Рабочая программа модуля по русскому зыку "Занимательная грамматика" в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Рабочая программа модуля  по русскому зыку "Занимательная грамматика" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_zanimatelnaya_grammatika_5b.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 2016 года № 1

___________       Фролова О.С.     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР                   Васильченко В.Д.

_____________________

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 2016  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        2016 г .

        

Рабочая программа

внепредметного образовательного модуля по русскому языку

«Занимательный русский язык»

        

Уровень образования (класс) 5 «Б» класс    

Количество часов 17               

Учитель  Мушта Валентина Ивановна

                                                                       

2016 год

Раздел 1. Пояснительная записка

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников;

- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • создание презентаций.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

 Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • находить орфограммы в морфемах,
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным  способом подбора однокоренных слов, а также приёмами    применения изученных правил орфографии;  
  • устно  объяснять выбор написания  и   использовать  на письме  специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила

Содержание программы

 «Фонемные и «нефонемные» правила (7 ч.)

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ. Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки. Правописание Ы-Е после Ц. Правописание Ь. Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

Морфемы-труженицы (10 ч.)

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики. Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. Корни с чередующимися гласными. Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки. Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология (-фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.). Приставки ,типы приставок, правописание приставок каждого типа. Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Формируемые понятия

Даты прохождения темы

«Фонемные и «нефонемные» правила

«Фонемы повелевают буквами»

1

Фонетическая транскрипция

02.09

Когда Ь пишется, а когда не пишется?

1

Функции Ь в языке. Правописание Ь

16.09

Ваши старые знакомые:

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ

1

Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ

30.09

Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

1

Непроизносимый согласный.

07.10

«Нефонемное» правило

1

Правописание Ы – И после Ц

21.10

Волшебое средство – «самоинструкция»

1

Алгоритм.

11.11

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам

25.11

Морфемы-труженицы

Строительная работа морфем

1

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем

09.12

Поговорим о всех приставках сразу

1

Приставки ,типы приставок

23.12

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

1

Правописание неизменяемых приставок

13.01

Нарушителя главного правила

1

Правописание приставок на –з, -с.

27.01

Самые трудные!

1

Правописание приставок пре - и при -

10.02

Что может означать приставка пре-?

1

Значения приставки пре-

24.02

Что может означать приставка при-?

1

Значения приставки при-

10.03

Слова – «родственники»

1

Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов.

24.03

Кто командует корнями?

1

Корни с чередующимися гласными.

07.04

Корень и «главное» правило

1

Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки

21.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...