Формирование метапредметных компетенций в обучении студентов на уроках литературы
статья по литературе
В статье освещается проблема формирования метапредметных компетенций в процессе литературного образования студентов. Данная проблема рассматривается в разных аспектах в рамках некоторых учебных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Майданова
ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум», г. Лениногорск
Аннотация. В статье освещается проблема формирования метапредметных компетенций в процессе литературного образования студентов. Данная проблема рассматривается в разных аспектах в рамках некоторых учебных дисциплин.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, литературное образование, универсальные учебные действия, межпредметная связь, анализ произведения.
Формирование метапредметных компетенций является одной из важнейших образовательных целей. Среди них, по мнению академика А.В. Хуторского, для филологического, а шире – гуманитарного образования следует выделить в первую очередь ценностно-смысловые и общекультурные компетенции [3]. На уроках литературы студенты профессиональных образовательных учреждений должны осваивать не только содержание дисциплины «Литература», но и универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов программы, «то есть учиться формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников» [1, с.15]. Студент как будущий специалист должен получить набор инструментов, позволяющих ему ориентироваться в мире окружающем и профессиональном и справляться с возрастающим с каждым днём объёмом информации, которая «может быть закодирована, упакована и свёрнута для хранения в электронном формате, а затем распакована и раскодирована с целью её использования» [2, с.28], а не лежать на поверхности в готовом традиционном формате текста учебника, статьи пособия, справочника, Интернет-ресурса.
Значит, преподавателю-литературоведу нужно так выстраивать свой урок, продумывать такую систему заданий, вопросов, форм и методов обучения, контроля знаний обучающихся, чтобы студент учился и, конечно же, стремился получать, понимать, осваивать, перерабатывать, хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего текстовую) в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной ситуациях и общественной жизни. Эта мысль не нова, как и не нов метапредметный подход обучения в каждой учебной дисциплине, но актуальный во все времена. Внутри этого подхода в соответствии с требованием времени возникают инновации в технологиях, процессе обучения. Литература как учебная дисциплина для общего развития специалистов любой отрасли в этом плане не исключение. Применительно к филологическому образованию формирование метапредметных компетенций в рамках федеральных государственных образовательных стандартов предполагает не только овладение обучающимися универсальными учебными действиями, умениями самообучения и саморазвития, но и «универсальными понятиями, теориями, пониманием моделей и картин мира, что является условием формирования системно-целостного представления о мире и человеке» [2, с.29].
Систему компетенций, формируемых в процессе литературного образования, реализацию метапредметного подхода обучения на занятиях литературы следует, на наш взгляд, рассматривать разносторонне. Во-первых, неоспоримая и традиционная связь с современным русским литературным языком, а также историей языка (языкознанием) на каждом уроке литературы и в каждой теме учебной дисциплины. Они не просто взаимосвязаны, они неразделимы, как единое целое, это факт, данность. Так сложилось исторически. Повторение, закрепление студентами лексических, стилистических, орфографических и пунктуационных правил через тексты художественной литературы – процесс непрерывный, постоянный, сам собой разумеющийся.
Во-вторых, любое художественное произведение всегда затрагивает много важных тем, поднимает разные социально-значимые проблемы: масштабные исторические, индивидуально-личностные, психологические, философские, общественные. А это значит, что на уроках литературы прослеживаются связи с частными предметными компетенциями, формируемыми на занятиях таких учебных дисциплин, как история Отечества или краеведение, философия, психология, обществознание и даже информатика (ИКТ).
В процессе разучивания и анализа литературного текста студенты приходят самостоятельно к взрослому осмыслению важных жизненных истин, которые им преподают также и на других уроках. Так, благодаря затронутым авторами проблемам в произведении, где они мастерски освещают крутой перелом в судьбе своих героев и страны, города, населенного пункта, в котором действие разворачивается, обучающиеся переносятся мыслями на занятия истории Отечества. Они невольно вспоминают важные для нашей страны события. Историческая тема чаще всего бывает органично соединена с проникновенной лирической темой любви главных героев. Как актуально и особенно волнующе для 16-летних студентов звучит эта тема в их юном возрасте, и так важна она для их личностного духовного роста, прежде всего психологического состояния. Здесь очевидна и уместна тесная межпредметная связь с основами психологии, которые студентам также преподают в стенах профессиональных учебных заведений. Трагедия главных героев, их характеры, поведение, речь, манеры, как литературные приёмы, и знания, приобретенные на уроках психологии и обществознания, помогают составить психологические портреты, поразмышлять о чувствах, эмоциях, которые испытывали персонажи данного произведения. Литературный анализ позволяет молодым людям заодно порассуждать о жизненной ситуации героев, в которой может оказаться каждый из нас, представить себя или своих знакомых на их месте. А это уже жизненно полезные знания.
У каждого писателя, поэта довольно рано складывается собственная философия – эстетическая концепция мира, общества и человека, философия жизни, которая потом перетекает в философскую концепцию творчества. И у каждого из нас есть своя философия жизни, своя философия у каждого возраста. Своя она и у молодого поколения, которому преподаются уроки литературы. Философия их времени. Они рассуждают с позиции своего времени, сравнивают, недоумевают, спорят, доказывают свою юношескую максималистскую философию, недопонимают или не хотят понимать, признавать философию произведения, которое вынуждены изучать в рамках обязательного минимума по литературе. Это естественно и вполне объяснимо. Задача педагога – направить студентов в нужное, правильное русло обучения. И здесь никак не обойтись без знаний основ философии. Так, например, для совсем ещё молодого по нашим меркам С. Есенина философия жизни таилась в мировой гармонии, единстве всего существующего на земле, что воплотилось в его творчестве в образе деревьев, жизнь в его философском понимании «должна быть как сад – ухоженный, чистый, приносящий плоды, олицетворением гармонии мира, единства человека с космосом» [4, с.3]. Это важно донести до студентов на уроках литературы, привлекая их знания по философии, для формирования их мировоззрения, миропонимания, мироощущения. Это учит их мыслить не узко, так сказать, со своей колокольни, а глобально, апеллировать научными понятиями, теориями, тем самым в процессе обучения реализуется принцип научности.
Грани творчества любого классика дают простор для реализации творческих способностей студентов. И уроки литературы для многих из них становятся отправной точкой для выражения творческой фантазии, а для педагога - источником поиска и раскрытия талантов обучающихся. Возьмём, к примеру, цветопись и звукопись при изучении художественного своеобразия произведений таких поэтов, как А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, С.А.Есенин. Среди студентов, обучающихся техническим специальностям, тоже есть много «находок» для преподавателя литературы. Они выявляются через рисование фрагментов произведения, портретов персонажей, создание мультимедийных презентаций с использованием своих рисунков, а также привлечение музыкально одарённой молодёжи для участия во внеклассных мероприятиях, открытых классных часах, уроках литературы, так называемых литературных капустниках, вечерах и т.п. Таким образом преподаватель литературы достигает сразу нескольких целей: обучающей, развивающей творческие способности, мышление, воспитывающей нравственные, этические, патриотические чувства обучающихся, а также интерес к своему предмету, культурному и литературному наследию нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Добротина И.Н. О метапредметных связях, или Как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. - 2011. - № 17. - с.14-15.
2. Доманский В.А. Формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования // Литература в школе. Научно-методический журнал.- 2015. - № 1. – с.28-29.
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. - 12 декабря. http//www.eidos.ru/journal/2005/2012.htm.
4. Черников А.П. Это муза не прошлого дня. Художественные искания
С. Есенина // Литература в школе. Научно-методический журнал. – 2015. - № 1. – с.2-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/08/picture-5903.jpg)
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94328.jpg)
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-174942-1360183907.jpg)
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы
Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему " "Домострой" на уроках литературы"...