Рабочая программа по учебному курсу
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку «Программа по русскому языку. 5-9 классы». Рабочая программа ориентирована на УМК М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской : Русский язык. 7 класс: учебник / М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской и др 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_uk.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку «Программа по русскому языку. 5-9 классы». Рабочая программа ориентирована на УМК М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской : Русский язык. 7 класс: учебник / М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской и др 2015.
Программа факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи сневысоким уровнем грамотности учащихся 7 классов, с недостатком времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Цель:
Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса ориентирована на языковое развитие учащихся 7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается какэтап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.
Курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации " имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.Программой предусмотрены практические занятия.
Место в учебном плане учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса в VII классе 17 ч. (0,5 ч. в неделю).
Результаты изученияфакультативного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Личностные результаты
Ученик научится:
- - Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- - Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- - Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
- Метапредметныерезультаты обучения
Регулятивные
Ученик научится:
- - Умению контроля.
- - Принятию решений в проблемных ситуациях.
- - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
- - Осознанию критериев оценки выполнения учебных заданий.
Ученик получит возможность научиться:
- - Основам саморегуляции.
- - Осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные
Ученик научится:
- - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- - осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
- Коммуникативные
- - Чтение и аудирование.
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
- - Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи;
- Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания
- Совершенствование текста.
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
- Предметные результаты обучения
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
знать правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
алгоритм обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах;
знать алгоритм обнаружения изучаемой пунктограммы;
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания при однородных членах, обращениях, причастных оборотах, деепричастных оборотах;
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Учебно-тематическое планирование учебного курса
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Правописание гласных и согласных корня. | 2 |
2 | Правописание приставок. | 2 |
3 | Правописание форм глагола. | 2 |
4 | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 2 |
5 | Правописание н и нн в различных частях речи. | 2 |
6 | Правописание не с разными частями речи. | 2 |
7 | Правописание служебных частей речи. | 2 |
8 | Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 3 |
Содержание учебного курса
Правописание гласных и согласных корня.Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи. Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.Слитные и дефисные написания имён прилагательных.Слитные и раздельные написания имён числительных.Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.Правописание личных окончаний глагола.Употребление мягкого знака в глагольных формах.Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.Написание не с именами существительными, прилагательными.Написание не с причастиями.Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.Правописание предлогов.Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.Пунктуация в предложениях с обращениями.Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.Пунктуация в сложных предложениях.
Тематическое планирование учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации». 7 класс
№ | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Дата | |
I | Правописание гласных и согласных корня | 2ч. | ||
1 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. Тест | |||
2 | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. | |||
II | Правописание приставок | 2ч. | ||
3 | Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. | |||
4 | Приставки пре-/при-. | |||
III | Правописание форм глагола | 2ч. | ||
5 | Правописание личных окончаний глагола. Тест.Употребление мягкого знака в глагольных формах. | |||
6 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Тест | |||
IV. | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов | 2ч. | ||
7 | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных,прилагательных,числительных | |||
8 | Дефисное написание наречий. Тест | |||
V. | Правописание Н и НН в различных частях речи | 2ч. | ||
9 | Употребление н инн в полных формах отыменных имён прилагательных,отглагольных прилагательных. | |||
10 | Употребление н инн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | |||
VI. | Правописание не с разными частями речи | 2ч. | ||
11 | Слитное написаниене со словами, не употребляющимися без не. | |||
12 | Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | |||
VII. | Правописание служебных частей речи | 2ч. | ||
13 | Правописание предлогов. | |||
14 | Правописание союзов. Тест | |||
VIII. | Пунктуация в простых и сложных предложениях | 3ч. | ||
15 | Пунктуация в предложениях с обращениями. | |||
16 | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Тест | |||
17 | Итоговая тестовая работа.Анализ итогового теста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Пример...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...
Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/
Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...