Индивидуальная образовательная программа для ученика 8 класса "Основы проектной деятельности"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Программа успешно апробирована, получены достаточно неплохие результаты. Ученик, занимавшийся по данной программе, выступил с проектом на межрегиональном научно-образовательном форуме и был награждён дипломом за высокий уровень проекта. Также на республиканской конференции "Актуальные проблемы гуманитарного знаия" занял призовое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_osnovy_proektnoy_deyatelnosti_8_klass.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО | Согласовано на заседании методического совета | Утверждено решением педагогического совета |
Протокол от « » 2016г. № | Протокол от « » 2016г. № | Протокол от « » 2016г. № |
Руководитель ШМО Торопова В.А. | Заместитель директора Н.Ю.Князева | Директор школы Х.Г.Газизова |
ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат п. Ургакш»
Индивидуальная образовательная программа
по русскому языку для ученика 8 класса
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Парамонова А.Н.
Ургакш, 2016
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
В работе над проектом в учебном процессе по русскому языку учащиеся овладевают комплексом языковедческих умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией; учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, конкретность, технологичность и самостоятельность учащихся. Кроме того. Работа над проектом воспитывает обязательность, ответственность и взаимопомощь.
Учебные лингвистические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно эстетической деятельности человека.
Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.
Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.
Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
II. Цель и задачи программы.
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• наблюдать за социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями:
анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.
IV. Виды проектов.
Виды проектов: экологические; физико-географические; социально-экономические; лингвистические; комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале географии).
Типы проектов: по содержанию, по уровню интеграции, межпредметные (на материале нескольких предметов), надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу).
По продолжительности - мини-проект (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочные (в течение года).
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.
Используемые средства обучения:
- печатные (учебники, атласы, научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);
- средства массовой информации (статьи газет и журналов, радио- и телепередачи, листовки, буклеты, рекламные проспекты, рекламные щиты);
- технические (видеофильмы, ресурсы Интернет);
V. Этапы проектной технологии.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Ценностно-ориентированный | Мотивация проектной деятельности: Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости. | Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы |
2. Конструктивный | Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности; подготовка памяток и алгоритмов самостоятельной работы. | Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта. |
3. Оценочно-рефлексивный | Стимулирование и консультирование учащихся. | Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. |
4. Презентативный | Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся. | Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности. |
Этапы работы над проектом.
Начало проекта. Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и при необходимости получение дополнительной информации.
Планирование работы. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.
Сбор информации. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Структурирование информации. Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.
Расширение информации. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформление результатов работы. Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.
Презентация проекта. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Рефлексия. Подведение итогов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта. Проект может оценивать и учитель, и независимые эксперты из числа учащихся.
Проектная технология развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, интегрирую при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей.
VI. Содержание программы.
1. Введение (1ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
4. Проект (24 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 4 - 24. Работа над проектом.
5. Исследовательская работа (3 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 25. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 26. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.
6. Публичное выступление (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа №27 . Публичное выступление.
Методы исследования
- Сравнение; Анкетирование
- Измерение; Статистический метод
- Анализ;
- Синтез;
- Обобщение;
Планируемые результаты
- Создание исследовательской работы.
- Выступление на лицейской научно-практической конференции «Фестиваль проектов»
- Выступление на V Поволжском (межрегиональном) научно-образовательном форуме школьников «Мой первый шаг в науку» в секции «Лингвистика и межкультурные коммуникации»
- Выступление на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного знания»
Список литературы по теме исследования.
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
5. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
6. Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки |
1 | Введение в проектную деятельность. Проблемы исследования, выявление его актуальности | 1 | |
2 | Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. | 1 | |
3 | Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы. | 1 | |
4 | Ознакомление с разными видами проектов. Информационные проекты | 1 | |
5 | Игровые проекты. Ролевые проекты. Прикладные проекты. Социальные проекты. Инженерные проекты. | 1 | |
6 | Учебно-исследовательские проекты | 1 | |
7 | Теоретические основы создания проекта. Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности | 1 | |
8-9 | Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов | 2 | |
10 | Работа над проектом. Выбор темы, цели, гипотезы | 1 | |
11-12 | Работа с теоретическими источниками: поиск материала | 2 | |
13-14 | Сбор материала (составление списка рекламных слоганов) | 2 | |
15-16 | Систематизация материала (синтаксический анализ рекламных слоганов) | 2 | |
17 | Творческое занятие: составление рекламных слоганов собственного сочинения | 1 | |
18-19 | Работа в программе Power Point | 2 | |
20 | Работа в программе Publisher | 1 | |
21 | Составление таблиц, диаграмм | 1 | |
22 | Социологическое исследование (анкетирование, опрос по теме проекта среди одноклассников) | 1 | |
23-25 | Написание рефератов | 3 | |
26 | Составление и оформление списка использованной литературы | 1 | |
27 | Публичное выступление. Советы и рекомендации | 1 | |
28 | Подготовка защиты проекта | 1 | |
29 | Составление вопросов по теме проекта. Умение отвечать на вопросы | 1 | |
30 | Защита проекта | 1 | |
31 | Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности | 1 | |
32 | Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная траектория для ученика
Этот материал я предложу учащимся 9 класса для заключения догшовора-соглашения по осознанной подготовке к экзаменам....
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...
Индивидуальный образовательная программа и маршрут для одаренного ученика
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности к итоговой аттестации ...
Индивидуальный образовательный маршрут неуспевающего ученика
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по ликвидации пробелов в знаниях...
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ученика 9 класса
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ученика 9 класса...
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку для слабоуспевающего ученика 6 класса
Слабоуспевающему ученику необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит после...
- Мне нравится (1)