Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе по теме
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_refleksii_v_ramkakh_realizatsii_programmy_fgos.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка и литературы. Первые успехи.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А.Сухомлинский.
Сл.1. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сл.2. Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
Сл.3. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые уроки, один из которых предлагается вашему вниманию. Его тип – урок-рефлексия. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
Сл.4. Если мы сравним типы уроков, которые существовали до недавнего времени, и современные типы уроков, то получим следующую картину. (Слайд)
Традиционные уроки | Уроки деятельностной направленности |
|
|
Получается, что уроки рефлексии – это наиболее частотные уроки. О них сегодня и пойдет речь.
В этом году у меня 5 класс, и я только начинаю осваивать новые виды деятельности, приёмы работы. Но уже мною собрана небольшая копилочка интересных идей, приёмов работы, с которыми мне бы хотелось поделиться с вами.
Сл.5. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Если на уроке «открытия» нового знания предметом «исследования» является учебная задача, то на уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность. И в том и в другом случае учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.
Сл.6. На уроках рефлексии используется понятие эталона, образца и эталона для самопроверки.
Эталон – знаковая фиксация способа действия. Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере.
Эталон для самоконтроля – осуществление способа действия, который соотнесен с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рассуждения рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Сл.7. Пример эталона.
Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова.
- Поставить ударение в слове.
- Выделить корень и подчеркнуть орфограмму в корне одной чертой.
- Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень.
- Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне.
- Вставить нужную букву в слово с орфограммой.
Пример образца рассуждения: л..сной – лес.
Сл.8. Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий. Уроки рефлексии способствуют эмоциональному благополучию, а, следовательно, росту мотивации.
Сл.9. - Каковы же цели и задачи уроков рефлексии? Напомню, что по ФГОС мы выделяем 2 цели урока: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД).
Таким образом, целями уроков рефлексии являются следующие:
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Сл.10. Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
А теперь о каждом этапе урока рефлексии поговорим чуть подробнее. Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Но самое главное: усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Приёмы интересные, захватывающие. Следовательно, ученики работают активно и осмысленно. Правда, я считаю, что все приёмы целесообразно брать за основу, внося необходимые коррективы с учётом особенностей класса и даже отдельных учеников.
Меня привлекает данная технология тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения. Всё это позволяет развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, которые необходимы человеку в современном обществе. С моей точки зрения, данная технология побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока.
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)
Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются.
Включение в коррекционную деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто донести эту необходимость до учащихся, наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных мудрых людей, философов, учёных.
Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.
- Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.
2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций
3.Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь.
4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше.
5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо.
Можно начать урок с притчи, пословицы.
Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.
Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный.
Выслушав всех, учитель воспроизводит
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» Сообщение интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи. Вот пример такого текста: Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Прием “Нестандартный вход в урок”. Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, записано сложное предложение с союзом и с общим второстепенным членом (запятая не стоит). - Предлагаем ученикам подумать, почему предложение сложное, а запятая не стоит?
Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по-разному:
- Что лишнее?
- Обобщить – что это?
- Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Количество заданий не должно быть большим, чтобы не рассеивать внимание детей и не затягивать данный этап: его продолжительность 8-10 минут.
На данном этапе урока целесообразно использовать следующие приемы:
Заполнение (создание) кластера
Предлагается разноуровневый кластер для детей с повышенной мотивацией и слабых ( для слабых заполнен частично). Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. На уроках повторения и обобщения кластеры целесообразно использовать и на стадии вызова. Плюсы данного приёма: стопроцентная активность класса, быстрое воспроизведение изученного материала, чёткость изложения, возможность проявить творческую фантазию.
Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
- стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
- запомнить теоретический материал по теме;
- проявить свои творческие способности, фантазию;
- совершенствовать навыки работы с компьютером.
Прием «Сорбонки» - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.
Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.
В конце рассуждения делается _____________________.
Решение лингвистической задачи
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.
Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)
Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?
По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».
Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Блицопрос
1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)
2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)
3. Часть слова без окончания. (Основа.)
Прием РАФТ
Название приёма представляет собой сокращение: роль, аудитория, форма, тема. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица. Затем решает, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (рассказ, доклад, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор происходит индивидуально, но иногда такая работа проходить в парах.
Например, задание для учащегося 9 класса при подготовке к ГИА. Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения. Задание для учеников 5,6 класса: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
- умение оценивать ситуацию или факты;
- умение анализировать информацию;
- умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
- Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.
- Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению — это омонимы.
- Словарный состав языка — лексика.
- Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.
- Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина» идей, понятий, имен… очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 - 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ.
Приём очень напоминает традиционное фронтальное повторение, но есть и существенная разница: работа индивидуальная – групповая – коллективная. Элемент игры – все сведения помещаются в корзину. Работа проходит быстро, живо, активно. И результат виден сразу у каждого ученика: кто-то доверху наполнил корзину, а кто-то ничего не вспомнил сам, воспользовался подсказкой. Исходя из этого, и строится урок, и с учётом пробелов можно дать индивидуальное домашнее задание.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.
Пр…милый, пр…неприятный, пр…спокойно, пр…града, препятствие, пресечь, пр…опасный, пр…скучный, пр…бивать, пр…ближаться, пр…байкальский, пр…бежище, пр…бавлять, пр…брежный, пр…вивать, пр…валиться, пр…вести, пр…вертеть, пр…вязать, пр…вокзальный, пр…тормозить, пр…гибаться, пр…двинуться, пр…землиться, пр…дорожный, пр…дираться, пр…ехавший, пр…задуматься, пр…жечь, пр…кладывать, пр…каспийский, пр…нарядиться, пр…одеться, пр…писать, пр…открыть, пр…поднять, пр…прыгивать, пр…соединиться, пр…ютить, пр…тихнуть.
В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.
Можно предложить ребятам заполнить сразу две «корзины», выписывая слова с разными значениями приставок.
Добиваясь осознанного усвоения каждой темы, а затем её чёткого воспроизведения, можно усложнить приём «корзина», не меняя его сути. Предложим детям самим определить, сколько корзин им понадобится, чтобы распределить такие слова:
Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.
Возможны следующие варианты ответов:
- Мне понадобилась одна «корзина», потому что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
- Я бы поделил эти слова на две «корзины». 1-я: делаешь, молодежь, беречь, стричь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: задач, с крыш, из-за туч, пригож, шалаш, хорош, меч, могуч (без ь).
- Я бы поделил эти слова на три «корзины», так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных.
- Я бы поделил эти слова на четыре «корзины»: 1-я: глаголы делаешь, стричь, беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений задач, из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь); 4-я: краткие прилагательные пригож, хорош, могуч (без ь). И уж совсем замечательно, если кто-то из учащихся скажет, что задач, из-за туч, с крыш – отдельная «корзина». Активно работают абсолютно все ученики, мыслят, рассуждают, доказывают. Используемый при этом элемент игры не превращает урок в игру!
Плюсы такой работы ещё и в том, что здесь присутствует «дух» соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят). А учитель добился цели на данном этапе урока: в работу включился весь класс, несколько важных орфограмм повторили, закрепили навыки бесконфликтного общения, над развитием речи поработали.
Приём формула ПОПС
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Приём “Жокей и лошадь”.
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Актуальны и такие приемы как лото, обсуждение выполнения домашнего задания, проблемный вопрос, ложная альтернатива, толстые и тонкие вопросы.
Для пробного действия необходимо предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание. Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие и соотносят его с готовым образцом без исправления ошибок. Завершение этапа связано с организацией выхода в рефлексию пробного действия. Выполняя пробные учебные действия в системе, обучающиеся приходят к выводу, что ошибка в учении не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается и исправить свою ошибку.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали место затруднения;
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы: - Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Что сделали сначала, потом? - Где возникло затруднение?
Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: - Почему здесь возникло затруднение? - Чем это задание отличается от предыдущих?
В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, …)
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет.
Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
Кратко содержание этапа можно представить так:
1. Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и
формирование способности к его выполнению.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.
Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.
- Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться безошибочно писать слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением) - Как бы вы предложили сформулировать тему урока?
Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с запланированной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы. Возможно, что будет принята формулировка детей, и это даже очень полезно для того чтобы мотивировать их к этапу проектирования. Важно лишь, чтобы формулировка темы была грамотной и понятной детям.
Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.
№ | Действия, которые нужно предпринять |
1 | Прочитать теоретический материал в учебнике |
2 | Составить план прочитанного текста |
6 | Рассказать изученный материал соседу по парте |
4 | Заполнить слепую таблицу |
5 | Обсудить с товарищами |
3 | Выписать ключевые слова |
7 | Рассказать изученный материал классу |
8 | Выполнить практические задания по теме |
На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий т. е. перечислили какие понятия, способы действия им нужно уточнить и научиться правильно применять.
- выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
Можно предложить учащимся обратиться к алгоритму, который был составлен на уроке «открытия» нового знания, к правилу, еще раз уточнить последовательность рассуждения.
5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения
На данном этапе учащиеся должны самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом, а если затрудняются, то с помощью эталона. А далее решить подобные задания.
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
- организуется обсуждение типовых затруднений;
- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.
Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, осложненное списывание, предупредительные диктанты, распределительные диктанты (– Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Какие графические обозначения выполнили?, творческие диктанты «доскажи словечко» и др.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)
Этап применения знаний и способов действий.
На этом этапе, выполняя учебное упражнение, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность, поэтому нежелательно, если ребенок ошибся на этом этапе, говорить ему : неправильно, неверно, а лучше сказать: мы тебя услышали, теперь ты не будешь допускать ошибки на это правило, будь внимательнее.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. 7-8 минут;
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – соревнования, кроссворды, шарады, третий лишний и др. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
А также возможны и такие приемы работы, как:
«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
Блиц-опрос – проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.
Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
- обсудить и записать домашнее задание.
Для реализации этой цели учащиеся:
- уточняют алгоритм исправления ошибок;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- оценивают собственную деятельность на уроке;
- намечают цели последующей деятельности;
- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:
- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
В качестве интеллектуальной разминки интересно использовать приём «синквейн». Особенности этого пятистрочного стихотворения всем хорошо известны. Но я с ребятами не просто пишу стихи. Наши синквейны всегда включают словарные слова. Работают детишки с огромным увлечением. Я прибегаю к небольшой хитрости: написание синквейна сопровождаю словами: « Устали? Отдохнём? Тогда - стихи!» - называю одно или несколько словарных слов, причём словарные слова могут быть любой частью речи:
Поезд.
Пассажирский, скорый.
Укачивает, успокаивает, баюкает.
Поезд мчит нас навстречу открытиям и приключениям.
Встреча.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Остап
Мужественный, цельный,
Сражается, мучается, погибает,
Достойный сын своего отца.
Патриот.
Андрий
Красивый и слабый,
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Предатель.
Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного материала.
Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя. И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.
А закончить своё выступление мне хотелось бы так:
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Сегодня в этом педагога назначение.
Всем Вам желаю творческих побед
На каждый Ваш вопрос – прямой ответ
Спасибо за внимание, друзья,
До новых встреч прощаюсь с Вами я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.
Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление
Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...
"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)
quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...
Комментарии
Татьяна Александровна,
Татьяна Александровна, здравствуйте! Спасибо Вам за интересный материал.
Очень рада, что Вам
Очень рада, что Вам понравилось!