Как расширить представления учащихся об обобщённо-личных предложениях
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
Методическая разработка
к уроку русского языка
Как расширить представления учащихся
об обобщённо – личных предложениях
Россия
Краснодарский край
Красноармейский район
ст. Новомышастовская
МБОУ СОШ № 12
Учитель русского языка и литературы
Чернявская Юлия Григорьевна
2012 год
Как расширить представления учащихся
об обобщённо – личных предложениях.
В школьном учебнике обобщённо – личным предложениям не присвоен статус самостоятельных синтаксических единиц: «Обобщённо-личные и определённо-личные предложения могут иметь значение обобщенно лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом…»
Однако же обобщённо-личные предложения в современном русском языке представляют собой довольно обширную и неоднородную группу коммуникативных единиц с яркими отличительными признаками, которые позволяют считать их самостоятельными конструкциями, а не разновидностями определенно-личных и неопределённо-личных предложений.
Для того чтобы учащиеся пришли к ясному пониманию места обобщённо-личных предложений в системе языка, работу над ними следует построить в три этапа.
На первом этапе учащиеся должны усвоить отличительные признаки обобщённо-личных конструкций. Таких признаков три:
1. Обобщённо-личные предложения воспроизводятся в речи как готовые единицы для обозначения повторяющихся ситуаций, например: Лежачего не бьют; Без труда не выловишь и рыбку из пруда; Снявши голову, по волосам не плачут. Нетрудно заметить, что приведённые конструкции носят декларативный характер.
2. Для обобщённо-личных предложений характерно отсутствие пространственно-временной, конкретно-ситуативной соотнесённости, например: Дело словом не заменишь; Сиденьем города берут; Стой за правду горой. В этих предложениях нет отнесённости к координатам «я – здесь – сейчас», но зато есть соотнесённость к координатам «все – везде – всегда»; сравните: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную (А.Прокофьев) – Стой за правду горой. (Пословица)
В первом предложении выражаются мысли и чувства самого говорящего, авторское «я» присутствует здесь, сейчас, в данный момент речи.
Во второй синтаксической единице заключён тезис, неукоснительное выполнение которого необходимо всем, всегда и везде. Это как бы формула поведения всех порядочных людей.
3. Обобщённо-личные предложения существуют в речи как довольно абстрактные суждения, порой оценочного характера, не отражающие «конкретного положения дел», например: Умную голову почитают смолоду; После дела за советом не ходят; Соловья баснями не кормят.
Перечисленные отличительные признаки обобщённо-личных предложений можно донести до сознания учащихся путём сопоставления указанных конструкций с другими односоставными – определённо-личными и неопределённо-личными. В результате учащиеся придут к выводу, что существует три разновидности личных односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Для сопоставления можно использовать следующий текст:
И медведя сильней.
Люблю природу, а также животных. Всегда записываю истории, связанные с ними. Вот одна из таких историй.
Едем в парк Денали на Аляске. По пути нам рассказали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги. Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Волки отняли у медведя добычу, заставили его уйти.
Жаль ветвистого оленя. Слезами горю не поможешь. Животные, к сожалению, не могут действовать по такому принципу: слабых защищай, в обиду не давай.
(По В.Пескову)
2.
Задания к тексту.
1. Найдите определённо-личные предложения, докажите правильность своего ответа.
2. Вычислите неопределённо-личные предложения и охарактеризуйте их значение.
3. Укажите обобщённо-личные предложения и назовите их отличительные признаки.
Ответ может быть примерно таким:
Люблю природу, а также животных, Всегда записываю истории, связанные с ними. Едем в парк Денали на Аляске – это все определённо-личные предложения, так как в них действие соотносится с говорящим лицом. Лицо определённо, конкретно. Возможна подстановка слов я, мы.
Нам рассказали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги - неопределённо-личные предложения, так как действие соотносится с лицом (лицами), не участвующими (участвующими)в речи: это и не говорящий, и не слушающий, а кто-то третий. Возможна подстановка слов кто-то из очевидцев, кто-то из жителей, некто ехавший и т.п.
Слабых защищай, в обиду не давай. Слезами горю не поможешь – это обобщённо-личные предложения, так как действие в них можно соотнести со всеми лицами без исключения, в любое время, везде, поэтому возможна подстановка слов каждый, всякий, любой, все, всегда и везде.
Таким образом, на первом этапе обучения следует уяснить, что обобщённо-личные предложения вычленяются прежде всего по семантическому признаку, на основе определённой формулы: «все – всегда – везде».
На втором этапе необходимо показать структурное разнообразие обобщённо-личных конструкций.
По структуре обобщённо-личные предложения могут быть простыми, т.е. иметь одну грамматическую основу, например: Цыплят по осени считают; Бездонную бочку водой не наполнишь; С глупыми не спорят.
К обобщённо-личным относятся и осложнённые конструкции, где в качестве осложняющих компонентов выступают обращения, сравнительные обороты, обособленные обстоятельства, например: Умная голова, разбирай людские дела; Сидя на колесе, гляди под колесо.
Обобщённо-личные конструкции могут быть представлены сложными предложениями, т.е. у них возможны несколько грамматических основ. Причём к обобщённо-личным относятся предикативные единицы с разными видами синтаксической связи:
1) с бессоюзной связью, например: Моя хата с краю – ничего не знаю; Век живи, век надейся; Не копай яму другому, сам попадёшь;
2) с союзной сочинительной связью, например: Счастью не верь, а беды не пугайся; Глядит вдоль, а живёт поперёк; Еду-еду – не свищу, а наеду – не спущу;
3) с союзной подчинительной связью, например: Хорош, если родилась рожь; Поступай так, как совесть велит; Чего не хочешь, того и другим не делай; Что написано пером, то не вырубишь топором;
4) с союзной сочинительной и подчинительной связью, т.е. конструкции усложнённого типа, например: Не живи, как хочется, а живи, как можется.
Структурные признаки обобщённо-личных предложений позволяют судить об их широком диапазоне: здесь наблюдаются все типы коммуникативных единиц, представлена вся иерархическая система предикативных конструкций:
3.
простое предложение
осложнённое предложение
сложное предложение
бессоюзное союзное
ССП СПП предложения усложнённого типа
Для уяснения специфики структуры обобщённо-личных предложений можно использовать следующие виды работ.
1. Определить типы обобщённо-личных предложений по структуре.
1) Вдруг не станешь друг. 2) Скажешь – не воротишь. 3) За худым пойдёшь, худое и найдёшь. 4) С кем поведёшься, от того и наберёшься. 5) Поживи подольше, так увидишь побольше. 6) За правое дело стой смело. 7) Упустишь время, так не наверстаешь. 8) За правое дело борись, а с глупцами не водись.
2. Построить обобщённо-личные предложения по заданным схемам:
1) __ == , __ ==.
2) [1], [2].
3) [ 1], (потому что).
4) [ 1], а [2].
3. Прослушать текст, озаглавить его, разбить на смысловые части. Составить план, используя обобщённо-личные конструкции.
В Ситке этот госпиталь знают все. И все ему помогают. Одни жертвуют деньги, другие приходят ухаживать за больными. Пациенты тут необычные – попавшие в беду орлы. Люди – друзья птиц. Птицы нуждаются в помощи, они слабее, незащищённее. Вот люди и вызволяют их из беды. Белоголовый орёл – символ Соединённых штатов. Когда-то он был широко распространён, но сначала ружьё, потом разрушения среды обитания резко снизили численность птиц. Последний удар нанесли химикаты. ДДТ, попадая в организм птиц, нарушал кальциевый обмен – орлы клали яйца с тонкой скорлупой, в гнезде они разрушались, не давая потомства. Неразумное обращение людей с химикатами разрушает жизнь на планете. Всё живое может попасть в беду. И орлы попадают.
Люди, спасающие птиц, относятся к ним в лечебнице внимательно, с любовью. Птицы же платят им своим доверием.
К окружающему миру, к природе люди относятся по-разному: одни бережно, с любовью, другие – безжалостно. Кому как совесть велит. Лечебница в Ситке организована добрыми людьми, с чистой совестью, красивой душой. Лечебница для орлов в Ситке – это не только помощь природе, это способ не дать душе зачерстветь в мире человеческой жизни. (По В.Пескову)
Выполненное задание может выглядеть так:
Друг познаётся в беде.
План.
1) Слабых защищай, в обиду не давай.
4.
2) Не рой яму другому, сам попадёшь.
3) Как аукнется, так и откликнется.
4) Поступай, как совесть велит.
4. Составить план по заданной теме и написать сочинение – миниатюру. (Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»)
От второго этапа усвоения структурной специфики обобщённо-личных предложений можно естественно перейти к третьему этапу изучения указанных конструкций, который предполагает уяснение функциональных возможностей обобщённо-личных предложений.
Обобщённо-личные конструкции очень распространены в публицистических жанрах, особенно в статьях, например:
- Ну, а потом …Книги. Союз писателей…- Пиши, издавайся, живи не тужи, верно?
...Но вот позже, лет эдак через двадцать-тридцать, вдруг задумываешься, что называется, «по большому счёту» и спросишь себя: а творец ли я, зачем, для чего пришёл в этот стан?
В приведённом отрывке выделены обобщённо-личные конструкции, посредством которых говорящий (писатель Владимир Санги) передаёт мысли и чувства, свойственные не только ему, но многим писателям. Форма обобщённо-личного предложения избрана потому, что автору таким образом легче сказать о наболевшем, сокровенном.
Порой обобщённо-личные предложения становятся своеобразной формой начала повествования, приглашения к размышлению, например:
О чём думаешь в деревне, когда за окном идёт дождь? (Т.Шохина)
Обобщённо-личные конструкции в публицистическом жанре служат иногда формой комментария определённых ситуаций, например:
Здесь не поверят, если о своей жизни будешь рассказывать так, словно живёшь в раю. (М.Москвина).
В этой статье говорится, что учитель, с которым беседуют журналисты, рассказывает о своей жизни и обо всех её сложностях. Так же просто и правдиво говорят о себе и гости. Следовать формуле «Правда и только правда» порой трудно, но необходимо. А почему? Пояснение даётся в форме обобщённо-личного предложения.
Большое место обобщённо-личные предложения занимают в поэтических произведениях, где автор использует обобщительную форму для передачи сложной гаммы чувств, на что указывал А.М. Пешковский: «Обобщительная форма…является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящего это переживание на всех, в том числе и на слушащего». Например:
Во тьме проснёшься – гладью синей
Дороги светится изгиб.
(В. Казанцев)
Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь – уж летит,
да с каким полушалком!
А спросишь, чего, мол,
управился скоро?
Не скажет… Но знаю:
Меня ему жалко…
(И. Снегова)
5.
Между предложениями, в которых выражаются общие положения, и предложениями, где производителем действия является сам говорящий, избравший обобщённую форму для тех или иных стилистических целей, не всегда можно провести чёткую границу. Например, то, что говорится в стихотворении О. Берггольц о лирической героине, говорится обо всех ленинградцах, голодавших в страшную блокадную зиму:
Да, хлеб… Бывало хоть не подходи.
Дотронуться – и то бывало жутко.
Начнёшь его и съешь без промежутка
Весь целиком. А день-то впереди!»
Обобщённо-личные конструкции являются также универсальным средством передачи жизненного опыта одного поколения другому в форме пословиц, поговорок, пожеланий, поучений, советов, наказов.
Из песни слов не выкинешь; Что посеешь, то и пожнёшь; Семь раз отмерь, а один раз отрежь. (Пословицы);
Дорогие ребята! Живите дружно, работайте весело, учитесь крепко. (М.Горький).
Берегите учебник – он ваш верный помощник и советчик!
Таким образом, обобщённо-личные конструкции с их функциональными особенностями могут с большой пользой для учащихся подробнее изучаться в курсе русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения"
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла,являют блистательную краткость народного языка,живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.Русские пословицы и поговор...
Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения"
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала по теме "Обобщённо-личные предложения"...
«Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
laquo;Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»...
Диагностика представлений ребенка о насилии «Незаконченное предложение»
Данная методика содержит 20 незаконченных предложений и ориентированна на детей в возрасте от 10 - 11 лет и старше. Если ребенок не может открыто обсуждать проблемную, травмирующую его ситуацию, то пр...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения" (программа Разумовской М.М.)...
Урок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщённо- личные предложения.
Урок строится на на формировании умения выявлять особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений...
Конспект урока в 8 классе "Обобщённо-личные предложения"
Разработка урока в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложния" (учебник "Русский язык", М.М. Разумовская, 8 класс)...