Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Коррекционные: формировать правильное звукопроизношение, развивать остаточный слух учащихся на речевом материале урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку,

проведенного в рамках Дня открытых дверей

в 5а классе 08.02.2017 г.

Учитель: Павлова Л.И.

Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Коррекционные: формировать правильное звукопроизношение, развивать остаточный слух учащихся на речевом материале урока.

Раздаточный материал: карточки-задания, карточки-таблицы.

Методические приемы: беседа-диалог, исследовательская деятельность, лингвистическая игра.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Речевая зарядка. На доске таблички с ударением.

ЗВУКИ

гласные

согласные

звонкие

глухие

непроизносимые

II.  Проверка домашнего задания. На доске иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».

  • Эта иллюстрация к какой сказке?
  • Как правильно нужно расставить знаки препинания предложении и почему?

Принял царь каравай от Ивана –царевича и сказал Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

Ученик отвечает и исправляет запись на доске:

- Это предложение сложное, состоит из слов автора и прямой речи. Я поставил двоеточие после слов автора, прямую речь заключил в кавычки. Схема предложения: А: «ПР».

Принял царь каравай от Ивана-царевича и сказал: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»

III. 1. Фронтальная деятельность. Повторение изученного материала. Работа над предложением. Учитель показывает картины зимнего парка. Текст записан на доске:

В город пришла зима. Деревья украсились пушистым инеем. Приятно прогуляться по зимнему парку.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

- Какой это текст?

- Из каких предложений состоит текст?

- Составьте из первых двух предложений сложное предложение с союзом и. (В город пришла зима, и деревья украсились пушистым инеем).

- Какое это предложение?

- А можно ли составить сложноподчиненное предложение?

2. Прием «Конструирование предложений». Дети записывают сложноподчиненное предложение. (Приятно прогуляться по зимнему парку, потому что деревья украсились пушистым инеем).

3. Индивидуальная работа у доски. Работают самостоятельно два ученика.

На доске:

А.П. Чехов писал сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Изменить предложение, убрав прямую речь. (А.П. Чехов писал сестре, что талант в них со стороны отца, а душа со стороны матери).

Жилин говорит пропали брат! Расставить знаки препинания. (Жилин говорит: «Пропали, брат!» В предложении с прямой речью есть обращение, его выделяем запятой).

Ученики выполняют задание, оно проверяется коллективно, при необходимости ошибки исправляются.

IV. Работа по теме.

1.  Мотивация учебной деятельности.

  • Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

(учащиеся читают, смеются)

  • Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

  • Прочитаем правильно: Жил-был у бабушки серенький козлик.
  • К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

  •  Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

  • А теперь определим и запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?

(учащиеся отвечают и записывают тему урока: Согласные звонкие и глухие»).

  • А какие цели вы поставите себе на этом уроке? (целеполагание) (учащиеся формулируют цели урока: знать, какие согласные звонкие, а какие глухие, научиться их различать)
  1. Лабораторно-исследовательская работа.
  • Перед вами лежат листы с названием «Лабораторная работа». Вы работаете в них, а я на доске. Я называю слова, их записываем.

Наша цель: проанализировать слово и выявить фонетический процесс, происходящий в нём.

Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.

1

2

3

4

5

Алмаз [ с ]

Посадка [ т ]

Молотьба [д ]

Вокзал [ г]

Проезжал [ж ]

Спортсмен [ц]

Аллея [ л ]

Масса [ с ]

Сердце [ - ]

Солнце [ - ]

Фонетический процесс

оглушение

озвончение

слияние родственных звуков

слияние одинаковых звуков

выпадение звука

ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые?

сомнительные

непроизносимые

  • Какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной исследовательской работы?
  • Согласные звуки могут быть сомнительными, если происходит озвончение или оглушение, непроизносимыми, при слиянии родственных или одинаковых звуков, или выпадении звука.

2. Работа с таблицей. Нужно сделать вывод (смотреть приложение).

  • Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
  • Кто сможет разгадать его?

б-п г-к д-т

в-ф з-с ж-ш

л м н р й

ч щ ц х

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

Таблица заполняется самостоятельно, проверяется после ответов учащихся.

 (Ученики думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

  • Работа с книгой. Открыть учебники и прочитать правило на странице 130, ответить на вопросы.

V. Физминутка

VI. Рефлексия.

  • Что вы узнали на уроке?
  • Назовите непарные звонкие согласные.
  • Назовите непарные глухие согласные.
  • Что обозначает слово сонорный? Назовите сонорные звуки.

 

1. Выполнить упражнение 284 на странице 130 самостоятельно.

2. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

Ду.. - , зу.. - , скво..ь - , лё.. - , сне..- (дубы, зубы, сквозит, льды, снега).

VII. Игра «Путешествие в страну Русский язык»

  • Мы с вами отправимся в страну «Русский язык». Многие из вас воспринимают русский язык только как предмет, который кажется скучным, трудным, неинтересным. Но это не совсем так. Сейчас вы увидите, что он очень занимательный, интересный, и можно с ним справиться, зная его законы.

Задание 1.

Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)

Задание 2.

Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)

Задание 3.

В каком слове звуков больше, чем букв:

а) якорь б) земля в) уголь г) пояс (прав.)

Задание 4.

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

а) родной б) шесть в) широко (прав.) г) час

Задание 5.

В каком слове все согласные звуки глухие?

в) вскачь (прав.) б) мышь в) плащ г) стон

Задание 6.

Написание какого слова не расходится с произношением?

а) счёт б) ряд в) стать (прав.) г) сдать

VIII. Итог урока. Домашнее задание. Упражнение 285, правило на странице 130.

IХ. «На закуску» (если позволит время).

  1. Прочитать скороговорки (сонорные звуки):
  • Клавка искала булавку, булавка упала под лавку.
  • На горе Арарат растет красный виноград.
  • Бредут бобры в сыры боры.

  1. Вы все любите сказки, вот и Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки?» И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.

(Портрет Незнайки на доске)

  • «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
  • «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
  • «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
  • «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
  • «Ледяная королева» («Снежная королева»)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.

Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...

Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).

Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....