АООП УО обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» ФГОС
рабочая программа (5 класс)

Шипелёва Оксана Николаевна

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_uo_russkiy_yazyk_5-7_klass.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету «Русский язык» ФГОС  

Пояснительная записка

  Рабочая программа  по русскому языку в 5-7 классах     разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-   Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –  АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).

-Учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 7 классы Вариант 1.

Рабочая программа ориентирована на  учебно –методический комплект:

Учебники:

 Русский язык. 5 кл.: учебник для   общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/  Э.В.Якубовская, Н. Г. Галунчукова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2020.-223 с.

Русский язык. 6 кл.: учебник для   общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/  Э.В.Якубовская, Н. Г. Галунчукова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 г. - 239с.

Русский язык. 7 кл.: учебник для   общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/  Э.В.Якубовская, Н. Г. Галунчукова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 г. - 256с.  

Общая характеристика учебного предмета

    Русский язык является важной  составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Программа по русскому языку направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.          

       Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.  Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение  и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.  Реализация коммуникативного подхода предполагает  некоторое смещение акцентов при обучении русскому. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков.  Большое значение приобретает не столько запоминание грамматических теории о орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.    

       Программа  по русскому языку выделяются следующие разделы:  «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст»,

« Предложение. Текст», «Связная письменная речь», « Деловое письмо».

     Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. В процессе обучения идет постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико – теоретическому – в старших.

Цели образовательно-коррекционной работы

      Цель программы:

  •  Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности;
  • Закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки          контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи:

  • Расширить  представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения;  
  • Ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;  
  • Использовать усвоенные грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;  
  • Совершенствовать навык  полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текста;
  •   Развивать навык  речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;  
  • Развивать положительные качества и свойства личности.

        

   Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

 - 5 класс 5 часов в неделю, итого 170 часов в год

- 6 класс 4 часов в неделю, итого 170 часов в год

- 7 класс 4 часа в неделю, итого 136 часов в год  

Личностные и предметные результаты освоения предмета 

   Личностные результаты освоения программы:

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

 

 Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

1-й уровень  

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (55-60 слов);
  •  подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
  • определять части речи;
  •   составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
  •  составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями;  писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;  
  • оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

  2-й уровень

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами;  
  •  пользоваться школьным орфографическим словарём;
  •  решать орфографические задачи, опираясь на схему;
  •  называть и различать части речи;
  • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;  
  • оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

 3-й уровень  

  • знать буквы, обозначать звуки буквами;
  • списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
  •   записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
  •  участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
  •  находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
  •   участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;
  •  записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Базовые учебные действия:

Группы базовых учебных действий

Перечень учебных действий

Личностные учебные действия  в современном обществе

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.  уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.  бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны.  понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения

Коммуникативные учебные действия  

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.  дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомыйнезнакомый и т.п.).  использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.  использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных

Регулятивные учебные действия  

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные учебные действия  

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.  использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.  использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Содержание  по учебному предмету «Русский язык» 5 класс  

 Звуки и буквы. Текст Повторение. 

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

Предложение. Текст 

Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).

Слово. Текст Состав слова 

Корень и однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания. Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.) Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик спаситель»)

   Части речи.

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи

Имя существительное.

Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д. Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода. Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму. Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам. Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных)

Имя прилагательное.

 Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных. Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи). Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным. Распространение предложений именами прилагательными. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям

Глагол. 

Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

Предложение. Текст

 Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями. Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении. Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания. Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.

ПОВТОРЕНИЕ Связная речь 

 Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях. Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых). Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях. Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка. Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части. Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

Содержание  по учебному предмету «Русский язык» 6 класс

  Звуки и буквы. Текст.

Повторение. Гласные и согласные. Их дифференциация. Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим - слышим - пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Непроверяемые гласные и согласные в словах.

 Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.

  Предложение. Текст.

        Повторение. Деление текста на предложения. Нахождение разных по интонации предложений в тексте (в том числе и в диалоге) при отсутствии в нем знаков препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов и без них. Использование в предложении однородных членов предложения.

Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

  Слово. Текст.

а) Состав слова.

Корень и однокоренные слова. Окончание. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса. Наблюдение за функцией окончания. Приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки. Приставка и предлог. Правописание приставок с- а- и о-. Приставка пере-. Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-, под-, над-). Разделительный твердый знак (ъ) в словах с при ставками.

Текст. Деление текста на части по заданному плану.        

б) Части речи.

Существительное, прилагательное, глагол. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.

Имя существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей темой. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Обогащение словаря эмоционально окрашенными существительными, называющими предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Род и число существительных. Различение существительных по родам, изменение по числам. Существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Кавычки в названиях книг, газет, журналов, магазинов, кинотеатров. Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому ( существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями). Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога. Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами (по вопросам к тексту).

Имя прилагательное.Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Распространение предложений прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Род и число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежах с предлогами.

Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных (улетел- прилетел) и неоднокоренных (встречает - провожает) глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов, обозначающих однотипные семантические группы. Включение их в текст. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий. Число глаголов. Включение глаголов в текст с опорой на рисунок. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Употребление глаголов в переносном значении.

Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.

  Предложение. Текст.

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов «и» с одиночным союзом «и». Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах. Включение в предложение однородных членов путем замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в предложении. Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.

  Повторение пройденного.

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Части речи.

  Деловое письмо

Адрес.Повторение. Обогащение тематического словаря новыми адресными данными. Адресат. Заполнение конверта.

Поздравление. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. День учителя. Поздравление с Днем учителя. Календарь памятных дат, его заполнение. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.

Записка. Повторение. Записка-просьба, записка-приглашение. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Составление записок-просьб и записок-приглашений на заданные темы.

Письмо. Повторение. Расширение тематического словаря. Сочинение писем по образцу, по письму-заготовке. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо. Письмо товарищу.

Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь. Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?). Школьные объявления. Доска объявлений. Составление объявлений из данных структурных частей. Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями. Школьные объявления о пропаже и находке. Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.

Связная речь с элементами творчества.

Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам. Самостоятельная запись основной части.

Изложение текста с элементами описания животного, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам.

Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста. Восстановление текста по опорным словам.

Коллективное описание предмета (деловое) с опорой на предмет по предложенному учителем плану. Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по предложенному учителем плану. Использование изобразительных средств языка.

Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам. Самостоятельное его воспроизведение.

Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра.

Составление текста поздравительной открытки.

Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением содержания, структуры, средств связи предложений.

Содержание  по учебному предмету «Русский язык» 7 класс

  Повторение

Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация. Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании). Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова). Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит. Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении)

Состав слова

Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька). Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.

Имя существительное   

Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч). Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии

Имя прилагательное

Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие. Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение). Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям

Местоимение

 Значение личных местоимений в речи. Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление)

Глагол

Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто. Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно)

Предложение. Текст

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания. Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме. Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т.д. Использование обращения в деловых бумагах. Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов: Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений. Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств.

Повторение.

Система  оценки достижения планируемых результатов

Система оценки личностных результатов:

   Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.

  Оценка результатов осуществляется в баллах:

   0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика.

   Система оценки БУД:   0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

   Система оценки предметных результатов:

     Оценки за письменные работы:

     Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Оценка «4» ставится работу с 1-3 орфографическими ошибками и (или) 2 пунктуационными. Оценка «3» ставится за работу с 4-6 орфографическими ошибками и (или) 3 пунктуационными. Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

   а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

  б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:  повторение одной и той же буквы;  недописывание слов;

  пропуск одной части слова при переносе;

   повторное написание одного и того же слова в предложении.

  Грамматическое задание: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

     Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

    Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

    Отметка «2» не ставится.

   Устные ответы: 

     Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

  Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.

  Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

 Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

      Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

    Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.      Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

  Отметка «2» не ставится. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью Русский язык 8 класс

Данная программа  направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержи...

КТП по АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью Русский язык 9 класс

Данная программа  направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержи...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение» 6 класса

Настоящая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока,136 часов в год, 4 часа в неделю. Рабочая программа по чтению ...

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметные результаты освоения АООП  образования обучающихся с легкой УО (ИН) + презентация...