Задание для работы в группах по теме "Лексика" в 5 классе
тест по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит задания для работы в группах при поторении изученного в разделе "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.zadanie_dlya_gruppovogo_zachyota.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание для группового зачёта по теме «Лексика и фразеология», 6 класс
- Вставьте вместо точек антонимы из помещённого ниже списка:
- Готовь сани …………………., а телегу………………………… .
- ……………………………… осудит, а ……………………………. рассудит.
- На ………………….каравай рот не разевай, а пораньше вставай да …………… добывай.
- …………………………………..стелет, да ………………………..спать.
- За что ………………………..., за то и …………………………… .
- За одного …………………………. двух ……………………………….. дают.
- На …………………………….. собака лает, а …………………………… кусает.
- Лучше …………………………… рыбка, чем ………………………………. таракан.
- По одёжке …………………………….. , по уму ………………………………… .
- ………………………………… голова, да ………………………… досталась.
Умная – дураку, маленькая – большой, купил – продаю, летом – зимой, глупый – умный, битый – небитый, чужой – свой, смелый – трусливый, мягко – жёстко, встречают – провожают.
- Выберите из списка общеупотребительных слов подходящее по смыслу:
- В некоторых странах до сих пор сохранился обычай ……………………………. мести.
- На мясокомбинате в Белоруссии делают …….……………. колбасу по старинным рецептам.
- Волки чуяли ……………………………… след, который тянулся за раненым лосем.
- В Музее народов Востока выставлены замечательные …………………… статуэтки с искусной резьбой.
- У старого каменотёса была жилистая и …………………………… фигура.
- Для первого навара в уху пошла самая мелкая и ……………………… рыба.
- Во многих древних городах России до сих пор виден оборонительный …………………... вал.
- Купив …………………………….. участок, семья построила дачу и посадила большой сад.
- После долгих лет работы под землёй старый шахтёр имел …………………………. цвет лица и чёрные крапинки на коже.
- Теперь можно обогнуть …………………………… шар за несколько часов, а когда-то у мореходов на это уходили годы.
Костлявая, костяная, костистая, земной, кровавый, кровяная, кровная, земельный, землистый, земляной.
- Обведите в кружок номера профессиональных слов, которые стали общеупотребительными:
- Стерильный
- Тральщик
- Акваланг
- Бинарный
- Перифраза
- Аэродром
- Сепия
- Макрокоманда
- Фронт
- Программист
- Обведите в кружок номера предложений, в которых есть диалектизмы:
- После пожара этот заброшенный человек приютился, или, как говорят орловцы, «притулился», у садовника Митрофана.
- Шкипер не знал, будет ли лучше.
- Ему показалось, что он только что заточился под одеяло, ткнулся головой в подушку.
- Это сооружение у нас называют ботом, им ботают по кустам да корягам, выпугивая оттуда рыбу и взбаламучивая воду.
- Вдруг все обернулись назад, за корму.
- Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундучка и полетела вниз – да о землю хлоп.
- Мы затоптали костёр, вскинули ружья и спустились с угора в низину, в лесную чащу, в топь.
- Угощение было богатое: пироги, щи со свежиной, похлёбка с потрохами.
- Он пишет автопортрет.
- Земляк ушёл в проход и тотчас принёс мне новенькую астролябию на подрезанном штативе.
- Обведите в кружок номера эмоционально окрашенных слов:
- Головастик
- Головёнка
- Языковая
- Языкастая
- Подойти
- Подскочить
- Хвостище
- Хвостатый
- Простак
- Упрощать
- Составьте пары синонимов: разговорный – общеупотребительный(напротив общеупотребительного слова поставьте номер разговорного) :
- Плохой сочинитель стихов
- Неразговорчивый человек
- Удирать
- Ленивый человек
- Рифмач
- Склонный к хвастовству
- Трусливо убегать
- Молчун
- Лентяй
- Хвастун
- Обведите в кружок номера архаизмов:
- Сажень
- Алтын
- Персты
- Кольчуга
- Почивать
- Фортеция
- Шелом
- Ланиты
- Конка
- Чело
- Обведите в кружок номера предложений, уместных в текстах книжного стиля, поставьте галочки рядом с предложениями, в которых есть устаревшие формы слов:
- Принимая во внимание сложившуюся обстановку, организаторы Олимпиады предоставили спортсменам дополнительный транспорт.
- Ты внемлешь голосу валов!
- Внимание слушателей ему обеспечено.
- Предлагаем вашему вниманию пособия для поступающих в вузы.
- Лучше всего оставить её болтовню без внимания.
- Жаль, что ты не внял голосу разума.
- Вечно он что-нибудь сказанёт.
- В этой победе сказалась сила и мощь русского оружия.
- Хватит тут сказки рассказывать!
- После смерти крепостного крестьянина его имя не сразу убирали из ревизских сказок, и Чичиков этим воспользовался.
- Обведите в кружок номера общеязыковых неологизмов:
- Бормотограф
- Межпланетный
- Лайкра
- Нейтрино
- Космофотосъёмка
- Луняне
- Авоська
- Керамзит
- Космопорт
- Пачкуля
10. Найдите предложения, в которых неправильно употреблены иноязычные(заимствованные) слова, уберите их (зачеркните) или замените русским словом.
- Во время 1.интервала между уроками ребята побежали в 2.буфет.
- На уроке 1.физкультуры случился неприятный 2.инцидент: сломались брусья.
- Попытка Миши без подготовки пробежать 1.кросс потерпела 2.фиаско.
- После уроков девочки со всех ног побежали через 1.сквер в 2.контрастирующие стороны.
- Музыкальные 1.интервалы – основа ладов. Их отношение строит 2.мелодию.
- Долгие 1.дебаты помогли сёстрам поделить 2.конфеты и другие подарки.
- В 1.контрольной работе лучшего ученика оказался 2.дефект.
- Все ждали конца урока и 1.фиксировали длину 2.диктанта.
- Наш 1.хор повесил 2.анонс перед выступлением во всех 3.коридорах.
- Всех болельщиков волнует подбор участников 1.кубковых 2.турниров Европы.
- Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из справочных материалов:
- Все знают, что он очень умный.
- Зря вы затеяли ссору: этот вопрос не заслуживает внимания.
- Бедная женщина непрерывно работает по дому, всё время чем-то занята.
- Весь месяц мы проводили эти опыты, а результат практически отсутствует.
- Стоило маме уйти из дома, дети успели нашалить: постирали её новые туфли.
- В этот раз ему не удастся уйти от наказания.
- Собрались болтушки обсуждать и осуждать подружку.
- Даже если мы заблудились, не стоит пугаться и бессмысленно суетиться.
- Незачем скрывать, что Петя лучше знает компьютерные игры, чем информатику.
- В последний момент щука сорвалась с крючка – и рыбак ничего не поймал.
Для справок: 1. Перемывать косточки
2. Семи пядей во лбу
3. Выеденного яйца не стоит
4. Остаться с носом
5. Вертеться как белка в колесе
6. Нечего греха таить.
7. Кот наплакал
8. Терять голову
9. Выкинуть фокус
10. Выйти сухим из воды
12. Обведите в кружок номера заимствованных фразеологизмов:
- Льёт как из ведра
- Перейти Рубикон
- За тридевять земель
- Ящик Пандоры
- Без зазрения совести
- Нить Ариадны
- Медвежья услуга
- Небо с овчинку показалось
- Дать зелёную улицу
- Когда рак на горе свистнет
13. Найдите соответствия русских фразеологизмов, пословиц иностранным (напротив русского напишите номер иностранного):
- Век живи, век учись
- Нельзя свистеть и пить воду. (исп.)
- Как волка ни корми, а он всё в лес смотрит.
- Одно «иметь» лучше, чем два «получу».(немецк.)
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Козу всегда тянет в горы. (исп.)
- Никто не стар для учёбы.(немецк.)
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Хочешь ехать – тащи тачку.(немецк.)
- Мягко стелет, да жёстко спать.
- На хорошего кота хорошая крыса.(франц.)
- Кто ничем не рискует, ничего не имеет.(франц.)
- Не убив медведя, шкуры не делят.
- Можете привести лошадь к воде, но не сможете заставить её пить.(англ.)
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Насильно мил не будешь.
- Нашла коса на камень.
- Наживка скрывает крючок.(англ.)
- Непойманные рыбы нехороши к столу.(немецк.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки-задания для работы в группах.
Работа в группах. 5 класс. К уроку литературы "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....
задания для работы в группах по теме Семья
Задания для работы в группе по теме "Семья". Составлен на материале мультфильма "Симпсоны". детям нужно разобраться в семейном древе знаментых персонажей и заполнить пропуски в заданиях. Ученики с удо...
План воспитательной работы в группе 8-9 классов школы-интерната
Перспективный план работы воспитателя с детьми обучающимися в 8-9 классах школы-интерната....
Карточки-задания для работы в группах при изучении романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"(Шенграбенское и Аустерлицкое сражения)
Данный материал можно использовать при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого"Война и мир",работая в группах,и при индивидуальном опросе....
Задания для работы в группах
Задания для работы в группах при изучении темы "Правописание корней с чередованием" для 6 класса. В ходе работы над текстом, посвящённому Году кино, дети должны составить памятку и алгоритм....
Дифференцированные задания для работы в группах.
Дифференцированные задания для работы в группах....
Задания для работы в группах (по стихотворениям С.А.Есенина).
Материалы к уроку изучения творчества С. А. Есенина....