Интеллектуальная игра "Поле чудес" (по предмету русский язык)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тюрина Татьяна Валерьевна

С помощью интеллектуальной игры можно проверить степень овладения учебным материалом по теме "Лексика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Поле чудес»  

                        

«Овощи + фрукты +

+ ягоды = здоровье»

внеклассное мероприятие

по русскому языку в 5 классе

 по теме «Лексика»

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ «ЦО № 40 имени Героя

Советского Союза И.А.Дементьева»

ТЮРИНА Т. В.

              

              Внеклассная работа по русскому языку является мощным дополнительным средством расширения и углубления знаний по предмету. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны (кружки, дни и недели русского языка, олимпиады, конференции и т.д.)  Но принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает языковой материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе. Хочу рассказать о том, как я в 5 классе проводила внеклассное занятие по теме «Лексика». Проводилось это занятие в форме игры «Поле чудес». Предварительно в классе выбирались две команды игроков по 5 человек в каждой. Остальные ученики были зрителями и болельщиками обеих команд.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА  

«Поле чудес»

Внеклассное мероприятие

 по русскому языку в 5 классе 

по теме «Лексика»

Цели мероприятия: с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде), формировать здоровый образ жизни.

Задачи конкурса-игры:

активизировать познавательную деятельность детей;

способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Жюри конкурса-игры: жюри формируется из учеников старших классов.

Задачи жюри:

оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;

оповещать участников о принятых решениях;

принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам этапов игры жюри определяет победителей и награждает команды.

Правила игры: соревнуются две команды. В игре принимают участие уч-ся 5-х классов (2 команды). Игра состоит из пяти туров. В каждом туре командам загадывается по одному слову. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

ВЕДУЩИЙ.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Что для вас лето? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите такое коротенькое, всего из 4 букв, слово «лето»? (Примерные ответы: отдых, море, рыбалка, лес, экскурсии…) Всё правильно. А ещё лето – это обилие фруктов, овощей и ягод. И сегодняшняя наша игра «Поле чудес» будет посвящена теме «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье».

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА.

1. Знакомство с правилами игры.

Внимательно прослушайте правила игры:

1. Все спрятавшиеся на доске слова (их 10), вам очень хорошо известны. Многие из этих фруктов, ягод и овощей вы любите; что-то, может быть, не любите; но их вы, конечно, видели или слышали о них. Ваша задача – их отгадать.

2. Прежде чем начать игру, надо выбрать 2 команды по 5 человек. Остальные ребята будут сегодня просто зрителями.

3. Любая команда имеет название, и мы сейчас узнаем, как будут называться наши команды. Я вам даю написанную на листке загадку. Вы её отгадываете, зачитываете вслух, узнаёте своё название и зарабатываете 1 балл. Если вы затрудняетесь, то помогают болельщики, но 1 балл вы не получаете.

2. Выбор названия команд.

   ЗАГАДКИ ДЛЯ КОМАНД:

Кафтан на мне зелёный,

И сердце как кумач,

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. (Арбуз)

Что красно снаружи, бело внутри,

С зелёным хохолком на голове? (Редиска)

3. Знакомство с правилами игры (продолжение).

4. Итак, команды есть, названия они получили. Слушаем, что делать дальше.

На доске спрятались 10 названий овощей, фруктов или ягод, которые вам предстоит отгадать. (Слово употреблено в ед. ч., в им. п.) Ко мне подходит (по очереди) один человек из команды, вытаскивает карточку с номером слова (все слова пронумерованы), которое ему предстоит отгадать.

5. Далее он внимательно слушает небольшое сообщение ведущего об этом фрукте, овоще или ягоде.

6. После чего у него есть 3 попытки назвать буквы, которые, как ему кажется, есть в этом слове. После 3 попыток игрок должен назвать слово. Если игрок справляется с заданием, то он приносит 1 балл команде и получает от ведущего комплимент. Кстати, болельщики, а что такое комплимент? Комплимент – фр. лестное выражение, похвала. (Словарь иностранных слов) Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв.

7. Если игрок не справляется с заданием, команда может ему помочь. В этом случае команда зарабатывает балл, но комплимента игрок не заслуживает.

8. Если же ни  игрок, ни команда не могут справиться с заданием, то команда-соперница может попробовать свои силы и заработать себе дополнительный балл.

Всё понятно? Тогда приступим. Прошу 1-го игрока из команды «Арбуз» начать игру. Самый смелый выбирает себе 1-ое слово. (Аналогично выходят по очереди из команд оставшиеся 9 человек.)

ПРИМЕРНЫЕ СЛОВА К ИГРЕ «ОВОЩИ+ФРУКТЫ+ЯГОДЫ=ЗДОРОВЬЕ»:

1. ФАСОЛЬ

2. МОРКОВЬ

3. ПОМИДОР

4. БАКЛАЖАН

5. АБРИКОС

6. ГРАНАТ

7. АПЕЛЬСИН

8. МАНДАРИН

9. КРЫЖОВНИК

10.СМОРОДИНА

1. ФАСОЛЬ

По данным одних исследователей, ЭТО было известно ещё древним грекам и римлянам. Однако древние римляне видели в этом не столько продукт питания, сколько сырьё для приготовления муки. Из этой муки изготовляли знаменитое в то время косметическое средство – ЛОМЕНТУМ, заменявшее римлянкам пудру. По их мнению, оно превосходно освежало кожу, способствовало уничтожению морщин.

Есть такие авторы, которые родиной ЭТОГО считают экваториальную Америку.

Третья группа исследователей считает, что родина ЭТОГО – Древняя Индия, Китай и Цейлон.

Как бы то ни было, но понадобилось много веков, прежде чем ЭТО по-настоящему «прижилось» в Европе как пищевая культура. Это произошло в XVI веке.

Блюда из ЭТОГО получаются отменные. Не потому ли они так популярны у различных народов – у итальянцев, венгров, греков, кубинцев, египтян, болгар и, конечно же, жителей нашей страны.

Профессор Буше в своих мемуарах упоминает, что Наполеон часто питался ЭТИМ, заправляя ЭТО маслом и зелёными овощами.

2. МОРКОВЬ

Первые сведения об ЭТОМ как культурном растении относятся к 2000 – 1000 году до н.э. Родина ЭТОГО – побережье Средиземного моря, откуда ЭТО потом распространилось по всему свету. ЭТО пользовалось у европейцев популярностью ещё с незапамятных времён, и вполне заслуженно, так как служило человеку не только пищей, но и лекарством. Сегодня действие ЭТОГО на организм человека довольно хорошо изучено.

В ЭТОМ содержатся витамины В1, В2, В6, С, К, Д, Е, пантотеновая и никотиновая кислота. В ЭТОМ обнаружены различные микроэлементы – кобальт, медь, железо, йод. ЭТО способствует хорошему росту детей, это благотворно влияет на зрение, ЭТО полезно для профилактики малокровия.

Хороший кулинар может приготовить десятки блюд из ЭТОГО: напитки, салаты, супы, гарниры и даже лакомства.

3. ПОМИДОР

Когда Колумб со своими спутниками ступил на берег открытого им материка, то в числе прочих заморских диковинок ему показали и ЭТО. Первыми в Европе разведением ЭТОГО увлеклись французы и итальянцы. И в переводе с французского языка название ЭТОГО переводится как «любовное яблоко».

Сначала ЭТО разводили как комнатное растение. Французы считали ЭТО прекрасным декоративным украшением беседок, в Англии и в России их выращивали в оранжереях среди экзотических цветов. ЭТО считалось …ядовитым растением. По-видимому, кто-то отведал не совсем зрелых плодов и почувствовал себя плохо. Так родилась легенда о ядовитости ЭТОГО растения.

Одними из первых страх преодолели португальцы и итальянцы, которые стали питаться ЭТИМ и делать из ЭТОГО различные заготовки. За ними последовали и другие европейцы. Сейчас ЭТО выращивают по всему земному шару и у нас в стране.

В ЭТОМ содержатся витамины С1, В1, В2, Р, К, каротин, железо, фосфор. Много в ЭТОМ и калия. Невысокая калорийность ЭТОГО ПОЗВОЛЯЕТ ВКЛЮЧАТЬ это в рацион тех, кто имеет избыточную массу тела.

4. БАКЛАЖАН

Древние греки и римляне называли ИХ «яблоками бешенства» и полагали, что систематическое употребление ИХ в пищу приводит к сумасшествию. Сейчас это может вызвать только улыбку, но тогда предрассудок оказался очень живучим и надолго задержал распространение ИХ в Европе. Преодолеть страх европейцам помогло открытие Америки. Именно в Южной Америке они обнаружили, что индейцы успешно разводят и употребляют в пищу ЭТО. И от ЭТОГО никто не теряет рассудка.

Особенно любят ЭТО болгары, французы, итальянцы, национальная кухня которых насчитывает несколько добрых десятков блюд из ЭТОГО.

Витаминов в НИХ не так уж много. Есть каротин, витамины группы В1, В2, никотиновая и аскорбиновая кислота. Наличие ценных микроэлементов – меди и железа тоже невелико. Но гурманы ценят их за необычные вкусовые качества.

5. АБРИКОС

Историки считают родиной ЭТОГО Китай. Из Китая более 2000 лет назад ЭТО попало в Среднюю Азию, потом в Армению, из Армении – в Грецию под названием «армянское яблоко». Под этим же названием попало в Рим.

К началу XVI века из Италии ЭТО распространилось по всей Южной Европе и далеко на север – в Германию, Англию, Польшу и Россию.

Сейчас ЭТО распространилось почти повсеместно – там, где бывает жаркое и сухое лето.

Мякоть ЭТОГО богата углеводами, кроме этого в НИХ содержатся кислоты (яблочная, лимонная, янтарная и др.). Они богаты микроэлементами, которые представлены железом, марганцем, молибденом, никелем, титаном.

ИХ употребляют главным образом свежими, но хороши ОНИ и в сушеном виде, хозяйки с удовольствием делают из них заготовки в зиму.

6. ГРАНАТ

Среди богатств земли обетованной в одном ряду с яблоками, виноградом, оливками, инжиром Библия называет и ЭТО.

Родиной ЭТОГО принято считать Среднюю Азию, откуда ЭТО распространилось по всем тропическим и субтропическим странам. Древние сирийцы, греки, римляне применяли ЭТО в религиозных церемониях. Об ЭТОМ слагались легенды. Греки часто изображали Геру – мать богов, супругу Зевса – с ЭТИМ в руках. В Китае матери приносили ЭТО в жертву богине милосердия, прося благословения для своих детей.

В древности ЭТО ценили не только за способность утолять жажду, но и за его целебные свойства.

Современная наука полностью подтверждает целебные свойства ЭТОГО. В соке ЭТОГО СОДЕРЖИТСЯ около 9% лимонной кислоты (т.е. больше, чем в лимоне), обнаружены витамин С, сахара, минеральные соли. Настой цветков и плодов ЭТОГО используется как кровеостанавливающее средство.

7. АПЕЛЬСИН

ОНИ появились в Европе довольно поздно, примерно в начале XV века. На своей родине, в Китае, ИХ разводили задолго до начала нашей эры. Кстати, слово это немецкое и в переводе означает «китайское яблоко». Красивый вид и замечательный вкус ЭТОГО растения послужили причиной его быстрого распространения в Европе. Однако для этих нежных «китайских яблок», не выносящих морозов, во многих местах климат оказался неподходящим. Поэтому для ИХ выращивания стали возводить специальные помещения, которые с тех пор и называются (оранжереями) в честь ЭТОГО растения.

В начале XVII века слава об ЭТИХ растениях дошла и до России. В 1714 году князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими  помещениями (оранжереями) для выращивания ЭТИХ растений.

Сейчас ОНИ входят в первую тройку самых вкусных фруктов в мире. И не только вкусных, но и полезных.

В плодах ЭТОГО растения около 90% воды, + глюкоза, фруктоза, сахароза и много других полезных веществ.

8. МАНДАРИН

Это растение выращивалось с давних пор в Японии и Китае. Однако только в 1840 году неаполитанец Мишель Тенор впервые завёз  ЕГО в Италию и дал подробные рекомендации по ЕГО разведению. Кстати, название ЭТОМУ  растению придумали сами китайцы, потому что его плоды доступны были лишь богачам – (мандаринам). ОНИ пришлись по душе европейцам. ОНИ начали быстро распространяться, сначала – на юге Франции и в Алжире, а потом отправились дальше, в другие страны Европы с мягким климатом. ОНИ содержат наряду с аскорбиновой кислотой каротин, витамины В1, В2. Но количество их невелико. Поэтому главным образом ЭТИ плоды могут рассматриваться как источник витамина С. Особенно ОНИ рекомендуются детям с признаками гиповитаминоза С.

9. КРЫЖОВНИК

ОН не был известен в древние времена ни грекам, ни римлянам. Поэтому о НЁМ не слагали мифов и легенд. В культуру ЕГО ввели французы в XIII веке. В XVI веке парижский врач Жан Рауль дал первое, довольно своеобразное описание ЕГО: «В незрелом состоянии ЭТО употребляют для соусов и супов. После созревания ОНИ становятся настолько сладкими, что  могут употребляться в пищу сырыми, но на БОГАТЫХ обедах ИМИ ПРЕНЕБРЕГАЮТ. ОНИ часто пользуются успехом у беременных женщин. ЭТО растение часто встречается в садах».

ЭТО растение пришлось по вкусу англичанам, которые завезли ЕГО из Франции. Из Франции ЭТО растение попало в Голландию и Германию, а потом и в другие европейские страны.

Много веков назад ЕГО стали разводить и в России.

В НЁМ содержится аскорбиновая кислота, много фолиевой кислоты. Имеются каротин, витамин В1, а также соли меди, фосфора и калия.

ЭТО растение рекомендуется взрослым и детям при дефиците железа, меди. ЕГО используют при кожных заболеваниях, нарушениях обмена веществ, избыточной массе тела. ЕГО часто называют северным виноградом.

10.СМОРОДИНА

Ни древние греки, ни римляне не знали ЭТОГО РАСТЕНИЯ. ЭТО РАСТЕНИЕ лучше чувствует себя в условиях умеренного и даже холодного климата. Жаркий юг, субтропики ЕМУ не подходят. На Руси на столе у людей ЭТО РАСТЕНИЕ уже много веков.

Название ЭТОГО РАСТЕНИЯ – чисто русское. Оно происходит от древнерусского слова (смородить) – издавать сильный запах – и дано за тот приятный запах, который издают листья ЭТОГО РАСТЕНИЯ.

ЭТО РАСТЕНИЕ практически так и осталось европейским продуктом. Вместе с первыми колонистами ОНО переселилось в Северную Америку, однако там ОНО не прижилось.

В плодах ЭТОГО РАСТЕНИЯ много витаминов. Есть витамин С, Е, витамины группы В, каротин, минеральные элементы – кальций, железо, фосфор, магний.

Плоды ЭТОГО РАСТЕНИЯ находят применение как поливитаминное и общеукрепляющее средство с целью повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Слово предоставляется многоуважаемому жюри.

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

ВЕДУЩИЙ.

Я поздравляю победителей, а также участников II команды. Им просто сегодня не повезло, повезёт в другой раз. Самое главное, что мы сегодня получили новые знания, а с новыми знаниями человек становится богаче (= умнее).

Понравилась ли вам сегодняшняя игра? Какие моменты особенно запомнились?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

С. М. Мартынов «Овощи+фрукты+ягоды=здоровье» -  М. Просвещение, 1993



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык". Цель - обучение детей с лёгкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями навыкам г...

КТП по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по русскому языку для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

КТП по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

АООП УО обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» ФГОС

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» ФГОС...

КТП по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...