Урок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщённо- личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок строится на на формировании умения выявлять особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_klass_obobshchenno-lichnye_predlozheniya.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Обобщённо- личные предложения
Цели урока: формировать умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи. Формировать умения объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи. Выявить особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений
Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:
- распознавание обобщённо- личных предложений;
- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
Личностные УУД:
- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Ход урока:
Организация начала урока.
Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке.
Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.
О ком этот текст? О чем заставляет задуматься?
Подберите заголовок из ряда предложений. Ответ обоснуйте.
Актуализация знаний:
На доске
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя прокормит.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.
Дочерьми красуются, сыновьями в почёте живут.
Родную мать никем не заменишь.
Умей гулять - умей и дитя забавлять.
Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
Все купишь, кроме отца-матери.
Дочерями красуются, сыновьями в почете живут.
Не пренебрегай советами стариков.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Что общего у группы предложений после текста? Как пословицы связаны с темой, которую мы изучали на предыдущих уроках русского языка?
- Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).
- Какие предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).
-Какие предложения называются односоставными, двусоставными?
Составить схему из предложенных определений.
Предложение |
Двусоставное |
Односоставное |
Подлежащее |
Сказуемое |
Назывное |
Определённо-личное |
Неопределённо-личное |
Безличное |
Обобщённо-личное |
Определите вид предложения. Укажите, чем выражено сказуемое в каждом из них.
Наш поезд задержался у деревянного моста.
Сирены вой. Тревога.
Вижу позднюю дорогу да порошу во полях.
Ночью курсантов подняли по тревоге.
На рассвете с реки и с болот потянуло холодом.
По одежке встречают, по уму провожают.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Целеполагание.
Что отличает последние два предложения? На какие предложения они похожи?
Какой смысл в них заложен?
Что такое пословица? Известно кто выполняет действие в таких предложениях? К кому обращено высказывание? Можно ли назвать конкретного человека или группу лиц?
О чем пойдет речь на уроке?
На какие вопросы мы должны найти ответы? (как отличить обобщенно- личное предложение от предложений других видов)
Усвоение новых знаний. Тренировочные упражнения.
Дайте характеристику предложениям.
Зима.
Умную голову почитают смолоду.
Как чувствуешь себя?
Светает.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Цыплят по осени считают.
Мне грустно.
Тишина.
Вот и мама!
У соседа ума не займёшь.
А судьи кто?
В саду темно.
Дрожит как лист на осине.
По росту одежду кроят.
Какое дивное утро.
Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. Л.Толстой
Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. В.Козлов
Судите не по платью — кто честным кормится трудом, таких зову я знатью. Бернс Р.
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. С. Ганс
Подберите русские пословицы, синонимичные данным
Бесполезно носить дрова в лес.- В лес дров не носят.
Ошибки — провиант торопливого. - Поспешишь — людей насмешишь.
Осталось дело до завтра – считай, что застряло. - Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.
Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую. - Как аукнется, так и откликнется.
Потрудись, а потом и требуй. - Что посеешь, то и пожнешь.
Тот, кто спит с собаками, проснется с блохами. - С кем поведёшься, от того и наберёшься
По учебнику упр.154 (Какие предложения являются обобщенно-личными и почему? В какой форме они употреблены?)
Рефлексия.
Я узнал, что… Я понял, что…
Итог урока.
Какие предложения относятся к обобщенно-личным? Как в них выражается сказуемое?
Как отличить обобщенно- личное предложение от предложений других видов?
Для чего мы используем в речи пословицы?
Домашнее задание: упр. 151 или сочинение по одной из пословиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"
Тема урока: «Определенно-личные предложения»ЦЕЛИ:Дать понятие об определённо-личных предложениях;Различать односоставные и двусоставные предложения;Находить определённо-личные предложения ...