Урок русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Материал для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_5_klass_povtorenie_po_teme_morfemika.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»
Оборудование: таблицы, карточки, картинки с изображением Красной Шапочки, Волка, домика бабушки, карточки с названием населённых пунктов.
Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии; 2) формировать навыки объяснения зависимости написания слов от его значения и строения; 3) воспитывать в учащихся умение слушать друг друга.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа
1) Учитель делает запись на доске, а школьники в словариках или в тетрадях.
Крыжовник Крыж – «крест» (польск.)
Задание: составить словосочетание со словом крыжовник так, чтобы в одном случае оно было главным, а в другом – зависимым.
2) Словарный диктант (у доски работает один ученик)
Расположился, заросли, жёрдочка, шорох, панцирь, страницы, фиолетовый.
Задание: выделить морфемы, в которых находятся орфограммы, ответить на теоретические вопросы одноклассников.
III. Работа по теме урока
1) Обращение к пятиклассникам: Сегодня перед нами стоит задача помочь Красной Шапочке добраться к дому бабушки. Она будет проходить через разные населённые пункты, где её будет поджидать Волк с разными вопросами.
2) Первая деревня, через которую предстоит пройти Красной Шапочке, называется Однокоренные Слова.
Задание: Из данного стихотворения выпишите однокоренные слова в столбик. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить окончания.
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветки сыплет синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
(В. Фетисов)
3) Второй населённый пункт на пути Красной Шапочки – деревня Суффикс.
Задание: Составьте слова с суффиксами:
-чик- -лив-
-ист- -ов-
-онок- -ок-
-оват- -ушк-
- Замените словосочетания одним словом: слегка сырой, лес из сосен, почва из глины, салат из овощей, маленький дом, обозначьте морфему, с помощью которой образованы слова.
4) Следующая деревня – Приставка.
Задание: Списать слова, вставляя вместо точек приставки на З и С.
… шумный, …жигать, …петь, …кипеть, …ведчик, …мерить, …бираться, ..трепенуться, …призорник, …порядок.
- Выполните морфемный разбор этих слов.
5) Вот и подошла наша сказочная девочка к селу Беглые Гласные.
Задание: Отгадайте загадки и выпишите имена существительные с беглыми гласными О или Е в суффиксе.
А) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. Б) На бору, на юру стоит мужичок, красный колпачок. В) В золотой клубочек спрятался дубочек.
- В каких ещё морфемах могут быть беглые гласные?
IV. Физкультминутка
Какой ещё персонаж есть в сказке о Красной Шапочке? Конечно, Дровосек. Соединённые пальцы рук поднимаем над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом мы должны разрубить воображаемый пень воображаемым топором, затем выпрямиться.
6) Посмотрим, какой сюрприз ждёт нашу героиню в небольшом сельце Чередование Гласных.
Задание: Расставить буквы в ваших карточках. При затруднении обращайтесь к таблицам на доске.
Р..стения, разр..слись, выр..щенный, зар..сти, выр..с | Предл..жение, изл..жение, сл..гаемое, предл...гать |
- Слова-исключения напишет на доске один ученик.
7) Видит Красная Шапочка, как перед ней раскинулся город Орфография. Она должна пройти по некоторым улицам этого города.
А) Улица О, Ё после шипящих
Задание: расставить буквы в словах весёлого стихотворения.
Щ..голь с щ..голихой выступают лихо.
У неё – платье белое из ш..лка.
У него – лихая ч..лка.
У неё в руках кош..лка, где крыж..вник, ш..колад.
У него – тяж..лый ж..рнов, он тащить его не рад.
Пч..лка ж..лтая летает, за реш..ткой псы сидят.
Ш..пот, ш..рох провожают эту пару щ..голят.
- Зачитайте рассказ со словами-исключениями, которые вы составили дома (желающие ученики). Для этого выйдите к доске, с каждым шагом произнеся по одному слову-исключению на это правило (Приём «Шаг за шагом»)
Б) Улица И, Ы после Ц.
Задание: расставьте буквы в рассказе.
Когда наш ц..вилизованный кот Василий, как ц..клон, врывался в курятник, охотясь за ц..плятами, он был похож на летающий рыжий ц..трус. После таких налётов мы ругали непоседу за ц.ганские привычки и ц..кали на его жалобное мяуканье. Васька ходил перед нам на ц..почках, прося пощады, облизывал ц..ферблаты наших часов, и спустя неделю мы его прощали.
V. Домашнее задание
Распределить слова в таблицу по видам орфограмм.
Р..сток, ж..лудь, м..рковь. распол..гаться, раск..чаться, зар..сли, щ..тка, ц..ган, бледнолиц..й, предпол..жение, ш..пот, г..ризонт, см..ющийся, крыж..вник, ц..ганская, вел..сипед, станц..я, огурц..., уч..ба, осв..щение, ч..рточка, ц..рк, огл..вление, ц..ферблат.
№ п/п | Вид орфограмм-гласных в корнях слов | Примеры |
1 | Проверяемая ударением | |
2 | Непроверяемая | |
3 | Чередующаяся | |
4 | О.Е после шипящих | |
5 | Ы, И после Ц |
VI. Рефлексия
На доске написаны пословицы:
1) Тяжела ты, шапка Мономаха.
2) Повторенье – мать ученья.
3) Корень учения горек, а плод его сладок.
4) Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
5) Если за день ничему не научился – зря прожил день.
- Выберите пословицу, которая отражает ваше состояние на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....