Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только мно­жественного числа

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников:

Предметные:

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имею­щих форму только множественного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи.

Метапредметные:

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

Стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка; осознание ответственности за написанное; способность к самооценке и взаимооценке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 130

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников:

Предметные:

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи.

Метапредметные:

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

Стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка; осознание ответственности за написанное; способность к самооценке и взаимооценке.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись в тетради числа, классная работа.

II. Определение темы и постановка целей урока

На слайде № 1 записаны слова:

Кошка, очки, брюки, грабли.

– Укажите лишнее слово, аргументируйте своё мнение.

- Как остальные слова связаны между собой? Определите тему урока. (Запись темы. Слайд № 2.)

- Ребята, как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? Каковы цели нашего урока?

«Корзина идей»

- А прежде чем мы с вами изучим, что это за существительные, принимаю ваши предположения, гипотезы, какие слова можно отнести к существительным, употребляющимся только во множественном числе? Запишите одно существительное на листочке и опустите его в наш «Ящик пожеланий». В конце урока мы откроем его и проверим, кто был прав.

III. Актуализация знаний + Объяснение нового материала

- Ребята, а что мы вообще знаем про число имён существительных? Все ли существительные изменяются по числам? Какая особенность у существительных, имеющих форму только множественного числа? (Не могут употребляться в единственном числе.) Можно ли определить у них род, склонение?

- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в научной грамматике называют pluralia tantum (в переводе с латинского «множественное число»). А как вы думаете, сколько таких существительных насчитывается в современном русском языке?

- В современном русском языке к категории pluralia tantum относятся около 600 слов. Большинство из них можно разделить на несколько групп по значению. Сейчас мы с вами в справочниках составим кластер под названием «Смысловые группы имён существительных, которые имеют форму только множественного числа». Я буду записывать все ваши предложения на доску, не забывайте подкреплять их примерами.

  1. Вещества, продукты, отходы (чернила)
  2. Отрезки времени (сутки)
  3. Игры (прятки)
  4. Действия, события (выборы)
  5. Географические и астрономические

названия (Карпаты)

  1. Составные или парные предметы (Джинсы, бусы)

*Деление таких существительных на группы весьма условно                              

и обобщенно, можно выделять и другие группы по значению.

*При проверке или затруднении можно использовать слайд № 3 с подсказками.

Щипцы, сутки, будни, шорты, Баклаши, городки, чернила, созвездие Близнецы, жмурки, похороны, очки, духи, переговоры, плоскогубцы, колготки, Гавайи, дрожжи, каникулы, выборы, ножницы.

IV. Домашнее задание (на выбор)

Слайд № 4.

  1. Сочините сказку, используя имена существительные, имеющие форму только множественного числа. (Определите свою Роль, Аудиторию, Форму (сказка), Тему.)
  2. Рассмотрите карту Иркутской области и выпишите в тетрадь географические названия, употребляющиеся в форме только множественного числа.
  3. Упр. № 512 (спишите полностью).

V. Лигвистическая физминутка

- Немного отдохнём. Сейчас я вам прочитаю отрывки из «Сказки об умном мышонке» С. Я. Маршака, а вы слушаете внимательно и, как только услышите существительное, имеющее форму только множественного числа, хлопайте в ладоши.

Унесла мышонка кошка
И поет: - Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В
кошки-мышки, дорогой!

Говорит мышонок Мурке:
- А давай сыграем в
жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Стали звать мышонка белки:
- Выходи играть в
горелки!

- У меня,- он говорит,-
Без игры спина горит!

Закричал мышонку еж:
- От ежей ты не уйдешь!

Вот идет моя хозяйка,
С ней в
пятнашки поиграй-ка.

А со мною в чехарду.
Выходи скорей - я жду!

- Сколько изучаемых существительных прозвучало? (4) А какие еще названия игр, употребляющиеся в форме только множественного числа вы знаете? (Городки, шахматы, шашки, уголки, догонялки, прятки, нарды, салки, классики.)

VI. Развитие учебно­языковых и орфографических умений

Словарная работа на стр. 59 (ворота, чернила). Запишите эти слова дома в свой словарь и запомните.

Орфоэпическая работа. Упр. 511 (Прочитайте вслух слова, повторяя их за мной. Выпишите существительные, которые имеют форму только множественного числа. Заморозки2 – разбирает 1 ученик на доске.)

Заморозки2, похороны, тиски, хлопоты.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Распределительный диктант. Делим тетрадь на 4 группы: вещества, инструменты, географические названия, одежда/аксессуары. Ваша задача - распределить слова по группам:

Альпы, сливки, кусачки, панталоны, тиски, Афины, отруби, часы, румяна, шаровары, Курилы,

бермуды, Бермуды, клещи, опилки, плоскогубцы.

Проверка: проверяют по 1 человеку 2 группы, самопроверка, самооценка.

Вещества

Инструменты

Географ. названия

Одежда

сливки

кусачки

Альпы

панталоны

отруби

тиски

Афины

часы

румяна

клещи

Курилы

шаровары

опилки

плоскогубцы

Бермуды

бермуды

VII. Итог урока. Рефлексия

Подведём итог урока:

- Достигли ли мы поставленных целей?

– Какие особенности есть у существительных, имеющих форму только множественного числа?

– Открываем «Ящик пожеланий» и проверяем. Если называется верное слово – показываем класс, если ошибка – поднимаем руку и комментируем.

- А раз у нас «Ящик пожеланий». Пожелайте что-нибудь друг другу, используя существительные, которые имеют форму только множественного числа. (Я желаю вам побывать в Афинах.)



Предварительный просмотр:

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки:

«5» - всё верно;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кошка, очки, брюки, грабли.

Слайд 2

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Слайд 3

pluralia tantum щ ипцы сутки будни шорты Баклаши городки чернила созвездие Близнецы жмурки похороны очки д ухи переговоры плоскогубцы к олготки Гавайи дрожжи каникулы выборы ножницы

Слайд 4

Домашнее задание на выбор Сочините сказку, используя имена существительные, имеющие форму только множественного числа. (Определите свою Роль, Аудиторию, Форму (сказка), Тему.) Рассмотрите карту Иркутской области и выпишите в тетрадь географические названия, употребляющиеся в форме только множественного числа. Упр. № 512 (спишите полностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....