ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Подготовиться к ГИА можно самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспресс-подготовка к ОГЭ | 460.08 КБ |
Теория для экзамена | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А 3 . Средства выразительности речи. Метафора — сравнение на основе сходства.(золотое сердце — доброе сердце) Сравнение — наличие союзов КАК,СЛОВНО,БУДТО,ТОЧНО . Фразеологизм — устойчивое выражение, равное одному слову.(не сводили с него глаз) Метонимия — сравнение, когда сходства нет.(съем две тарелки) Эпитет — красочное определение(= какой?какая ?) ( красная девица) Олицетворение — не живому предмету приписываются признаки живого.(отговорила роща)
А 4 . Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. ПРИ-: 1)приближение.( приехать,прибыть ) 2)расположение вблизи чего-нибудь. (приморье, пришкольный) 3)неполнота действия.( приоткрыть,привстать ) 4) присоединение ПРЕ -: 1)в значении ОЧЕНЬ.(предобрый — очень добрый) 2)в значении ПЕРЕ-.(преградить — перегородить)
А 4 . Правописание приставок, оканчивающихся на —З- и —С- и зависящие от глухости — звонкости последующего согласного. От глухости: ВОС- ВС- РАС- НИС- ИС- ЧЕРЕС- БЕС- От звонкости: ВОЗ- ВЗ- РАЗ- НИЗ- ИЗ- ЧРЕЗ- БЕЗ-
А 5 .Правописание суффиксов в прилагательных. -НН-: 1)от существительных с -Н- в корне. 2)с суффиксами -ОНН-,-ЕНН-( исключения :ветреный,масленый ). 3)в кратком прилагательном с суффиксом - НН-( ж.р.;мн.ч .) . -Н-: 1)прилагательное с суффиксом -ИН- . 2)прилагательное с суффиксом -АН-,-ЯН -( исключения :стеклянный,оловянный,деревянный , неслыханный,невиданный,нечаянный,негаданный , отчаянный.). 3)прилагательное без суффикса ( юный,румяный ).
А 5 . Правописание суффиксов в причастиях. -НН-: 1)причастие с приставкой кроме не. 2)причастие с зависимыми словами. 3)причастие совершенного вида. 4)причастие с суффиксами -ОВА-,-ЕВА-,-ИРОВА -( исключения:кованый,жёваный,раненый ). -Н-: 1)причастие несовершенного вида. 2)краткое причастие.
А 7 .Виды связи. Согласование какой? какая? какие? чей? чья? Управление падежные вопросы? Примыкание наречие н.ф.гл. деепричастие
А 9 .Обособленные члены предложения. 1) обособленные обстоятельства ( деепричастный оборот ): Проводив товарищей , Таня долго стояла молча. 2) обособленные определения ( причастный оборот ):Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. 3) обособленные уточнения : Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть... 4) обособленные приложения :Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту.
А 10 .Вводные слова. 1) у веренность: к онечно разумеется бесспорно без сомнения безусловно несомненно действительно в самом деле 2) неуверенность: к ажется вероятно очевидно возможно может быть по-видимому наверное пожалуй не правда ли 3) обыденность: б ывает случается бывало по обыкновению по обычаю
А 10 .Вводные слова. 4) радость к счастью к радости на радость на счастье 6 ) удивление к удивлению к изумлению удивительное дело странное дело 5 ) сожаление к несчастью по несчастью к огорчению к досаде к прискорбию к сожалению 7) источник высказывания (п о словам, по мнению, по-моему, по- твоему , по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол) 8) порядок мыслей и связь между ними (в о-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю)
А 12 .Виды сложных предложений. [-=], а[-=]. [-=], и [-=]. [-=],( -=). ( -=),[-=]. ( -=) и (-=),[-=]. ( -=) и (-=),[-=]. [-=],[-=]. [-=]-[-=]. [-=]:[-=]. [-=];[-=]. ССП СПП БСП
А 12 .Сочинительные союзы (ССП). соединительные и да (=«и») и - и ни - ни тоже также не только...но и как..., так и... чем - чем разделительные или либо ли..., ли то..., то не то..., не то то ли..., то ли противительные но а да (=«но») однако зато же но зато только
А 12 .Подчинительные союзы (СПП). простые что чтобы ибо когда пока как будто словно если составные потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы С оюзные слова который какой кто что как где куда откуда когда
А 13 .Виды подчинительной связи. [-=], ( ) и ( ). - Я сказал, что природа хороша и особенно хороши у нас ночи. ( ), [-=], ( ). - Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. [-=], ( ), ( ). - Людмила непреклонно считала, что всякий ущерб оправдан, если спасается жизнь . Однородное Параллельное (неоднородное) Последовательное Однородное Последовательное Параллельное ( неоднородное)
Предварительный просмотр:
Задание 3
Изобразительные средства языка
Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. | . грустный день. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется | Как море бесшумное, волнуется все войско. |
Метафора | Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) | Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей |
Синонимы | Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился... |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой | Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить |
| Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий; |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. | Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
ЗАДАНИЕ 5
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Н-НН в суффиксах прилагательных
Н НН
АН сделанный ОНН (всегда ударный)
ЯН из чего-то ЕНН (проверить по словарю)
ИН (всегда ударный) основа на Н + Н
Например: кожАНый, льнЯНой, лебедИНый, революциОННый, лекарствЕННый, лимоННый
Обратите внимание: слово стариННый образовано от слова старИНа, овчиННый – от слова овчИНа.
Исключения:
Стеклянный Оловянный Деревянный Безымянный | ветреный (день, ветряная(-ой) (мельница, двигатель),человек) но: безветренный(-ая) (день, погода) масляный (сделанный из масла) масленый (пропитанный маслом) | Синий зеленый бараний вороной румяный багряный юный пряный свиной рьяный | собственный подлинный окаянный косвенный чванный чеканный |
Н – НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях.
Н | НН |
1) краткая форма 2) несовершенный вид без зависимого слова (полная форма) | 1) полная форма совершенного вида Исключение: раненый 2) полная форма несовершенного вида с зависимым словом 3) оканчивается на ЕВАННЫЙ, ОВАННЫЙ Исключение: кованый, жёваный |
Совершенный вид (что сделать?) Несовершенный вид (что делать?) | |
Например: жареный (полная форма, несов.в., нет зав.сл.) жаренный в масле (полная форма, несов.вид, есть зав.сл.) поджаренный (полная форма, сов. вид) решён (краткая форма) маринованный (полная форма, оканчивается на ОВАННЫЙ) |
Исключения:
НН | Н | ||
Виданный Виденный Доморощенный Читанный Негаданный Казнённый Разливанный Ставленый Считанный Штукатуренный | Отчаянный Деланный Жеманный Священный Невиданный Неслыханный Желанный Неожиданный Нежданный Медленный | Данный Недреманный Чеканный Чванный Слыханный Нечаянный Венчанный Окаянный Обещанный Новорождённый | жеваный кованый раненый названый (брат) посаженый (отец) смышленый Прощеное воскресенье писаная (красавица) |
Н-НН в суффиксах имён существительных,
кратких имён прилагательных, наречий
1) Написание Н-НН в именах существительных определяется теми же правилами, что и написание Н-НН в полных прилагательных
Например::осиННик (образовано от слова осина, основа которого оканчивается на Н, поэтому пишется НН),
нефтяНик (образовано от слова нефтяНой, в котором есть суффикс ЯН, поэтому в существительном пишется Н).
ЗАДАНИЕ 6
ЗАМЕНА РАЗГОВОРНОГО СЛОВА (ПРОСТОРЕЧНОГО) НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ
СИНОНИМЫ – слова, близкие или полностью совпадающие по значению:
друг – враг, высоко – низко, день – ночь
ЛЕКСИКА УСТНОЙ РЕЧИ (РАЗГОВОРНАЯ, ПРОСТОРЕЧНАЯ)
К лексике устной речи относятся слова, характерные для устных разновидностей коммуникативной деятельности. Лексика устной речи неоднородна. Вся она располагается «ниже» нейтральной лексики, но в зависимости от степени «степени снижения», от степени литературности эту лексику делят на две большие группы:
1) Разговорная лексика;
2) Просторечная лексика.
К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:
1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;
2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;
3) Наречия: Наобум, по-свойски;
4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;
5) Междометия: Ага, баи, ой.
Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.
ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.
ТРИ ГРУППЫ ПРОСТОРЕЧНОЙ ЛЕКСИКИ
1) Грубовато-экспрессивная лексика | Грубо-просторечная лексика | Собственно-просторечная лексика, |
Дылда, зануда, обормот; Задрипанный, пузатый; Вдрызг, паршиво, сдуру; Дрыхнуть, облапошить, расчухать. | Мурло, хайло, хрюкало, харя, репа, рыльник, печка (в значении «лицо»). | Давеча, загодя, небось, отродясь, тятя |
НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.
ЗАДАНИЕ 7
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ в СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Тип связи | Примеры | Какой частью речи является зависимое слово | Характеристика связи |
Согласование | Частые встречи. | Прилагательное. | Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. |
Летящий мяч. | Причастие. | ||
Наше право. Всякий человек Любое решение | Согласуемое местоимение. | ||
Третий ряд. | Порядковое числительное. | ||
Красавица дочка. Профессор Петров. | Согласуемое существительное. | ||
Управление | Начало игры. Жарко у печки. | Существительное (часто с предлогом). | Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). |
Попросить её (кого?). | Местоимение в функции существительного. | ||
Примыкание | Ходить пешком. | Наречие. | Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется. |
Спать стоя. | Деепричастие. | ||
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. | Неопределенная форма глагола. | ||
Стать лучше. | Сравнительная степень прилагательного. | ||
Его книга Её глаза Их мечты | Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?) |
(Алгоритм)
1. Определите главное и зависимое слово.
2. Определите, чем выражено зависимое слово.
3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.
то это ПРИМЫКАНИЕ
4. Если другими частями речи, то смотрим
Изменяются оба слова Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в
в определённом косвенном падеже
СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)
Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)
Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление) |
ЗАДАНИЕ 8
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Чем может быть выражено | Примеры |
Имя существительное | Редела тень. Восток алел |
Местоимение | Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня). |
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного | Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику. |
Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. |
Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится |
Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура |
Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
Числительное | Десять делится на два. |
СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) | Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо | Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником. 2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. |
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. | 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме. Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Стал он кликать золотую рыбку. Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. | 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена. Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением: Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием: Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига… |
ЗАДАНИЕ 9
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ставится запятая | Не ставится запятая |
1. при отсутствии союзов Все вдруг заговорили шумно, радостно. 2. При соединении одиночным противительным союзом (НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО) Мал золотник, да (=но) дорог. 3. При соединении повторяющимися союзами (могут повторяться союзы и, да, или, то, не то, ни) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. 4. При отсутствии первого из повторяющихся союзов Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость. 5. При парном соединении союзами Волна и камень, лед и пламень не столь различны меж собой. 6. При соединении двойными союзами: как, так и; хотя и, но не только, но и; не столько, сколько; У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Успехи мои хотя и медленны, но благонадёжны. | 1. в устойчивых выражениях (равных слову) Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни сё. ( = словам КАК-ТО, НИКАК) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. ( = слову ВСЕГДА) 2. при соединении одиночным соединительным или разделительным союзом: и; да (=и), или, либо |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Условия обособления | Примеры |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?) | |
СОГЛАСОВАННЫЕ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже) | |
Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные, причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после опредёляемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. 4) Определения, относящиеся к личному местоимению. | Человек, /не помнящий прошлого/, лишает себя грядущего. (Прич. об. стоит после определяемого слова) Чистые звуки музыки, /похожие на голоса серебряных труб/, привели его в восторг. (Прил. с зависимым словом стоит после определяемого слова) А он, /мятежный/, просит бури. (Определение–прилагательное относится к личному местоимению) /Уставшие после долгой дороги/, ребята присели отдохнуть на поляне. (Причина) Мы, /утомлённые/, только к семи часам вернулись домой. |
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже) | |
1) Обособляются несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже (чаще с предлогом) 2) если относятся к собственному имени. 3) если относятся к личному местоимению 4) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения 5)если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями. 6) Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение 7) Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно какой?». Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например: Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается. | Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода красива. После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на него. (Независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро! Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть. ...Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких. Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее |
ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?) | |
1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному. 2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное. 5) Приложения при личном местоимении. 6) Приложение имеет причинное значение Может ставиться тире: 1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно». 2) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение такого приложения | Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона. Онегин, /добрый мой приятель/, родился на брегах Невы. В обед Кулига,/табельщик/, рассказывал о Франции. Студент этот, /по имени Илья/, любил музыку. Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы Мы, /газетчики,/ узнавали много новостей. /Гордый человек,/он никогда не склонял головы. /Как добрый человек/, он больше любил людей, чем не любил. (приложение = причинное значение) /Поклонник Баха/, /знаток своего дела/, Лемм со временем стал бы в ряду великих композиторов своей страны. (Причина) Утвержден новый государственный флаг Российской Федерации – трехцветное полотнище с белой, синей и красной продольными полосами. (А именно какой флаг?) Я люблю это дерево – сосну. (А именно какое дерево?) |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (как? когда? что делая? что сделав?) | |
1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие. 2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения. 3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в противоположность, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др. | Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе. Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу. Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов... Утром проснулся он рано, с головной болью, разбуженный шумом. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своим родителем Каждую летнюю зорю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поле ловить перепелов |
ДОПОЛНЕНИЕ | |
Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. | /Кроме картин/, вокруг было много прекрасных вещей. Все встали и отправились на террасу, /за исключением Гедеоновского/. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно |
УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов: 1) Уточняющие обстоятельства места. 2) Уточняющие обстоятельства времени. 3) Уточняющие обстоятельства образа действия, 4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д. | В предместье, около боен, выли собаки. За рекою, в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда. Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск. Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах... Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый Посредине залы стоял овальный обеденный стол, обтянутый желтой, под мрамор, клеенкой... |
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ | |
Запятая не ставится | Примеры |
1. те же обороты, если они
2. Обороты с союзом как:
значение обстоятельства образа действия (можно заменить творительным падежом существительного или наречием);
«в качестве» или оборот характеризует предмет с какой-либо одной стороны;
подобные обороты могут выделяться запятыми, если они являются придаточной частью | Что пристал как банный лист? Вода в заливе как будто черная тушь. Как град посыпалась картечь. (= Посыпалась градом) Как демон коварна и зла. (Демонически коварна) Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. (Т.е. любил, считая своей собственностью, отождествлял меня со своей собственностью) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (В качестве жениха). Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт. (В качестве космонавта) Было светло, почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Отец и мать ей как чужие. Она сидела как на иголках. Всё как у людей. На войне как на войне. Дождь лил как из ведра. Он пишет как курица лапой. С вершины все окрестности видны, (как на ладони). |
Задание 10
Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. обращения
Не являются членами предложения
На письме выделяются запятыми: Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей.
Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:
Я думаю, скоро потеплеет.
Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
Булочники - их было четверо - держались в стороне.
I. ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
значения | вводные слова | примеры |
1. Разная степень уверенности | Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. | Дождь, кажется, кончился. |
2. Различные чувства | К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. | Дождь, к счастью, закончился. |
3. Источник информации | По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. | По-моему, дождь кончился. |
4. Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. | Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись. |
5. Замечания о способах оформления мыслей | Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. | Одним словом, всё обошлось благополучно. |
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому. | Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. | Верите ли, я все-таки сделала это. |
7. Указывают оценку меры того, о чем говорится. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. | Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали. |
8. Выражают экспрессивность высказывания. | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. | Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы. |
ОБРАЩЕНИЕ
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Знаки препинания при обращении
ставятся | не ставятся | |||
запятая | восклицательный знак | 1) после частицы О 0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет. Как хорошо ты, о море ночное!
2) при глаголе в повелительном наклонении (в значении пожелания) Приходи к нему лечиться и корова, и волчица | ||
при звательной интонации (ослабленной) | при звательной восклицательной интонации | |||
независимо от места в предложении | в начале и в конце предложения | |||
а) одиночные | ||||
Милая, ты услышь меня. Откуда ж, приятель, песня твоя? Прямее веди нас, дорога. | Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Как недогадлива ты, няня! | |||
б) распространенные | ||||
Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье. Летите к нам стайкой веселой, крылатые наши друзья. | Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета. Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес! | |||
в) разделенные членами предложения | ||||
Отколе, умная, бредешь ты, голова? | Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! | |||
г) несколько обращений | ||||
,О, …,О Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая. | ,О,…,О Иди, любимый, мой, иди, родной! | |||
д) повторяющиеся | ||||
0, 0, . Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы. | О,…О! Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью. | |||
Различайте! | ||||
обращения Ветер, ветер, ты могуч... Русый ветер, какой ты счастливый. | члены предложения Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Я ветер не люблю. |
Задание 11
См. задание 8
Задание 12
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основные виды сложных предложений
Союзные бессоюзные
сложносочиненные сложноподчиненные
Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.
Сочинительная связь | Подчинительная связь | Бессоюзная |
Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос). Между простыми предложениями составе сложносочинённого: Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык... | Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому). Между простыми предложениями в составе сложноподчинённого. Для меня невозможно счастье (почему?), если я не могу разделить это счастье с другом. | Предложения соединены только при помощи интонации. Еще косою острою в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена. |
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией: Например: Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы.
По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:
- сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно - следственные отношения:
Например: На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.
- с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только...но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему: Например: Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
- сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо...либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения: То падал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.
СОЮЗЫ
Сочинительные союзы.
Соединительные | Противительные | Разделительные |
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также; не только…, но и; как, так и. | но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко) | Или; либо; то-то; не то - не то. |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложноподчинённое предложение может состоять из двух или долее простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.
Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.
Например: Через окно я увидел, (как большая черная птица села на ветку клена в саду). Каждый раз, (когда приближалась осень), начинались разговоры о том, (что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось).
Придаточные в сложноподчиненных предложениях
1. Определительные → какой?
2. Изъяснительные (=дополнительные)→ вопросы косвенных падежей
(Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)
3. Обстоятельственные → вопросы обстоятельств (Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ
Вид | Вопросы | Союзы | Союзные слова |
1. места | Где? Куда? откуда? | ------------------------ | Где, куда, откуда. |
2. времени | Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени? До каких пор? | Когда, пока, лишь, как только, едва, едва лишь, в то время как, в то время когда, прежде чем, раньше чем, перед тем как, только лишь, чуть только, после того как и др. | -------------- |
3. образа и степени действия | Как? Каким образом? До какой степени? | Как, будто, точно, словно, как будто | Как, что, будто, сколько, чтобы насколько и др. |
4. условия | При каком условии? | Если, раз, если… то, когда, кабы, ежели, коли//коль, коль скоро | ------------- |
5. причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Потому что; ибо; из-за того что; оттого что; так как, благодаря тому что; тем более что | ------------- |
6. цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы; дабы, с той целью чтобы | --------------- |
7. сравнения | Как? Насколько? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? | Как, подобно тому как, как будто, чем…тем, вроде того как, как если бы, словно, точно. | --------------- |
8* уступки | Несмотря на что? Вопреки чему? | Несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, как (бы) ни, сколько (бы) ни, где (бы) ни, какой (бы) ни | --------------- |
9. следствия | Что из этого следует? | Так что. | -------------- |
ЗАДАНИЕ 13
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Подчинение придаточных предложений
[ ], ( ), ( ) – последовательное подчинение.
[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение
( ), [ ], ( ) – параллельное подчинение
Например:
Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.
Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), я узнал, (что мои страхи были не совсем обоснованы) – параллельное подчинение.
Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел.) – однородное соподчинение.
ЗАДАНИЕ 14
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[ ], И [ ], (ЧТОБЫ ) сложное предложение с разными видами связи: с сочинительной и подчинительной.
[ ], [ ], И [ ] сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и сочинительной.
[ ], [ ], (ЧТО ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и подчинительной.
[ ], [ ], И [ ], (ЧТО ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной, сочинительной и подчинительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...