Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.
статья по литературе (5 класс)

Корякина Вера Петровна

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Б.Шоу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrievskie_chteniya.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

               МБОУ «Ойская СОШ имени А.В.Дмитриева с УИОП»

Тема:

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.

Учитель русского языка и литературы Корякина Вера Петровна

                                                      2018 г

Содержание

  1. Введение. Системно-деятельностный подход в обучении учащихся как главное условие реализации ФГОС.
  2. Внедрение системно- деятельностного  метода в образовательный    процесс  уроков литературы.

1. Теоретическая часть..

2. Практическая часть.

       III.   Заключение.

  1. Список литературы

I.Системно - деятельностный подход  как главное условие реализации ФГОС.

                                                                                             «Единственный путь, ведущий к              

                                                                           знаниям, - это деятельность».

                                                                                                                    Б.Шоу

“Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека

   Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

   Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Только в процессе деятельности  активизируется  мозг, память, приобретается  и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося…

Только в процессе деятельности могут появиться открытия  и  может ощущаться радость от  них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. 

        Что же такое деятельность? Это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. В своей теории деятельности А.Н. Леонтьев выделяет в структуре деятельности:

 - потребность – стремление к усвоению знаний;

 - учебную задачу – овладение общим способом решения всех задач данного вида (вводится в проблемных ситуациях);

 - мотивы (в мотивах конкретизируется потребность УД);

 - учебные действия и операции (учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций).

Деятельность можно разделить на этапы:

  • процесс вовлечения в деятельность;
  • процесс целеполагания;
  • процесс проектирования действий;
  • процесс осуществления действий;
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Это ведь и есть структура урока при СДП. Только в деятельности происходит развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

СДП предполагает собственную деятельность ребенка. Это невозможно без опоры на его личный опыт. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме.

Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

На уроке используются различные способы развития мотивации:

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важна:

 -  новизна, практическая значимость подаваемого материала;

 - четкое структурирование;

 - логичное, яркое, контрастное выступление;

 - ритмичное чередование видов деятельности.

         2. Использование нетрадиционных форм обучения (на данном уроке – использование разных средств искусства).

         3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме (на этапе работы со словарными словами, использование текстов с ошибками). Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

         4. Культура общения:

 - гуманное отношение;

 - доверие к ученикам;

 - разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных вопросов и заданий приводит к использованию на каждом этапе урока различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

На уроке используются следующие современные педагогические технологии:

-проблемно – диалогическая технология (на этапе актуализации знаний и постановки темы целей урока);

-технология мини – исследования (каждый вид деятельности – мини-исследование)

-оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (самооценка на каждом этапе урока);

-технология сотрудничества (на протяжении всего урока);

-ИКТ – технология.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

На уроке идет формирование УУД:

  1. познавательные УД (развитие мыслительных операций);
  2. регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);
  3. коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);
  4. личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

 

II. 1. Одной из главных целей изучения предмета «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».  Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, планирование результата нашей работы. Не для всех литература станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки литературы помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании литературы: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного литературного материала.

Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Одной из главных целей изучения предмета «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которое строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

       •Мотивацию к учебной деятельности;

•Актуализацию знаний;

•Проблемное объяснение нового знания;

• Первичное закрепление во внешней речи;

• Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

•Включение нового знания в систему знаний и повторение;

•Рефлексия

II.2.  Одним из требований новых образовательных стандартов – это требования к результатам изучения учебного предмета. Программа ФГОС по литературе предусматривает формирование личностных результатов, метапредметных, предметных результатов. «Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов».

Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. При системно-деятельностном подходе в преподавании литературы учитель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, формирует умения учиться в процессе учебной деятельности, оценивать свои результаты.

 Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.

      В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке.

При изучении басен в 5 классе тема урока: «Уроки жизни в басне». В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики в группах читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос.

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне».

Тема урока «Противостояние добра и зла в творчестве А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Учащиеся сами определяют цель урока. После беседы о противостоянии добра и зла в сказке ученики в группах выполняют лабораторную работу: выписывают ключевые слова, воссоздающие портрет и характер героинь (1- царица, 2 – царевна), выписывают обращения и определяют их роль в тексте.

Первый урок по изучению творчества Н.В.Гоголя в 5 классе начинается такими словами: «Родной дом, семья, родная земля. Как это дорого каждому из нас! Но проходит детство, юность, и приходится (может на время, может навсегда) оставлять все, что дорого сердцу. Какие чувства будет испытывать человек при расставании с родным домом, вдалеке от родной земли?» Ученики высказывают самые разные мнения, в их ответах звучат слова: скучать, вспоминать, плакать и т. д. В тексте статьи Н.В.Гоголе самостоятельно узнают о том, как переживал писатель расставание с родными, об истории создания повести «Ночь перед Рождеством». При чтении первых строк повести найдут слова, выражающие радостное состояние автора при воспоминании о родине.

Ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования = опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Формирование универсальных учебных действий учащихся в целях реализации ФГОС происходит в процессе деятельности в группах. На уроках литературы планирую самостоятельную работу в группах, которая будет способствовать развитию коммуникативных универсальных действий: умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве.

Примеры заданий для групп учащихся на уроках литературы.

1. Сказка «Царевна – лягушка»

1 группа

1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки? Помощь учебника на стр. 28-29

2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.

2 группа

1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31

2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?

Царевна-лягушка.  Невестки

3 группа

Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?

2. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», 5 класс

1 группа Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Жилина.

2 группа Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Костылина.

1 группа В плену (3 глава) 1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Жил так Жилин с товарищем целый месяц..» до слов «…а которые все, как на зверя, косятся». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина и Костылина в плену.

2) Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Жилина?

2 группа В плену (4 глава)

1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Прожил так Жилин месяц..» до слов «…а Жилину и уходить не хочется». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина в плену.

Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Костылина?

Работа в группах развивает навыки самостоятельной работы по поиску информации, учит организации учебной деятельности, формирует потребности в самовыражении и самореализации, формирует позитивную моральную самооценку и моральные чувства.

3.Целеполагание. Постановка главной проблемы. Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Никита» - Какова же цель нашего урока?

В начале урока вы высказали свое мнение о взаимоотношении ребенка с окружающим миром, сегодня мы узнаем о мнении писателя на эту тему. Вчитываясь в строки рассказа «Никита», постараемся открыть секреты победы над страхом.

Рассказ написан в 1945 году, в год окончания войны. Андрей Платонович прошел войну военным корреспондентом «Красная звезда» в чине капитана. Вместе с солдатами Платонов не раз оказывался на самых горячих участках фронта. Из письма к жене: «Пишу о войне, а душа покоя просит…»

- Что вы узнали о Никите в рассказе? Какие заботы ложились на плечи мальчика «пяти лет от роду»? Какие страхи преследовали главного героя рассказа?

4. Лабораторная работа. Исследование текста

Работа в группах

  Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу. Стр. учебника 71-73

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Колодец

Стена сарая

Старый пень

Банька

  Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу.

Стр. учебника 73 - 74

5. Конспект урока литературы.

Тема урока «Пейзажная лирика по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». 

Цель урока:

Образовательный: Формирование умений реализации новых способов действий, расширение понятийной базы, развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения.

Развивающий: формирование навыков познавательной деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

Воспитательный: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Использовали на уроке презентацию, аудиозапись стихотворения, музыкальные композиции, картины зимней природы,  раздаточный материал – карточки с заданиями для групповой работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

Осуществляются такие подходы:

  1. Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)
  2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
  3. Интегрированный (связь с музыкой и искусством)
  4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей )

Используемая методическая литература: 

Словарь Ожегова, Даля, Словарь литературоведческих терминов.

Используемое оборудование: 

ПК, мультимедийный проектор, экран. Презентация.

Краткое описание: 

Урок литературы в формате ФГОС.

Урок - анализ лирического произведения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.  (1 минута)

Добрый день, друзья. Я рада вас видеть. У кого-то из вас настроение неважное, у кого-то хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. От улыбки станет всем светлей.

СЛАЙД №1                    (Обучающиеся обмениваются приветствиями)

-

2. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового.       

СЛАЙД 2

Чтобы двигаться вперед, нам нужно проверить наш интеллектуальный багаж. На прошлом уроке мы анализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер», знакомились со статьей учебника.

 Ответьте  на вопросы письменно.  

  1. Назовите один из родов литературы, представляющий произведения, преимущественно поэтические, в котором изображаются личные чувства, мысли, переживания автора?
  2. Назовите главный  «инструмент» поэта, придающий стихотворной речи размеренность, четкий звуковой строй?
  3. Что придает стихам упорядоченность благодаря звуковой перекличке в конце строк?      
  4. Художественное определение, которое помогает красочно описать предмет, ясно выразить чувство автора?  
  5. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Зимний вечер»?

СЛАЙД  №2

Поменяемся тетрадями, проверим друг друга. Оценим.1 ошибка – 4, 2 ошибки-3, нет ошибок -5

 

(Дети читают задания, отвечают на них письменно, осуществляют взаимопроверку, оценивание)

 Ответы СЛАЙД №3

 

3. Мотивация                          

Посмотрите на Слайд №4

Как вы считаете, какое время года, время суток изображено?  Опишите свои чувства (настроение, цветовое восприятие, звуковое, ощущение запаха...)

Как по-другому называется изображение природы?  Запишите. ( Пейзаж)

Используя,  записанное сейчас слово и ответ № 1 составьте словосочетание  и определите тему урока. (Пейзажная лирика)                               

( Дети отвечают, обмениваются мнениями, выдвигают предположения, записывают тему)

 4. Постановка проблемы.     

Мы вспомнили понятия ритм, рифма, лирика.

Как вы считаете, для чего они нужны нам на уроке?

Сформулируйте цели. (Анализировать и научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение)

( Ответы учеников, обобщение)

 5.  Практическая деятельность.

 1.) Прослушаем стихотворение «Зимнее утро» в исполнении...

 Все ли слова вам были понятны по значению и произношению?

 (Вечор– вчера вечером, нега-  блаженство, полное удовольствие , Аврора– богиня утренней зари)

Найдите в стихотворении «Зимнее утро» цветовые эпитеты, какую роль они играют?

 2).Какое настроение героя, передано в этом стихотворении? Меняется ли оно?

С помощью каких изобразительных средств оно создается? ( Эпитеты, сравнение, олицетворение)

 5.)Работа в группе 

 а)  Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению.

Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать эти картины? Как называются такие картины (иллюстрации)

Аргументируйте свой ответ.

 б) Представьте, что вы композиторы, и вам нужно музыкально оформить это произведение.

Какая получится у вас музыка?

Какие инструменты будут звучать?

Аргументируйте свой ответ

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( песня «Кабы не было зимы»)        (1 минута)

У художника краски, у музыканта – ноты, чтобы создать красивые произведения…

 А что использует поэт, чтобы написать красивое, яркое произведение? СЛОВА, РУС.ЯЗ, интонацию, рифму

 7)  Работа в группе.

Найдите в этом стихотворении рифмующиеся слова, расставьте правильно паузы. Обращайте внимание на знаки препинания.

Подумайте, с какой интонацией вы будете читать это стихотворение? Везде ли она одинакова?

4 строф, 4 групп.

Читаем стихотворение с учетом  комментариев.

 Проверяется чтение  по группам

 6.Домашнее задание    (3 минуты)

 1) Прочитать стихотворение выразительно (4 балла)

2) Выучить стихотворение наизусть и прочитать выразительно (5 баллов)

3) Написать миниатюру или стихотворение «Зимнее утро» (5баллов с учетом грамотности созданного текста)

 ( Обучающиеся выбирают задание)

 7) Рефлексия.  Ребята, наш урок подошел к концу.

  1. Чему научились на уроке?
  2. Комфортно ли вам было на уроке?
  3. Какой этап урока вам больше понравился? Почему?

Заключение.  

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:

*личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

*социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил;

*познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;

*коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.

Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих  уроках....

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка...