Дифференцированные задания для работы в группах.
методическая разработка по русскому языку

Ларионова Светлана Анатольевна

Дифференцированные задания для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya_dlya_raboty_v_gruppah.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания для работы в группах.

1.Задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, обучающийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание);

2. Задания, в которых обучающийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть у обучающихся. Н: Определите сложное это предложение или простое, подсказывается способ определения: а) определите, сколько в этом предложении пар подлежащих и сказуемых; б) обратите внимание, нет ли в его составе предложений без подлежащих. Выполнение задания облегчается тем, что в предлагаемом тексте выделяются подлежащие и сказуемые.

 Другое задание: определите, какое это предложение -ССП или СПП. Для этого: а) посмотрите, зависимы или независимы эти предложения по смыслу; б) установите, какими – подчинительными или сочинительными- союзами они связаны. Для облегчения выполнения задания указывается, каким союзом связаны данные предложения.

3. Задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов- помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.

4. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, способствующие более прочному усвоению изучаемого материала. Н:1)найдите производящую основу(она равна основе того слова, от которого образовано данное слово).Рассуждайте так: чтобы найти в данном слове изменяемую часть, его надо изменить по родам, числам, падежам: школьный- школьная-школьное… Изменяемая часть (окончание)-ый,-ая,-ое. Следовательно в той форме слова, которую мы разбираем, окончание -ый. Оно имеет значение муж.р.,ед.ч., и.п.  Это падежное окончание. Основа -школьн-.

5. Задания с теоретическими справками, которые направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилом. Н:Пример применения правила при определении спряжения глаголов:1) Уч…м- образую неопределенную форму – учить, глагол на -ить, значит, он 2 спр., нужно в окончании писать и- учим.

   6.  В случае успешного усвоения материала (отслеживание результатов) обучающимся предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, то есть представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способов словообразования и т.д. Обучающимся либо указываю путь, по которому следует классифицировать данный материал, либо предлагаю самостоятельно выбрать его.

                  Упражнения с развивающими метапредметными заданиями.

  1. Установление сходства или различия языковых явлений. Н: установить сходство и различие в парах слов – эффектный- эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый. Цель: вывести определение понятия «паронимы» и показать практическую значимость понятия. Сходство устанавливаем на основе анализа формы:1) слова одной и той же части речи;2) однокоренные слова. Различие устанавливаем путем употребления в словосочетаниях: глиняный кувшин – глинистая почва.1)разное лексическое значение;2)различная сочетаемость. Выводим определение понятия: слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами. Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам.
  2. Выявление аналогии языковых явлений. Н: укажите омонимичные части речи, объясните их написание.
  3. Классификация языковых явлений. Н: Слова с приставками –пре,-при. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки: привет, примитив, преследовать, преступить, приступить. Варианты групп:-1) написание с –пре, написание с –при;2)в словах выделяются приставки – не выделяются;3) правописание слов, поддающихся правилу – правописание слов-омофонов :приступить к занятиям – преступить черту.
  4. Выделение общих, существенных свойств, понятий, явлений. Установление связей между отдельными языковыми элементами: четвертое- лишнее в..дремнул,бе..памятливый,бе...различие,ни..вергнуть.

                                                                                         

                         Задания для работы с текстом.                                    

  1. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать свое мнение.

Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропитались водой. Вода сочилась из расселин утесов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлепала под ногами.

Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утесов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлепающая под ногами.

Автору принадлежит первый текст.Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину: в ней нет жизни, движения. У автора вода сочилась, стояла, апдала, шлепала.

  1.  Аналитическое чтение.

Картина в Лувре работы неизвестного.

Его глаза – подземные озера.

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о боге.

Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом;

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки- белый мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек- колдуний

И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта,

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды.

В его душе печали без названья,

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать он не может.

Н.Гумилев.

 Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.

- Что вы видите на первом плане?

- Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой.

- Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?

- Первая часть стихотворения создает внешний вид человека.    Отражается ли во внешности его характер? Как?

- Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?

- Вторая часть- проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой человек перед нами?

- Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.

- Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилева убедительным?

- Какие чувства вызывает у поэта герой картины? Подтвердите ответ текстом.

- Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?

- Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?

Самостоятельная работа.

Рассмотреть репродукцию картины Н.Крамского «Неизвестная» и написать подражание Н.Гумилеву (композиция, синтаксический строй).

                                                                                                         

Вопросы и задания деятельностного типа

Гирлянда вопросов-заданий

Учебный возраст (класс): 11 класс

Автор, произведение: Татьяна Никитична Толстая,  «Чужие сны»

Ключевые вопросы содержательного плана, адаптированные для школьников на основе пособия (не менее 5 вопросов)

Задания деятельностного типа (в том числе: филологическая задача, смысловой кластер, клоуз-тест и др.). Не менее трёх.

Рефлексивные вопросы (метапр., личн.), направленные на осознание учащимися средств обучения (УУД) и личностных результатов. Не менее 4.

1Какова цель литературы постмодернизма?

2.Докажите, на примере  произведений Т.Толстой «Чужие сны», что «искусство нового времени — это деятельность по созданию смыслов».

3.Охарактеризуйте образ «дурной реальности» в  рассказе Т.Толстой «Чужие сны».

4.Есть ли «удивительное» и «странное» в произведениии?

5.Можно ли разгадать загадку чужих снов?

1.Выпишите из текста сочетания со словом «сон».Представьте свои варианты трактовки  значения слова в каждом из сочетаний.

2.В прочитанном эпизоде выделите слова,  связанные со смысловой организацией текста.  

3.Прочтите описание петербургской ночи с пропущенными ключевыми словами.

Предложите свои варианты подстановки слов.

1.Что удивило вас в городе снов?

2.Как вы узнали, кто «таился» у Маргариты  Фофановой «в ночь на 25 октября»?

3.Дайте оценку жителям  Петербурга.

4.Изменился ли ваш образ города на Неве по прочтении рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-задания для работы в группах.

Работа в группах. 5 класс. К уроку литературы "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....

МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ 9-Х КЛАССОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Руководствуясь результатами методики преподавания физики в соответствии с особенностями индивидуальных стилей познавательной деятельности и необходимости учета их в учебном процессе, была разработана...

задания для работы в группах по теме Семья

Задания для работы в группе по теме "Семья". Составлен на материале мультфильма "Симпсоны". детям нужно разобраться в семейном древе знаментых персонажей и заполнить пропуски в заданиях. Ученики с удо...

Карточки-задания для работы в группах при изучении романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"(Шенграбенское и Аустерлицкое сражения)

Данный материал можно использовать при изучении романа-эпопеи  Л.Н.Толстого"Война и мир",работая в группах,и при индивидуальном опросе....

Задания для работы в группах

Задания для работы в группах при изучении темы "Правописание корней с чередованием" для 6 класса. В ходе работы над текстом, посвящённому Году кино, дети должны составить памятку и алгоритм....

Задание для работы в группах по теме "Лексика" в 5 классе

Материал содержит задания для работы в группах при поторении изученного в разделе "Лексика"...

Задания для работы в группах (по стихотворениям С.А.Есенина).

Материалы к уроку изучения творчества С. А. Есенина....