Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

                              

 Обобщение темы «Однородные члены предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок русского языка в 8 классе

 Обобщение темы «Однородные члены предложения»

План урока

Обращаться с языком кое-как-

                                                                                 значит  и   мыслить     кое-как:

                                                                              неточно,    приблизительно,

 неверно.

Л. Н. Толстой

  1. Оргмомент.

Цели и задачи урока, обращение к эпиграфу: где в строчках Толстого однородные члены предложения, объяснение постановки знаков препинания. (Однородные обстоятельства образа действия, соединенные интонацией, при однородных членах  есть  обобщающее слово)

2. Основная часть.

I. Графический диктант (по цепочке у доски с объяснением постановки знаков препинания)

-Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке трель.

-Мал золотник, да дорог.

-И туман, и непогоды осень поздняя несёт.

-Щёки румяны, и полны, и смуглы.

-То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.

-У родника росли не только берёзы, но и ели.

-Луга, поля и дороги - всё было покрыто снегом.

-Осенью деревья: клёны, рябины, осины - одеваются в разноцветный наряд.

II. Анализ текста В. Пескова:

Любой уголок земли может подарить миру способного человека.

        И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для Тургенева, Кольцова, Бунина, Есенина, Фета. Это всё уроженцы полустепной России.

                Есть у земли какие-то свои тайны.

Выразительное чтение текста, определение темы и основной мысли, пунктуационный разбор предложений с однородными членами, выводы о постановке знаков препинания при однородных членах.

Ш. Презентация работ учеников. Тема презентаций: анализ текстов  Л.Н. Толстого, А. И. Бунина, И.С. Тургенева,анализ отрывка  из текста И.С.Тургенева

«Бежин луг»

1) Бледно-синее небо светлелохолоделосинело.

 

2) Звезды то мигали слабым светом, то исчезали.

 3) Земля отсырелазапотели листья, кое – где стали раздаваться живые звукиголоса.

4) Жидкийранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землёю.

5) Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня сперва алые, потом красные,золотые потоки горячего света.

6) Все зашевелилосьпроснулосьзапелозашумелозаговорило.

7) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы.

 

8) Навстречу мне понеслись чистые и ясные звуки колокола.    

 (постепенное усиление)

  • анализ отрывка  из текста И.Бунина «Антоновские яблоки»

1) Войдёшь в дом и сразу слышишь аромат яблок, а потом почувствуешь другие: старой мебели, сухого липового цвета.

2) Во всех комнатахв лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно.

3) Это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветныесиние и лиловые.

4) Всюду тишина и чистота.

IV. Проверочная работа по отрывку из текста Л. Н. Толстого из рассказа «После бала»

1) В молодости она была прелестна высокая  стройная  грациозная и величественная.

2) Держалась она всегда необыкновенно прямо  откинув  немного назад голову.

3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта и прелестных глаз и всего её милого существа.

4) Мазурку я танцевал не с ней а с одной немочкой.

5) В этот вечер я был неучтив с ней не говорил с ней не смотрел на неё  а видел только высокую стройную фигуру в белом платье.

Последующая самопроверка:

1) В молодости она была прелестнавысокаястройнаяграциозная и величественная.

 2)Держалась она всегда необыкновенно прямооткинув немного назад голову.

3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта, и прелестных глаз, и всего её милого существа.

4)Мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой.

5)В этот вечер я был неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на неё, а видел только высокую,стройную фигуру в белом платье.  

V. Тестирование

1 вариант

I. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Мал золотник, да дорог.

2) Ни холод, ни пурга, ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.

3) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья, и бросал в траву.

4) Туман окутал как долину, так и подножье горы.

II. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):

  1. Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
  2. Лесные ягоды лучше собирать или утром или вечером.
  3. Самовар  был готов и стоял на столе.
  4. Наташа выпила молока и уснула на широкой и длинной лавке.

Ответы.

1 вариант: I    3

                   II  2

2 вариант

I. I. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.

2) Приметы осени чувствовались везде: в лесу, на озере, в поле.

3) Человека воспитывает и искусство, и наука.

4) Неправдой свет пройдешь  да назад не воротишься.

II. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):

  1. В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.
  2. Кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.
  3. Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.
  4. Собака поглядывала на него и слегка махала хвостом.

     Ответы

2 вариант:  I    4

                    II  3

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Проверочная работа по отрывку из текста Л. Н. Толстого из рассказа «После бала»

1) В молодости она была прелестна высокая  стройная  грациозная и величественная.

2) Держалась она всегда необыкновенно прямо  откинув  немного назад голову.

3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта и прелестных глаз и всего её милого существа.

4) Мазурку я танцевал не с ней а с одной немочкой.

5) В этот вечер я был неучтив с ней не говорил с ней не смотрел на неё  а видел только высокую стройную фигуру в белом платье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...