Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе в соответствии требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_r.yaz_6_kl.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: О.В. Самосюк
МБОУ СОШ №58
Предмет: русский язык
Класс : 6
Автор УМК: ТА.Ладыженская, М.Т.Баранов
Тема урока:
«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока | Обеспечить условия для успешного усвоения обучающимися материала по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка. | |||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |
повторить полученные знания о глаголе, орфографические и пунктуационные правила, порядок синтаксического разбора простого предложения с однородными членами | продолжить работу по комплексному анализу и созданию текста, развивать умения видеть прекрасное в обыденном | воспитать в ребятах бережное отношение к природе, культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения, воспитать в обучающихся самостоятельность,коммуникабельность | ||
Основные приемы и методы | -Поисковый, наглядный, исследовательский -творческое чтение; -сопоставительный анализ; -лексическая работа; -поисковые задания; -речевая деятельность в процессе диалогического общения; -письменная творческая работа | |||
Формы организации учебной деятельности | -фронтальная беседа -работа в группе с творческим заданием | |||
Виды работ, используемых на уроке | Нахождение в тексте ответов на вопросы, анализ текста, лексическая работа, выполнение творческой работы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД | |||
Этап мотивации Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. | Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение. Ребята, я уверена, что вы порадуете и меня, и друг друга хорошей работой на уроке, правильными и обдуманными ответами. Помните правило: «Сначала подумай, …» (потом говори). Записываем в тетрадях число. | Ребята поднимают карточки. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения (Л). Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Орфографическая пятиминутка | На доске запись: прил..гать бл..стать прил..жить бл..стеть р..стение уд..рать р..сток уд..рет -На какую орфограмму даны слова в каждом столбике? Вставьте орфограммы, обоснуйте выбор. | Работа «цепочкой» | Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). |
Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе | На уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Работа с эпиграфом. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой) Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке? Просмотрите инсценировку и скажите, что обозначает наклонение глагола. (См. Ресурсный материал.) -Перечислите наклонения глагола. -В каком наклонении глагол обозначает реальное действие? -Найдие корень в слове изъявительное.(-яв-) - Подберите однокоренные слова. (Явь, явный, наяву) -Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. -Поставьте глагол писать в формы настоящего, прошедшего, будущего времени. Организует взаимоопрос обучающихся. | Устное высказывание
Обучающиеся разыгрывают инсценировку. Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). |
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель? | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение Записывают тему. | Метапредметные МП.: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
| Что вы узнали о наклонении глагола? Сколько наклонений глагола? Как они называются? Какое действие каждый из них обозначает? Скажите, где мы сможем проверить наши выводы? Изъявительное наклонение – действие как реальный факт. Условное наклонение – действие как возможное или желательное. Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию. Какой же вывод можно сделать? Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола? | Слушают, анализируют, делают вывод. Изучить материал учебника теории п.91. Делают вывод. Составляют в тетрадях схему. Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему. | Метапредметные познавательные: формирование логических действий анализа объектов; Адекватное понимание информации устного сообщения; Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров. Коммуникативные 5: осваивать культуру общения, слушать товарища. Предметные -6: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения Метапредметные познаватеь ные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. |
минутка | А теперь немного отдохнем. Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вниз, на пояс, вверх- Нам сопутствует успех. Руки в стороны, вперед- Нас еще работа ждет. Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? | Выполняют физминутку. | |
6.Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | А теперь оформим наши наблюдения в таблице. Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.Найдите в тексте фразеологизм. Организует взаимопроверку. | Выполняют упражнение 539.- проверка по эталону Проводят взаимопроверку. Наблюдают, оценивают. | Метапредметные познавательная: формирование логических действий. Метапредметные коммуникативная : Способность участвовать в речевом общении |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков | Теперь поработаем на доске. Выборочное списывание упр.540. Определите основную мысль текста. | Работают на доске. Делают записи в тетрадях. Дают пояснения к выписанным глаголам. | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
Цель: закрепить полученные знания Работа с перфокартами | Поработаем самостоятельно. Упр.541 Проверим по эталону. Будьте - быть Целуйте - целовать Берегите - беречь Услышьте - услышать Слова вежливости: будьте добры,пожалуйста, будьте любезны -Укажите, е или и нужно писать в окончаниях глаголов, поставьте нужную гласную напротив соответствующего номера. 1. Вид..т 3. завис..т 5.ве..т 7. та..т 2.обид..т 4.се..т 6.ре..т 8.слыш..т | Выполняют задание в тетради. Упр.541 Выполняют задание | Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). |
Мини-самостоятельная работа Карточка 1. «Выпиши только глаголыпрошедшего времени »: рисовать, играет, писал, рисует, работал, подумал , делать, писать, пошел. Карточка 2: Образуйте глаголы настоящего времени от глаголов начальной формы: сделать, посмотреть, приехать, собрать. Составить устно предложения с этими глаголами. Литературные задания. Как используют писатели в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений? Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают. Найдите в словаре синонимы к этому слову.
Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся. Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся. Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся. Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами. Какое значение они выражают? ___________баклуши. ___________ в ежовых рукавицах. __________ из мухи слона | Индивидуальная работа. Коллективная проверка по эталону. Устная работа в парах. Работают со словарями Повторяют орфографическое правило: тся и ться в глаголах. Определяют наклонение глаголов. Работают самостоятельно. В случаи затруднения обращаются к фразеологическим словарям. | Метапредметные формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме: Способность участвовать в речевом общении Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников | |
Итог урока. Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. |
Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну, а сейчас приходит время Уроку подвести итог. Интересно ли было? Изменилось ваше настроение? Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна. С заданиями справились легко И поработали ударно. | Отвечают на вопросы. | Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание | Обсуждение дом. зад. | Записывают в дневник П.91, упр.543 |
Ресурсный материал
Инсценировка
Знатоки русского языка. У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.
Изъявительное наклонение. Я- изъявительное наклонение , мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», то обязательно это делает.
Условное и повелительное наклонение. А мы обозначаем действия, которые не совершаются.
Условное. Вот я, условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.
Повелительное. А я, повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать , мне неизвестно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...