Дифференцированные задания для работы в группах.
методическая разработка по русскому языку
Дифференцированные задания для работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannye_zadaniya_dlya_raboty_v_gruppah.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированные задания для работы в группах.
1.Задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, обучающийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание);
2. Задания, в которых обучающийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть у обучающихся. Н: Определите сложное это предложение или простое, подсказывается способ определения: а) определите, сколько в этом предложении пар подлежащих и сказуемых; б) обратите внимание, нет ли в его составе предложений без подлежащих. Выполнение задания облегчается тем, что в предлагаемом тексте выделяются подлежащие и сказуемые.
Другое задание: определите, какое это предложение -ССП или СПП. Для этого: а) посмотрите, зависимы или независимы эти предложения по смыслу; б) установите, какими – подчинительными или сочинительными- союзами они связаны. Для облегчения выполнения задания указывается, каким союзом связаны данные предложения.
3. Задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов- помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.
4. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, способствующие более прочному усвоению изучаемого материала. Н:1)найдите производящую основу(она равна основе того слова, от которого образовано данное слово).Рассуждайте так: чтобы найти в данном слове изменяемую часть, его надо изменить по родам, числам, падежам: школьный- школьная-школьное… Изменяемая часть (окончание)-ый,-ая,-ое. Следовательно в той форме слова, которую мы разбираем, окончание -ый. Оно имеет значение муж.р.,ед.ч., и.п. Это падежное окончание. Основа -школьн-.
5. Задания с теоретическими справками, которые направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилом. Н:Пример применения правила при определении спряжения глаголов:1) Уч…м- образую неопределенную форму – учить, глагол на -ить, значит, он 2 спр., нужно в окончании писать и- учим.
6. В случае успешного усвоения материала (отслеживание результатов) обучающимся предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, то есть представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способов словообразования и т.д. Обучающимся либо указываю путь, по которому следует классифицировать данный материал, либо предлагаю самостоятельно выбрать его.
Упражнения с развивающими метапредметными заданиями.
- Установление сходства или различия языковых явлений. Н: установить сходство и различие в парах слов – эффектный- эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый. Цель: вывести определение понятия «паронимы» и показать практическую значимость понятия. Сходство устанавливаем на основе анализа формы:1) слова одной и той же части речи;2) однокоренные слова. Различие устанавливаем путем употребления в словосочетаниях: глиняный кувшин – глинистая почва.1)разное лексическое значение;2)различная сочетаемость. Выводим определение понятия: слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами. Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам.
- Выявление аналогии языковых явлений. Н: укажите омонимичные части речи, объясните их написание.
- Классификация языковых явлений. Н: Слова с приставками –пре,-при. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки: привет, примитив, преследовать, преступить, приступить. Варианты групп:-1) написание с –пре, написание с –при;2)в словах выделяются приставки – не выделяются;3) правописание слов, поддающихся правилу – правописание слов-омофонов :приступить к занятиям – преступить черту.
- Выделение общих, существенных свойств, понятий, явлений. Установление связей между отдельными языковыми элементами: четвертое- лишнее в..дремнул,бе..памятливый,бе...различие,ни..вергнуть.
Задания для работы с текстом.
- Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать свое мнение.
Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропитались водой. Вода сочилась из расселин утесов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлепала под ногами.
Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утесов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлепающая под ногами.
Автору принадлежит первый текст.Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину: в ней нет жизни, движения. У автора вода сочилась, стояла, апдала, шлепала.
- Аналитическое чтение.
Картина в Лувре работы неизвестного.
Его глаза – подземные озера.
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки- белый мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек- колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды.
В его душе печали без названья,
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать он не может.
Н.Гумилев.
Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.
- Что вы видите на первом плане?
- Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой.
- Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
- Первая часть стихотворения создает внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
- Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
- Вторая часть- проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой человек перед нами?
- Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
- Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилева убедительным?
- Какие чувства вызывает у поэта герой картины? Подтвердите ответ текстом.
- Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
- Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?
Самостоятельная работа.
Рассмотреть репродукцию картины Н.Крамского «Неизвестная» и написать подражание Н.Гумилеву (композиция, синтаксический строй).
Вопросы и задания деятельностного типа
Гирлянда вопросов-заданий
Учебный возраст (класс): 11 класс
Автор, произведение: Татьяна Никитична Толстая, «Чужие сны»
Ключевые вопросы содержательного плана, адаптированные для школьников на основе пособия (не менее 5 вопросов) | Задания деятельностного типа (в том числе: филологическая задача, смысловой кластер, клоуз-тест и др.). Не менее трёх. | Рефлексивные вопросы (метапр., личн.), направленные на осознание учащимися средств обучения (УУД) и личностных результатов. Не менее 4. |
1Какова цель литературы постмодернизма? 2.Докажите, на примере произведений Т.Толстой «Чужие сны», что «искусство нового времени — это деятельность по созданию смыслов». 3.Охарактеризуйте образ «дурной реальности» в рассказе Т.Толстой «Чужие сны». 4.Есть ли «удивительное» и «странное» в произведениии? 5.Можно ли разгадать загадку чужих снов? | 1.Выпишите из текста сочетания со словом «сон».Представьте свои варианты трактовки значения слова в каждом из сочетаний. 2.В прочитанном эпизоде выделите слова, связанные со смысловой организацией текста. 3.Прочтите описание петербургской ночи с пропущенными ключевыми словами. Предложите свои варианты подстановки слов. | 1.Что удивило вас в городе снов? 2.Как вы узнали, кто «таился» у Маргариты Фофановой «в ночь на 25 октября»? 3.Дайте оценку жителям Петербурга. 4.Изменился ли ваш образ города на Неве по прочтении рассказа? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки-задания для работы в группах.
Работа в группах. 5 класс. К уроку литературы "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....
МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ 9-Х КЛАССОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Руководствуясь результатами методики преподавания физики в соответствии с особенностями индивидуальных стилей познавательной деятельности и необходимости учета их в учебном процессе, была разработана...
задания для работы в группах по теме Семья
Задания для работы в группе по теме "Семья". Составлен на материале мультфильма "Симпсоны". детям нужно разобраться в семейном древе знаментых персонажей и заполнить пропуски в заданиях. Ученики с удо...
Карточки-задания для работы в группах при изучении романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"(Шенграбенское и Аустерлицкое сражения)
Данный материал можно использовать при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого"Война и мир",работая в группах,и при индивидуальном опросе....
Задания для работы в группах
Задания для работы в группах при изучении темы "Правописание корней с чередованием" для 6 класса. В ходе работы над текстом, посвящённому Году кино, дети должны составить памятку и алгоритм....
Задание для работы в группах по теме "Лексика" в 5 классе
Материал содержит задания для работы в группах при поторении изученного в разделе "Лексика"...
Задания для работы в группах (по стихотворениям С.А.Есенина).
Материалы к уроку изучения творчества С. А. Есенина....