«Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
«Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yaz._v_8_klasse_odnosostavnye_predlozheniya.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пузачинская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока по русскому языку
в 8 классе
по теме: «Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
Подготовила:
Жибоедова Елена Геннадьевна
2017 год
Тема урока: Закрепление изученного по теме: «Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
Цели урока: 1. Воспроизвести и закрепить знания об односоставных предложениях.
2. Продолжить формировать умения находить односоставные предложения, правильно использовать их в речи, умения пользоваться толковым словарём. Развивать у обучающихся черты толерантной личности.
3. Воспитание доброты, человечности по отношению к себе, друг к другу, к окружающим.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент. Слово учителя.
- Приветствие.
- Запись темы урока.
- Сообщение целей урока.
- Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим и систематизируем материал по теме «Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения».
II. Проверка домашнего задания, упражнение № 360.
- Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
III. Повторение-закрепление. Фронтальный опрос.
-Ребята, какие предложения называются односоставными? (Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.)
- Назовите основные группы односоставных предложений по форме.
(1. С главным членом – сказуемым.
2. С главным членом – подлежащим.)
- Назовите односоставные предложения по значению и способу выражения главного члена.
(1. Определённо-личные.
2. Неопределённо-личные.
3. Обобщённо-личные.
4. Безличные.
5. Назывные.)
- Дайте краткую характеристику:
1. Определённо-личным и неопределённо-личным предложениям.
(В них выражено действие, а деятель не назван, хотя он мыслится как определённое и неопределённое лицо.)
2. Безличным предложениям.
(В них не мыслится активный деятель.)
3. Назывным предложениям.
(Указывается лишь на наличие предмета, который назван существительным-подлежащим.)
- В чём состоит отличие односоставных предложений от двусоставных?
(Двусоставные предложения в своём составе имеют оба главных члена - подлежащее и сказуемое. Односоставные предложения в своём составе имеют только один главный член предложения (или подлежащее, или сказуемое). По смыслу же они понятны без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того члена, который есть в предложении.)
- С какими же односоставными предложениями с главным членом сказуемым мы познакомились на прошлом уроке?
(С определённо-личными предложениями.)
- Вспомним всё, что мы знаем об определённо-личных предложениях.
IV. Тренировочные упражнения с элементами опроса, различными видами разбора.
- Синтаксический разбор предложения.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз.
(Перед нами простое предложение.
- По цели высказывания – повествовательное.
- По интонации – невосклицательное.
- По наличию грамматической основы – простое, односоставное, определённо-личное, так как в нём главный член предложения – сказуемое. Оно выражено 1 лицом единственного числа. Деятель в нём не назван, но он мыслится в предложении как определённое лицо.
- Ребята, а не назовёте ли вы деятеля данного двустишия?
(Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.)
Кто сможет продолжить это двустишие?
(И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.)
- По наличию второстепенных членов – предложение распространённое.
- Осложнено однородными дополнениями.)
- Чем выражается сказуемое в определённо-личных предложениях?
(Формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения, а также формами будущего времени.)
- А с какими предложениями по смыслу близки определённо-личные предложения?
(С двусоставными.)
- Переделайте записанное на доске односоставное предложение в двусоставное.
(Я люблю дымок спалённой жнивы.)
- Видите, ребята, что определённо-личные предложения более лаконичны, чем двусоставные.
- Дайте характеристику сказуемому люблю.
(Люблю – простое глагольное сказуемое, так как лексическое и грамматическое значение выражено одним словом.)
- Ребята, скажите, а что значит любить? Дайте самостоятельно лексическое значение слова.
- Чтение словарной статьи в словаре С.И. Ожегова.
ЛЮБИТЬ, люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. кого-что. Испытывать любовь к кому-чему-н. Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем, 2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие к чему-н. Л. музыку. Л. читать. 3. кого-что и с союзом чтобы. Быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу. Л. красивые вещи. Он любит лесть (льстецов, чтобы ему льстили). 4. (1 и 2 л. не употр.), что и с союзом "чтобы". Нуждаться в каких-н. предпочтительных условиях. Цветы любят тепло (чтобы было тепло).
- Вот видите, сколько значений имеет это слово. И вы, ребята, будьте ближе друг к другу, любите друг друга, своих родных и близких, свою Родину.
- Дайте характеристику второстепенным членам предложения.
- Вспомните о написании н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов.
-Морфологический разбор существительного (в) степи и причастия ночующий
- Докажите, что перед нами действительное причастие настоящего времени.
- Дайте характеристику причастию как части речи.
- Ребята, я вам уже говорила, что сфера употребления определённо-личных предложений обширна!
- Где они могут встречаться?
(В разговорной речи, в художественной литературе (особенно в лирических стихах), публицистике, дневниковых записях, письмах.)
- Употребление определённо-личных предложений в устной и письменной речи делает речь живой, непринуждённой, динамичной.
- А что вы знаете об определённо-личных предложениях с обобщённым значением?
(Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение и называться обобщённо-личными. Действие определённо-личных предложений с обобщённым значением относится к любому лицу.)
- Где они встречаются?
(В пословицах, поговорках, афоризмах, поэтической речи.)
- Давайте зачитаем советы поэтессы Марины Цветаевой, которые она адресовала своим детям.
- Не стесняйтесь уступить старшему место.
Стыдитесь – не уступить!
- Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы – протяните руку.
- Не отзывайтесь при других иронически о близком.
- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите.
- Не сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
- Не осуждайте своих родителей.
- Какие односоставные предложения она использовала? Почему?
(Определённо - личные предложения с обобщённым значением.)
- Такие предложения, ребята, немногословны, лаконичны. Довольно-таки просты, но очень важны в жизни каждого человека. И в нашей тоже. Будьте добрее, человечнее по отношению к себе, к людям, которые вас окружают.
- Самостоятельная работа.
Составление собственных наставлений, советов друг к другу.
- Используйте определённо-личные предложения с обобщённым значением.
Работа по командам.
(Зачитывание составленных наставлений.)
(УВАЖАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, И ОН БУДЕТ УВАЖАТЬ ТЕБЯ.
Не ОТВЕЧАЙ на грубость своей грубостью.
Не завидуйте друзьям своим.
Говорите только правду.
Не смейся над старостью.
Будь добрым к людям.
Имейте чистую совесть.
Цените каждую минуту.)
V. Обобщение.
- Мы закончили изучать определённо-личные предложения. А каким алгоритмом их можно представить?
(Составление обучающимися алгоритма.)
VI. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (на доске):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Твори добро!» (с использованием определённо-личных предложений).
- Спасибо всем. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Как расширить представления учащихся об обобщённо-личных предложениях
Методическая разработка к уроку русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения"
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла,являют блистательную краткость народного языка,живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.Русские пословицы и поговор...
Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения"
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала по теме "Обобщённо-личные предложения"...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения" (программа Разумовской М.М.)...
Урок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщённо- личные предложения.
Урок строится на на формировании умения выявлять особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений...
Конспект урока в 8 классе "Обобщённо-личные предложения"
Разработка урока в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложния" (учебник "Русский язык", М.М. Разумовская, 8 класс)...