Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала по теме "Обобщённо-личные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения" | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ Байковская ОШ
Открытый урок
по русскому языку в 8 классе по теме
«Определённо-личные предложения»
Провела: Лаврова Т.Д.
Тема. Определенно-личное предложение
Цели урока:
1.Дать понятие об определенно-личном предложении.
2.Формировать умение различать односоставные и
двусоставные предложения; находить определённо-личные
предложения по их значению, структурным особенностям;
использовать определённо-личные в разных стилях речи;
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях,
в состав которых входят определённо-личные предложения;
развивать навыки работы в группе, паре.
3.Воспитание уважительного отношения к родному языку,
стремления к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: презентация PowerPoint, дидактический материал, справочная литература.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Все готовы к уроку?
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда-
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведём урок.
Запишем число, классная работа. Определённо-личные предложения.
II. . Актуализация новой темы
На слайде задание В 4 ЕГЭ по русскому языку (слайд № 2).
Среди предложений 1 – 6 найдите простое определенно-личное предложение.
(1) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (2) Выхожу из рубки на крыло мостика. (3) Ветер, дождь сразу стали громкими. (4) Меня просто сдувало с палубы. (5) Я поднес к глазам бинокль. (6) На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал…
(По В. Конецкому)
Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
(Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку.)
III. Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке
(«Понятие об односоставных предложениях».)
1. «Мозговой штурм»
-Что называется грамматической основой предложения?
-На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
-Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- На какие 2 группы делятся односоставные предложения по форме главного члена? (глагольные и именные)
2. Задание: Прочитайте схему, заменив «?» понятиями (слайд № 3)
IV. Объяснение нового материала
1. Задание: рассмотрите схему (слайд № 4), обозначьте место определенно-личного предложения среди других односоставных предложений.
2. Работа в группах (слайд № 5).
Задание:
- Выписать из текстов глаголы – сказуемые, определить их формы
- Обсудить в группе, составить общий вывод, схему и т.п.
- Подготовить выступающего от группы
Тексты (слайды № 6 – 9)
1) Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)
2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.
3) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)
4) … Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С. Пушкин)
Выступление представителей от групп, обсуждение.
3. Задание: сравните два предложения (слайд № 10)
Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!
Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?
Почему вид таких односоставных предложений пучил название «определенно-личные»?
При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?
4. Историческая справка (слайд № 11)
Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явныйили потаенный того же числа и лица»
5. Пользуясь схемой (слайд № 12), дайте определение определенно-личного предложения.
V. Физкультминутка. Я буду вам читать предложения, а вы выполняйте следующие действия: если предложение двусоставное, вы сидите, односоставное- встаёте, односоставное определённо-личное- встаёте, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.
1. Мы идём в кино. 2.Холодно. 3.Деревья роняют листья. 4.Люблю тебя, Петра творенье! 5. По ниве прохожу я узкою межой. 6.Смотрю вдаль и вижу бескрайнее море. 7.Пахнет вербой и сосной. 8. Скоро распустится черёмуха.
VI. Закрепление нового материала
1. Работа в парах (слайд № 13)
Задание:
- Решить свой вариант задания
- Сообщить напарнику обоснование своего решения, обсудить в паре решения
- Сравнить решения с правильными ответами (Слайд № 14)
1 вариант
- Пойду по широкому полю.
- В журнале пишут много интересного.
- Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
- По дороге я встретил многих знакомых.
- Слышишь эти непонятные звуки?
- Можно взять эти советы за правило.
2 вариант
- Библиотеку закрывают ровно в семь.
- Когда вы приедете в наш город?
- Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.
- Непременно составьте план сочинения.
- Красотой ее нельзя не восхищаться.
- Обязательно приведи пример из текста.
2. Задание: Составьте небольшой рассказ по иллюстрации, используя в тексте определенно-личные предложения (слайд № 15)
Чтение составленных текстов, их оценка.
VII. Подведение итогов урока
1. Вернемся к заданию ЕГЭ, с которого мы начали урок (слайд № 16)
Сможете ли вы сейчас решить это задание?
(Учащиеся решают задание, дают обоснованные ответы.)
2. А теперь, пользуясь схемой, подведите для себя итог урока (слайд № 17)
VIII. Домашнее задание: п. 21. Письменное задание по выбору учащихся: упр. 160 или выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 5 определённо-личных предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Безличное предложение"
Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....
конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
Конспект урока по теме "Односоставные предложения"
урок повторения, обобщения...
Конспект урока "Повторение темы «Односоставные предложения»
Медиаурок с применением компьютеров и интерактивной доски....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....