксида фосфора, его характер
P2O5-кислотный
P2O5-основный
P2O3-кислотный
P2O3-амфотерный
3. Чем различаются изотопы одного элемента:
Числом протонов
Числом электронов
Зарядом ядра атомов
Числом нейтронов
4. Формула высшего оксида серы, его характер
SO2-кислотный
SO2-основный
SO3-кислотный
SO3-амфотерный
5. Формула гидроксида алюминия, его характер
Al(OH)3- кислота
Al(OH)3-амфотерный гидроксид
Al(OH)2-основание
Al(OH)2-кислота
6. Формула гидроксида натрия, его характер
NaOH-щелочь
NaOH-кислота
Na2OH-щелочь
Na2OH-кислота
Слайд 19.Физкультминутка. Прием педагогической техники «Будьте здоровы». Через необычную форму организации физкультминутки, проводится коррекция зрения
Учитель читает отрывок из стихотворения о периодической системе. Прием педагогической техники «Привлекательная цель». Слайд 20.
Читая стихотворение, учитель привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную активность.
И каждый знак, её взлелеяв
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им…
А.Чивилихин
Привлечение внимания учащихся к работе со следующим слайдом.
На слайде появляется Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
Демонстрируется проектная работа ученицы Запоражану Кристины «Значение периодического закона и периодической системы». Презентация 2.
Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Слайд 21.
Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Тестирование
1вариант
1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?
а) Al б) B в) Mg г) Si
2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?
а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.
3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?
а) Na б) Li в) K г) Mg
5. Формула высшего оксида хлора:?
а) Cl2O7 Б) Cl2O5 в) Cl2O Г) Cl2O3
6. Число протонов в атоме серы равно:
1) 39 2) 20 3) 16 4) 4
Тестирование
2вариант
1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?
а) Al б) B в) Mg г) P
2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?
а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.
3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?
а) Cs б) Li в) K г) Mg
5. Формула высшего оксида фосфора:?
а) P2O7 Б) P2O5 в) PO Г) P2O3
6. Число протонов в атоме хлора равно:
1) 35 2) 20 3) 17 4) 4
5.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.
Подведение результатов урока. «Самооценка».
По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню подготовки по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."
Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е. Кузнецовой....
Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как: "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»
Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....
Тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Представленный тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно использовать для контроля или самоконтроля изученного материала.О...
Зачет по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов . Строение вещества» 11 класс
Зачет по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов . Строение вещества» 11 класс...
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений
Данный урок проходил в 8А классе, в котором 30 человек. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.Если говорить о месте урока в курсе химии 8 кл...