Программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа "Русский язык" под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_r.ya_.docx | 57.16 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 68.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано:_________ Утверждаю:___________
Сагитова О.З. Ахметдинова А.Х.
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №3»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
на 2013-2014 год
Класс: 5
Учитель: Шакирова Е.В.
Количество часов: всего – 210; в неделю – 6
р/р – 26
к/д – 10
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004г.)
Рабочей программы основного общего образования по русскому языку (2008г.)
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
- формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
- приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
- речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
- языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
- социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаѐтся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.
3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела:
1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса в 5-ом классе по разработанной программе эти разделы изучаются в линейном порядке.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного, прилагательного и т.д.". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчѐтливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объёме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.
Формы контроля
Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и тестовый контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.
Методическое обеспечение:
1.Библиотека учителя. Русский язык. Поурочное планирование к учебникам под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 5-9 классы. Дрофа, М.2003.
2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 5 класс, Москва «Вако »,2007
3.Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос и др. Составитель Н.О. Крамаренко. Изд. «Учитель». Волгоград, 2007
4. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные работы по русскому языку. 5 класс
5.Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс.
А.Б Малюшкин. Москва, 2002
Мультимедийные пособия:
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
Данная рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена в соответствии с государственной программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. На изучение русского языка по базисному учебному плану МБОУ «СОШ №3» выделяется 210 часа (6 часов в неделю), что соответствует авторской программе. М.М. Разумовской.
Тематическое планирование по русскому языку
в 5-ом классе к учебнику «Русский язык»
под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта
Планирование рассчитано на 210 часа в год (6 часов в неделю)
Учитель
Шакирова Е.В.
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов |
О языке и речи | 4ч | ||
1 | Роль языка в жизни человека | 1 | |
2 | Зачем человеку нужен язык . Что мы знаем о русском языке | 1 | |
3 | Урок развития речи. Что такое речь | 1 | |
4 | Урок развития речи. Речь монологическая и диалогическая | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах | 35 | ||
Фонетика. Графика. | 3ч.+2ч. Р/Р | ||
5 | Звуки и буквы. Алфавит | 1 | |
6 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я | 1 | |
7 | Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова | 1 | |
8 | Урок развития речи. Что такое текст (повторение) | 1 | |
9 | Урок развития речи. Основная мысль текста | 1 | |
Письмо и орфография | 13ч.+2ч.Р/Р | ||
10 | Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила? | 1 | |
11 12 | Орфография. Орфограммы в корнях слов | 2 | |
13 | Входная контрольная работа. | 1 | |
14 | Работа над ошибками | 1 | |
15 | Орфограммы в корнях слов. Правописание согласных звуков в корне слова | 1 | |
16 | Трудные случаи правописания согласных в корне слова | 1 | |
17 | Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, рщ, щн. Правописание и, у, а после шипящих | 1 | |
18 | Правописание мягкого знака после шипящих | 1 | |
19 | Правописание гласных и согласных в разных частях речи | 1 | |
20 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | |
21 | Урок развития речи. Комплексный анализ текста | 1 | |
22 | Правописание НЕ с глаголами | 1 | |
23 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ | 1 | |
24 | Урок развития речи. Что такое стилистика? | 1 | |
Строение слова | 5ч.+1ч. Р/Р | ||
25 26 27 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | 3 | |
28 29 | Как образуются формы слова. Способы словообразования | 2 | |
30 | Урок развития речи. Контрольное изложение | 1 | |
Слово как часть речи | 8ч.+1ч.Р/Р | ||
31 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |
32 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | |
33 | Служебные части речи. Предлог | 1 | |
34 | Служебные части речи. Союз | 1 | |
35 | Служебные части речи. Частица | 1 | |
36 | Урок развития речи. Смысловые отношения м/у предложениями. Порядок слов в предложении | 1 | |
37 | Повторение изученного | 1 | |
38 39 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | |
СИСТЕМАТИЧЕСКЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА | |||
Фонетика. Орфоэпия | 13ч.+2ч.Р/Р | ||
40 | Что изучает фонетика | 1 | |
41 | Урок развития речи. Абзац как часть текста. Микротемы | 1 | |
42 43 | Звуки гласные и согласные | 2 | |
44 | Урок развития речи. Изложение «Прощание с летом» | 1 | |
45 | Слог, ударение | 1 | |
46 | Логическое ударение, его роль в предложении | 1 | |
47 | Перенос лов. Правила переноса слов | 1 | |
48 49 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | 2 | |
50 51 52 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 3 | |
53 | Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфоэпия» | 1 | |
54 | Контрольный диктант по изученной теме | 1 | |
За 1 четверть: уроков-54, р/р-10, к/р- 3 | |||
Лексика. Словообразование. Правописание | 29ч +3ч. Р/Р | ||
55 56 | Как определить лексическое значение слова | 2 | |
57 | Сколько лексических значений имеет слово | 1 | |
58 59 60 | Когда слово употребляется в переносном значении | 3 | |
61 62 | Как пополняется словарный состав языка | 2 | |
63 | Урок развития речи. Разговорная и книжная речь | 1 | |
64 65 66 | Как образуются слова в русском языке | 3 | |
67 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | 1 | |
68 | Правописание чередующихся гласных а/о в корнях лаг/лож, раст/ращ/рос | 1 | |
69 | Буквы о/ё после шипящих в корне слова | 1 | |
70 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | |
71 72 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | 2 | |
73 | Что такое профессиональные слова | 1 | |
74 | Урок развития речи. Сжатие и развертывание текста | 1 | |
75 | О чём рассказывают устаревшие слова | 1 | |
76 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 1 | |
77 | Урок развития речи. Художественная и научно-деловая речь | 1 | |
78 79 | Правописание приставок | 2 | |
80 | Буквы И-Ы после Ц | 1 | |
81 82 83 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лесика. Словообразование. Правописание» | 3 | |
84 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» | 1 | |
85 | Анализ диктанта | 1 | |
86 | Защита исследовательских проектов | 1 | |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) | 37 + 6ч. Р/Р | ||
87 | Что изучает синтаксис и пунктуация | 1 | |
88 | Урок развития речи. Что такое тип речи | 1 | |
89 90 91 | Словосочетание | 3 | |
92 93 | Предложение. Интонация предложения | 2 | |
94 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
95 | Восклицательные предложения | 1 | |
96 | Урок развития речи. Описание, повествование | 1 | |
97 | Урок развития речи. Контрольное сочинение | 1 | |
98 99 | Повторение по теме «Предложение. Словосочетание» | 2 | |
итого | за 1 п/г | уроков: 99ч.; Р/Р – 16; К/Р - 5 | |
100 | Глвные члены предложения | 1 | |
101 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
102 | Дополнение | 1 | |
103 | Определение | 1 | |
104 | Обстоятельство | 1 | |
105 | Оценка действительности | 1 | |
106 107 108 | Однородные члены предложения | 3 | |
109 | Обобщающее слово перед однородными членами | 1 | |
110 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |
111 | Анализ текста: определение типа речи | 1 | |
112 113 | Обращение | 2 | |
114 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | |
115 | Урок развития речи. Сочинение | 1 | |
116 | Анализ сочинения | 1 | |
117 118 119 120 | Сложное предложение | 4 | |
121 | Урок развития речи. Изложение (повествование с элементами описания) | 1 | |
122 123 | Прямая речь | 2 | |
124 | Урок развития речи. Строение текста типа рассуждения-доказательства | 1 | |
125 126 | Диалог | 2 | |
127 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
128 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
129 | Защита исследовательских проектов | 1 | |
Морфология. Правописание | 72 ч. | ||
130 131 | Самостоятельные и служебные части речи | 2 | |
Глагол | 20ч. + 3ч. Р/Р | ||
132 | Что обозначает глагол | 1 | |
133 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | 1 | |
134 | Как образуются глаголы | 1 | |
135 | Урок развития речи. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | 1 | |
136 | Вид глагола | 1 | |
137 | Корни с чередованием букв – Е - И | 1 | |
138 | Контрольное изложение | 1 | |
139 | Инфинитив | 1 | |
140 | Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах | 1 | |
141 | Наклонение глагола | 1 | |
142 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 1 | |
143 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | |
144 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
145 | Урок развития речи. Строение текста типа повествование (обозначение последовательности действия) | 1 | |
146 147 | Времена глагола | 2 | |
148 | Урок развития речи. Сочинение-повествование «Как я…» | 1 | |
149 | Спряжение глагола. Лицо и число | 1 | |
150 151 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | |
152 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 1 | |
153 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
154 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 21ч.+2ч.Р/Р | ||
155 | Что обозначает имя существительное | 1 | |
156 | Как образуются имена существительные | 1 | |
157 | Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК- | 1 | |
158 | Урок развития речи. Строение текста типа описания предмета | 1 | |
159 | Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК- (-ЧИК-) | 1 | |
160 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | 1 | |
161 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | |
162 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |
163 | Род имён существительных | 1 | |
164 | Урок развития речи. Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» | 1 | |
165 | Анализ сочинения | 1 | |
166 | Существительные общего рода | 1 | |
167 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | |
168 | Число имён существительных | 1 | |
169 | Падеж и склонение имён существительных | 1 | |
170 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
171 172 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 2 | |
173 174 | Употребление имён существительных | 2 | |
175 | Соединение типов речи в тексте | 1 | |
176 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |
177 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 22ч.+2ч. Р/Р | ||
178 | Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные | 1 | |
179 | Прилагательные относительные | 1 | |
180 | Прилагательные притяжательные | 1 | |
181 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение «За что я люблю лето» | 1 | |
182 183 | Правописание окончаний имён прилагательных | 2 | |
184 | Образование имён прилагательных | 1 | |
185 | Анализ и редактирование | 1 | |
186 187 188 | Прилагательные полные и краткие | 3 | |
189 190 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | 2 | |
191 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
192 | Урок развития речи. Изложение | 1 | |
193 | Анализ изложения | 1 | |
194 195 196 | Как образуется сравнительная степень прилагательного | 3 | |
197 198 199 | Как образуется превосходная степень прилагательного | 3 | |
200 201 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 2 | |
Повторение и обобщение изученного в 5 классе | 9 | ||
202 203 204 | Повторение и обобщение материала | 3 | |
205 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | |
206 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |
207 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
208 209 210 | Защита исследовательских проектов | 3 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
О ЯЗЫКЕ (4 ЧАСА) | ||||||||||
1 | Роль языка в жизни человека. | Урок изучения нового материала | Содержание и назначение УМК. Язык как средство общения. Лингвистика – наука о языке. Учебное исследование | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятия язык, лингвистика; роль языка в жизни человека | Развернутый ответ на вопрос: зачем человеку нужен язык? | .09 | ||||
2 | Зачем человеку нужен язык? Что мы знаем о русском языке | Урок изучения нового материала | Русский язык как языковое явление. Функции и происхождение русского языка | Знать: основные сведения о русском языке | Комментированное письмо | 09 | ||||
3 | Что такое речь | Урок Р\Р №1 | Речь. Условия, необходимые для речевого общения | Знать: понятие речь; условия, необходимые для речевого общения | Комментированное письмо | 09 | ||||
4 | Речь монологическая и диалогическая | Урок Р\Р №2 | Монологическая речь. Диалогическая речь. Признаки монологической и диалогической речи | Знать: понятия монологическая/диалогическая речь; признаки монологической и диалогической речи Уметь: различать монологическую и диалогическую речи; самостоятельно составлять диалоги и монологи | Творческое задание | .09 | ||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (35ЧАСОВ) | ||||||||||
Фонетика. Графика.(5 из них 2 Р\Р) | ||||||||||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | Комбинированный урок | Фонетика. Графика. Алфавит. История русского алфавита. Звуки и буквы. Написание и произношение слов. Транскрипция | Знать: понятия фонетика, графика, буква, звук, алфавит, транскрипция; порядок букв в русском алфавите; историю русского алфавита. Уметь: разлиыать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; записывать слова в алфавитном порядке; читать и записывать буквами затранскрибированные слова | Словарно-орфографическая работа | .09 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
6 | Что обозначают буквы е,ё,ю.я | Комбинированный урок | Двойная роль букв е,ё,ю,я. Позиции, в которых эти гласные обозначают два звука. Способы обозначения мягколсти согласных на письме. Грамматические разборы. Нормы произношения в русском языке. | Знать: о двойной роли букв е,ё,ю,я; позиции, в которых эти гласные обозначают два звука. Уметь: определять роль гласных и количество букв и звуков в словах; указывать способы обозначения мягкости согласных; произносить слова в соответствии с нормами русского языка | Объяснительный диктант | .09 | ||||
7 | Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова | Урок-практикум | Звуки и буквы. Характеристика звуков. Порядок фонетического разбора слов | Уметь: выполнять устный и письменный фонетический разбор слов | Фонетический разбор | .09 | ||||
8 | Что такое текст | Урок Р\Р №3 | Текст. Тема текста. Грамматические разборы | Знать: понятия текст, тема текста; признаки текста. Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; сопоставлять устные и письменные тексты на заданную тему | Творческие задания | .09 | ||||
9 | Основная мысль текста | Урок Р\Р №4 | Текст. Тема и основная мысль текста. Учебное исследование | Знать: понятие основная мысль текста. Уметь: определять тему и формулировать основную мысль текста. Озаглавливать его. | Комплексный анализ текста | .09 | ||||
Письмо. Орфография.(15, из них 2 Р\Р) | ||||||||||
10 | Зачем людям письмо? Орфография. Нужны ли правила? | Комбинированный урок | Письмо. Письменная речь. Функции письменной речи в жизни человека. Орфография. Назначение русской орфографии. Признаки орфограмм. | Знать: назначение письма и письменной речи; понятия орфография, орфограмма; назначение русской орфографии; признаки орфограмм. Уметь: анализировать разные письменные тексты; распознавать слова с орфограммами; применять на практике орфографические правила. | Словарный диктант Комплексный анализ текста | .09 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
11-12 | Орфография. Орфограммы в корнях слов (повторение изученного в начальной школе) | Комбинированный урок | Орфография. Орфограммы в корнях слов. Проверяемые и непроверяемые гласные. Способы проверки. Орфографический словарь. | Знать: понятия проверяемые и непроверяемые гласные; способы проверки безударных гласных в корнях слов. Уметь: использовать разные способы проверки безударных гласных; выяснять правописание слов с непроверяемыми гласными по словарю | Словарно-орфографическая работа Объяснительный диктант | .09 .09 | ||||
13 | Входная контрольная работа | Урок контроля знаний | Фонетика. Орфография. Пунктуация. Синтаксис Грамматические разборы. | Уметь: выполнять тестовые задания и выполнять практические задания по орфографии, морфологии, синтаксису | Тест | .09 | ||||
14 | Работа над ошибками | Урок - анализ | Анализ выполнения тестовых заданий | Уметь: проводить анализ выполнения тестового задания, находить ошибки и определять пути ликвидации пробелов в знаниях | Комментированное письмо Самостоятельная работа | .09 | ||||
15 | Орфограммы в корнях слов. Правописание согласных звуков в корне слова. | Комбинированный урок | Орфография. Орфограммы в корне слова. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | Знать: основные виды орфограмм, связанных с правописанием согласных в корнях слов и способы их проверки.Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Словарно – орфографическая работа | .09 | ||||
16 | Трудные случаи правописания согласных в корне слова. | Урок-практикум | Орфография. Орфограммы согласных в корне слова. | Знать: орфограммы, связанные с правописанием согласных в корнях слов и способы их проверки. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Групповые и индивидуальные задания | .09 | ||||
17 | Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, рщ, щн. Правописание и, у, а после шипящих. | Комбинированный урок | Шипящие согласные. Буквосочетания. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, нщ, рщ, щн. | Знать правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, нщ, рщ, щн. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами | Объяснительный диктант | .09 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
18 | Правописание мягкого знака после шипящих. | Комбинированный урок | Особенности происхождения и существования в русском языке буквы ь. мягкий знак-показатель грамматической формы. Правописание ь на конце существительных и глаголов после шипящих. | Знать: Особенности происхождения и существования в русском языке буквы ь; правила правописания ь на конце существительных и глаголов после шипящих. Уметь: разграничивать функции ь с ловах; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Объяснительный диктант | .09 | ||||
19 | Правописание гласных и согласных в разных частях речи | Урок-практикум | Орфография. Орфограммы согласных и гласных в разных частях речи | Знать: орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных в корнях слов разных частей речи и способы их проверки. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Групповые и индивидуальные задания | .09 | ||||
20 | Разделительные Ъ и Ь. | Комбинированный урок | Разделительные функции Ъ и Ь. условия написания разделительных Ъ и Ь. Приставка, корень слова | Знать: правила правописания разделительных Ъ и Ь. Уметь: разграничивать функции Ъ и Ь в словах; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Объяснительный диктант | .09 | ||||
21 | Комплексный анализ текста | Урок Р\Р №5 | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Принцип деления текста на части. План текста. Учебное исследование | Уметь: выразительно читать текст; определять тему и формулировать основную мысль текста, стиль и тип речи; понимать принцип деления текста на части и составлять его план; выполнять грамматические задания к тексту. | Комплексный анализ текста | .09 | ||||
22 | Правописание НЕ с глаголами | Комбинированный урок | Глагол. Приставка НЕ-, частица НЕ, часть корня НЕ. Правописание НЕ с глаголами. Орфоэпические нормы | Знать: правила правописания НЕ с глаголами. Уметь: различать приставку НЕ-, частицу НЕ, часть корня НЕ; правильно писать слова с изученными орфограммами | Словарный диктант | .09 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
23 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ | Комбинированный урок | Глагол. Буквосочетание. Неопределенная форма глагола. Правило правописания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | Знать: правило правописания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Уметь: ставить вопросы к глаголах; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Словарно – орфографическая работа | .09 | ||||
24 | Что такое стилистика? | Урок Р\Р №6 | Текст. Стили речи. Стилистические признаки в тексте | Знать: понятие стилистика Уметь: определять стилистическую принадлежность текста | Комплексный анализ текста | .09 | ||||
Строение слова.(6, из них 1 Р\Р) | ||||||||||
25 26 27 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | Комбинированный урок | Морфема. Значение морфем. Корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова Учебное исследование | Знать: понятия значимые части слова, морфема, корень, приставка, суффикс, окончание | Предупредительн6ый диктант Объяснительный диктант Тест | .09 .10 .10 | ||||
28 29 | Как образуются слова. Способы образования слов. Формы слова. | Комбинированный урок | Окончание. Основа слова. Функция окончания в слове. Нулевое окончание. Формы одного и того же слова. Морфемный разбор слов. Учебное исследование | Знать: понятия окончание, основа слова, нулевое окончание; функцию окончания в слове. Уметь: определять грамматические категории по окончаниям слов; менять формы слова; выполнять морфемный разбор слов. | Морфемный разбор Практическая работа | .10 .10 | ||||
30 | Контрольное изложение | Урок Р\Р №7 | Тема, основная мысль текста, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | .10 | ||||
Слова как часть речи (9, из них 1 Р\Р) | ||||||||||
31 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | Комбинированный урок | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи (СЧР). Грамматические признаки СЧР. СЧР в словосочетаниях и предложениях. | Знать: понятия самостоятельные, служебные части речи; грамматическое значение СЧР и вопросы, на которые они отвечают Уметь: различать СЧР | Комплексный анализ текста Грамматические разборы | .10 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
32 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | Комбинированный урок | Изменяемые и неизменяемые части речи. Начальная форма имен существительных и прилагательных, глаголов. Инфинитив. Склонение имен существительных и прилагательных. Спряжение глаголов. Морфологические признаки частей речи | Знать: понятия изменяемые/неизменяемые части речи, склонение, спряжение, инфинитив; морфологические особенности самостоятельных частей речи Уметь: определять склонение имен существительных по начальной форме и спряжение глаголов по инфинитиву; изменять имена существительные, имена прилагательные и глаголы и определять их морфологические признаки | Морфологический разбор самостоятельных частей речи | .10 | ||||
33 | Служебные части речи. Предлог | Комбинированный урок | Служебные части речи. Морфологические особенности служебных частей речи. Предлог. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Раздельное написание предлогов со словами. | Знать: понятие служебные части речи; морфологические особенности служебных частей речи Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; распознавать предлоги, союзы, частицы | Предупредительный диктант | .10 | ||||
34 | Служебные части речи. Союз | Комбинированный урок | Служебные части речи. Морфологические особенности служебных частей речи. Союз, их роль в предложениях. | Тест | .10 | |||||
35 | Служебные части речи. Частица | Комбинированный урок | Служебные части речи. Морфологические особенности служебных частей речи. Частица. Роль частицы в речи | Тест | .10 | |||||
36 | Смысловые отношения м/у предложениями. Порядок слов в предложении. | Урок Р\Р №8 | Смысловые отношения между предложениями в тексте. Последовательность предложений в тексте. | Уметь: устанавливать смысловые отношения между предложениями в тексте и определять их последовательность | Комплексный анализ текста | .10 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
37 | Повторение изученного | Урок контроля знаний | Орфография. Морфология | Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; определять из грамматические признаки | .10 | |||||
38 39 | Контрольный диктант и его анализ | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Морфология | Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задания к нему | Диктант с грамматическим заданием | 10 .10 | ||||
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА | ||||||||||
Фонетика. Орфоэпия.(15, из них 2 Р\Р) | ||||||||||
40 | Что изучает фонетика | Урок изучения нового материала | Устная и письменная речь. Фонетика. Орфоэпия. Буквы и звуки. Смыслоразличительная роль звуков в словах | Знать: различия между устной и письменной речью; понятия фонетика, орфоэпия; роль звуков в словах Уметь: различать понятия буква и звук; определять, какие звуки обозначают указанные учителем буквы | Словарный диктант | .10 | ||||
41 | Абзац как часть текста. Микротемы. | Урок Р\Р №9 | Микротема текста. Абзац как речевая единица и часть текста. Единство содержания абзаца – межфразовые связи. Красная строка. Учебное исследование | Знать: понятие абзац; проявление единства содержания абзаца. Уметь: правильно членить текст на абзацы; писать новый абзац с красной строки. | Комплексный анализ текста | .10 | ||||
42 | Звуки гласные и согласные | Урок изучения нового материала | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Парные и непарные согласные. Образование звуков. Фонетический разбор слов | Знать: понятия гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, парные и непарные согласные; звуковое значение гласных и согласных букв; различия в образовании звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, парные и непарные согласные; определять, какие звуки обозначают указанные учителем буквы; выполнять фонетический разбор слов | Фонетический разбор слов | .10 | ||||
43 | Звуки гласные и согласные | Урок закрепления знаний | 10 | |||||||
44 | Изложение «Прощание с летом» | Урок Р\Р №10 | Тема, основная мысль текста, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | .10 | ||||
45 | Слог, ударение | Урок изучения нового материала | Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги. Особенности русского ударения (подвижность, разноместность). Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор слов. | Знать: понятия Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги; особенности русского ударения Уметь: определять количество слогов в словах; находить ударный слог; выполнять фонетический разбор слов | Фонетический разбор слов | .10 | ||||
46 | Логическое ударение, его роль в предложении | Урок изучения нового материала | Логическое ударение. Смысловое значение логического ударения. | Знать: понятие логическое ударение Уметь: определять слова, выделенные в предложении логическим ударением | Самостоятельная работа | .10 | ||||
47 | Перенос лов. Правила переноса слов. | Урок изучения нового материала | Перенос слов. Правила переноса слов. Трудные случаи переноса слов. | Знать: понятие перенос. Уметь: переносить слова в соответствии с правилами переноса | Самостоятельная работа | .10 | ||||
48 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | Урок изучения нового материала | Орфоэпия как раздел науки о языке. Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Транскрипция. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь. Сообщения на лингвистическую тему. | Знать: понятие орфоэпия; различия в произношении ударных и безударных гласных. Уметь: определять, какие звуки (ударные или безударные) обозначают указанные учителем буквы в словах; произносить слова в соответствии с транскрипцией; работать с орфоэпическим словарем; выполнять фонетический разбор | Орфоэпический разбор | .10 | ||||
49 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | Урок-практикум | Тест | .10 | ||||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
50 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | Урок изучения нового материала | Орфоэпия. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Парные и непарные глухие и звонкие согласные. Произношение согласных звуков. Фонетический и орфоэпический разбор слов. Сообщения на лингвистическую тему | Знать: правила произношения согласных звуков; порядок орфоэпического разбора слова. Уметь: определять, какие согласные звуки обозначают указанные буквы в словах; правильно произносить слова; выполнять фонетический и орфоэпический разборы | Фонетический разбор | 10 | ||||
51 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | Урок закрепления знаний | Орфоэпический разбор | .10 | ||||||
52 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа | .10 | ||||||
53 | Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфоэпия» | Урок обобщения знаний | Фонетика Орфоэпия | Уметь: определять согласные и гласные звуки, выполнять фонетический и орфоэпический разбор | .11 | |||||
54 | Контрольный диктант по изученной теме | Урок контроля знаний | Фонетика орфоэпия | Уметь: писать текст под диктовку, выполнять фонетический и орфоэпический разборы | Диктант с грамматическим заданием | .11 | ||||
За 1 четверть: уроков-54, р/р-10, к/р- 3 Лексика. Словообразование. Правописание.(32, из них 3 Р\Р) | ||||||||||
55 | Как определить лексическое значение слова | Урок изучения нового материала | Лексика. Лексическое значение слова (ЛЗС). Лексический разбор слов. Способы объяснения ЛЗС. Толковый словарь. Синонимы. Антонимы. Лексический разбор слова. | Знать понятия лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы; способы объяснения ЛЗС. Уметь: объяснять ЛЗС, используя разные способы; подбирать к словам синонимы и антонимы; выполнять лексический разбор слов; работать с толковым словарем | Словарный диктант | .11 | ||||
56 | Как определить лексическое значение слова | Урок закрепления знаний | Выборочный диктант | .11 | ||||||
57 | Сколько лексических значений имеет слово | Урок изучения нового материала | ЛЗС. Однозначные и многозначные слова. Словарные статьи. Лексический разбор слов | Знать: понятия однозначные/многозначные слова Уметь: с помощью словаря С.И. Ожегова определять значения многозначных слов; выполнять лексический разбор слов | Распределительный диктант | .11 | ||||
58 59 60 | Когда слово употребляется в переносном значении | Уроки изучения нового материала | Прямое и переносное значение слова. Условия употребления слов в переносном значении. Художественно – эстетические функции слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении. | Знать понятия прямое/переносное значение; условия употребления Уметь: определять, в прямом или переносном значении употреблено слово; анализировать художественно – эстетические функции слов и словосочетаний | Объяснительный диктант | .11 .11 .11 | ||||
61 62 | Как пополняется словарный состав языка | Комбинированные уроки | Источники пополнения словарного запаса языка. Признаки заимствованных слов. Виды словарей русского языка. Ученые-лингвисты о словарном составе языка. | Знать: источники пополнения словарного запаса языка; признаки заимствованных слов; виды словарей русского языка; ученых-лингвистов, изучающих словарный состав языка Уметь: работать со словарями; распознавать заимствованные слова | Текущий контроль | .11 | ||||
63 | Разговорная и книжная речь | Урок Р\Р №11 | Разговорная речь. Книжная речь. Признаки разговорной и книжной речи. Текст. Учебное исследование | Знать: понятия разговорная/книжная речь; признаки разговорной и книжной речи Уметь: анализировать тексты и определять, в какой речевой ситуации они могут быть употреблены; различать разговорную и книжную речь | Сопоставительный анализ текстов | .11 | ||||
64 65 66 | Как образуются слова в русском языке | Комбинированные уроки | Словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательный разбор слов. Морфемный разбор | Знать: понятие словообразование; способы образования слов в русском языке; систему составления словообразовательной цепочки Уметь: определять способ образования; составлять словообразовательную цепочку; работать с морфемными единицами | Практическая работа | .11 | ||||
67 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | Урок изучения нового материала | Чередование гласных и согласных в корне. Корни с чередованием звуков. Условия выбора орфограммы. Морфемный разбор слов | Знать: понятие чередование звуков; чередующиеся гласные и согласные звуки в корне слова. Уметь: выделять корни, в которых возможно чередование, объяснять условия выбора гласного; видеть структуру слова; выполнять устный и письменный разбор слов | Словарный диктант, тест | .11 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
68 | Правописание чередующихся гласных а/о в корнях лаг/лож, раст/ращ/рос | Урок изучения нового материала | Чередование звуков. Чередующиеся гласные а/о в корнях лаг/лож, раст/ращ/рос Морфемный разбор слов | Знать: условия выбора гласных а/о в корнях лаг/лож, раст/ращ/рос Уметь: различать чередующиеся гласные и согласные в корне; выделять и правильно писать корни с чередующимися гласными а/о, объяснять их правописание | Объяснительный диктант | .11 | ||||
69 | Буквы о/ё после шипящих в корне слова | Урок изучения нового материала | Шипящие согласные звуки. Правописание букв о/ё после шипящих в корне слова Однокоренные слова. Грамматические разборы | Знать: условия выбора гласных о/ё после шипящих в корне слова Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать их графически | Объяснительный диктант | .11 | ||||
70 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | .11 | ||||
71 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | Урок изучения нового материала | Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов. Омонимы в устной и письменной речи. Словарь омонимов. | Знать: понятие омонимы Уметь: различать слова-омонимы; находить омонимы в тексте; разграничивать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; работать со словарем омонимов. | Сочинение-миниатюра | .11 | ||||
72 | Урок закрепления знаний | Комплексный анализ текста | 3.11 | |||||||
73 | Что такое профессиональные слова | Урок изучения нового материала | Профессиональные слова. Диалектные слова. Сфера употребления профессиональных и диалектных слов. Термины. | Знать: понятия профессиональные слова, диалектные слова, термины; сферу употребления профессиональных и диалектных слов. Уметь: распознавать профессиональные слова, диалектные слова; разграничивать сферу их употребления; использовать профессиональные и диалектные слова в устной и письменной речи | Комбинированный урок | .12 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
74 | Сжатие и развертывание текста | Урок Р\Р №12 Урок-практикум | Тема и основная мысль текста. Основные приемы сжатия и развертывания текста. Стиль речи. | Знать: основные приемы сжатия и развертывания текста. Уметь: писать сжатое изложение, выдерживая текст в одном стиле в рамках одной тематики | Сжатое изложение (не менее 90 слов) | .12 | ||||
75 | О чем рассказывают устаревшие слова | Урок изучения нового материала | Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Сфера употребления устаревших слов. Учебное исследование | Знать: понятия устаревшие слова, историзмы, архаизмы. Уметь: различать архаизмы и историзмы; разграничивать сферу употребления устаревших слов; использовать устаревшие слова в устной и письменной речи | Комплексный анализ текста | .12 | ||||
76 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | Урок-практикум | Этикет. Этикетные слова. Выбор знаков препинания в предложениях с этикетными словами | Знать: понятия этикет, этикетные слова. Уметь: использовать этикетные слова в речи; комментировать выбор знаков препинания в предложениях с этикетными словами | Творческая работа | .12 | ||||
77 | Художественная и научно-деловая речь | Урок Р\Р №13 | Художественная речь. Научно – деловая речь. Признаки художественной и научно – деловой речи. Текст. Учебное исследование | Знать: понятия художественная и научно-деловая речь; признаки художественной и научно-деловой речи. Уметь: анализировать тексты. Определять их задачу и принадлежность к определенному стилю речи | Текущий контроль | .12 | ||||
78 | Правописание приставок | Урок изучения нового материала | Приставка как самостоятельное словообразовательное средство. Значение приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок, подчиняющихся правилам. | Знать: понятие приставка; основную особенность приставки как самостоятельного словообразовательного средства, которое присоединяется к целому слову. Уметь: выделять в словах приставки, подчиняющиеся правилам, обозначать их графически. | Объяснительный диктант | .12 | ||||
79 | Урок закрепления знаний | .12 | ||||||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
80 | Буквы Ы-И после Ц | Урок изучения нового материала | Написание и произношение слов. Условия выбора букв Ы-И после Ц. Слова-исключения. | Знать: условия выбора букв Ы-И после Ц, слова-исключения. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Тест | .12 | ||||
81 82 83 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лесика. Словообразование. Правописание» | Комбинированные уроки | Лексическое значение слов. Строение и правописание слов. Морфемный разбор слов. | Знать теоретические понятия; способы объяснения ЛЗС. Уметь: объяснять ЛЗС, используя разные способы; подбирать к словам синонимы и антонимы; выполнять лексический разбор слов; работать с толковым словарем | Творческая работа Словарный диктант Тест | .12 .12 .12 | ||||
84 | Контрольный диктант по теме «Лесика. Словообразование. Правописание» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему | Диктант с грамматическим заданием | .12 | ||||
85 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в к/р. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | .12 | ||||
86 | Защита исследовательских проектов | Урок-конференция | Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад. | Уметь представлять исследовательский проект с помощью презентационного материала; отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Доклад по теме учебного исследования | .12 | ||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Использование ИКТ | Дата | Факт. дата | Примечание | |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс)10, из них 3 Р\Р | ||||||||||
87 | Что изучают синтаксис и пунктуация | Урок изучения нового материала | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. | Знать: понятия синтаксис, пунктуация. словосочетание. предложение; правила постановки знаков препинания, изученные в начальной школе Уметь: делить текст на предложения и расставлять знаки препинания; самостоятельно составлять словосочетания и предложения | Творческие задания | .12 | ||||
88 89 90 | Словосочетание | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний | Словосочетание. Признаки и структура словосочетания. Главное и зависимое слово. Смысловая и грамматическая связь в словосочетании. Именные и глагольные | Знать: понятие словосочетание; признаки и структура словосочетания; виды словосочетаний; Уметь: находить главное и зависимое слово в словосочетаниях и определять способ их выражения; устанавливать связь в словосочетаниях; использовать их в речи. | Текущий контроль | .12 | ||||
91 92 | Предложение. Интонация предложения | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний | Предложение. Признаки предложения. Границы предложения. Знак конца предложения. Интонация. | Знать: понятия предложение, интонация; особенности предложения как основной единицы синтаксиса. Уметь: определять границы предложений и обозначать их знаками препинания, учитывая интонацию; восстанавливать структуру предложения и текста в целом | Комплексный анализ текста | .12 | ||||
93 | Виды предложений по цели высказывания | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Цель высказывания. Повествовательные. Вопросительные, побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложения | Знать: виды предложений по цели высказывания Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию; составлять разные по цели высказывания предложения; выполнять синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений | 24.12 | ||||
94 | Восклицательные предложения | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация. | Знать: понятия восклицательные и невосклицательные предложения. Уметь: различать восклицательные и невосклицательные предложения. | Творческая работа | .12 | ||||
95 96 | Повторение по теме «Предложение. Словосочетание» | Уроки контроля знаний | Предложение. Словосочетание. Виды грамматической связи в словосочетании | Проверочная работа | 12 | |||||
Итого за 1 полугодие | Уроков -96 | р/р - 13 | к/р – 6 | |||||||
97 | Что такоетип речи. | Урок Р/Р | Типы речи. Содержание высказывания. Учебное исследование | Знать: понятие тип; основные типы речи и их признаки. Уметь: определять тип речи и тему текста; сравнивать тексты разных типов | Текущий контроль | |||||
98 | Описание | Урок Р/Р | Описание | Знать:типы речи и их признаки Уметь: аргументированно определять тип речи; анализировать тексты разных типов | Комплексный анализ текста | |||||
99 | Повествование | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Повествование | Знать:типы речи и их признаки Уметь: аргументированно определять тип речи; анализировать тексты разных типов | Комплексный анализ текста | |||||
100 | Повторение по теме « Виды предложения по цели высказывания» | Урок закрепления знаний | Цель высказывания. Повествовательные. Вопросительные, побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложения | Знать: виды предложений по цели высказывания Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию; составлять разные по цели высказывания предложения; выполнять синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений | |||||
101 | Повествовательные предложения | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие о овествовательных предложениях | Знать: виды предложений по цели высказывания Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию; составлять разные по цели высказывания предложения; выполнять синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений | |||||
102 | Побудительные предложения | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие о обудительных предложениях
| Знать: понятие об особом типе речи – оценке действительности. Уметь: определять этот тип речи, составлять тексты такого типа | Синтаксический разбор предложений | |||||
103 104 | Однородные члены предложения | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие однородных членов предложения. Однородные члены в предложении, знаки препинания между ними | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Синтаксический разбор предложений | |||||
105 | Однородные члены предложения | Урок контроля знаний | Понятие однородных членов предложения. Однородные члены в предложении, знаки препинания между ними | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Проверочная работа | |||||
106 | Обобщающее слово перед однородными членами | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие обобщающего слова перед однородными членами. | Знать: понятие обобщающего слова перед однородными членами. Уметь: находить обобщающее слово и ставить двоеточие. | Синтаксический разбор предложений | |||||
107 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Синтаксический разбор предложений | Уметь: самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять Синтаксический разбор предложений | Диктант. Синтаксический разбор предложений | |||||
108 | Анализ текста. Определение типа речи | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие основных типов речи: повествования, описания, рас- суждения. | Знать: понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Уметь: определять типы речи. | Комплексный анализ текста | |||||
109 110 | Обращенеие | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие обращения. Знаки препинания при обращении. | Знать: понятие обращения. Уметь: находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении | Синтаксический разбор предложений | |||||
111 | Синтаксический разбор простого предложения | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Порядок разбора простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения. | Знать: порядок разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор | Синтаксический разбор предложений | |||||
112 | Сочинение по картине Юона «Русская зима» | Урок Р\Р №17 | Структура сочинения. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | Сочинение | |||||
113 | Анализ сочинения | Урок закрепления знаний. Урок-практикум | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении | Работа над ошибками | |||||
114 115 116 | Сложное предложение | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие сложного предложения. Виды связи. Знаки препинания. | Знать: понятие сложного предложения.Уметь: определять количество простых предложений в нѐм, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | Синтаксический разбор предложений | |||||
117 | Сложное предложение | Урок контроля знаний | Понятие сложного предложения. Виды связи. Знаки препинания. | Знать: понятие сложного предложения.Уметь: определять количество простых предложений в нѐм, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | Проверочная работа | |||||
118 | Изложение | Урок Р\Р №17 | Тема, основная мысль текста, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | |||||
119 120 | Прямая речь | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие прямой речи. Оформление прямой речи на письме. | Знать: понятие прямой речи. Уметь: правильно оформлять прямую речь на письме. | Практическая работа | |||||
121 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | Урок Р\Р №18 | Строение текста типа рассуждения-доказательства. | Знать: строение текста типа рассуждения-доказательства. Уметь: составлять собственные тексты подобного типа. | Творческая работа | |||||
122 123 | Диалог | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие диалога. Диалог на письме. Формы речевого этикета. | Знать: понятие диалога. Уметь: правильно оформлять диалог на письме. | Практическая работа | |||||
124 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | Урок закрепления | Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | Практическая работа | |||||
125 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | Урок контроля знаний | Обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации. Уметь: применять знания на практике. | Контрольный диктант | |||||
126 | Защита исследовательских проектов | Урок-конференция | Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад. | Уметь представлять исследовательский проект с помощью презентационного материала; отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Доклад по теме учебного исследования | |||||
127 128 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | Знать: понятие «морфология», части речи. Уметь: различать части речи. | Практическая работа | |||||
129 | Что обозначает глагол | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Основные сведения о глаголе как части речи: значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Знать: основные сведения о глаголе как части речи. Уметь: находить глаголы в тексте. | Практическая работа | |||||
130 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Правило о слитном и раздельном написании не с глаголами. Употребление глаголов в речи. | Знать: изученное правило о слитном и раздельном написании не с глаголами.Уметь: применять правило. | Текущий контроль | |||||
131 | Как образуются глаголы | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. | Знать: способы образования глаголов: приставочный и суффиксальный. Уметь: образовывать глаголы. | Практическая работа | |||||
132 | Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | Урок Р\Р №19 | «Данное» и «новое» в предложениях | Знать: как связываются предложения в тексте Уметь: связывать «данное» и «новое» в предложении | Творческая работа | |||||
133 | Вид глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Знать: виды глагола, их смысловые и морфемные различия. Уметь: правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | Практическая работа | |||||
134 | Корни с чередованием букв – Е - И | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Правописание корней с чередованием букв е-и. Понятие об омонимичных корнях | Знать: правописание корней с чередованием. Уметь:применять правило. | Практическая работа | |||||
135 | Контрольное изложение | Урок контроля знаний | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Художественный стиль, языковые средства. | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Изложение | |||||
136 | Инфинитив | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Инфинитив. Правописание мягкого знака в конце инфинитива. | Знать: понятие «инфинитив, правописание мягкого знака в конце инфинитива. Уметь: применять правило на практике. | Практическая работа | |||||
137 | Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | Знать: правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | Текущий контроль Тест | |||||
138 | Наклонение глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения глагола. | Знать: наклонения глаголов. Уметь: определять наклонение глагола | Практическая работа | |||||
139 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний. Урок-практикум | Понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Правописание частицы бы. | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь:образовывать глаголы. | Практическая работа | |||||
140 | Как образуется повелительное наклонение глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний. Урок-практикум | Образование повелительного наклонения глагола. Формулы речевого этикета. | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь:образовывать глаголы. | Практическая работа | |||||
141 | Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний. Урок-практикум | Морфологический разбор глагола | Уметь: делать морфологический разбор глагола | Текущий контроль | |||||
142 | Строение текста типа повествование (обозначение последовательности действия) | Урок Р\Р № 20 | Строение текста типа повествования. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа. | Знать: строение текста типа повествования. Уметь: создавать собственные тексты подобного типа | Творческая работа | |||||
143 144 | Времена глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Изменение глаголов по временам только в форме изъявительного наклонения. Понятие об образовании форм времени. | Знать: изменение глаголов по временам. Уметь: определять время глагола. | Практическая работа | |||||
145 | Сочинение-повествование «Как я…» | Урок Р\Р № 21 | Строение текста типа описания предмета.. | Уметь: анализировать текст. | Творческая работа | |||||
146 | Спряжение глагола. Лицо и число | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Спряжение глагола. Лица и числа разноспрягаемых глаголов. | Знать: спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глагола, изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | Практическая работа | |||||
147 148 | Правописание безударных личных окончаний глагола | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. | Уметь: правильно писать личные окончания глаголов. | Практическая работа | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...