«Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

«Односоставные  определённо-личные и обобщённо-личные предложения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока по русскому языку

в 8 классе

по теме: «Односоставные  определённо-личные и обобщённо-личные предложения»

                   

                                                                      Подготовила:

                                                         Жибоедова Елена Геннадьевна

2017 год

Тема урока:        Закрепление изученного по теме: «Односоставные  определённо-личные и обобщённо-личные предложения»

Цели урока: 1. Воспроизвести и закрепить знания об односоставных  предложениях.

                       2. Продолжить формировать умения находить односоставные предложения, правильно использовать их в речи, умения пользоваться толковым словарём. Развивать у обучающихся черты толерантной личности.

                       3. Воспитание доброты, человечности по отношению к себе, друг к другу, к окружающим.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя.
  1. Приветствие.
  2. Запись темы урока.
  3. Сообщение целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим и систематизируем материал по теме «Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения».

II. Проверка домашнего задания, упражнение № 360.

- Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

III. Повторение-закрепление. Фронтальный опрос.

-Ребята, какие предложения называются односоставными? (Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.)

- Назовите основные группы односоставных предложений по форме.

(1. С главным членом – сказуемым.

2. С главным членом – подлежащим.)

- Назовите односоставные предложения по значению и способу выражения главного члена.

(1. Определённо-личные.

2. Неопределённо-личные.

3. Обобщённо-личные.

4. Безличные.

5. Назывные.)  

- Дайте краткую характеристику:

1. Определённо-личным и неопределённо-личным предложениям.

(В них выражено действие, а деятель не назван, хотя он мыслится как определённое и неопределённое лицо.)

2. Безличным предложениям.

(В них не мыслится активный деятель.)

3. Назывным предложениям.

(Указывается лишь на наличие предмета, который назван существительным-подлежащим.)

- В чём состоит отличие односоставных предложений от двусоставных?

(Двусоставные  предложения в своём составе имеют оба главных члена - подлежащее и сказуемое. Односоставные предложения в своём составе имеют только один главный член предложения (или подлежащее, или сказуемое). По смыслу же они понятны без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того члена, который есть в предложении.)

- С какими же односоставными предложениями с главным членом сказуемым мы познакомились на прошлом уроке?

(С определённо-личными предложениями.)

- Вспомним всё, что мы знаем об определённо-личных предложениях.  

IV. Тренировочные упражнения с элементами опроса, различными видами разбора.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз.

(Перед нами простое предложение.

  1. По цели высказывания – повествовательное.
  2. По интонации – невосклицательное.
  3. По наличию грамматической основы – простое, односоставное, определённо-личное, так как в нём главный член предложения – сказуемое. Оно выражено 1 лицом единственного числа. Деятель в нём не назван, но он мыслится в предложении как определённое лицо.

- Ребята, а не назовёте ли вы деятеля данного двустишия?

(Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.)

Кто сможет продолжить это двустишие?

(И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.)

  1. По наличию второстепенных членов – предложение распространённое.
  2. Осложнено однородными дополнениями.)

- Чем выражается сказуемое в определённо-личных предложениях?

(Формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения, а также формами будущего времени.)

- А с какими предложениями по смыслу близки определённо-личные предложения?

(С двусоставными.)

- Переделайте записанное на доске односоставное предложение в двусоставное.

(Я люблю дымок спалённой жнивы.)

- Видите, ребята, что определённо-личные предложения более лаконичны, чем двусоставные.

- Дайте характеристику сказуемому люблю.

(Люблю – простое глагольное сказуемое, так как лексическое и грамматическое значение выражено одним словом.)

- Ребята, скажите, а что значит любить? Дайте самостоятельно лексическое значение слова.

- Чтение словарной статьи в словаре С.И. Ожегова.

ЛЮБИТЬ, люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. кого-что. Испытывать любовь к кому-чему-н. Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем, 2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие к чему-н. Л. музыку. Л. читать. 3. кого-что и с союзом чтобы. Быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу. Л. красивые вещи. Он любит лесть (льстецов, чтобы ему льстили). 4. (1 и 2 л. не употр.), что и с союзом "чтобы". Нуждаться в каких-н. предпочтительных условиях. Цветы любят тепло (чтобы было тепло).

 - Вот видите, сколько значений имеет это слово. И вы, ребята, будьте ближе друг к другу, любите друг друга, своих родных и близких, свою Родину.

- Дайте характеристику второстепенным членам предложения.

- Вспомните о написании н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов.

-Морфологический разбор существительного (в) степи и причастия ночующий

- Докажите, что перед нами действительное причастие настоящего времени.

- Дайте характеристику причастию как части речи.

- Ребята, я вам уже говорила, что сфера употребления определённо-личных предложений обширна!

- Где они могут встречаться?

(В разговорной речи, в художественной литературе (особенно в лирических стихах), публицистике, дневниковых записях, письмах.)

- Употребление определённо-личных предложений в устной и письменной речи делает речь живой, непринуждённой, динамичной.

- А что вы знаете об определённо-личных предложениях с обобщённым значением?

(Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение и называться обобщённо-личными. Действие определённо-личных предложений с обобщённым значением относится к любому лицу.)

- Где они встречаются?

(В пословицах, поговорках, афоризмах, поэтической речи.)                    

- Давайте зачитаем советы  поэтессы Марины Цветаевой, которые она адресовала своим детям.

  • Не стесняйтесь уступить старшему место.

        Стыдитесь – не уступить!

  •   Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы – протяните руку.
  • Не отзывайтесь при других иронически о близком.
  • Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите.
  • Не сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
  • Не осуждайте своих родителей.

- Какие односоставные предложения она использовала? Почему?

(Определённо - личные предложения с обобщённым значением.)

- Такие предложения, ребята, немногословны, лаконичны.  Довольно-таки просты, но очень важны в жизни каждого человека. И в нашей тоже. Будьте добрее, человечнее по отношению к себе, к людям, которые вас окружают.

- Самостоятельная работа.

Составление собственных наставлений, советов друг к другу.

- Используйте определённо-личные предложения с обобщённым значением.

Работа по командам.

(Зачитывание составленных наставлений.)

(УВАЖАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, И ОН БУДЕТ УВАЖАТЬ ТЕБЯ.

 Не ОТВЕЧАЙ на грубость своей грубостью.

 Не завидуйте друзьям своим.

  Говорите только правду.

   Не смейся над старостью.

   Будь добрым к людям.

    Имейте чистую совесть.

   Цените каждую минуту.)

V. Обобщение.

- Мы закончили изучать определённо-личные предложения. А каким алгоритмом их можно представить?

(Составление обучающимися алгоритма.)

VI. Рефлексия.

- Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. 

(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (на доске):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. урок дал мне для жизни…
  10. мне захотелось…

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Твори добро!» (с использованием определённо-личных предложений).

- Спасибо всем. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как расширить представления учащихся об обобщённо-личных предложениях

Методическая разработка к уроку русского языка...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения"

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла,являют блистательную краткость народного языка,живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.Русские пословицы и поговор...

Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения"

Урок объяснения и  первичного закрепления нового материала по теме "Обобщённо-личные предложения"...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения" (программа Разумовской М.М.)...

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщённо- личные предложения.

Урок строится на на формировании умения выявлять особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений...

Конспект урока в 8 классе "Обобщённо-личные предложения"

Разработка урока в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложния" (учебник "Русский язык", М.М. Разумовская, 8 класс)...