Программа внеурочной деятельности "По закону буквы"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов: 1 раз в неделю) в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
Занятия начинаются после основного учебного времени спустя не менее 30 минут. Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_zakonu_bukvy.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«По закону буквы »
(для обучающихся 5-6 классов
срок реализации 2 года)
Информационная карта
Наименование Образовательной программы | Программа предмета «По закону буквы» |
Назначение программы | Создание условий для выявления, поддержки обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей по русскому языку |
Сроки реализации программы | 2 года |
Разработчик программы | Клишина В.Е. |
Дата рассмотрения программы и решение об утверждении | |
Цели программы | - целенаправленная подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету - развитие логического мышления обучающихся - формирование устойчивого интереса к предмету |
Задачи программы | -сформировать у обучающихся умения и навыки решения нестандартных задач; - знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения - создать условия для овладения умением правильно, четко выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос - расширить и углубить знания по русскому языку |
Прогнозируемый результат реализации программы | Обучающиеся должны знать: - языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения; - назначение лингвистических словарей; - историю современного русского письма; - материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов; - приёмы работы с текстом; - художественно – выразительные средства языка. Обучающиеся должны уметь; - самостоятельно выполнять различные творческие работы; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности; - извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; - моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами; - уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории |
Возможности внесения коррективов в программу | Изменение в содержании программы вносят в случае корректировки тематического планирования курса с учетом потребностей обучающихся. |
Перечень документов, на основании которых разработана программа | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования (Распоряжения правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р); Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803); Национальная инициатива « Наша новая школа»; Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (2011). |
Пояснительная записка
Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека. Русский язык как родной в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Программа дополнительного образования культурологической направленности «По закону буквы» способствует закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.
Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение не только для детей с высоким уровнем успеваемости, но и для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей – создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельно оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии.
Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов: 1 раз в неделю) в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
Занятия начинаются после основного учебного времени спустя не менее 30 минут. Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Цели программы:
вооружение учащихся основами знаний о языке и речи;
обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
развитие умения связно излагать свои мысли;
Задачи программы:
Обучающие задачи – в ходе занятий дети на принципиально «неучебном» - игровом материале закрепляют представления и знания, полученные в курсе начальной школы и в основном программном курсе русского языка 5 класса; формируют актуальные для этого возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)
Воспитывающие – в процессе занятий дети постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Развивающие – все виды деятельности детей и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.
Требования к уровню подготовки:
Обучающиеся должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь;
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории
Учебно – тематический план
№ п.п. | Название разделов и темы занятий. | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1- ый год обучения | ||||
1. | Раздел 1.«Мы покоряем все высоты, владея русским языком» | 5 | 2 | 3 |
2. | Раздел 2. "В каждом слове своя тайна" | 12 | 2 | 10 |
3. | Раздел 3. «Секреты орфографии и пунктуации» | 5 | 2 | 3 |
4. | Раздел 4. «О русском языке, о русской речи» | 8 | 3 | 5 |
5. | Раздел 5. « Слово за слово» | 6 | 2 | 4 |
6. | Раздел 6. «Развиваем речь» | 4 | 2 | 2 |
2-ой год обучения | ||||
7. | Раздел 7. «Лингвистика» | 4 | 1 | 3 |
8. | Раздел 8. «Мир Орфоэпия» | 5 | 1 | 3 |
9. | Раздел 9. «Словообразование» | 3 | 1 | 2 |
10. | Раздел 10. «Морфология» | 16 | 5 | 11 |
11. | Раздел 11. «Учимся искусству слова» | 3 | 1 | 2 |
12. | Раздел 12. «Развиваем свою речь» | 3 | 1 | 2 |
Всего | 70 | 20 | 50 |
Содержание изучаемого курса
1. Мы покоряем все высоты, владея русским языком (5 часов).
Русский язык – язык великого народа, великой литературы. Русский язык в современном мире.
2. В каждом слове своя тайна ( 12 часов ).
Знакомство с типами норм литературного языка, совершенствование умения учащимися понимать содержание и смысл прочитанных текстов.
3. Секреты орфографии и пунктуации (5 часов).
Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках.
4. О русском языке, о русской речи (8 часов).
Подготовка школьниками устных и письменных высказываний на лингвистические темы.
5. Слово за слово (6 часов).
Стили речи и стилистические понятия. Основные функции текста. Форма речи, вид речи. Языковые приметы стиля, отражённые в тексте.
6. Развиваем свою речь (4 часа).
Основные техники и упражнения для развития речи. Контроль речи. Слова – паразиты. Темп речи. Чтение произведений классиков. Выписывание мыслей и изречений мудрецов. Выступление перед аудиторией.
7. Лингвистика (4 часа).
Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка. Лингвистика как наука. Слово – основная единица языка.
8. Мир Орфоэпии (5 часов)
Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка.
9. Словообразование (3 часа).
Изменение и образование слов. Основные способы образования слов. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов в словах.
10. Морфология (16 часов)
Как возникли русские грамматические термины-названия частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Текстообразующая роль частей речи в тексте.
11. Учимся искусству слова (3 часа)
Слово о поэте и поэзии. Рифма: какая она бывает? Ритм. Стопа. Стихотворные размеры. Кто выдумал законы стихосложения. Стихи на заданную тему.
12. Развиваем свою речь (3 часа)
Развитие творческого потенциала учащихся и его реализация. Работа с книгой не просто как с источником знаний, а как с «возбудителем» желания научного и творческого поиска.
Список литературы.
1.Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором. Пособие для учащихся.М.: Просвещение, 1999.
2.Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.
3.Дорожкина В.Т., Полякова Л.В., Бабушис Р.В. Учиться искусству слова. Уроки творчества и методические рекомендации для их проведения. Тамбов: ТОИПКРО, 2005
4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.
5.Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.
6.Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.
7. Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.
8. Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.
9. Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.
10. Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
11. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
12. Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
13. Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
14. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Содержание материала | Количество часов | |||||||
Планируемые | Фактические | ||||||||
1-ый год обучения Мы покоряем все высоты, владея русским языком 5 часов | |||||||||
1. | Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики. | ||||||||
2. | Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая. | ||||||||
3 – 5 | «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический). | ||||||||
В каждом слове своя тайна 7 часов | |||||||||
6 - 7 | Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём. | ||||||||
8 - 9 | Не нарушай правил лексической сочетаемости. | ||||||||
10 | Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизма | ||||||||
11 | Зачем людям письмо. Сведения из истории письма. | ||||||||
12 | Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты. | ||||||||
Секреты орфографии и пунктуации 5 часов | |||||||||
13 - 14 | Повторим орфографию (трудные случаи написания слов) | . | |||||||
15 | Повторим орфографию и пунктуацию | ||||||||
16 - 17 | Трудные случаи орфографии и пунктуации | ||||||||
О русском языке, о русской речи 8 часов | |||||||||
18 | Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. | ||||||||
19 | Разговорный и литературный язык. | ||||||||
20 | Многословие - враг ясности | ||||||||
21 | Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится». | ||||||||
22 | О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства) | . | |||||||
23 | «Игры в язык и более серьёзные дела». | ||||||||
24 - 25 | Составляем рассказ по картинке; обсуждение. | . | |||||||
Слово за слово 6 часов | |||||||||
26 - 27 | О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел? | ||||||||
28 - 29 | Язык в зеркале сравнений. | . | |||||||
30 | Слово слово роднит, третье само бежит. | ||||||||
31 | Систематизация и обобщение изученного. | ||||||||
Развиваем свою речь 4 часа | |||||||||
32 - 33 | Говорить, то есть творить. | . | |||||||
34 - 35 | Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее... | ||||||||
2-ой год обучения Лингвистика 4 часа | |||||||||
36 | Понятие национального языка. Великие люди о русском языке | . | |||||||
37 | Язык - средство общения и предмет изучения. Лингвистика | ||||||||
38 - 39 | Разделы лингвистики. Повторение (в соответствии с текущим планированием). | ||||||||
Мир Орфоэпии 5 часов | |||||||||
40 | Орфоэпия. Практическое значение орфоэпии. | ||||||||
41 - 42 | Русское литературное произношение в его историческом развитии. | ||||||||
43 - 44 | Учимся писать изложение (тексты разных стилей речи). | ||||||||
Словообразование 3 часа | |||||||||
45 - 47 | Как образуются слова. Не забудем о словообразовании и орфографии. | ||||||||
48 | Текст. Способы развития мысли в тексте. Средства связи | ||||||||
Морфология 16 часов | |||||||||
49 | Морфология. Что мы знаем о причастии. | ||||||||
50 - 51 | Трудные случаи орфографии и пунктуации в изучении причастия (в соответствии с текущим планированием). | ||||||||
52 - 52 | Пишем сочинение по картине (используя причастия). | ||||||||
54 | А теперь о деепричастии. Правописание. Употребление в речи. | ||||||||
55 - 56 | Сочинение в жанре рассказа. | ||||||||
57 | Зачем нужны словари. Роль словарей в изучении языка | ||||||||
58 | Числительное. Употребление в речи. Произношение. | ||||||||
59 | Правописание числительных (трудные случаи). | ||||||||
60 | Научный стиль речи - а вот и числительные. | ||||||||
61 | «Игры в язык и более серьёзные дела». | ||||||||
62 | Пишем изложение. | ||||||||
63 | Местоимение, роль местоимений в построении текста. | ||||||||
64 | Правописание и разряды местоимений по значению. | ||||||||
Учимся искусству слова 3 часа | |||||||||
65 | Попробуем написать стихи. Что может создать рифма. | ||||||||
66 | О чём, с кем, зачем и как. | ||||||||
67 | Произношение и правописание. | ||||||||
Развиваем свою речь 3 часа | |||||||||
68 | Систематизация и обобщение. | ||||||||
69 - 70 | Защита творческих работ, подведение итогов. | ||||||||
Всего | 70 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во 2 классе по программе М.З. Биболетовой "Буква Kk"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Звуки, буквы и слова"
Коррекционно-развивающая программа "Звуки, буквы и слова" предназначена для обучающихся 6-7 лет (1 класс), имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР, ЛГНР) и неречевых процессов, препятствующи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Законы права"
Курс «Законы права» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальной развитие личности. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок» для 7 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок»для 7 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Закон и порядок"
Программа внеурочной деятельности разработана для 7 классов....