ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (11 класс) по теме
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ
из опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края
Содержание единого экзамена определяется спецификой предмета, конечными целями обучения – языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.
Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же как и основа умения:
· Анализировать, классифицировать языковые факты;
· Оценивать их с точки зрения нормативности;
· Анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);
Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, но хотя подготовка к экзамену, не исключает необходимости обобщать и систематизировать знания.
Иное дело в очно-заочной, вечерней школах. Трудно выстроить занятия русским языком, имея минимум учебных часов. Наши ученики, как правило, страдают довольно большими пробелами в знаниях, причем у каждого эти пробелы свои. Что может противопоставить педагог такой безрадостной картине? Только одно – систему. Однако системного представления нет у значительной части ребят, но именно ощущением языка как системы, а не как набора необходимых случайностей можно «заразить» учеников и подтолкнуть их к системной же ответной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_edinogo_ekzamena_cherkasova.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ
Подготовила Н.Д.Черкасова
Содержание единого экзамена определяется спецификой предмета, конечными целями обучения – языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.
Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же как и основа умения:
- Анализировать, классифицировать языковые факты;
- Оценивать их с точки зрения нормативности;
- Анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);
Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, но хотя подготовка к экзамену, не исключает необходимости обобщать и систематизировать знания.
Иное дело в очно-заочной, вечерней школах. Трудно выстроить занятия русским языком, имея минимум учебных часов. Наши ученики, как правило, страдают довольно большими пробелами в знаниях, причем у каждого эти пробелы свои. Что может противопоставить педагог такой безрадостной картине? Только одно – систему. Однако системного представления нет у значительной части ребят, но именно ощущением языка как системы, а не как набора необходимых случайностей можно «заразить» учеников и подтолкнуть их к системной же ответной работе.
Первым принципом системного повторения считаю полноту в рассмотрении темы. От активных учащихся приходилось слышать пожелание объяснить какой-либо раздел грамматики с самого начала, можно, конечно, подобную искренность расценить как незнание азов, но, скорее всего, такое пожелание свидетельствует о взрослении учеников.
Осуществление принципа полноты включает, на мой взгляд, такие непременные условия:
- Обязательное напоминание первой логической ступени, на которой выстраивается целая конструкция логических закономерностей;
- Доказательность, т.е. подкрепление аксиоматических положений внятными и употребительными примерами;
- Постоянное обращение к методу точной аналогии.
Проведение точной аналогии можно выделить как самый фундаментальный метод преподавания, позволяющий переходить к обобщениям, т.е. опять-таки к постижению языка как системы. Учитель не может употребить на уроках все слова из лексического запаса русского языка, но может научить принципиальному подходу к разрешению той или иной затруднительной ситуации.
Значительная группа наших учеников находится на заочном обучении, многие в силу разных причин не смогли посещать занятия в период сессии. В таких случаях еще большее значение имеет самоподготовка учащихся. Но ею надо руководить.
Мы предложили своим заочникам следующую систему подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку. Проанализировав опубликованные Минобразованием ЕГЭ, составили так называемые ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТЫ. С одной стороны они представляют собой план проведения занятий для преподавателей русского языка, а с другой – их можно использовать заочникам для самостоятельной подготовки, особенно тем, кто по каким-либо причинам пропустил занятия. В силу малого количества времени очень важно дать учащимся импульс для самостоятельной работы. Обычно мы обозначаем тему занятия, даем направление (какие знания и умения нужно приобрести), адресуем к учебным пособиям, в которых можно подчерпнуть необходимую для этого информацию, обращаем внимание, на чем конкретно следует сосредоточиться при подготовке к самоаттестации.
По окончании таких занятий должен быть проведен КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ по русскому языку. Информационные карты выдаются на руки, а необходимые учебные пособия заочники приобретают сами или пользуются нашей библиотекой.
Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагает им клише, которые помогут это сделать:
…-вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о ….
Автор обращается к актуальной теме – теме….
Это текст о….
Определив тему, формируем проблему текста (проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор).
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
…? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду «вечных» (Что есть добро, а что – зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным и т.д.). Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.
Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста – убедить читателя в том…
Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией «именительной темы». Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к «вечным» темам.
Как заканчивать сочинение? Сочинение – рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать «автор неправ», лучше употребить выражение «с автором трудно согласиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в сельской школе.
Проблемы по ЕГЭ являются актуальными в наше время.Но есть и плюсы по ЕГЭ....
Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
мастер-класс...
Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной
Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить применять полученные знания на практике, другими словами,...
Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку
Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...
Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"
Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «История Кузбасса» в условиях реализации ФКГОС 10-12 классы очно – заочная форма обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История Кузбасса»: учебник / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др.; Кемеровский ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....