Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФК ГОС.
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
1. Пояснительная записка. 2. Содержание учебного предмета. 3. Требования к уровню подготовки обучающихся. 4. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gos_rus.yaz_.docx | 81.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.3 пп.3, статья 47 п.3 пп.5, статья 48 п.1,пп.1); федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта; примерной программы, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта; программы общеобразовательных учреждений «Русский язык для 5-9 классов», авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2007; базисного учебного плана МБОУ Леньковской основной образовательной школы на 2014-2015 учебный год; годового учебного календарного графика на 2014-2015 учебный год; федерального перечня учебников, рекомендованного к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
- 2 -
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
- 3 -
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к
- речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение русского языка в 5 классе в объеме 210 часа (6 ч. в неделю), в 6 классе в объеме 210 часа (6 ч. в неделю), в 7 классе – 175 часов (5 ч. в неделю), в 8 классе – 105 часов (3 ч. в неделю), в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). Уровень обучения – базовый. Преподавание предмета в 5, 6, 7 классах ведется на основе учебника «Русский язык», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М., Просвещение, в 8, 9 классах – «Русский язык» Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык», М., Просвещение.
Предпочтительные формы контроля: контрольный диктант, словарный диктант,
изложение, сочинение, тест.
Содержание тем учебного курса.
5 класс.
(210 ч.)
Язык - важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I-IV КЛАССАХ (17 ч + 3 ч)
I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тея и -тьея;раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(31 ч + 7 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами) предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(16ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(22 ч + 4 ч)
I. Морфемика, как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3 и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласныхо и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (21 ч + 4 ч)
I.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ии, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
(13 ч + 4 ч)
I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов
III. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
(37 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ТЬ (-ТЬСЯ), -тu (-тuсь), -ЧЬ (-ЧЬСЯ). Правописание -ТЬСЯ и -ЧЬ (-ЧЬСЯ) В неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 11 спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, .мер- ,-.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки(начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ
(6 ч + 2 ч)
6 класс.
(210 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира. (1 ч.)
Повторение пройденного в 5 классе (10 ч. + 3 ч.)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи. (14 ч. + 3 ч.)
1. Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
2. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
3. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (25 ч. +4 ч.)
1. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) –приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корне -гор- - -гар-, -кос- - -кас-Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
2. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
3. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (22 ч. + 3 ч.)
1. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
2. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
3. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (27 ч. + 3 ч.)
1. Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных. Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.
2. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
3. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (16 ч. + 4 ч.)
1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонения порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
2. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетении с существительными. Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
3. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (23 ч. + 6 ч.)
1. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в
неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
2. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
3. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение (текст, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (28 ч. + 6 ч.)
1. Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и ыва(ть), -ива(ть).
2. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонении.
3. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (10 ч. + 2 ч.).
Сочинение на выбранную тему.
7 класс.
(175 ч.)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (26 ч + 6 ч)
I.Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия.
Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11 ч + 2 ч. )
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III.Рассказ по картине.
Наречие (29 ч +6 ч)
I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4 ч+2ч)
I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (12 ч. + 2 ч)
I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (17 ч + 2 ч)
I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
8 класс.
(105 ч.)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах ( 5 ч + 2 ч)
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание. (6 ч + 1 ч.)
1. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
3. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
1. Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7 ч + 2 ч)
1. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
2. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
3. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
2. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
3. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение ( 1 ч.)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения (11ч + 2ч)
1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
3. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (17 ч + 2ч)
1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
3. Ораторская речь, ее особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (9 ч. + 2 ч.)
1. Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.
3.Публичное выступление на общественно значимую тему.
Чужая речь (8 ч + 1 ч)
1 . Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
2. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
3. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч + 1 ч)
9 класс.
(70 ч.)
Международное значение русского языка (1 ч.)
Содержание понятия «мировые языки», русский язык — один из мировых языков.
Повторение изученного в 5-8 классах (5 ч. + 2 ч.)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение. Культура речи (5 ч. + 1 ч.)
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (6 ч. + 2 ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненные предложения (19 ч. + 5 ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Основные группы сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Бессоюзные сложные предложения (6 ч. + 2ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационной разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи (5 ч. + 2 ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7 ч. + 2 ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
5 класс.
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
- рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
Уметь:
- различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 5 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
- объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из различных источников;
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее
- правильности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
- предметам и продолжения образования.
6 класс.
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать и понимать определения изученных основных языковых единиц, речеведческих понятий; знать и понимать орфографические и пунктуационные правила.
- воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- подробно и выборочно пересказать содержание прослушанного или прочитанного текста; строить письменные высказывания на заданную тему; использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
- выделять морфемы на основе анализа слова; давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа
- слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий; составлять словообразовательные цепочки
слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей; проводить лексический разбор слова;
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем;
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы предложения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
7 класс.
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
- 8 класс.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
- с однородными членами,
- при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
- в предложениях с прямой и косвенной речью,
- при цитировании, обращении,
- при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
- 9 класс.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Тематическое планирование.
5 класс
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Язык – важнейшее средство общения. | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
2. | Повторение пройденного в 1-4 классах | 17 | 3 | 16 | 1 | 3 | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 7 | 30 | 1 | 7 | |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 15 | 3 | 15 | 1 | 3 | |
5. | Лексика. Культура речи. | 8 | 2 | 7 | 1 | 2 | |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 4 | 21 | 1 | 4 | |
7. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 1 | ||||
8. | Имя существительное | 20 | 4 | 20 | 1 | 4 | |
9. | Имя прилагательное | 12 | 4 | 12 | 1 | 4 | |
10. | Глагол | 36 | 6 | 35 | 2 | 6 | |
11. | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
11. | Итого | 168 | 36 | 164 | 10 | 36 | |
12. | Общее количество часов | 204 | 210 |
В рабочей программе увеличено количество часов на изучение следующих тем: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (2 ч.), «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» (1 ч.), «Имя прилагательное» (1 ч.), «Глагол» (1 ч.).
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 10; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
6 класс
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение пройденного в 5 классе | 8 | 2 | 9 | 1 | 3 | |
3. | Лексика и фразеология. Культура речи | 10 | 3 | 13 | 1 | 3 | |
4. | Словообразование. Орфография. Культура речи | 24 | 4 | 24 | 1 | 4 | |
5. | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 18 | 3 | 21 | 1 | 3 | |
6. | Имя прилагательное | 18 | 3 | 25 | 1 | 3 | |
7. | Имя числительное | 12 | 2 | 16 | 1 | 4 | |
8. | Местоимение | 19 | 3 | 22 | 1 | 6 | |
9. | Глагол | 24 | 6 | 26 | 2 | 6 | |
10. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 8 | 2 | 9 | 1 | 2 | |
11. | Итого | 142 | 28 | 166 | 10 | 34 | |
12. | Общее количество часов | 170 | 210 |
Так как в программе, авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, на уроки русского языка отведено 170 ч., мной увеличено количество часов на изучение следующих тем: «Повторение пройденного в 5 классе» (2 ч.), «Лексика и фразеология. Культура речи» (4 ч.), «Словообразование. Орфография. Культура речи» (1 ч.), «Имя существительное» (4 ч.), «Имя прилагательное» (8 ч.), «Имя числительное» (5 ч.), «Местоимение» (4 ч.), «Глагол» (4 ч.), «Повторение и систематизация изученного в 6 классе» (2 ч.). Также увеличилось количество уроков развития речи на 6 часов.
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 10; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
7 класса.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5-6 классах | 12 | 2 | 11 | 1 | 2 | |
3. | Причастие. | 25 | 6 | 25 | 1 | 6 | |
4. | Деепричастие | 10 | 2 | 10 | 1 | 2 | |
5. | Наречие | 28 | 6 | 28 | 1 | 6 | |
6. | Категория состояния | 4 | 2 | 4 | 2 | ||
7. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 1 | ||||
8. | Предлог | 11 | 2 | 12 | 2 | ||
9. | Союз | 16 | 2 | 16 | 1 | 2 | |
10. | Частица | 18 | 4 | 17 | 1 | 4 | |
11. | Междометие | 4 | 4 | ||||
12. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 12 | 2 | 11 | 1 | 2 | |
11. | Итого | 142 | 28 | 140 | 7 | 28 | |
12. | Общее количество часов | 170 | 175 |
В рабочей программе увеличено количество часов на изучение следующих тем: «Причастие» (1 ч.), «Деепричастие» (1 ч.), «Наречие» ( 1 ч.), «Предлог» (1 ч.), «Союз» (1 ч.).
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 8; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
8 класса.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5 – 7 классах. | 6 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
3. | Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. | 2 | 6 | 1 | |||
4. | Простое предложение. | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
5. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
6. | Второстепенные члены предложения. | 6 | 2 | 6 | 1 | 2 | |
7. | Односоставные предложения. | 9 | 2 | 8 | 1 | 2 | |
8. | Неполные предложения. | 2 | - | ||||
9. | Простое осложненное предложение. | - | 1 | ||||
10. | Однородные члены предложения | 12 | 2 | 10 | 1 | 2 | |
11. | Обособленные члены предложения. | 18 | 2 | 16 | 1 | 2 | |
12. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 9 | 2 | 8 | 1 | 2 | |
13. | Чужая речь. | 6 | 1 | 7 | 1 | 1 | |
14. | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 5 | 1 | 4 | 1 | 1 | |
15. | Итого | 85 | 17 | 78 | 9 | 18 | |
16. | Общее количество часов | 102 | 105 |
В рабочей программе увеличено количество часов на изучение темы «Словосочетание»
(на 4 часа) за счет часов, отведенных на изучение следующих тем: «Повторение изученного в 5 – 7 классах» (1 час), «Простое предложение» (1 час), «Однородные члены предложения» (1 час), «Обособленные члены предложения» (1 час). Также увеличено количество часов на изучение следующих тем; «Второстепенные члены предложения» (1 час), «Чужая речь» (2 часа). Так как в используемом мной учебнике тема «Неполные предложения» входит в раздел «Односоставные предложения», 2 часа, отведенные на данную тему, были распределены на изучение темы «Простое осложненное предложение» (1 час) (в данном учебнике есть параграф) и 1 час – на развитие речи.
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 8, итоговой контрольной работы в количестве 1; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
9 класс.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Международное значение русского языка | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5-8 классах | 5 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
3. | Сложное предложение. Культура речи | 1 | 4 | 1 | 1 | ||
4. | Союзные сложные предложения | 6 | - | ||||
5. | Сложносочиненные предложения | 3 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
6. | Сложноподчиненные предложения | 19 | 5 | 18 | 1 | 5 | |
7. | Бессоюзные сложные предложения | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
8. | Сложные предложения с различными видами связи | 5 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
9. | Общие сведения о языке | 3 | - | ||||
10. | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 4 | 2 | 6 | 1 | 2 | |
11. | Итого | 53 | 15 | 47 | 7 | 16 | |
12. | Общее количество часов | 68 | 70 |
В используемом учебнике не выделена тема «Союзные сложные предложения», поэтому 6 часов, предусмотренные в программе, авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, распределены по темам «Сложное предложение. Культура речи» (3 часа) и «Сложносочиненные предложения» (3 часа). Также отсутствует тема «Общие сведение о языке», 3 часа, предусмотренные на изучение данной темы, отведены на повторение изученного в 5 – 9 классах.
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 7; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
- Мне нравится (1)