«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»
статья по русскому языку на тему

Шавалеева Илюся Мухаметовна

Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание нового типа сознания обучающегося и преподавателя. Такой тип сознания информационно не ограничивается рамками определенного учебного предмета, а пытается взаимодействовать с другими видами дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_ya_metapredmat.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»

«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»

(из опыта работы)

Работу выполнила преподаватель

 русского языка и литературы  

первой квалификационной категории  

Шавалеева Илюся Мухаметовна

г. Бугульма

2017

Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание  нового  типа сознания  обучающегося и преподавателя. Такой  тип сознания информационно не ограничивается рамками  определенного учебного предмета,  а пытается взаимодействовать с другими видами  дисциплин.  Метапредметы имеют четыре главные особенности:

  1. Метапредмет строится вокруг той или иной мыследеятельностной организованности. В роли мыследеятельностных организованностей выступают знание, проблема, смысл, задача, категория, знак и т.д. Все эти категории  имеют универсальный, метапредметный,  характер, поэтому вокруг них выстраиваются учебные предметы нового вида  - метапредметы.  Создателем концепции внедрения в образовательный процесс новых дидактических методик является Ю.В. Громыко. Эти методы обучения помогают собрать работу с различного вида понятиями, целями, знаками в единую метапредметную действительность. На сегодняшний момент проведение метапредметных занятий – актуальное явление.
  2. Весьма хорошее понимание классических учебных предметов. Это способствует правильной переорганизации учебного материала.
  3. Направленность  на формирование у студентов базовых способностей
  4. Разнообразие методов обучения,  способствующих  более  продуктивной и интересной организации работы студентов

Метапредметные технологические  процессы создавались для того, чтобы осуществлять культивацию другого типа сознания обучающегося  и преподавателя. Это было сделано для того, чтобы учащийся мог получать знания одного предмета во взаимосвязи с другими. Способ осуществления - обращения студента и  преподавателя к надпредметному основанию, которым является деятельность субъектов процесса. В процессе метапредметеых технологий  студент усваивает и содержание предметной области,  и деятельность. Итак, метапредмет служит для увеличения производительности, включает  обучающегося в деятельность. Всё это создаёт условия для личностного развития подростка.

"Мета "– соединяющий, интегрирующий: метадеятельность, метазнания, метаспособы, метаумения.

Метадеятельность – универсальная, «надпредметная» деятельность. Предметная деятельность имеет предмет, т.е. то, что наполняет эту деятельность осознанностью и ответственностью (людей учу, книги читаю, список составляю и т.д.) Следовательно, предметная деятельность:  

  • Стратегическая – наличие цели, мотива, плана
  • Исследовательская – наличие гипотезы,  аргументов и выводов
  • Моделирующая – создание  мыслительных аналогов
  • Прогнозирующая – определение тенденций и перспектив развития процесса на основе анализа данных об его прошлом и нынешнем состоянии

Уровень развития личности также обуславливается уровнем владения  ею метазнаниями и метаспособами.

Метазнания - знания о знании,  о его устройстве. Метазнания указывают на способы использования знаний и  на их свойства. Они лежат в основе человеческих знаний и являются целостными. Метазнания включают в себя общую философию и философию предмета. Философия предмета состоит из понятия, границ и методологии предмета.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек отыскивает новые способы решения задач. 

Метаумения - междисциплинаpные познaвaтельные умения и нaвыки, которые включaют в себя теоpетическое, кpитическое, твоpческое мышления,  навыки пеpеpаботки информaции и pегулятивные умения.

Метапредметные технологии позволяют педагогу осмыслить фиксируемую проблему. Именно благодаря этому у преподавателя должно открыться глубокое видение предметной действительности.

Метапредметное преподавание - миропонимание самого педагога. Появляется понимание того, что не очень хорошие результаты учеников связаны с незнаниями культурных способов самого преподавателя.

На уроках литературы  при использовании метапредметов   я советую  прибегать к педагогическому сценированию, чем к планированию. Сценированию присуща свобода педагогических действий. Преподаватель может варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися. Возможна импровизация. В планировании же ход урока известен заранее.

Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке литературы.

1. Методическое объяснение темы занятия:

  • место в учебном плане
  • актуальность
  • связь с остальными дисциплинами

2. Постановка целей занятия:

  • объяснение образовательной, воспитательной  и развивающей целей  занятия
  • развитие ценностных ориентиров

3. Формулировка плана занятия: каждый пункт плана охватывает и разрешает определенную проблему, стимулирует студентов  к изучению новой темы

4. Задания для самостоятельной работы студентов

5. Вопросы  для обобщения пройденного материала

Итак, метапредметный тип интеграции, используемый на учебном занятии, связан с созданием и раскрытием содержания образования.

Особенность данного объединения заключается в следующем:

  • она состоит в обязательной работе обучающегося,
  • осуществляется передача именно деятельностных методов работы, а также деятельностных единиц содержания.


Метапредметный подход - превосходное владение своим предметом. Именно он позволяет приспособить преподаваемый материал с точки зрения деятельностных единиц содержания. Этот подход осуществляет развитие на рефлексивных основаниях. 
Курс на развитие способностей - основной показатель качества учебной работы. Он определяет специфику метапредметной интеграции. 


В данном аспекте можно выделить следующее: метапредметность – инструмент формирования основных способностей: 
- способности схематизации (выражения своих мыслей с помощью схем); 
- способности строить идеализации; 
- способности определять границу собственного знания – незнания; 
- способности проблематизации, целеполагания; 
- способности постановки задач, перевод проблем в задачи; 
- способности к поиску и рефлексии.

На уроках литературы в СПО  я выделила темы, на которых целесообразно использовать метапредметы, помогающие  развитию умственных способностей обучающихся, в частности развитию мышления подростков.

Для обучения дисциплине «Литература» советую использовать метапредмет «Знак» [2, с. 198] . Его применение способствует развитию у студентов навыков схематизации. С помощью схем обучающиеся могут систематизировать полученные знания, обобщить накопленную информацию, сделать правильные выводы.

К примеру, при изучении темы «Понятие о творческом методе» студенты пытаются классифицировать знания по теории литературы и составить схемы. Работа проходит в форме дискуссии и обсуждения. Срез знаний- самостоятельная работа.

Как схематизировать материал? Следует объединить понятия и предметы, выявить общие признаки и установить взаимосвязь явлений. Можно использовать методы индукции и  дедукции.

Развитию  навыков работы с понятиями и системами знаний способствует метапредмет «Знание » [3, с. 128].  Также он помогает студентам строить идеальный конструкт, который лежит в основе понятия (идеализация).

При анализе  произведений  художественной литературы студентам нередко приходится описывать природу, определять роль пейзажа, соотносить его с  художественным текстом. С выполнением данной задачи часто возникают трудности, так как обучающиеся воспринимают пейзаж лишь как фон, на котором развиваются события.  Определить значимость пейзажа в литературном произведении поможет само понятие. Чтобы добраться до истины,  при изучении темы «Роль пейзажа в создании эмоционального  отношения к повествованию» я советую проводить фронтальную беседу (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).  В ходе беседы ведется поиск определения «пейзаж», определяется зависимость внутреннего состояния человека от природы. Можно обратиться  к полотнам великих художников, сумевших  тонко и красиво передать настроение через пейзаж. Русский пейзаж наиболее ярко раскрыт в произведениях Шишкина, Левитана, Саврасова. Таким образом, можно сделать вывод, что пейзаж  всегда отражает чувства  и настроение  человека.

Обсуждать актуальные проблемы, аргументировать свою точку зрения, проводить анализ и делать выводы студентам помогает метапредмет «Проблема»[4, с. 165].  У обучающихся развиваются навыки проблематизации, целеполагания, рефлексии.

Данный предмет советую использовать  при изучении темы «Социальная и нравственно-философская  проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Определяем основные проблемы и задаем главные вопросы:

-Почему люди достойные - умные, благородные, честные, добрые - должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Ъ

-Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода.

-Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить?

-В чем предназначение человека?

-Почему есть разделение на "право имеющих", которые могут преступать моральные устои, и "тварей дрожащих", которым это запрещено?

В ходе урока студенты должны обсудить проблемы,  высказать свое мнение, прийти к выводам.   В качестве домашней работы можно задать написание сочинения-миниатюры «Как уничтожить зло? »

Итак, применение метапредметной технологии на урокаках литературы поможет  более высококачественно реализовать общеучебные  компетенции учащихся,  сможет вывести на более высокий уровень подготовку обучающихся экзамену по литературе. Именно компетентный подход положен в основу образовательного процесса сегодня. Применение метапредметной технологии выводит содержание образования на новый уровень. В основе метапредметность - концепция рефлексивности к предметности. Эта форма накладывается на фундамент традиционного обучения и позволяет работать с традиционными объектами образования. В метапредметном способе получения знаний предпочтение отдаётся именно познанию реальному образовательному объекту, потом происходит знакомство со знаниями человечества об этом объекте. Этот способ способствует формированию умений и навыков. Такая технология может быть как предметом, так и модулем какого-либо предмета. Данная технология способствует развитию личности.

Список использованной литературы

  1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2014. - № 1. - C.49-54
  2. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2012.- 285 с.
  3. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2011.- 540с.
  4. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 2009. – 376 с.
  5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 2013. - №7. – С.15-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы.

Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы - актуальная проблема современной школы. Рассматриваются различные методы решения этой проблемы....

Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"

Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....

Метапредметный подход в обучении на уроках русской литературы

В 9 классе при изучении повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова учащиеся размышляют о категории «свобода». Метапредметный урок обществознания и литературы позволяет социализировать личность ученика, ...

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.

quot;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Б.Шоу...

Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»

laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...

Формирование метапредметных компетенций в обучении студентов на уроках литературы

В статье освещается проблема формирования метапредметных компетенций в процессе литературного образования студентов. Данная проблема рассматривается в разных аспектах в рамках некоторых учебных дисцип...