Урок по русскому языку Тема: «Язык эмоций» (мастерская)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ
« Язык эмоций»
Цель: создать условия для
· формирования учащихся представления учащихся о «языке эмоций»
· образного восприятия концептов имен эмоций;
· развития умения совместно работать в группе;
· развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
· развития умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya._yazyk_emotsiy.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская Академия
постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
Курсовая работа по программе повышения квалификации
«Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»
Тема: «Язык эмоций» (мастерская)
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа 645
Пушкинского района
Охотникова Татьяна Евгеньевна
тел.89522214176
ohotnikova80@ya.ru
Руководитель:
к.п.н., доцент Орлова О.В.
Санкт-Петербург,2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ
« Язык эмоций»
Цель: создать условия для
- формирования учащихся представления учащихся о «языке эмоций»
- образного восприятия концептов имен эмоций;
- развития умения совместно работать в группе;
- развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
- развития умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда.
Расположение учащихся: сначала фронтально, затем группами.
Алгоритм
1. Индукция. Индивидуально:
- Внимательно прослушайте вопрос – загадку: «Внутреннее состояние человека, его душевные переживания, способность отзываться на жизненные впечатления» Подумайте, о чём идет речь? (чувства)
- Запишите ответ на маленьком листочке.
2. Организация групп. Социализация в группе – обмен идеями.
3. Межгрупповая социализация картин дня.
4. - Прослушайте стихотворение И. Сельвинского «Счастье»
Приложение № 1.
- Выпишите существительные, которые обозначают чувства.
- Как вы думаете, что же такое «счастье», по мнению автора стихотворения.
- Составьте свое определение слова «счастье» по схеме: «Счастье – это…».
5. Социализация.
- Познакомьте всех со своей версией определения.
6. Дедукция. Детям зачитывается определение по словарю.
7. - Предположите, о каких чувствах идет речь? С помощью ключа запишите свои ответы.
(приложение № 2)
8. Фронтальная социализация с записью на доске.
- Как вам кажется, по какому принципу можно классифицировать данные эмоции?
-Назовите, какие эмоции, чувства вы знаете, из тех, которые мы не записали.
9. Задание в группе:
- Запишите фразеологизмы.
(приложение № 3.)
- Чувства рождаются и живут в душе. Они наполняют внутренний мир человека. Лексика «невидимых миров» не могла бы существовать, если бы у нас не было «ключа», который помогает нам открыть дверь в этот мир. Обсудите в группе, о чем идет речь? Озвучьте свои ответы.
- Итак, метафора, (записываем определение) ….
Возвращаемся к классификации, определяем типы метафор.
(приложение № 4)
10. Социализация.
– Полученный материал поможет вам при написании самостоятельных творческих работ.
11. Межгрупповая социализация.
Задание в группе:
- Внимательно прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого :
(приложение № 5).
- Как вы думаете, как называется это стихотворение? Запишите свои варианты.
- Стихотворение называется «О красоте человеческих лиц» С чем сравнивает лица автор? Найдите по толковым словарям значение слов, выделенных курсивом. (Башня, лачуга, портал, темница, хижина)
- В чем существенное различие слов хижина и лачуга.
-Как вы понимаете строки стихотворения, которые выделены жирным шрифтом.
Справка: (Сычуг – это…)
- Подчеркните сравнения и образы, которые вам не понравились, а какие понравились? Аргументируйте свой выбор.
- Продолжая разговор о красоте человеческих лиц, прослушайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
(приложение № 6)
13. Индивидуально:
Словарь: лингвокультурологический этюд – это сочинение малой формы, связанное эмоциональными переживаниями различных ситуаций и предусматривающее тематическую и стилистическую завершенность
Используя материал сегодняшнего урока, ваша задача написать лингвокультурологический этюд на тему:
«Что есть красота и почему ее обожествляют люди»
(как вариант работы вывешиваются, и дети читают этюды)
14. Рефлексия.
- Я на этом занятии пережил следующий спектр чувств …
- Мне сегодня помогало в работе то, что…
- Сегодня я узнал….
- Я задумался о …
- Вначале я думал, что …, а потом …
Приложение № 1.
Илья Сельвинский «Счастье»:
Счастье - это утоленье боли.
Мало? Но уж в этом все и вся:
Не добиться и ничтожной доли,
Никаких потерь не понеся;
Гнев, тоска, размолвки и разлуки –
Все готово радости служить!
До чего же скучно было б жить,
Если б не было на свете муки…
1961
Приложение № 2.
- Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
- Чувство сильного возмущения, негодования.
- Чувство уныния, легкой печали.
- Чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи.
- Чувство полного, высшего удовлетворения.
- Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Ключ: «любовь», «печаль», «счастье», «гнев», «грусть», «радость»
Приложение № 3.
- Беспокоиться, волноваться, переживать…
- Очень сильно, безгранично любить…
- Неспокойно, тоскливо, тревожно…
- Ощущение сильного страха, ужаса…
- Безгранично счастлив…
- Испытать сильное чувство стыда…
- Испытывать чувство душевной боли…
- Обидеться, сделать недовольное лицо….
- Чистосердечный, откровенный…
Ключ: на седьмом небе, болеть душой, кошки скребут на сердце, сгореть со стыда, мороз по коже, души не чаять, сердце кровью обливается, надуть губы, душа на распашку.
Приложение № 4.
Слова-стимулы | Сущ.+сущ. (предметные) | Прилаг.+сущ. (атрибутивные) | Глаг.+сущ. (глагольные) |
Радость | |||
Гнев | |||
Счастье | |||
Печаль | |||
Стыд |
Приложение № 5.
Николай Заболоцкий «_________________________________________________________»
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. (1955)
Приложение № 6
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» (отрывок) А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по немецкому языку (второй язык). Тема урока: Hobbys. Wie sind sie?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАТема урока: Hobbys. Wie sind sie?Базовый учебник: Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева «Итак, немецкий!»Повторение и обобщение изученного материала.Смена деятельности д...
Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 5 классе
Урок на тему "Личные местоимения" построен в соответствии с программными требованиями ФГОС в технологии проблемно - диалогического обучения с использованием приёмов критического мышления....
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Интегрированный урок по русскому и английскому языку "Заимствованные слова"
Урок русского языка в 6 классе(интегрированный урок) Тема. Заимствованные слова.Цель. После изучения этой темы учащиеся должны:Знать 1. Почему слова из одного языка проникают в другой? Какими...
Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения"
Интегрированный урок "Неопределённые местоимения" представляет собой урок применения знаний и умений. Он дает возможность обучающимся углубить знание материала за счет межпредметных связей. Повторяя и...
Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык) Тема: «Школа в нашей жизни»
Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык)Тема: «Школа в нашей жизни». Методический материал предназначен для учащихся, не владеющих осетинским...
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык)) Тема: «Анализ практического применения английского языка в жизни людей через названия магазинов»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык))Тема: «Анализ практического применения английско...