Метапредметный подход в обучении на уроках русской литературы
статья по литературе (9 класс) на тему
В 9 классе при изучении повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова учащиеся размышляют о категории «свобода». Метапредметный урок обществознания и литературы позволяет социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждает его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивает навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащает эмоциональный мир растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья с конспектом урока | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход в обучении на уроках русской литературы
Слепцова Надежда Ильинична
Учитель русского языка и литературы
С введением в школе новых стандартов общего образования слово «метапредмет» слышали все. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового учителя.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании русского языка и литературы в общеобразовательной школе, заключается:
- в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
- в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Требования к результатам образования, имеющим метапредметное значение:
1.Умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели,
применять их на практике,
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач,
исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.
Литература тесно связана с историей. Как раскрыть образ Тараса Бульбы в повести Гоголя без опоры на исторический материал об истории казачества? Как рассказать о судьбе Андрея Соколова, не затронув тему Великой Отечественной войны?
На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Героя нашего времени» ребята говорят не только о «лишних людях», но прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.
Я стараюсь включать в обычные уроки метаподход. В 9 классе при изучении повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова учащиеся размышляют о категории «свобода». Метапредметный урок обществознания и литературы позволяет социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждает его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивает навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащает эмоциональный мир растущего человека.
Конспект урока:
Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Тема: Свобода в повести «Фаталист»
Цели:
- выяснить отношение Печорина к вопросу о свободе человеческой воли и предопределении;
- формирование нравственных ценностей;
- формирование умения высказывать свою точку зрения; развитие мышления, способности самоопределения; перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
Эпиграф: Быть или не быть?
Достойно ли смириться под ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье?
Шекспир «Гамлет»
- Актуализация.
- Скажи, пожалуйста, дату своего рождения. … Значит, ты Рак (Водолей, Рыбы…) по знаку Зодиака. О, Луна в девятом доме Марса. Ты любознателен, любишь путешествия, позитивен. Ждёт тебя в жизни удача. Ты станешь учёным или инженером-горняком, женишься на своей однокласснице скорей всего после 25 лет, у тебя будет двое детей: мальчик и мальчик. Доживёшь до 103 лет.
- Ты мне веришь? Веришь ли в судьбу, в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах»? Или ты считаешь, что человек свободен в своём выборе и сам строит свою жизнь?
- Поднимите руки те, кто верит в предопределение. А теперь – кто не верит. О, фаталистов меньшинство. Фаталист – это кто? (слайд 1)
- Прочитайте эпиграф к уроку (слайд 2). Как вы понимаете слова Гамлета?
- Прочитайте высказывания Жан Жака Руссо и К.Н. Батюшкова (слайд 3).
- Сформулируйте тему урока: проблема свободы человеческой воли и предопределения. Обсудим эту проблему на материале повести Лермонтова «Фаталист». (слайд 4)
II. Беседа
- (слайд 5) Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во всех частях романа. Печорин ни на минуту не свободен от вопроса: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».
- И все же развернутый ответ на вопрос о степени свободы человека в мире, о роли судьбы в его жизни и о существовании предопределения ставится в заключительной части романа - философской повести «Фаталист».
- Повесть начинается с философского спора о существовании предопределения, который завязывает сюжет «Фаталиста».
- Кого в повести можно назвать фаталистом? (слайд 6).
(Таков Вулич, который убеждён, что нельзя умереть прежде смерти, что судьба человека написана на небесах).
- Он не только фаталист, но и игрок, а это, с точки зрения спора о предопределении, очень важно. Азартные игры, которыми он страстно увлекается, ставят выигрыш полностью в зависимость от случая. Это позволяет связывать вопросы выигрыша или проигрыша с судьбой - фортуной. Показательно, что Печорин тоже увлекается карточной игрой.
- Почему Вулич так хладнокровен, когда приставляет пистолет к виску?
(Он уверен, что его судьба предопределена и сегодня он не умрёт).
- Печорин верит в предопределённость?
- Поверил ли Печорин в предопределение? Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». (слайд 7)
- Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки?
(Заблуждениями предков Печорин, как и многие представители его поколения, считали веру в Божественное Провидение, управляющее судьбами мира и человека).
- Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму?
(Смерть Вулича изменила отношение Печорина к фатализму.Он сам признаётся, что видел на его лице «печать близкой кончины»).
- Так всё-таки судьба существует? Воля человека не играет роли? Обратимся к ещё одному эпизоду повести. Прежде чем ворваться в хату, Печорин изучает обстановку и составляет чёткий план действий. Проследите его (чтение эпизода со слов «Я подошёл к окну.. « и до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»).
(В повести Печорин становится героем. Он обезвреживает убийцу Вулича, рискуя жизнью. Его поступок решителен и смел.)
- Бросаясь навстречу опасности, Печорин задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа (слайд 8):
«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».
- Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы?
- Повесть как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин все-таки предпочитает действовать и собственными поступками поверять ход жизни. Фаталист повернулся своей противоположностью: если предопределение и существует, то это должно делать поведение человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос.
Таким образом, философская повесть «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а демонстрацией Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обреченности. Здесь впервые герой, разоружающий пьяного казака, убившего Вулича и опасного для других, совершает не какое-то надуманное действие, призванное лишь развеять его скуку, а общеполезный поступок.
- А вы к какому выводу пришли? «Судьба написана на небесах»? Или человек свободен в своём выборе и сам строит свою жизнь?
Достойно ли смириться под ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье?
III. Мы сегодня много говорили о свободе человека. А что такое свобода?
Многие мыслители пытались выяснить это, но так и не пришли к единому мнению, ведь термин «свобода» можно рассматривать как с юридической, так и с морально-нравственной точек зрения » (слайд 9).
Свобода – это самодостаточность, возможность принимать решения, вне зависимости от мнения других людей, не страшась их осуждения, непонимания, вражды, возможность открыто выражать свои эмоции и чувства, необходимость нести ответственность за свою жизнь, поступки, слова и мысли[1]
Свобода – закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека[2]
Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества[3]
[1] Анна Шайдурова. Свобода. //Жизнь гражданина.- М.,2001. – С.3.
[2] Большой юридический словарь.- М., 2003.- С.257.
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1985.-С.611.
Таким образом, суть понятия «свобода» носит философский характер, поэтому и не имеет точного определения.
- Определения разные, но есть и общее.
- Найдите в каждом определении сказуемое (ключевое слово).
(1- Самодостаточность, возможность, необходимость; 2- возможность; 3- возможность)
- Возможность какая?
- Какое определение вам ближе? Свобода – это что?
- Б.Чичерин, выдающийся русский юрист, философ, историк и публицист, считал, что «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (слайд 10)
- Что такое личная свобода? Когда у человека появляется личная свобода? (слайд 11)
Личные свободы – неотчуждаемые, естественные права и свободы человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность. Главным правом человека является право на жизнь. Так же личные свободы предусматривают личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни человека, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу передвижения и т.д.
Личные свободы принадлежат человеку с рождения и являются неотъемлемыми, большинство из них не подлежат ограничению. В отдельных случаях могут ограничиваться, например, в случае отбывания тюремного заключения. Личные свободы человека также ограничиваются личными свободами других людей (Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого).
Политические свободы – одна из групп основных конституционных прав и свобод. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. К политическим свободам относят право на участие в управлении жизнью общества и государства, избирательные права, свобода собраний, право на объединения (свобода союзов), свобода информации, право петиций и т.д.
Политические и личные свободы зависят друг от друга, и в современном обществе они не могут существовать обособленно друг от друга. Например, человек, не имеющий личных свобод, не может даже претендовать на политические. Если же человек обладает личными свободами и может разумно их использовать, то он будет так же стараться использовать свои политические свободы, для улучшения качества своей жизни и жизни общества в целом.
IV. - Вернемся снова к «Фаталисту». Применительно к нашей теме, о каком виде свободы мы говорим? Аргументируйте, почему вы так считаете.
V. Работа в группах (3 группы по 6 чел.)
- Напишите на листочках виды личной и политической свободы человека. Затем сравним ваши мнения.
- Возможна ли свобода в условиях отсутствия выбора? (1 группа)
- Возможна ли абсолютная свобода? (2 группа) (Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность музыку, человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.)
- Как соотносятся свобода и необходимость? (3 группа) (Дома строим не как нам хочется, а учитывая климат, сейсмоопасность.)
VI. Рефлексия
- А у вас есть личная свобода? Достаточно ли у вас личной свободы? Вы свободны в выборе друзей, развлечений, манеры одеваться?
- Что ограничивает вашу свободу?
- Когда вы станете взрослыми, что вы не будете запрещать своим детям?
VII. Домашнее задание: (слайд 10)
- Напишите эссе, как вы понимаете слова Б.Н. Чичерина: «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из важных задач в работе учителя является развитие реальных учебных возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Компетентностный подход в обучениина уроках русского языка и литературы
Работа посвящена раскрытию темы компетентсного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы....
Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...
Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"
Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"...
Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практ...