Рабочая программа по русскому языку для 8 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и федеральному базисному учебному плану.
Программа 7 кл. включает в себя базовые знания и умения, которыми должен овладеть учащийся общеобразовательной школы.
Целью преподавания русского языка является формирование грамотности, языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
В программе пятая часть учебного времени отводится на развитие связной речи
Программа рассчитана на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю, 34 учебных недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.8_kl.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженкинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы:
________________ /И.Б. Кокорева/
«_______»______________ 2014 г.
Рабочая программа
«Русский язык»
8 класс
Разработана:
учителем русского языка и литературы
I категории
И.Б.Кокоревой
с. Куженкино
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:
- программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,
- примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования ;
Обоснование рабочей программы:
Рабочая программа рассчитана на 102часа, потому что устав и учебный план школы предполагают 34 учебных недели в 8 классе при 3-х часовой недельной нагрузке по предмету. Программа также включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы и полностью реализует авторскую программу.
Программа реализует познавательно-практическую направленность в преподавании русского языка в современной школе, поэтому специальной целью преподавания предмета является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Общеобразовательными задачами работы по русскому языку в VIII классе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; формирование общеучебных умений и др.
Цели и задачи обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(102 ч)
1. Русский язык в современном мире (1 ч.)
2. Повторение изученного в 5-7 кл.(7 ч.) Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки выделения, завершения, разделения. Знаками препинания в сложном предложении. Буква н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. (5 ч.) Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
4. Простое предложение. (5 ч.) Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
5. Двусоставные предложения. Главные члены предложения.(8 ч.) Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
6. Второстепенные члены предложения.(8 ч.) Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения.
7. Односоставные предложения.(13 ч.) Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
8. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения.(11 ч.) Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной информацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
9. Обособленные члены предложения. (14 ч.) Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
10. Обращение.(4 ч.) Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
11. Вводные и вставные конструкции.(9 ч.) Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова и словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
12. Чужая речь.(12 ч.) Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
13. Повторение и систематизация изученного в 8 классе.(5 ч.) Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Учебно-тематический план
Что изучается | Всего кол-во часов | Из них контр .знаний | Из них развитие речи |
Русский язык в современном мире | 1 | 0 | 0 |
Повторение изученного в 5-7 кл. | 7 | 0 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. | 5 | 0 | 0 |
Простое предложение. | 5 | 1 | 1 |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 8 | 1 | 0 |
Второстепенные члены предложения. | 8 | 1 | 1 |
Односоставные предложения. | 13 | 1 | 4 |
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. | 11 | 1 | 0 |
Обособленные члены предложения. | 14 | 1 | 1 |
Обращение. | 4 | 0 | 1 |
Вводные и вставные конструкции. | 9 | 1 | 0 |
Чужая речь. | 12 | 1 | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 5 | 1 | 0 |
Всего: | 102 ч. | 9 ч. | 12 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
1. | Русский язык в современном мире | 1 | |||
2. | Повторение изученного в 5-7 классах. (7ч.) Пунктуация и орфография. | 1 | |||
3. | Знаки завершения, разделения, выделения | 1 | |||
4. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | |||
5 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий | 1 | |||
6. | Буквы н-нн в суффиксах наречий | 1 | |||
7. | Р/р. Изложение с грамматическим заданием по упр. 26 | 1 | |||
8. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | |||
9. | Синтаксис.Пунктуация.Культура речи. (5 ч.) Основные единицы синтаксиса | 1 | |||
10. | Текст как единица синтаксиса. | 1 | |||
11. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | |||
12. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | |||
13. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | |||
14. | Простое предложение. (5 ч.) Грамматическая основа предложения | 1 | |||
15. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | |||
16 | Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение». | 1 | |||
17 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||
18. | Р/р. Описание памятника. Подготовка к домашнему сочинению «Описание памятника культуры». | 1 | |||
19. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. (8 ч.) Подлежащее. | 1 | |||
20 | Сказуемое Простое глагольное сказуемое | 1 | |||
21 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | |||
22 | Составное именное сказуемое | 1 | |||
23-24 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||
25 | Повторение по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения». Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
26 | Контрольная работа по теме «Простое двусоставное предложение» | 1 | |||
27. | Второстепенные члены предложения. ( 8ч.) Роль второстепенных членов в предложении. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | |||
28. | Определение. Согласованные и несогласованные. | 1 | |||
29. | Приложения. Знаки препинания при нём | 1 | |||
30. | Обстоятельства. Разряды обстоятельств. | 1 | |||
31. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | |||
32. | Р/р. Характеристика человека Составление характеристики человека (по упр. 166) | 1 | |||
33. | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
34 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | 1 | |||
35 | Односоставные предложения.(13 ч.) Главный член односоставного предложения | 1 | |||
36 | 1 | ||||
37 | Определённо-личные предложения | 1 | |||
38 | Непределённо-личные предложения | 1 | |||
39 | Р/р. Инструкция. Написание инструкции. | 1 | |||
40 | Р/р. Рассуждение. | 1 | |||
41 | Безличные предложения | 1 | |||
42 | Понятие о неполных предложениях | 1 | |||
43 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | 1 | |||
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения». Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
45 | Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». | 1 | |||
46-47 | Р/р. Изложение с элементами сочинения (по материалам ГИА) | 2 | |||
48 | Простое осложнённое предложение.Однородные члены предложения.( 11 ч.) Понятие об осложнённом предложении. | 1 | |||
49 | Понятие об однородных членах. | 1 | |||
50 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | |||
51 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |||
52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 1 | |||
53 | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами | 1 | |||
54 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | 1 | |||
55 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с однородными членами | 1 | |||
56 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
57 58 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» Анализ к/д | 2 | |||
59 | Обособленные члены предложения ( 14 ч.) Понятие об обособлении. | 1 | |||
60 | Обособленные определения. | 1 | |||
61 | Выделительные знаки препинания при обособленном определении. | 1 | |||
62 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению (на основе упр.302) | 1 | |||
63 | Обособленные приложения. | 1 | |||
64 | Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. | 1 | |||
65 | Обособленные обстоятельства. | 1 | |||
66 | Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 1 1 | |||
67-68 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 2 | |||
69 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. | 1 | |||
70 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
71 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | |||
72 | Анализ к/д | 1 | |||
73 | Обращение. (4ч.) Назначение обращения. Распространённые обращения. | 1 | |||
74 | Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | |||
75 | Употребление обращений | 1 | |||
76 | Р/р. Составление делового письма | 1 | |||
77 | Вводные и вставные конструкции. (9 ч.) Вводные конструкции. | 1 | |||
78 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | |||
79 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | |||
80 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 | |||
81 | Междометия в предложении. | 1 | |||
82 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложений. | 1 | |||
83 | Обобщение по теме «Предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложений». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
84- 85 | Контрольный диктант по теме «Предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложений». Анализ к/д. | 2 | |||
86 | Чужая речь. (12 ч.) Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь | 1 | |||
87-88 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 2 | |||
89 | Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | 1 | |||
90 | Диалог. Оформление диалога на письме. | 1 | |||
91 | Р/р. Рассказ | 1 | |||
92-93 | Р.Р. Сжатое изложение (на основе упр. 419) | 2 | |||
94 | Цитаты и их оформление на письме. | 1 | |||
95 | Повторение по теме «Чужая речь». | 1 | |||
96 | Контрольная работа или контрольный тест по теме «Чужая речь» | 1 | |||
97 | Работа над ошибками. | 1 | |||
98 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе.(5 ч.) Синтаксис и морфология | 1 | |||
99 | Синтаксис и пунктуация | 1 | |||
100 | Итоговый диктант | 1 | |||
101 | Работа над ошибками. | 1 | |||
102 | Синтаксис и культура речи. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение и литература
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.
2.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2012г.
3.В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
4.Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец Поурочные разработки 8 класс. Просвещение 2012 г.
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М.: 1994.
- Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.
Интернет-ресурсы
1. http: // rubrikon.com
2. http: //www.ipmce.su/lib/osn prav.htme
Контрольно-измерительные материалы
Приложение №1
Диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение»
В старом саду около бабушкиного дома крапива встала густой стеной.
В непролазной траве весь день копошились шмели и угрожающе гудели. Иногда они вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, подымались вверх, радуясь оттуда, что смогли её напугать. Но радовались они напрасно. В вышине им приходил конец. Ловкие и смышленые скворцы на лету хватали их и тут же проглатывали.
Неожиданно Маша услыхала какой-то всплеск. В бочке с дождевой водой, опоясанной лужеными обручами, поселилась лягушка. Лягушка боялась скворцов.
Скворцы постоянно дрались с галками. Успокоившись, рассаживались на ветках вековой липы и начинали изображать пулеметный бой. Бабушка, взяв домотканое длинное полотенце, в сердцах замахивалась на непослушных, неугомонных птиц, и они перебирались повыше.(108 слов)
Грамматическое задание.
- Сделайте синтаксический разбор отмеченных предложений.
- Разберите по составу слова.
Вариант I — налетали, опоясанной.
Вариант II —рассаживались, домотканое.
Приложение №2
Контрольная работа по теме «Словосочетание».
1 .Какие пары слов не являются словосочетаниями?
A. медведь заревел
Б. заревел неистово
B. заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
2.Определите тип сочетания слов.
1. Брат и сестра.
2. Большая корзина яблок.
3. Идет снег.
4. Пальчики оближешь.
5. Среди травы.
А. Предложение.
Б. Словосочетание.
В. Фразеологизм.
Г. Однородные члены.
Д. Сочетание предлога со знаменательным словом.
3.Определить модель словосочетания (главное слово + зависимое слово).
1. Вспыхнули над горизонтом.
2. Немного бледный.
3. Вершины гор.
4. Рано утром.
5. Золотое солнце.
6. Каждый шаг.
7. Серьезно говорить.
8. Послал узнать.
А. Имя существительное + имя существительное.
Б. Имя существительное + имя прилагательное.
В. Имя существительное + местоимение.
Г. Имя прилагательное + наречие.
Д. Глагол + имя существительное.
Е. Глагол + глагол. Ж. Глагол + наречие.
3. Наречие + наречие.
4.Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.
1. Наполняла душу.
2. Ярко розовели.
3. Горная пропасть.
4. Изображенные на стенах.
5. Строгие глаза.
6. Говорить серьезно.
А. Согласование.
Б. Управление.
В. Примыкание.
5.Найдите словосочетание и его грамматическое значение - «действие и его признак»:
А. спуститься с горы
Б.бег трусцой
В.легко преодолеть
Г. ходить по лесу.
6.Дайте правильные ответы.
Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены
A. наречиями
Б. существительными
В.прилагательными
Г .деепричастиями
Д.причастиями
Е. порядковыми числительными
7.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «согласование».
1. Мороженое в стаканчиках.
2. Мороженое фруктовое.
3. Мороженое тает.
8. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?
A. умный
Б. смьпплёный
B. разумный
Г. башковитый
9.3ависимые слова при связи «управление» могут быть выражены
А.глаголами
Б. существительными
B. Деепричастиями
Г. местоимениями, сходными по форме с существительными
Д. наречиями
10.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление».
1. Очень ждать.
2. Буду ждать.
3. Ждать друга.
11. Найдите ошибки в управлении.
А. директор магазина
Б. заведующий аптеки В.верящий в победу Г. уверенность в победу
12.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «примыкание».
1. Говорить серьезно.
2. Очень серьезно.
3. Серьезное намерение.
13. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. серый от пыли
Б. очень грязный
8. поворот налево
Г. возвратиться из похода
14. Из предложения Очень быстро вырос сосновый лес выпишите все словосочетания сделайте синтаксический разбор одного из них.
Приложение №3
Изложение
«Троице-Сергиева лавра зимой»
Зима. Глубокий снег лежит вокруг. День по-зимнему прекрасен: солнечные блики на снегу, от этого переливы голубого, розового, сиреневого на белом-белом, искрящемся снежном покрове, тени от деревьев падают синими полосами, небо голубое.
Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Часовня Пятницкого колодца была возведена в конце 17- начале 18 века на берегу речки Кочуры, над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря Сергия Радонежского.
Она отличается оригинальностью композиции, совершенством своих архитектурных форм и играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля. Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные зимние дни, когда ярко сияет её деревянная кровля, а фигурный тес отбрасывает узорную тень на белые стены здания.
Виднеющиеся в отдалении Введенская и Пятницкая церкви были сооружены одновременно со строительством крепостной стены Троице-Сергиева монастыря в 1547 г.
Зодчие, возводившие эти две церкви на Подоле, отошли от установленных канонов и в свою очередь создали прототипы многих сооружений подобного рода. Так Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского хрома со своей трапезой колокольней, который получил затем повсеместное распространение на Руси.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»
Родина чая - Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. И все же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упадали, через некоторое время выросли зеленые кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.
Сбор и обработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.
Чайный куст – теплолюбивое и капризное растение. В природе китайский чай – вечнозеленое дерево с высотой до десяти метров и стволом до шестидесяти метров в диаметре. (145 слов)
Грамматическое задание.
Подчеркнуть в каждом предложении 1 абзаца главные члены и определить тип сказуемого.
Приложение №4 Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение»
ВАРИАНТ 1
- Укажите неверное утверждение
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
- Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный.
Г. Ночью месяц тускл.
- Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти.
Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной.
Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
- Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке.
Г. Почему ты долго был на улице?
- Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей.
Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой.
Г. Ласковое слово что весенний день.
- Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект.
Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья.
Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
- Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул.
Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь.
Г. Старуха пряла свою пряжу.
- Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
- Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
- Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
- Выпишите предложение и выполните его разбор по членам. Укажите все части речи.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
- Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
13.Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.
1. Наполняла душу.
2. Ярко розовели.
3. Горная пропасть.
4. Изображенные на стенах.
5. Строгие глаза.
6. Говорить серьезно.
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А) Красота есть обещание счастья.
Б) Познание и жизнь неотделимы.
В) Жизнь прожить не поле перейти.
Г) Волк коню не товарищ.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вариант 2
- Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.
В.Сказуемые бывают простые и сложные.
Г. Приложение – особый вид определения.
- Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Птицы добрались до воды.
Б. Чуть порошит пушок летучий.
В. Мы с сестрой уселись на передние сиденья.
Г. На востоке маялся от жары лес.
- Укажите предложения с простыми глагольными сказуемым.
А. Синичка села у моих ног и пропищала что-то.
Б. Морячок продолжал играть старинный вальс.
В. Мы будем трактористами.
Г. Трепещет озябшая за ночь осинка.
- Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке.
Г. Почему ты долго был на улице?
- Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Цветы символ любви и воспоминаний.
Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом.
В. Песни что птицы.
Г. Бедность не порок.
- Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Я спешу туда, в лесное царство.
Б. А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая.
В. Небо на востоке уже стало светлеть.
Г. Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает.
7.Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Деревья застыли в немом оцепенении.
Б. В лесу сосны спорили с ветром.
В. Жизнь есть постоянный труд.
Г. Берёзки празднуют весну.
- Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми
Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья.
В. Я начал вспоминать прошлые встречи .
Г. Не стану обижать маленьких.
- Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Было утро с каплями росы.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
- Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
- Выпишите предложение и выполните его разбор по членам. Укажите части речи.
В лесу лежали чёткие тени от деревьев и голубые полотнища между их стволами.
- Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
13.Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.
1. Наполняла душу.
2. Ярко розовели.
3. Горная пропасть.
4. Изображенные на стенах.
5. Строгие глаза.
6. Говорить серьезно.
14Укажите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А) Красота есть обещание счастья.
Б) Познание и жизнь неотделимы.
В) Жизнь прожить не поле перейти.
Г) Волк коню не товарищ.
Ответы:
№ задания | 1 вариант | 2 вариант | ||
ответ | баллы | ответ | баллы | |
1 | а | 1 | б | 1 |
2 | б | 1 | б, в | 2 |
3 | б | 1 | а,г | 2 |
4 | б | 1 | б | 1 |
5 | а | 1 | а | 1 |
6 | в | 1 | б | 1 |
7 | в | 1 | г | 1 |
8 | а | 1 | б | 1 |
9 | б | 1 | б | 1 |
10 | а | 1 | а | 1 |
11 | 3 | 3 | ||
12 | а,б,в | 3 | а,б,в | 3 |
13 | 1-У,2-П 3- С, 4-У 5- С, 6-П | 3 | 1-У,2-П 3- С, 4-У 5- С, 6-П | 3 |
14 | в | 1 | в | 1 |
Макс. балл | 20 | 22 |
- Перевод баллов в оценки:
1 вариант
17-20 – «5»
12- 16- «4»
8-11 - «3»
Менее 8 б – «2»
2 вариант
19-22– «5»
13-18 – «4»
8-12- «3»
Менее 8 б – «2»
Приложение №5
Контрольный тест по теме «Односоставные предложения»
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год.
а) односоставное;
б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это...
а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.
6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)
II вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Земля как невеста:
а) односоставное;
б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.
4. Найдите неопределенно-личное предложение.
а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.
5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час:
а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.
6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой:
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].
7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Приложение №6
Промежуточная аттестация
(тест за 1 полугодие)
1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. медведь заревел
Б. заревел неистово В.заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
2. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
A. развевающегося флага
Б. ничем не интересоваться
B. шёл медленно
Г. присутствовать на митинге.
3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола.
A. Июньским утром пастухи увидели странное зрелище.
Б. Первый раз о парусах на колёсах я услышал в начале года.
B. Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная.
4. Определите вид сказуемого в каждом предложении.
А. через месяц путешественники появились в Москве.
Б. В комнате было тихо, темно и очень душно.
В. Я хочу поговорить с ним об этом.
5. Охарактеризуйте предложения (определённо-личное, безличное, неопределённо-личное, обобщённо-личное)
A. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
Б. Для обёртывания книг берут прочную бумагу.
B. Волка шапками не закидаешь.
Г. Не спится, няня.
6. Найдите односоставное предложение
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум по полудни началась гроза.
В. Уж не будут листвою крылатой надо мной шелестеть тополя.
Г. Тротуары заливают асфальтом.
7. Какая схема соответствует предложению
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?
A. [ двусост. ], и [ двусост. ]
Б. [ двусост. ], и [ опред.-личное ]
B. [ двусост. ], и [ неопред.-личное ]
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
A. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Б. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
B. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
9. Выпишите номера предложений с однородными определениями
A. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
Б. Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.
B. Приятный нежный голосок птицы звенел не умолкая.
Г. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
10. В каком слове пишется е?
A. экспер..мент
Б. инт..ллигент
B. арт..ллерия
Г. маг.страль.
Приложение №7
Контрольный диктант «Однородные члены предложения»
Грибная пора.
В середине осени, в середине сентября устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник*. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, - все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору. Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Все в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы**. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги.
(129 слов)
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор предложения, отмеченного в тексте звездочкой*.
Вариант I -*; вариант I I - **.
2. Разберите по составу слова:
Вариант I -собирается; вариант II – появляются.
Приложение №7-1.
Тест по теме «Обособленные определения»
1) В каком предложении не пишется слитно?
а) На стеллаже я увидел несколько (не)читанных мною книг.
б) Среди других находок была деревянная шкатулка, закрытая и (не)поврежденная.
в) (Не)прошедшие медосмотр не допускались к экзамену.
г) Вина подсудимого (не)доказана.
2) В каком случае пишется НН?
Вид у новичка был неряшливый: давно не чище(1)ые ботинки зашнурова(2)ы до половины, заноше(3)ый вяза(4)ый свитер висел бесформенным мешком.
а) 1, 2, 3; в) 2, 3;
6)1,3; г) 3,4.
3) В каком предложении выделенное определение обособляется? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Берега Лены левый и правый круты и сплошь покрыты лесом.
б) Простой народ здесь носит плетеные из легкого тростника шляпы.
в) Учитель русского языка и литературы Сергей Данилович пришел в нашу школу недавно.
г) Красное кирпичное здание с массивными воротами оказалось табачной фабрикой.
4) Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, отображаемые историческое прошлое.
б) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, которые отображают историческое прошлое.
в) У Пушкина есть несколько произведений, в которых отображается прошлое.
г) У Пушкина есть произведения, отображающие наше прошлое.
5) Чем осложнено предложение?
Мы совсем было заблудились, но, к счастью, встретили двух соотечественников, проводивших нас до отеля.
а) однородными членами и вводным словом;
б) однородными членами, обособленным обстоятельством и определением;
в) обособленным обстоятельством и обособленным определением;
г) однородными членами, вводным словом и обособленным определением.
6) На месте каких цифр необходимо поставить запятую?
Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале века.
1)1,2,3; в) 3;
б) 2, 3; г) 3,4.
7) В каком предложении не пишется раздельно?
а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.
б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.
в) (Не) приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс.
г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.
8) В каком случае пишется нн?
Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по некоше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки поблизости не было.
а) 1, 4; в) 3,4;
6)1; г) 2,3.
9) В каком предложении выделенное определение обособляется?
а) Малец греб двумя вместе связанными веслами.
б) Обескураженные неудачей мы уже не пытались возобновить
поиски.
в) Старший диспетчер троллейбусного парка Марина Кротова год назад сама была водителем.
г) Бойся собаки молчащей.
10) Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Молчалин - совершенно молодой человек, но по убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
б) Молчалин, совсем еще молодой человек, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
в) Молчалин, хотя и молодой, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
г) Молчалин, хотя совсем еще молодой человек, но по своим
убеждениям принадлежащий к поколению Фамусова.
11) Чем осложнено предложение?
Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями.
а) обособленным определением и однородными членами;
б) обращением и обособленными определениями;
в) вводными словами и однородными членами;
г) обособленными определениями.
12) Укажите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые.
В числе книг(1) посвященных эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.
3)1,2; в) 2,4;
б)1,2,3,4; г) 3,4.
Приложение №8
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Чудо природы
Байкал - это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.
Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.
Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.
Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.
Грамматическое задание
Подчеркните обособленные члены предложения.
Контрольный диктант «Чужая речь»
На перевозе
Мальчик отвязал от столба веревку, с усилием оттолкнул паром и и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжелый паром еле-еле ползет, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть кругом ,а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.
Когда паром подошел к берегу, из домика вышел Кирилл, черный, косматый, и сказал, насупив черные брови: «Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял».
С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошел к парому, крикнув: «Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!»
Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба, и, жуя, пошел к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днище ее.
С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася все постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.
(166 слов)
Грамматическое задание
1. Начертите схемы предложений с прямой речью.
2. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (на выбор учащихся).
Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Без проводника
Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш проводник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.
Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: «Эх вы, горе - путешественники! Пойдемте через оврага к морю и выйдем на верный путь». В дороге нас ожидали неприятности: во-первых, мы попали в бурелом, во-вторых, - в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.
Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.
Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими.
(117 слов)
Грамматическое задание
Выпишите из текста предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделайте синтаксический разбор.
Приложение №9
Итоговый контрольный тест
1) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?
а) д..алог, стипендия; в) ч..столюбивый, эп..лог;
б) свидетельство, президиум; г) манн..врировать, ид..ал.
2) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
а) коло..альный, режи..ер; в) га..ерея, ко..орит;
б) и..юминация, прогре..; г) тро..ейбус, ко..итет.
3) В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) кухонный, обеспечение; в) каталог, начала;
б) договор, позвонит; г) торты, правы.
4) Какая группа слов является словосочетанием?
а) впереди лето; в) разделив на группы;
б) чет или нечет; г) приемник настроен.
5) Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Все стало вокруг голубым и зеленым.
б) В клетке соловей перестал петь.
в) Прошло несколько месяцев.
г) Ты бы говорил со мной.
6) Какое предложение является неопределенно-личным?
а) Сад Капулетти.
б) О любви в словах не говорят.
в) Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.
г) При сильном ветре выходить в море опасно.
7) В состав какого предложения входит неполное предложение?
а) Знаешь, Зинка, я против грусти.
б) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.
в) Узнали его офицеры, повезли в крепость.
г) Я буду читать за Хлестакова, а ты — за Осипа.
8) В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
а) Очевидно (..) не значит верно.
б) Рифей (..) древнее название Урала.
в) И сейчас многие знают и любят песни времен Великой Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронтовом», «Землянку».
г) Лес (..) будто терем расписной.
9) В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) И кочки, и моховые болота, и пни - все хорошо под сиянием лунным.
б) «Чтобы выдрессировать зверя, - рассказывал дрессировщик, - надо изучить его привычки, подружиться с ним».
в) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Перовским нагрянули гости.
г) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - сказал Печорин.
10) В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Об этом портном конечно не следовало много говорить.
б) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.
в) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.
г) Люблю тебя Петра творенье!
11) В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
б) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.
в) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лодки.
г) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежащего на песке у моря.
12) Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проводя реформы, ….
а) перестраивалась вся жизнь России.
б) Петр Первый опирался на опыт европейских стран.
в) им упорно сопротивлялись бояре.
Приложение №10
Контрольное изложение.
ЗЕМЛЯ
Городской человек редко встречается с землей. Земля срыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть...
Мать приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза — так рождается лен.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.
Ю. Яковлев. 284 слова.
Задания:
1. Напишите подробное изложение от 3-его лица.
Внеурочная деятельность
1.Участие в конкурсе «Русский межвежонок»( ноябрь)
2.Участие в школьной олимпиаде( декабрь)
3. Неделя русского языка и литературы
4. Посещение кружка «Немногое о многом» ( в течение года)
5.Участие в конкурсах по русскому языку( в течение года)
Оснащение:
1.Учебник русского языкаТростенцова, Т.А.Ладыженская, Дейкина.
2. Тесты по темам
3. Презентации
4. Картины (для написания сочинений по картине)
5. Диск по русскому языку «1С:Репетитор»
6. Диск Русский язык 8 класс
7.Диски «Презентации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА / УЧЕБНИК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,утвержденного приказом М...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русско...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса/ Учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебникам Т.А. Ладыженской...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, науч.ред. Н.М.Шанский М. «Просвещение" 2008 г.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Планирование уроков в 9 классе состав...
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. на 2016-2017 уч.г.
Так как обновленный учебник (М.: "Просвещение" - 2016) реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привле...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (ФГОС), УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (ФГОС)...