«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»
статья по русскому языку на тему
Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание нового типа сознания обучающегося и преподавателя. Такой тип сознания информационно не ограничивается рамками определенного учебного предмета, а пытается взаимодействовать с другими видами дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_ya_metapredmat.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»
(из опыта работы)
Работу выполнила преподаватель
русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Шавалеева Илюся Мухаметовна
г. Бугульма
2017
Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание нового типа сознания обучающегося и преподавателя. Такой тип сознания информационно не ограничивается рамками определенного учебного предмета, а пытается взаимодействовать с другими видами дисциплин. Метапредметы имеют четыре главные особенности:
- Метапредмет строится вокруг той или иной мыследеятельностной организованности. В роли мыследеятельностных организованностей выступают знание, проблема, смысл, задача, категория, знак и т.д. Все эти категории имеют универсальный, метапредметный, характер, поэтому вокруг них выстраиваются учебные предметы нового вида - метапредметы. Создателем концепции внедрения в образовательный процесс новых дидактических методик является Ю.В. Громыко. Эти методы обучения помогают собрать работу с различного вида понятиями, целями, знаками в единую метапредметную действительность. На сегодняшний момент проведение метапредметных занятий – актуальное явление.
- Весьма хорошее понимание классических учебных предметов. Это способствует правильной переорганизации учебного материала.
- Направленность на формирование у студентов базовых способностей
- Разнообразие методов обучения, способствующих более продуктивной и интересной организации работы студентов
Метапредметные технологические процессы создавались для того, чтобы осуществлять культивацию другого типа сознания обучающегося и преподавателя. Это было сделано для того, чтобы учащийся мог получать знания одного предмета во взаимосвязи с другими. Способ осуществления - обращения студента и преподавателя к надпредметному основанию, которым является деятельность субъектов процесса. В процессе метапредметеых технологий студент усваивает и содержание предметной области, и деятельность. Итак, метапредмет служит для увеличения производительности, включает обучающегося в деятельность. Всё это создаёт условия для личностного развития подростка.
"Мета "– соединяющий, интегрирующий: метадеятельность, метазнания, метаспособы, метаумения.
Метадеятельность – универсальная, «надпредметная» деятельность. Предметная деятельность имеет предмет, т.е. то, что наполняет эту деятельность осознанностью и ответственностью (людей учу, книги читаю, список составляю и т.д.) Следовательно, предметная деятельность:
- Стратегическая – наличие цели, мотива, плана
- Исследовательская – наличие гипотезы, аргументов и выводов
- Моделирующая – создание мыслительных аналогов
- Прогнозирующая – определение тенденций и перспектив развития процесса на основе анализа данных об его прошлом и нынешнем состоянии
Уровень развития личности также обуславливается уровнем владения ею метазнаниями и метаспособами.
Метазнания - знания о знании, о его устройстве. Метазнания указывают на способы использования знаний и на их свойства. Они лежат в основе человеческих знаний и являются целостными. Метазнания включают в себя общую философию и философию предмета. Философия предмета состоит из понятия, границ и методологии предмета.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек отыскивает новые способы решения задач.
Метаумения - междисциплинаpные познaвaтельные умения и нaвыки, которые включaют в себя теоpетическое, кpитическое, твоpческое мышления, навыки пеpеpаботки информaции и pегулятивные умения.
Метапредметные технологии позволяют педагогу осмыслить фиксируемую проблему. Именно благодаря этому у преподавателя должно открыться глубокое видение предметной действительности.
Метапредметное преподавание - миропонимание самого педагога. Появляется понимание того, что не очень хорошие результаты учеников связаны с незнаниями культурных способов самого преподавателя.
На уроках литературы при использовании метапредметов я советую прибегать к педагогическому сценированию, чем к планированию. Сценированию присуща свобода педагогических действий. Преподаватель может варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися. Возможна импровизация. В планировании же ход урока известен заранее.
Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке литературы.
1. Методическое объяснение темы занятия:
- место в учебном плане
- актуальность
- связь с остальными дисциплинами
2. Постановка целей занятия:
- объяснение образовательной, воспитательной и развивающей целей занятия
- развитие ценностных ориентиров
3. Формулировка плана занятия: каждый пункт плана охватывает и разрешает определенную проблему, стимулирует студентов к изучению новой темы
4. Задания для самостоятельной работы студентов
5. Вопросы для обобщения пройденного материала
Итак, метапредметный тип интеграции, используемый на учебном занятии, связан с созданием и раскрытием содержания образования.
Особенность данного объединения заключается в следующем:
- она состоит в обязательной работе обучающегося,
- осуществляется передача именно деятельностных методов работы, а также деятельностных единиц содержания.
Метапредметный подход - превосходное владение своим предметом. Именно он позволяет приспособить преподаваемый материал с точки зрения деятельностных единиц содержания. Этот подход осуществляет развитие на рефлексивных основаниях.
Курс на развитие способностей - основной показатель качества учебной работы. Он определяет специфику метапредметной интеграции.
В данном аспекте можно выделить следующее: метапредметность – инструмент формирования основных способностей:
- способности схематизации (выражения своих мыслей с помощью схем);
- способности строить идеализации;
- способности определять границу собственного знания – незнания;
- способности проблематизации, целеполагания;
- способности постановки задач, перевод проблем в задачи;
- способности к поиску и рефлексии.
На уроках литературы в СПО я выделила темы, на которых целесообразно использовать метапредметы, помогающие развитию умственных способностей обучающихся, в частности развитию мышления подростков.
Для обучения дисциплине «Литература» советую использовать метапредмет «Знак» [2, с. 198] . Его применение способствует развитию у студентов навыков схематизации. С помощью схем обучающиеся могут систематизировать полученные знания, обобщить накопленную информацию, сделать правильные выводы.
К примеру, при изучении темы «Понятие о творческом методе» студенты пытаются классифицировать знания по теории литературы и составить схемы. Работа проходит в форме дискуссии и обсуждения. Срез знаний- самостоятельная работа.
Как схематизировать материал? Следует объединить понятия и предметы, выявить общие признаки и установить взаимосвязь явлений. Можно использовать методы индукции и дедукции.
Развитию навыков работы с понятиями и системами знаний способствует метапредмет «Знание » [3, с. 128]. Также он помогает студентам строить идеальный конструкт, который лежит в основе понятия (идеализация).
При анализе произведений художественной литературы студентам нередко приходится описывать природу, определять роль пейзажа, соотносить его с художественным текстом. С выполнением данной задачи часто возникают трудности, так как обучающиеся воспринимают пейзаж лишь как фон, на котором развиваются события. Определить значимость пейзажа в литературном произведении поможет само понятие. Чтобы добраться до истины, при изучении темы «Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию» я советую проводить фронтальную беседу (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). В ходе беседы ведется поиск определения «пейзаж», определяется зависимость внутреннего состояния человека от природы. Можно обратиться к полотнам великих художников, сумевших тонко и красиво передать настроение через пейзаж. Русский пейзаж наиболее ярко раскрыт в произведениях Шишкина, Левитана, Саврасова. Таким образом, можно сделать вывод, что пейзаж всегда отражает чувства и настроение человека.
Обсуждать актуальные проблемы, аргументировать свою точку зрения, проводить анализ и делать выводы студентам помогает метапредмет «Проблема»[4, с. 165]. У обучающихся развиваются навыки проблематизации, целеполагания, рефлексии.
Данный предмет советую использовать при изучении темы «Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Определяем основные проблемы и задаем главные вопросы:
-Почему люди достойные - умные, благородные, честные, добрые - должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Ъ
-Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода.
-Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить?
-В чем предназначение человека?
-Почему есть разделение на "право имеющих", которые могут преступать моральные устои, и "тварей дрожащих", которым это запрещено?
В ходе урока студенты должны обсудить проблемы, высказать свое мнение, прийти к выводам. В качестве домашней работы можно задать написание сочинения-миниатюры «Как уничтожить зло? »
Итак, применение метапредметной технологии на урокаках литературы поможет более высококачественно реализовать общеучебные компетенции учащихся, сможет вывести на более высокий уровень подготовку обучающихся экзамену по литературе. Именно компетентный подход положен в основу образовательного процесса сегодня. Применение метапредметной технологии выводит содержание образования на новый уровень. В основе метапредметность - концепция рефлексивности к предметности. Эта форма накладывается на фундамент традиционного обучения и позволяет работать с традиционными объектами образования. В метапредметном способе получения знаний предпочтение отдаётся именно познанию реальному образовательному объекту, потом происходит знакомство со знаниями человечества об этом объекте. Этот способ способствует формированию умений и навыков. Такая технология может быть как предметом, так и модулем какого-либо предмета. Данная технология способствует развитию личности.
Список использованной литературы
- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2014. - № 1. - C.49-54
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2012.- 285 с.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2011.- 540с.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 2009. – 376 с.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 2013. - №7. – С.15-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы.
Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы - актуальная проблема современной школы. Рассматриваются различные методы решения этой проблемы....
Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"
Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....
Метапредметный подход в обучении на уроках русской литературы
В 9 классе при изучении повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова учащиеся размышляют о категории «свобода». Метапредметный урок обществознания и литературы позволяет социализировать личность ученика, ...
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.
quot;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Б.Шоу...
Региональная научно-практическая конференция посвящённая Янушу Корчаку. Доклад на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Формирование метапредметных компетенций в обучении студентов на уроках литературы
В статье освещается проблема формирования метапредметных компетенций в процессе литературного образования студентов. Данная проблема рассматривается в разных аспектах в рамках некоторых учебных дисцип...