Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Коррекционные: формировать правильное звукопроизношение, развивать остаточный слух учащихся на речевом материале урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку,
проведенного в рамках Дня открытых дверей
в 5а классе 08.02.2017 г.
Учитель: Павлова Л.И.
Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Коррекционные: формировать правильное звукопроизношение, развивать остаточный слух учащихся на речевом материале урока.
Раздаточный материал: карточки-задания, карточки-таблицы.
Методические приемы: беседа-диалог, исследовательская деятельность, лингвистическая игра.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Речевая зарядка. На доске таблички с ударением.
ЗВУКИ | ||
гласные | согласные | |
звонкие | ||
глухие | ||
непроизносимые |
II. Проверка домашнего задания. На доске иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».
- Эта иллюстрация к какой сказке?
- Как правильно нужно расставить знаки препинания предложении и почему?
Принял царь каравай от Ивана –царевича и сказал Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
Ученик отвечает и исправляет запись на доске:
- Это предложение сложное, состоит из слов автора и прямой речи. Я поставил двоеточие после слов автора, прямую речь заключил в кавычки. Схема предложения: А: «ПР».
Принял царь каравай от Ивана-царевича и сказал: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»
III. 1. Фронтальная деятельность. Повторение изученного материала. Работа над предложением. Учитель показывает картины зимнего парка. Текст записан на доске:
В город пришла зима. Деревья украсились пушистым инеем. Приятно прогуляться по зимнему парку.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
- Какой это текст?
- Из каких предложений состоит текст?
- Составьте из первых двух предложений сложное предложение с союзом и. (В город пришла зима, и деревья украсились пушистым инеем).
- Какое это предложение?
- А можно ли составить сложноподчиненное предложение?
2. Прием «Конструирование предложений». Дети записывают сложноподчиненное предложение. (Приятно прогуляться по зимнему парку, потому что деревья украсились пушистым инеем).
3. Индивидуальная работа у доски. Работают самостоятельно два ученика.
На доске:
А.П. Чехов писал сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Изменить предложение, убрав прямую речь. (А.П. Чехов писал сестре, что талант в них со стороны отца, а душа со стороны матери).
Жилин говорит пропали брат! Расставить знаки препинания. (Жилин говорит: «Пропали, брат!» В предложении с прямой речью есть обращение, его выделяем запятой).
Ученики выполняют задание, оно проверяется коллективно, при необходимости ошибки исправляются.
IV. Работа по теме.
1. Мотивация учебной деятельности.
- Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
(учащиеся читают, смеются)
- Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем правильно: Жил-был у бабушки серенький козлик.
- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
- А теперь определим и запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?
(учащиеся отвечают и записывают тему урока: Согласные звонкие и глухие»).
- А какие цели вы поставите себе на этом уроке? (целеполагание) (учащиеся формулируют цели урока: знать, какие согласные звонкие, а какие глухие, научиться их различать)
- Лабораторно-исследовательская работа.
- Перед вами лежат листы с названием «Лабораторная работа». Вы работаете в них, а я на доске. Я называю слова, их записываем.
Наша цель: проанализировать слово и выявить фонетический процесс, происходящий в нём.
Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Алмаз [ с ] Посадка [ т ] | Молотьба [д ] Вокзал [ г] | Проезжал [ж ] Спортсмен [ц] | Аллея [ л ] Масса [ с ] | Сердце [ - ] Солнце [ - ] | |||
Фонетический процесс | |||||||
оглушение | озвончение | слияние родственных звуков | слияние одинаковых звуков | выпадение звука | |||
ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые? | |||||||
сомнительные | непроизносимые |
- Какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной исследовательской работы?
- Согласные звуки могут быть сомнительными, если происходит озвончение или оглушение, непроизносимыми, при слиянии родственных или одинаковых звуков, или выпадении звука.
2. Работа с таблицей. Нужно сделать вывод (смотреть приложение).
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
- Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц х |
Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие |
Таблица заполняется самостоятельно, проверяется после ответов учащихся.
(Ученики думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
- Работа с книгой. Открыть учебники и прочитать правило на странице 130, ответить на вопросы.
V. Физминутка
VI. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
- Назовите непарные звонкие согласные.
- Назовите непарные глухие согласные.
- Что обозначает слово сонорный? Назовите сонорные звуки.
1. Выполнить упражнение 284 на странице 130 самостоятельно.
2. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.
Ду.. - , зу.. - , скво..ь - , лё.. - , сне..- (дубы, зубы, сквозит, льды, снега).
VII. Игра «Путешествие в страну Русский язык»
- Мы с вами отправимся в страну «Русский язык». Многие из вас воспринимают русский язык только как предмет, который кажется скучным, трудным, неинтересным. Но это не совсем так. Сейчас вы увидите, что он очень занимательный, интересный, и можно с ним справиться, зная его законы.
Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3.
В каком слове звуков больше, чем букв:
а) якорь б) земля в) уголь г) пояс (прав.)
Задание 4.
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а) родной б) шесть в) широко (прав.) г) час
Задание 5.
В каком слове все согласные звуки глухие?
в) вскачь (прав.) б) мышь в) плащ г) стон
Задание 6.
Написание какого слова не расходится с произношением?
а) счёт б) ряд в) стать (прав.) г) сдать
VIII. Итог урока. Домашнее задание. Упражнение 285, правило на странице 130.
IХ. «На закуску» (если позволит время).
- Прочитать скороговорки (сонорные звуки):
- Клавка искала булавку, булавка упала под лавку.
- На горе Арарат растет красный виноград.
- Бредут бобры в сыры боры.
- Вы все любите сказки, вот и Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки?» И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.
(Портрет Незнайки на доске)
- «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
- «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
- «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
- «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
- «Ледяная королева» («Снежная королева»)
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.
Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...
Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).
Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....