Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
являют блистательную краткость народного языка,
живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.
Кроме того, пословицы служат для обозначения этапов урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА: Неопределённо-личные и обобщённо – личные предложения
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие неопределённо-личных и обобщённо – личных предложений как разновидности односоставных; формировать умения: находить неопределённо-личные и обобщённо – личные предложения по их значению и структурным особенностям; заменять двусоставные предложения односоставными неопределённо- личными; развивать речь учащихся и их логическое мышление; воспитывать патриотизм, гордость за родной язык.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : « Односоставные предложения». Закрепим знания об уже изученных видах односоставных предложений и познакомимся с новым видом - это цель нашего урока. А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову молвится». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Да, русская пословица отзывается на все случаи нашей жизни, охватывает все её стороны, всё подмечает , всё улавливает. А как она точна, содержательна, красива! Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!» Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче.
Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка. Кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы. Итак….
«Делу время - потехе час»
I . ПОВТОРЕНЬЕ - МАТЬ УЧЕНЬЯ ( комплексное повторение ) НА МАТЕРИАЛЕ ДАННЫХ НИЖЕ ПОСЛОВИЦ РАССКАЖИТЕ ... 1 группа: о правописании гласных и согласных. 2 группа: о правописании глаголов. 3 группа: о главных членах предложения. 4 группа: о глаголе как части речи.
ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ. Не торопись отвечать, торопись слушать. Знание – дело наживное. Птица рада весне, младенец – матери. Цыплят по осени считают Друг познаётся в беде. Дорога ложка к обеду Правда в огне не горит и в воде не тонет. О дереве судят по плодам, а о человеке - по делам. Труд человека кормит, а лень- портит. Пустили козла в огород. Грамоте учиться - всегда пригодится. После драки кулаками не машут Ученье – свет, а неученье – тьма. Сиденьем города не берут
II . БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАШИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА (ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ) Из предложений, представленных выше, выберите односоставные предложения Определите их вид. Мотивируйте свой выбор.
ДОВЕРЯЙ - НО ПРОВЕРЯЙ! Из речи пустой мысли не извлечёшь. Цыплят по осени считают. Не торопись отвечать, торопись слушать. После драки кулаками не машут. О дереве судят по плодам, а о человеке - по делам. Пустили козла в огород
III .После дела за советом не ходят (подготовка к восприятию новой темы) Вид каких предложений вам ещё не знаком? О дереве судят по плодам, а о человеке - по делам. Цыплят по осени считают. После драки кулаками не машут. Пустили козла в огород Понаблюдаем за сказуемыми в этих предложениях: Определите, в каких формах употреблён глагол в 1, 2, 3 предложениях? (3 лицо, множественное число, настоящее время) Определите, в каких формах употреблён глагол в 4 предложении? (3 лицо, множественное число, прошедшее время) Как вы думаете, можно ли к этим сказуемым подобрать подлежащие? Что главнее в таких предложениях: знать лицо, которое совершает действие, или само действие? Такие предложения называются неопределённо-личными. Сформулируйте определение: что же такое неопределённо-личные предложения? Сравните свои выводы с определением.
IV . « КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ» (СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ) Неопределённо-личные предложения – это предложения, действие в которых выполняется неопределённым, не названным в предложении лицом. Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего, будущего или прошедшего времени.
V . «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ) Узнавание неопределённо-личных предложений - упр. 188. Коллективная проверка Замена двусоставных предложений неопределённо-личными - упр.189. Коллективная проверка
VI . « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ» (ФИЗМИНУТКА)
VII . « С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ» (СООБЩЕНИЕ НОВОГО ПОНЯТИЯ) Неопределённо-личные и определённо-личные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то , что действие производится не конкретным лицом, а всеми, любым лицом . Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2.лица. Многие пословицы являются именно такими предложениями. Обобщённо-личные предложения употребляются в речи с целью образного выражения общих суждений, чтобы сделать изложение живым, легким для восприятия.
VIII . ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ (ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ НОВОЙ ТЕМЫ) Работа с перфокартами: найдите среди пословиц- названий этапов урока обобщённо-личные предложения, поставьте плюс в окошке перфокарты напротив номера этого предложения. 1. ПОВТОРЕНЬЕ - МАТЬ УЧЕНЬЯ 2. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАШИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА 3. ПОСЛЕ ДЕЛА ЗА СОВЕТОМ НЕ ХОДЯТ 4. КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ 5. ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ 6. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ 7. С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ 8. КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ 9. ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ 10.ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ
ДОВЕРЯЙ - НО ПРОВЕРЯЙ! Взаимопроверка. КЛЮЧ: 3+ 6+ 9 +
IX . ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА) Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание: п. 22., упр. 192,194. Написать сочинение- рассуждение, взяв за тему одну из пословиц, прозвучавших на уроке.
X . КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ (заключение) - Ребята, что дал вам этот урок? - Чему вы научились? - О чём вас заставили задуматься пословицы, прозвучавшие на уроке? Каждая пословица к слову молвится! В этом мы убедились сегодня на уроке.
УРОК ОКОНЧЕН. ДО СВИДАНИЯ!
ОБ АВТОРАХ УРОКА: Учащиеся 8класса Смаглеевской средней общеобразовательной школы Кантемировского района Воронежской области Учитель русского языка и литературы Шестопалова Нина Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...
Презентация к уроку русского языка (5 класс)
Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"
Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...