Урок по русскому языку Тема: «Язык эмоций» (мастерская)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Охотникова Татьяна Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

« Язык  эмоций»

Цель: создать условия для

·        формирования учащихся представления учащихся о «языке эмоций»

·        образного восприятия концептов имен эмоций;

·        развития умения совместно работать в группе;

·        развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

·        развития умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya._yazyk_emotsiy.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская Академия

постдипломного педагогического образования

 

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

 Курсовая работа по программе повышения квалификации

«Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»

Тема: «Язык эмоций» (мастерская)

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа 645

Пушкинского района

Охотникова Татьяна Евгеньевна

тел.89522214176

ohotnikova80@ya.ru

Руководитель:

к.п.н., доцент Орлова О.В.

Санкт-Петербург,2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

« Язык  эмоций»

Цель: создать условия для

  • формирования учащихся представления учащихся о «языке эмоций»
  • образного восприятия концептов имен эмоций;
  • развития умения совместно работать в группе;
  • развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
  • развития умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда.

Расположение учащихся: сначала фронтально, затем группами.

Алгоритм

1. Индукция. Индивидуально:

- Внимательно прослушайте вопрос – загадку: «Внутреннее состояние человека, его душевные переживания, способность отзываться на жизненные впечатления» Подумайте, о чём идет речь? (чувства)

- Запишите ответ на маленьком листочке.

2. Организация групп. Социализация в группе – обмен идеями.

3. Межгрупповая социализация картин дня.

4. - Прослушайте стихотворение И. Сельвинского «Счастье»

Приложение  № 1.

  • Выпишите существительные, которые обозначают чувства.
  • Как вы думаете, что же такое «счастье», по мнению автора стихотворения.
  • Составьте свое определение слова «счастье» по схеме: «Счастье – это…».

5. Социализация.

- Познакомьте всех со своей версией определения.

6. Дедукция. Детям зачитывается определение по словарю.

7. - Предположите, о каких чувствах идет речь? С помощью ключа запишите свои ответы.

(приложение № 2)

8. Фронтальная социализация с записью на доске.

- Как вам кажется, по какому принципу можно классифицировать данные эмоции?

-Назовите, какие эмоции, чувства вы знаете, из тех, которые мы не записали.

9. Задание в группе:

- Запишите фразеологизмы.

(приложение № 3.)

- Чувства  рождаются и живут в душе. Они наполняют внутренний мир человека. Лексика «невидимых миров» не могла бы существовать, если бы у нас не было «ключа», который помогает нам открыть дверь в этот мир.  Обсудите в группе, о чем идет речь? Озвучьте свои ответы.

- Итак, метафора, (записываем определение) ….

Возвращаемся к классификации, определяем типы метафор.

(приложение № 4)

10. Социализация.

– Полученный материал поможет вам при написании самостоятельных творческих работ.

11. Межгрупповая социализация.

Задание в группе:

- Внимательно прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого : 

 (приложение № 5).

- Как вы думаете, как называется это стихотворение? Запишите свои варианты.

- Стихотворение называется «О красоте человеческих лиц» С чем сравнивает лица автор? Найдите по толковым словарям значение слов, выделенных курсивом. (Башня, лачуга, портал, темница, хижина)

- В чем существенное различие слов хижина и лачуга.

-Как вы понимаете строки стихотворения, которые выделены жирным шрифтом.

Справка: (Сычуг – это…)

- Подчеркните сравнения и образы, которые вам не понравились, а какие  понравились? Аргументируйте свой выбор.

- Продолжая разговор о красоте человеческих лиц, прослушайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

(приложение № 6)

13. Индивидуально:

Словарь: лингвокультурологический этюд – это сочинение малой формы, связанное эмоциональными переживаниями различных ситуаций и предусматривающее тематическую и стилистическую завершенность

Используя материал сегодняшнего урока, ваша задача написать лингвокультурологический этюд на тему:

«Что есть красота и почему ее обожествляют люди»

(как вариант работы вывешиваются, и дети читают этюды)

14. Рефлексия.  

  • Я  на этом занятии пережил следующий спектр чувств …
  • Мне сегодня помогало в работе то, что…
  • Сегодня я узнал….
  • Я задумался о …
  • Вначале я думал, что   …, а потом   …

Приложение  № 1.

Илья Сельвинский  «Счастье»:

Счастье - это утоленье боли.

Мало? Но уж в этом все и вся:

Не добиться и ничтожной доли,

Никаких потерь не понеся;

Гнев, тоска, размолвки и разлуки –

Все готово радости служить!

До чего же скучно было б жить,

Если б не было на свете муки…

1961

Приложение № 2.

  1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
  2. Чувство сильного возмущения, негодования.
  3. Чувство уныния, легкой печали.
  4. Чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи.
  5. Чувство полного, высшего удовлетворения.
  6. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Ключ:  «любовь», «печаль», «счастье», «гнев», «грусть», «радость»

Приложение № 3.

  1. Беспокоиться, волноваться, переживать…
  2. Очень сильно, безгранично любить…
  3. Неспокойно, тоскливо, тревожно…
  4. Ощущение сильного страха, ужаса…
  5. Безгранично  счастлив…
  6. Испытать сильное чувство стыда…
  7. Испытывать чувство душевной боли…
  8. Обидеться, сделать недовольное лицо….
  9. Чистосердечный, откровенный…

Ключ: на седьмом небе, болеть душой, кошки скребут на сердце, сгореть со стыда, мороз по коже, души не чаять, сердце кровью обливается, надуть губы, душа на распашку.

Приложение № 4.

Слова-стимулы

Сущ.+сущ.

(предметные)

Прилаг.+сущ.

(атрибутивные)

Глаг.+сущ.

(глагольные)

Радость

Гнев

Счастье

Печаль

Стыд

Приложение № 5.

Николай Заболоцкий  «_________________________________________________________»

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.    (1955)

Приложение № 6

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» (отрывок)

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по немецкому языку (второй язык). Тема урока: Hobbys. Wie sind sie?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАТема урока: Hobbys. Wie sind sie?Базовый учебник: Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева «Итак, немецкий!»Повторение и обобщение изученного материала.Смена деятельности д...

Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 5 классе

Урок на тему "Личные местоимения" построен в соответствии с программными требованиями ФГОС в технологии проблемно - диалогического обучения с использованием приёмов критического мышления....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Интегрированный урок по русскому и английскому языку "Заимствованные слова"

Урок русского языка в 6 классе(интегрированный урок) Тема. Заимствованные слова.Цель. После изучения этой темы учащиеся должны:Знать 1. Почему слова из одного языка проникают в другой? Какими...

Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения"

Интегрированный урок "Неопределённые местоимения" представляет собой урок применения знаний и умений. Он дает возможность обучающимся углубить знание материала за счет межпредметных связей. Повторяя и...

Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык) Тема: «Школа в нашей жизни»

Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык)Тема: «Школа в нашей жизни». Методический материал предназначен для учащихся, не владеющих осетинским...

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык)) Тема: «Анализ практического применения английского языка в жизни людей через названия магазинов»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»  по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык))Тема: «Анализ практического применения английско...