Курс по русскому языку в 6 классе "Основы смыслового чтения"
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс по русскому языку в 6 классе "Основы смыслового чтения" | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова
Курс по русскому языку для 6 класса
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Составитель курса:
учитель русского языка литературы
высшей квалификационной категории
Слесарева Елена Михайловна
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по смысловому чтению (русский язык) для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В концепции универсальных учебных действий наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.
Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией. Данный учебный предмет является метапредметным курсом.
Количество часов курса – 17 (0, 5 ч).
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
- Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
- Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
- Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
- Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Результаты изучения курса:
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы курса являются следующие умения и качества.
- осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы курса являются:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
- умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
- умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы курса являются:
1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.
2. Сформированность следующих умений:
- различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;
- вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);
- находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;
- различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
- выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:
- пересказывать текст подробно, сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
- письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
- озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Структура курса:
Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 разделов:
«Речь и речевое общение»;
«Функциональные разновидности языка. Стилистика»;
«Виды речевой деятельности»;
«Текст как продукт речевой деятельности».
Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).
Завершается курс итоговой контрольной работой.
Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Формы контроля
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | ||||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ТЕОРИЯ_-ПРАКТИКА | ПРАКТИКА | КОНТРОЛЬ | |
1. Вводное занятие | 1 | 1 | |||
2. Речь и речевое общение | 4 | 1 | 1 | 2 | |
3. Функциональные разновидности языка. Стилистика | 2 | 1 |
| 1 | |
4. Виды речевой деятельности | 5 |
| 2 | 3 | |
5. Текст как продукт речевой деятельности | 4 | 1 | 2 | 1 | |
6. Итоговый контроль | 1 | 1 | |||
Итого: | 17 | 3 | 5 | 7 | 2 |
Содержание образования факультативного курса
Вводное занятие.
Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.
Раздел I: Речь и речевое общение.
Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения.
Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность.
Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.
Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты.
Раздел II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.
Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).
Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.
Раздел III. Виды речевой деятельности.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.
Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.
Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.
Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.
Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план).
Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.
Раздел IV. Текст как продукт речевой деятельности.
Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста.
Средства связи предложений и частей текста. План как вид информационной переработки текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Итоговый контроль
Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений пятиклассников.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятий | Кол- во час. | Дата | Формы организации занятий | Характеристика деятельности учащихся |
| ||||
1. Вводное занятие | 1 | Диагностическая работа. | Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами. | |
Раздел I: Речь и речевое общение (4 ч.) | ||||
2. Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека | 1 | Лекция. | Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. | |
3. Речевая ситуация. | 1 | Беседа, работа в парах. | Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи. | |
4. Практикум Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Учимся строить диалог и монолог. | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. | Уметь различать устную и письменную речь, диалог и монолог; | |
5. Практикум Свойства хорошей речи. Учимся редактировать свои и чужие тексты. | 1
| Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты. | |
Раздел II. Функциональные разновидности языка. Стилистика (2 ч.) | ||||
6. Стилистика. Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи. | 1 | Лекция. | Знать, что изучает «Стилистика»; основные признаки разговорной и книжной речи, виды книжной речи.
| |
7. Практикум Создание письменных высказываний разных стилей | 1 | Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы). | Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой), определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение. | |
Раздел III. Виды речевой деятельности (5 ч.) | ||||
8. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Аудирование как вид речевой деятельности. | 1 | Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации. | |
9. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. | Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию. | |
10. Практикум Работа с информацией. Источники информации. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ. | 1
| Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы).
| Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой. | |
11. Практикум Говорение как вид речевой деятельности. Виды пересказа. Подробный пересказ текста. Учимся пересказывать текст подробно. | 1
| Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы).
| Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику; передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. | |
12. Практикум Письмо как вид речевой деятельности. Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение). | 1
| Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы).
| Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность, соответствие теме и др.); излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана. | |
Раздел IV. Текст как продукт речевой деятельности (4 ч.) | ||||
13. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста | 1 | Лекция | Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка); соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); выделять главную и второстепенную информацию. | |
14. Что значит говорить и писать на тему? Главное в тексте - идея, основная мысль
| 1 | Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы | Определять тему текста; различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных; создавать текст на заданную тему. Определять основную мысль текста; находить ключевые слова и выражения. | |
15. Средства связи предложений и частей текста. План как вид информационной переработки текста | 1 | Сочетание коллективной и парной форм работы Коллективная форма работы | Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана. | |
16. Практикум Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи | 1 | Сочетание индивидуальной и групповой форм работы | Уметь производить элементарный комплексный анализ текста; работать самостоятельно по заданному плану; обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе. | |
17. Итоговый контроль | 1 | Итоговая контрольная работа | Уметь определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами. |
Учебно – методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223с.
4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
5.Междисциплинарная Программа Смысловое чтение http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
6.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным подходом. Теорет...
- Мне нравится (1)