Урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастный оборот" (технология модерации)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок построен по технологии модерации, используются различные методы и приемы проработки трудных вопросов по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse_po_teme_deeprichastnyy_oborot_moderatsiya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Деепричастный оборот»
Технология: модерация
Возрастная группа: 7 класс
Цели урока:
Образовательные:
- Учиться выделять деепричастный оборот в предложении
- Осознать пунктограммы при деепричастном обороте
- Научиться определять синтаксическую роль деепричастного оборота в предложении
Развивающие:
- развивать культуру речи учащихся
- содействовать развитию творческой активности
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Ход урока
- Инициация
- Здравствуйте! Посмотрите на экран. Перед вами эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» Г.Лессинг. Как вы понимаете эти слова?
- Погружение в тему (вопросы выводятся на экран)
Метод «Верно – неверно»
| + |
| + |
| _ |
| _ |
| + |
| + |
| _ |
| + |
- Формирование ожиданий
Метод «Список покупок»
- Сейчас у вас будет возможность составить что-то вроде «списка покупок», в котором будет записано все, что участники хотят сделать и изучить на уроке. Обсудите свои желания в группах по 4 человека и запишите на самоклеющихся листочках. Затем листочки прикрепим к нашему плакату.
- Что мы все должны сделать для достижения своих целей?
- Интерактивная лекция
Метод «Автобусная остановка»
- Обратите внимание: в классе организованы автобусные остановки, на которых лежат листы с заданиями. Двигаясь группами от остановки к остановке, выполняя задания, старайтесь сформулировать новые понятия и правила. В случае затруднения можете воспользоваться подсказками.
Остановка 1. Распространите деепричастие зависимым словом. Запишите получившийся деепричастный оборот вместе с глаголом, к которому он относится. х
Подсказка. Молчал, закрыв глаза.
х Глагол | Деепричастие | Зависимое слово |
прославился | защищая | домой |
испугался | пришивая | Родину |
спрятался | приехав | в сугроб |
укололся | провалившись | на корточки |
летал | смущаясь | крылом |
прошептал | опрокидывая | прямо в глаза |
пообещал | помахивая | немного |
покатилась | глядя | всё на своем пути |
отдохнул | присев | из рук |
промчался | выпав | пуговицу |
Остановка 2. Определите границы деепричастного оборота.
Подсказка: чтобы определить границы деепричастного оборота, нужно задать все возможные вопросы от деепричастия к окружающим словам.
1. Кошка бродила из комнаты в комнату жеманно изгибаясь около дверных косяков.
2. Дождь заморосил осыпаясь пылью в лужи на дорожках.
3. Изабелла торопливо заговорила путая русские и шведские слова.
4. Напуганные кони скакали прижав уши.
5. Я вернувшись в Киев сразу сжёг тетради с первыми своими стихами.
6. Поднимая большой парус рыбак идёт на дальний лов.
7. Луна глядя в пустоты окон освещала обстановку неярким сиянием.
8. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего.
9. Тарантас въехал во двор шурша крапивами по крапиве и остановился.
10. Осторожно раздвинув пышные кусты сирени девочка вышла на дорожку.
Остановка 3. Определите синтаксическую роль деепричастного оборота в предложениях.
Подсказка: чтобы определить синтаксическую роль деепричастного оборота, задайте к нему вопрос от глагола-сказуемого.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
Клубятся тучи, млея в блеске алом.
Хотят в росе понежиться поля.
В последний раз за третьим перевалом
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Пронеслась роза седая,
Разлетевшись по лазури.
Не любивши тебя,
В сёлах слыл молодцом,-
А с тобою, мой друг,
Города нипочём!
Остановка 4. Выделите запятыми обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами. В каких случаях вы поставите две, а в каких одну запятую?
Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.
Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый
Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.
Робко свечу потушив я подхожу к окну.
Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.
Звезда полей горит не угасая.
Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.
Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в полдень.
Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно искренне любить.
Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.
Савельич дремля качался на облучке.
Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.
Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.
Остановка 5. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.
Подсказка: основное (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относится к одному и тому же лицу.
1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.
2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;
б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.
3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.
4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.
6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
Остановка 6. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
Подсказка: основное (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относится к одному и тому же лицу, т.е. субъекту действия.
Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».
Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.
Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.
Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.
Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.
Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
Услышав о разведке, Пете стало весело.
Закончив покосы, началась уборка урожая
Окна были ярко освещены, подойдя к дому.
Посетив зоопарк, он нам понравился.
Мы обсудили её, прочитав книгу.
Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.
- Активная релаксация
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Релаксация сопровождает работу учеников между сменами остановок. Я принимаю участие в этих упраженениях.
- Изобразите воздух. (Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть).
- Установите контакт с землей. (Ученики начинают сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх).
- Изобразите огонь. (Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени).
- Представьте себя водой. (Ученики мягко, свободно сгибают и разгибают суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени).
- Проработка содержания темы
Метод "Я знаю, что"
Ученики по очереди вытаскивают из корзины бумажку с вопросом. Ответ начинают со слов «Я знаю, что…»
Вопросы:
- Что такое деепричастный оборот?
- Как определить границы деепричастного оборота?
- Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
- На какие вопросы отвечают деепричастия и деепричастные обороты?
- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
- Может ли действие, называемое деепричастием или деепричастным оборотом выполняться не тем лицом, которое совершает действие, обозначенное глаголом-сказуемым?
Метод «Верно – неверно»
Ученики сверяют ответы в таблице «верно-неверно», которые дали в начале урока, с новыми знаниями. Корректируют себя.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Метод "Мудрый совет"
- Подумайте, хорошо ли вы поняли тему урока. Дайте совет тем ученикам, которые пока испытывают трудности.
- Спасибо за работу. Д/З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....