Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Антонива Наталья Ивановна

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока. Особенности строения  текста-описания.

Класс: 6

Цели урока: углубление знаний об особенностях текста-описания; развитие умений создавать собственные тексты-описания.; воспитывать у детей умение чувствовать прекрасное в портрете.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимать особенности текста-описания, структуру его построения.

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- осуществление саморегуляции и самоконтроля;

- высказывание своих предположений;

Познавательные:

- отбор и систематизация  материала по   теме;

- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников,  представление  и передача её с учётом заданных условий; 

- умение устно и письменно создавать тексты-описания. Правописные и пунктуационные умения.

Коммуникативные:

- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре; в группе;

- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать; высказывать свое мнение;

- формулирование и аргументация собственного мнения.

Предметные:

образовательные:

- знать определение портрета,

- создание плана текста-описания;

- работа с языковым материалом (синонимами, антонимами);

- обогащение словарного  запаса  учащихся;

- совершенствование орфографических и  пунктуационных  умений;

развивающие:

- способствовать обогащению словарного  запаса  учащихся;

- способствовать развитию внимания;

- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- способствовать развитию умения групповой и парной работы.

воспитательные:

- воспитание уважения к отечественной культуре;

- воспитание эстетического вкуса;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе:

- развитие уважения друг к другу.

Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение портрета, составление плана описания портрета.

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, исследовательская.

Тип урока -  урок развития речи.

Оборудование. Таблицы  по теме «Портрет», алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания.

Демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

2.Актуализация знаний

Опрос учащихся.

- Какие типы текста вы знаете?

- Каковы особенности текста-описания? Слайд  2

- На какие вопросы отвечает текст описания?

- Какая часть речи используется при описании предмета или пейзажа?

- Если человек работает, то какую часть речи мы будем использовать, чтобы описать ее?

- Скажите мне, а чтобы описать внешность человека, мы будем использовать глагол или имя прилагательное?

I. Формирование знаний и умений опознавать жанр портрета.

Материал для наблюдения — упражнения 286—287..

Слайды 1,3,4. Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1) получить знания о ________________;

2) попробовать самим составить текст --------------

- Итак, что такое описание внешности человека? Следовательно, портрет человека – это…

Слайды  5-10.

- Для построения плана описания можно придерживаться примерной схемы:

1. Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века.

2. Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, поясной и т. д.

3. Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного); одежда, фигура, поза.

4. Внутреннее состояние, его взаимосвязь с внешностью (гармония, противоречие).

5. Ваше восприятие этого портрета.

Отвечают на вопросы

Алгоритм:

1. Задать вопрос к тексту описанию.

2. Он отвечает на вопросы какой? каков?

3. При описании предмета, природы используется имя прилагательное, при описании действий – глагол.

4. При описании внешности используем прилагательные и существительные-части тела.

Картина называется портрет. Учащиеся знакомятся с определением портрета, его разновидностями.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Упражнение 155 – 1 предложение - одиночное деепричастие очнувшись; 2 предложение – деепричастие с зависимым словом – обливаясь слезами.

Ответы учащихся

Деепричастный оборот

Примеры учащихся, 2 предложение записывают в тетради, обозначают д/оборот

Познавательные: построение речевого высказывания

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3.Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Закрепление

знаний

6.Самостоятельная работа

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

8.Домашнее задание

 Творческое задание

Работа в группах.

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое,

добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое...

Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лука-

вое, простодушное...

Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные,

широко открытые, круглые...

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой...

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий,

правильный, курносый, вздёрнутый...

Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые,

тонкие...

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные,

каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные...

Обучающиеся отвечают, дополняя свои описания, корректируя их.

На столах лежат карточки с описаниями частей лица. Нужно дополнить описания.

1.Закрепить умение описывать лицо человека.

2.Повторить  безударные гласные, проверяемые и непроверяемые.

ПОРТРЕТНАЯ ЛЕКСИКА

Цвет глаз: бирюзовые, васильковые, голубовато – серые, голубые, жемчужно – серые, зеленые, золотистые, изумрудные, иссиня – черные, карие, коричневые, светло – голубые, светло – зеленые, светло – карие, серые, синие, темно – серые, темные, черные, янтарные, ярко – голубые.

Характер взгляда: (глаза) бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бессонные, блестящие, близорукие, быстрые, влажные, заплаканные, зоркие, искрящиеся, лучистые, мутные, открытые, пламенные, потупленные, пронзительные, сияющие, сонные, усталые, яркие, ясные.

Форма глаз: большие, глубокие, громадные, круглые, маленькие, миндалевидные, монгольские, прищуренные, продолговатые, раскосые, узкие, широкие.

О выражении состояния и характера человека: (глаза) азартные, бедовые, беззаботные, беспечные, благородные, вдохновленные, виноватые, внимательные, выразительные, восторженные, восхищенные, встревоженные, вызывающие, говорящие, гордые, горячие, грустные, дерзкие, добродушные, добрые, доверчивые, жадные, жгучие, живые, завороженные, задумчивые, зовущие, изумленные, иронические, колючие, кроткие, ласковые, любопытные, любящие, мудрые, мягкие, наблюдательные, надменные, наивные, непонимающие, невинные, нежные, озорные, печальные, понимающие, приветливые, простодушные, радостные, робкие, смелые, смешливые, строгие, счастливые, удивленные, умные, холодные, честные, шаловливые.

Цвет волос: белесые, белокурые, белые, блестящие, вороные, выцветшие, золотистые, иссиня – черные, каштановые, медно – рыжие, медные, огненно – красные, огенно – рыжие, ореховые, пепельные, поседевшие, пшеничные, разноцветные, русые, рыжие, светлые, седые, серебряные, смоляные, темные, тусклые, черные.

Состояние волос:буйные, волнистые, всклокоченные, вьющиеся, гладкие, густые, длинные, жесткие, жидкие, зализанные, колючие, короткие, косматые, кудрявые, курчавые, лохматые, мягкие, нежные, непокорные, непослушные, прибранные, приглаженные, прямые, пушистые, пышные, распущенные, растрепанные, редкие, слипшиеся, сухие, тонкие, тяжелые, шелковистые.

Величина и форма рук: аккуратные, аристократичные, атласные, бессильные, большие, вялые, гибкие, гладкие, детские, длинные, железные, женские, жесткие, загрубевшие, изящные, красивые, крепкие, крупные, маленькие, могучие, мозолистые, мокрые, мощные, мужские, мягкие, небольшие, нежные, некрасивые, породистые, пухлые, рабочие, сильные, сухие, твердые, тонкие, трудовые, тяжелые, хилые, холеные, худые, шелковые, энергичные.

Цвет и состояние рук: белоснежные, белые, бледные, горячие, дрожащие, жаркие, красные, ледяные, нервные, прохладные, снежно – белые, спокойные, трепетные, усталые, холодные.

Руки как символ ловкости и умения: быстрые, верные, волшебные, всемогущие, деятельные, добрые, золотые, опытные, подвижные, проворные, резвые, трудолюбивые, уверенные, умелые, шустрые.

Руки как черта характера и состояния: безжалостные, беспощадные, верные, добрые, жадные, жесткие, заботливые, загрубевшие, ласковые, надежные, осторожные, преступные, пугливые, смелые, твердые, ухватливые, хозяйские, честные, чистые, чуткие, щедрые.

Познавательные: формулирование темы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Выражение своих мыслей; аргументация

Познавательные: умение применять пройденный материал на практике; умение аргументировать

Личностные: самоопределение

7 слайд. Звучит песня на стихи А. Кушнера к мультфильму "Пластилиновая ворона"

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет. Слайды 11-14.

- Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний  облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир,  выразить своё понимание человека, собственное отношение  к нему.

И при создании сочинения-описания внешности  человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.

- Как вы думаете, что такое психологический портрет?

- Где его можно использовать? Слайд 15,16

Итак, портрет может быть внешним и внутренним.                                      В чем их различие? Слайд 17.

Физминутка.

III. Формирование умений составлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, редактировать предложения, исправляя грамматические ошибки.

Слайд 18. Редактирование.  Анализ сочинения с недоработками. Переработка текста - предупреждение ошибок.

Девочка у окна.

У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Ее черные глаза, похожи на каштаны, и большие. Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты.

Ресницы длинные. Длинные черные волосы в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую  кофту.

Девочка красива.

Анализ текста:

  • Сформулировал ли автор основную мысль? (да, девочка красива)
  • Что помогает ему раскрыть эту мысль? (описание больших глаз, сравнение бровей, описание лица, ресниц, косы)
  • Что можно опустить, поскольку оно не помогает раскрыть основную мысль? (упоминание об одежде, сжатые губы)
  • Очевидно, что главная красота – это глаза. Достаточно ли ярко они описаны? Как лучше сгруппировать детали, относящиеся к описанию глаз? (сначала- лицо, затем –глаза, ресницы, брови-вместе)
  1. Уточнение темы работы:
  • Кого именно я буду описывать?
  • Какую задачу я ставлю? (поделиться впечатлениями, описать внешность, сообщить об отличительных признаках)
  • Что главное я скажу в своем сочинении?
  1. Работа с иллюстрациями- выделение характерных черт, которые изобразил художник
  2. Работа над «портретной лексикой»
  3. Самостоятельная работа над сочинением – описанием внешности человека.

- В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека.

Творческое задание. Узнай портрет героя. Работа в парах.

1. "...Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых..."; "...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем..." (Герасим, рассказ И.С. Тургенева «Муму»).

2. Преклонных лет старец, высокий и плотного телосложения, который крестится от страха и божится всё время. Одет в коричневую рясу, на одном глазу бельмо,  а на носу бородавка, напоминающая муху. (Дьячок Вонмигласов из рассказа А.П. Чехова «Хирургия»)

3. "...Все любили молодого учителя... за доброту и за щедрость..."; ...роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой ...";  "...начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием, предводительствовал отважными злодеями..." (Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский».

4. "...Герой хоть невелик ростом..." "...Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали..." Он русский офицер: "...Служил на Кавказе офицером один барин.» (Жилин из рассказа  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Слайд 19. Рефлексия. Подведем  итог урока. Многие  славно потрудились.

- Чему был посвящен урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Вспомним, что такое портрет?

- На какие вопросы отвечает текст описания?

- Оценивание учащимися урока в «Карте достижений».

На следующем уроке мы продолжим тему.

 Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 39.

Дополнительное задание: описать портрет близкого вам человека  

Портрет - изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Психологический портрет – портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

 На столах  лежат карточки с описаниями портретов литературных героев. Надо назвать имя героя, произведение, автора.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: умение работать в парах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

ее реализации

Познавательные: анализ, рефлексия способов и условий действия

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, самоопределение

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности строения текста-описания Урок развития речи в 6 классе

Слайд 2

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Какой он ? Каков он?

Слайд 3

Цели урока: Углубить знания об особенностях текста-описания; развить умения создавать собственные тексты-описания; воспитывать умение чувствовать прекрасное в портрете.

Слайд 5

Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться.

Слайд 6

Название этого жанра происходит от французского выражения «воспроизводить что-либо черта в черту»

Слайд 7

Портрет – это один из жанров живописи, скульптуры, графики, литературы.

Слайд 8

Примерная схема : 1 . Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века. 2. Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, поясной и т. д. 3. Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного); одежда , фигура, поза. 4. Внутреннее состояние, его взаимосвязь с внешностью (гармония, противоречие). 5. Ваше восприятие этого портрета.

Слайд 12

Портрет персонажа -- это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика).

Слайд 13

Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».

Слайд 15

Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Слайд 18

Девочка у окна. У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Ее черные глаза, похожи на каштаны, и большие. Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты. Ресницы длинные. Длинные черные волосы в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту. Девочка красива.

Слайд 20

Спасибо за работу! До новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...

Технологическая карта занятия "Речь, как прекрасно, что ты есть!"

Технологическая карта к занятию по развитию речи....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта "Прямая речь".

Технологическая карта урока в 5 классе "Прямая речь". Изучение новой темы....

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...