ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Еременко Светлана Леонидовна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности, знакомит их  с разнообразными художественными материалами и техниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risuyka_5-8_let.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                         Утверждаю

педагогического совета                             Директор МБУ ДО ДДТ

от «___»___________2019г.                             __________Н.П.Косик

Протокол № ______                                         «____»___________ 2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Художественное творчество для малышей» 

объединения «Рисуйка»

Уровень  программы:  ознакомительный

Срок  реализации  программы: 144 часа (два года)

Возрастная категория: от  5 до  8  лет

Вид программы: модифицированная

                   Автор-составитель:

                                       Светлана Леонидовна Еременко

                                                  педагог дополнительного образования

ст. Калининская

2019г.

  1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

В слове «дарование» что-то есть, но совсем не то, что предполагают люди…

Если человек хочет сделаться художником, если он наслаждается процессом писания… он может стать художником.

Винсент Ван Гог

Пояснительная  записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности, знакомит их  с разнообразными художественными материалами и техниками.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия художественным творчеством, лепкой. Для ребенка от 5 до 8 лет необходим определенный уровень развития мелкой моторики рук, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения формирует работа с пластичными материалами. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства.

Программа знакомит детей с различными видами художественного творчества: живописью, скульптурой, декоративным творчеством. Формирует представление об особенностях культуры и традициях русского народа, знакомит с практическими знаниями о различных материалах и техниках художественного творчества. Особое внимание в программе  уделяется  региональному компоненту, развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям казачества, особенностей истории Кубани,  природном – экологического своеобразия.

Полученные знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Выставка  вводит в увлекательный мир творчества, знакомит с разнообразными стилями и направлениями в нем, обучает основам реалистического изображения, развивает собственное творчество детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» является  программой художественной направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения в детском объединении «Рисуйка» учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы,  линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а  также о красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия художественным творчеством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Отличие программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она ориентирована как процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на овладение основами художественного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

 Процесс обучения художественному творчеству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся развиваются творческие начала. Занятия в детском объединении «Рисуйка» способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Структура деятельности на занятии создает условия для творческого развития учащихся  на различных возрастных этапах и предусматривает  их дифференциацию по степени одаренности и талантливости.

Адресат программы. Программа  рассчитана на  детей  от 5 до 8 лет с учетом психофизиологических  и возрастных особенностей. Младшие школьники и старшие дошкольники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Дети учатся видеть мир в живых красках. Активно используется игра. Закладывается фундамент личности, поэтому  важно зажечь в детях огонек  творчества.

В объединение могут приниматься как девочки, так и мальчики без предварительной подготовки, наличия особых способностей, но имеющих желание овладеть технологиями различных видов художественного творчества: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, его жанрами: натюрмортом, портретом, пейзажем и т.д. Количественный состав объединения – от 5 до 10 человек (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение  проводится  по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья в течение всего учебного года.

Основанием для отчисления являются: длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на ознакомительном  уровне, в очной форме, рассчитана на два года обучения.

Форма обучения – очная.

Режим занятий:  2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут) (для старших дошкольников) и 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 минут) (для школьников). Итого 2 часа в неделю, 72 часа в год. Весь период обучения (два учебных года) составляет 144 часа.

Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-мнутным перерывом для отдыха. Весь процесс обучения построен на дифференцированном подходе на всех этапах курса, позволяет в полном объеме реализовать  все способы и методы учебного процесса. С учетом типологических и психологических особенностей детей 5-8 лет программа позволяет правильно организовать учебный процесс, преемственную подборку учебного материала.

Виды занятий определяются содержанием программы. При этом используются беседы, учебные игры, конкурсы, выставки, выполнение самостоятельной работы, и др. При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории творчества в доступной для них  форме.

В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, скульптор, оформитель, мультипликатор, архитектор, дизайнер.

Формы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного воспитательного процесса позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информативно насыщенной.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Художественное творчество для малышей» объединения  «Рисуйка» - создание условий для формирования творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству и творчеству.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

образовательные:

- познакомить детей с различными видами художественной  деятельности и декоративно-прикладного творчества, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;

- научить понимать и применять в речевой коммуникации простейшие профессиональные термины: композиция; цветоведение, наименование основных графических приемов;

- развивать мелкую  моторику рук и глазомер, умение строить композицию, организуя композиционные связи между изображаемыми предметами;

- освоить практические приемы и навыки художественного творчества (рисунка, живописи и композиции, аппликации, скульптуры);

личностные:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- воспитание  усидчивости, настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, коммуникативности, самостоятельности;

- воспитание  уважительного отношения к русским традициям и национальной культуре;

- формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

метапредметные:

- формирование потребностей в нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;

-  формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности.

Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

В содержание учебного плана  входят 5 тем. В каждой теме выделены образовательная часть (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и художественном творчестве), воспитывающая часть (понимание значения художественного творчества, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которые способствуют развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, работы с натуры, по представлению и т.д.).

Срок реализации программы рассчитан на два года обучения.

Первый учебный год направлен на первичное знакомство с художественным творчеством, приобретением основных навыков художественного творчества, применения различных техник и приемов.

Второй учебный  год направлен на усовершенствование первичных знаний и умений учащихся, приобретенных навыков художественного творчества, применения различных техник и приемов, полученных в первый год обучения. Даёт подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе, переходу к обучению учащихся по программам базового уровня.

Учебный план для школьников

Первый год обучения

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, наблюдение

2.

Основы рисунка

16

2

14

Выставка

3.

Основы живописи

18

4

14

Выставка

4.

Декоративное творчество

22

4

18

Выставка

5.

Лепка

12

1

11

Просмотр выполненных работ

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка, анализ

Итого:

72

13

59

Второй год обучения

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, наблюдение

2.

Основы рисунка

16

2

14

Выставка

3.

Основы живописи

22

4

18

Выставка

4.

Декоративное творчество

18

4

14

Выставка

5.

Лепка

12

1

11

Просмотр выполненных работ

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка, анализ

Итого:

72

13

59

Итого за весь курс обучения:

144

26

118

Содержание учебного плана

Первый год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с программой, целями и задачами объединения на год, Уставом ДДТ, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

Практика: работа с карандашом, кисточкой и красками. Тренировка в воздухе кистью, затем на бумаге. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Беседа, наблюдение.

2. Основы рисунка – 16 часов

Теория: первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги. Простейшие правила организации процесса рисования: как расположить на столе художественные материалы и инструменты, как держать карандаш. Беседы о рисунке как основе любого произведения творчества, о различных сюжетах в рисунке. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: рисование с натуры и по памяти отдельных объектов - детских игрушек, овощей, фруктов, животных. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти природы (листья, ветки деревьев, цветов). «Черепаха», «Веточка калины», «Мой домашний питомец», «Жители леса», «Подводный мир», «Цветы в вазе», «Кубанская осень», «Три медведя». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

3. Основы живописи – 22 часа

Теория: знакомство с красками, три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения. Наброски в цвете с натуры, по памяти, по представлению осенних деревьев, птиц, животных, без предварительного рисунка карандашом. Передача в рисунках впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: народная роспись. Осенний пейзаж, натюрморт в живописи. «Цветочные узоры», «Букет в корзине», «Какого цвета радуга», «Пейзаж»,  «Сказочный персонаж», «Любимые цветы мамы», «Леса Кубани», «Морской берег», «Поля бескрайние». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление  выставки.

4. Декоративное искусство – 18 часов

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг. Сходство и различия. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: техника по влажному «Пушистые цыплята», «Лес в ночи» Аппликация «Снежная семья - Пингвины», «Кораблик на волнах», «Сказочный цветок». Кляксография. Выполнение творческой работы в технике поролоном «Зимняя сказка». Техника рисования свечой. Работа в технике рисования зубной щеткой. Набрызг – «Космические просторы», «Лес в ночи». Монотипия «Деревья, отраженные в воде». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

5. Лепка – 12 часов

Теория: развитие  воображения, видов мышления - логического и абстрактного, а также художественных способностей путем формирования умения выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его  можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – скульптор, архитектор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: лепка «Цветик-семицветик», пластилинография: «Золотая рыбка», «Ветка мимозы», поделка из пластилина: «Божья коровка», аппликация «Петушок». Работа на стекле пластилином. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

6. Итоговое занятие – 2 часа

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного года. Промежуточная  аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

Второй год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами, перспективами, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

Практика: работа с карандашом, кисточкой и красками. Тренировка в воздухе кистью, затем на бумаге. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Беседа, наблюдение.

2. Основы рисунка – 16 часов

Теория: первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги. Простейшие правила организации процесса рисования: как расположить на столе художественные материалы и инструменты, как держать карандаш. Беседы о рисунке как основе любого произведения творчества, о различных сюжетах в рисунке. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: рисование с натуры и по памяти отдельных объектов - детских игрушек, овощей, фруктов, животных. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти природы (листья, ветки деревьев, цветов). «Бабочка», «Птицы», «Теплые котята», «Орнамент», «Осенний натюрморт», «Осенний пейзаж», «Настроение», «Кубань – моя Родина». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

3. Основы живописи – 18 часов

Теория: знакомство с красками, три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения. Наброски в цвете с натуры, по памяти, по представлению осенних деревьев, птиц, животных, без предварительного рисунка карандашом. Передача в рисунках впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: народная роспись. Осенний пейзаж, натюрморт в живописи. «Жители Африки», «Жители леса», «Жители моря», «Осенние мотивы»,  «Иллюстрация к любимой книге», «Мамочка любимая моя», «Дары Кубани», «Морские просторы», «Родина моя», «Зимние мотивы», «Новогодняя сказка», «Новогодняя открытка». Игра «Раскрась цветами радуги» Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление  выставки.

4. Декоративное творчество – 22 часа

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг. Сходство и различия. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: техника по влажному «Одуванчики», «Закат», работа с поролоном «Снегопад» Аппликация «Милые зверьки», «Попугайчик», «Сказки из бумаги». Кляксография. Выполнение творческой работы в технике поролоном «Снегопад». Техника рисования свечой. Работа в технике рисования зубной щеткой. Набрызг – «Кубанские ночи», «Мокрый пес», «Выше облаков». Монотипия «На реке». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

5. Лепка – 12 часов

Теория: развитие  воображения, видов мышления - логического и абстрактного, а также художественных способностей путем формирования умения выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его  можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  скульптор, архитектор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: лепка «Кто живет в моем дворе», «Букет тюльпанов», «Грибная полянка», поделки из пластилина «Ветка сирени», аппликация «Эхо Войны». Работа на стекле пластилином. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

6. Итоговое занятие – 2 часа

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного года. Итоговая аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

Учебный план для дошкольников

Первый год обучения

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Беседа, наблюдение

2.

Основы рисунка

17

2

15

Выставка

3.

Основы живописи

18

4

14

Выставка

4.

Декоративное творчество

22

4

18

Выставка

5.

Лепка

13

1

12

Просмотр выполненных работ

6

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Выставка, анализ

Итого:

72

13

59

Второй год обучения

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Беседа, наблюдение

2.

Основы рисунка

17

2

15

Выставка

3.

Основы живописи

22

4

18

Выставка

4.

Декоративное творчество

18

4

14

Выставка

5.

Лепка

13

1

12

Просмотр выполненных работ

6

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Выставка, анализ

Итого:

72

13

59

Итого за весь курс обучения:

144

26

118

Содержание учебного плана

Первый год обучения

  1. Вводное занятие – 1 час

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с программой, целями и задачами объединения на год, Уставом ДДТ, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

Практика: работа с карандашом, кисточкой и красками. Тренировка в воздухе кистью, затем на бумаге. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Беседа, наблюдение.

2. Основы рисунка – 17 часов

Теория: первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги. Простейшие правила организации процесса рисования: как расположить на столе художественные материалы и инструменты, как держать карандаш. Беседы о рисунке как основе любого произведения творчества, о различных сюжетах в рисунке. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: рисование с натуры и по памяти отдельных объектов - детских игрушек, овощей, фруктов, животных. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти природы (листья, ветки деревьев, цветов). «Черепаха», «Веточка калины», «Мой домашний питомец», «Жители леса», «Подводный мир», «Цветы в вазе», «Кубанская осень», «Три медведя». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

3. Основы живописи – 22 часа

Теория: знакомство с красками, три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения. Наброски в цвете с натуры, по памяти, по представлению осенних деревьев, птиц, животных, без предварительного рисунка карандашом. Передача в рисунках впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: народная роспись. Осенний пейзаж, натюрморт в живописи. «Цветочные узоры», «Букет в корзине», «Какого цвета радуга», «Пейзаж»,  «Сказочный персонаж», «Любимые цветы мамы», «Леса Кубани», «Морской берег», «Поля бескрайние». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление  выставки.

4. Декоративное творчество – 18 часов

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг. Сходство и различия. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: техника по влажному «Пушистые цыплята», «Лес в ночи» Аппликация «Снежная семья - Пингвины», «Кораблик на волнах», «Сказочный цветок». Кляксография. Выполнение творческой работы в технике поролоном «Зимняя сказка». Техника рисования свечой. Работа в технике рисования зубной щеткой. Набрызг – «Космические просторы», «Лес в ночи». Монотипия «Деревья, отраженные в воде». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

5. Лепка – 13 часов

Теория: развитие  воображения, видов мышления - логического и абстрактного, а также художественных способностей путем формирования умения выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его  можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – скульптор, архитектор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: лепка: «Цветик-семицветик», пластилинография: «Золотая рыбка», «Ветка мимозы», поделка из пластилина: «Божья коровка», аппликация: «Петушок». Работа на стекле пластилином. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

6. Итоговое занятие – 1 час

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного года. Промежуточная  аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

Второй год обучения

  1. Вводное занятие – 1 час

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами, перспективами, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

Практика: работа с карандашом, кисточкой и красками. Тренировка в воздухе кистью, затем на бумаге. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Беседа, наблюдение.

2. Основы рисунка – 17 часов

Теория: первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги. Простейшие правила организации процесса рисования: как расположить на столе художественные материалы и инструменты, как держать карандаш. Беседы о рисунке как основе любого произведения творчества, о различных сюжетах в рисунке. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: рисование с натуры и по памяти отдельных объектов - детских игрушек, овощей, фруктов, животных. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти природы (листья, ветки деревьев, цветов). «Бабочка», «Птицы», «Теплые котята», «Орнамент», «Осенний натюрморт», «Осенний пейзаж», «Настроение», «Кубань – моя Родина». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

3. Основы живописи – 18 часов

Теория: знакомство с красками, три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения. Наброски в цвете с натуры, по памяти, по представлению осенних деревьев, птиц, животных, без предварительного рисунка карандашом. Передача в рисунках впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  художник, реставратор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: народная роспись. Осенний пейзаж, натюрморт в живописи. «Жители Африки», «Жители леса», «Жители моря», «Осенние мотивы»,  «Иллюстрация к любимой книге», «Мамочка любимая моя», «Дары Кубани», «Морские просторы», «Родина моя». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление  выставки.

4. Декоративное творчество – 22 часа

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг. Сходство и различия. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: техника по влажному: «Солнечный край», «Закат» Аппликация: «Милые зверьки», «Попугайчик», «Сказки из бумаги». Кляксография. Выполнение творческой работы в технике поролоном «Снегопад». Техника рисования свечой. Работа в технике рисования зубной щеткой. Набрызг – «Кубанские ночи», «Выше облаков». Монотипия «На реке». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

5. Лепка – 13 часов

Теория: развитие  воображения, видов мышления - логического и абстрактного, а также художественных способностей путем формирования умения выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его  можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  скульптор, архитектор и др. Продолжение знакомства с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: лепка: «Кто живет в моем дворе», «Букет тюльпанов», «Грибная полянка», поделки из пластилина: «Ветка сирени», аппликация «Эхо Войны». Работа на стекле пластилином. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

6. Итоговое занятие – 1 час

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного года. Итоговая аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

Планируемые результаты освоения программы.  Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами художественного творчества может каждый по- настоящему желающий этого ребенок.

  В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по Художественному творчеству,  духовному и культурологическому воспитанию, эстетическому и нравственному совершенствованию,  формированию внутренней культуры, дисциплины, воли, коллективизма, воспитания  уважения к окружающим, старшим - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:

Знания

Умения

к концу первого года обучения

- Простейшие правила организации процесса рисования.

- Знакомство с красками, три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения.

- Знакомство с новым видом деятельности. Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг. Сходство и различия. Цвет и фактура.

- Лепка - объемное изображение.

- умение применять на практике теоретические знания;

- рисование с натуры и по памяти и представлению отдельных объектов

- правильная цветопередача холодных и теплых оттенков и цветов;

- знание основ смешивания красок.

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

- правильность передачи формы и характера изделия.

к концу второго года обучения

- Простейшие правила организации процесса рисования.

- Закрепление знаний. Три основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Светотеневые отношения.

- Техника по влажному, аппликация, кляксография, работа с поролоном, техника рисования свечой, техника рисования мятой бумагой, набрызг.

- Лепка - объемное изображение.

- умение применять на практике теоретические знания;

- совершенствование умений;

- рисование с натуры и по памяти и представлению отдельных объектов

- правильная цветопередача холодных и теплых оттенков и цветов;

- знание основ смешивания красок.

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

- правильность передачи формы и характера изделия.

Планируемые результаты освоения программы раскрываются в триединстве реализованных  задач:

образовательные:

- учащиеся  ознакомлены с различными видами художественной деятельности и декоративно-прикладного творчества, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;

- умеют  понимать и применять в речевой коммуникации простейшие профессиональные термины: композиция; цветоведение, наименование основных графических приемов;

- развиты  мелкая  моторика рук  и глазомер, умение строить композицию, используя  композиционные связи между изображаемыми предметами;

- освоены практические приемы и навыки художественного творчества (рисунка, живописи и композиции, аппликации, скульптуры);

личностные:

- сформировано эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- развиты  навыки  усидчивости, настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, коммуникативности, самостоятельности;

- развиты творческие способности, фантазия и воображение, образное мышление;

- проявляется   уважительное отношение к русским традициям и национальной культуре;

- приобретены навыки  культуры общения и поведения в социуме, потребности в здоровом образе жизни;

метапредметные:

- сформированы навыки  применения  нестандартных приемов и решений при реализации творческих идей;

- сформированы навыки  аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;

-  сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности.

В конце обучения учащийся сможет знать:

- разнообразие материалов, применяемых при изображении;

- как устроено дерево, схемы изображения птиц, животных, человека в стойке и движении;

- линию и пятно как средства выражения в графике и их характер;

- основы создания узора на основе стилизаций и схем;

- основные и составные цвета, качества цвета;

- жанры художественного творчества (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический, анимомистический, скульптура, графика, декоративно-прикладное творчество).

Учащийся сможет уметь:

- пользоваться карандашом и гуашевыми красками для выражения своих замыслов;

- использовать народные приемы в лепке;

- не бояться изображать фигуры людей, птиц, животных, транспортные средства, пользуясь простейшими схемами;

- строить различные орнаментальные композиции на программные темы;

- выполнять этюды и зарисовки несложных плоских форм;

- пользоваться трафаретной техникой шрифта.

Учащийся сможет проявлять коммуникативные качества:

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни.

Формы подведения итогов. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:  

- конкурса;

- выставки детских работ;

- открытых занятий;

- итоговой выставки работ;

- итоговой аттестации учащихся.


2. Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

1 год обучения: 01.09.2019-31.05.2020

2 год обучения: 01.09.2019-31.05.2020

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

-

Место проведения занятий

ДДТ – каб.№21, СОШ №1 – 2

Режим занятий

2 раза в неделю по 1 академическому часу или 1 раз в неделю по 2 академических часа

Форма занятий

групповая

Сроки контрольных процедур

Начало учебного года. Середина учебного года. Конец учебного года

Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок

-

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках, выставках)

Участие в мероприятиях ДДТ

(по плану)

Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу (Приложение№1).

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий  данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий   обеспечивает атмосферу художественной мастерской,  лектория.  Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические требования  допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса.

Необходимые материалы и инструменты: бумага, ватман, бумага для пастели, картон,  гуашевые краски,    кисти (щетина, белка, синтетика), перья, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, мыло, свеча, соль, губка  т.д. 

Методическое обеспечение:

- словарь терминов и понятий;

- перечень расходных материалов, необходимых для работы на занятиях;

-  аудио- и видеоматериалы;

- наглядно-демонстрационный материал (дидактический       материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).

- календарный учебный график;

- диагностический инструментарий (диагностическая карта);

- разработки педагога информационного характера (беседы,  викторины, кроссворды и т.д.);

- разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий;

- планы-конспекты занятий;

- инструкции по ТБ.

Дидактический материал: бумага, карандаш, ластик, точилка, ножницы, кисточки, гуашь, стаканчик (непроливайка), палитра, тряпочка ХБ, трубочка для коктейля, цветная бумага, клей ПВА, свеча, зубная щетка, пластилин и масса для лепки, поролон, разработки игр и занятий.

Информационное обеспечение: специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Применяемые обучающие программы: Paint; Microsoft Office PowerPoint; интернет-источники.

Формы аттестации

Механизмом итоговой оценки результатов учащихся в ходе реализации данной программы является контроль знаний, умений и навыков.

Текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, анализ проделанной работы.

Итоговый (май) – итоговая аттестация. Критериями оценки результатов обучения являются:

  • самостоятельная творческая деятельность;
  • композиционное построение (выбор размера рисунка, расположения изображения в формате);
  • передача пространственных соотношений предметов (ближе - дальше, ниже - выше);
  • выразительность цветового решения, (гармоничные цветовые сочетания);
  • характер формы предметов, передача пропорций, объема;
  • колористическое решение (гармоничные цветовые сочетания);
  • владение техникой исполнения (владение художественными инструментами и материалами, способами изображения).

В ходе освоения программы применяются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, просмотр выполненных работ, анализ, выставка, наблюдение, диагностические карты, изучение результатов продуктивной деятельности учащихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка детского творчества, участие в конкурсах, открытое занятие.

Оценочные материалы. В ходе реализации программы, с целью оценки качества воспринимаемого учебного материала учащимися объединения проводится диагностика.

Для удобства и наглядности проведения анализа, диагностики и контроля знаний и умений учащихся применяется диагностическая карта (приложение №2):

№ п\п

Ф.И.О. ребенка

Вводное занятие

Основы рисунка

Основы живописи

Декоративное искусство

Лепка

Итоговое занятие

Показа-тель

Показа-тель

Показа-тель

Показатель

Показа-тель

Показа-тель

Показатели уровня освоения образовательной программы по каждому разделу определяются следующим образом:

- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; в работе не испытывает особых трудностей; выполняет задания самостоятельно, с элементами творчества;

- средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 80-60%; работает с практической помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 60% предусмотренных знаний, умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе; в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.

Анализ, диагностика и контроль знаний и умений учащихся по итогам первого года обучения осуществляется по следующим критериям:

Вводное занятие:

- оценка первоначальных знаний и умений учащихся в начале образовательного процесса.

Основы рисунка:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильное построение композиции;

- передача перспективы и формы.

Основы живописи:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильная цветопередача сюжета и предметов.

Декоративное искусство:

- умение применять на практике теоретические знания;

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

Лепка:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильность передачи формы и характера изделия.

Итоговое занятие:

- оценка и анализ знаний и умений учащихся по итогам освоения образовательной программы.

Анализ, диагностика и контроль знаний и умений учащихся по итогам второго года обучения осуществляется по следующим критериям:

Вводное занятие:

- оценка знаний и умений учащихся в начале образовательного процесса.

Основы рисунка:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильное построение композиции;

- передача перспективы и формы.

Основы живописи:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильная цветопередача сюжета и предметов.

Декоративное искусство:

- умение применять на практике теоретические знания;

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

Лепка:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильность передачи формы и характера изделия.

Итоговое занятие:

- оценка и анализ знаний и умений учащихся по итогам освоения образовательной программы.

Методические материалы

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.

Для освоения программы учащимися используются:

  • методы обучения:

- словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога;

- наглядные: демонстрация педагогом образцов, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и  т.д.;

- репродуктивный метод – метод практического показа.

  • методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- проектно-исследовательский – творческая работа учащихся.

  • методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Конкретные проявления определённого метода на практике – игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Основные части занятия:

  • введение – создание эмоционального отношения к работе;
  • обсуждение пройденного ранее материала;
  • знакомство с новым материалом – беседа, работа с  дидактическими  материалами;
  • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
  • творческая  деятельность детей;
  • выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

Педагогические технологии

В данной программе широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Цель педагогической деятельности - это приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности учащегося и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость изменения учебно-воспитательного процесса.

В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности учащегося, его творческих способностей, интереса к учебному процессу, формирования умения и желания учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • сделать занятие современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
  • приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания между педагогом и учащимся;
  • развить мотивацию учащихся и как следствие повышения качества знаний;
  • расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
  • формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развивать творческие способности учащихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебному процессу, так и самостоятельной творческой деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современные подходы к подаче учебного материала предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности педагога:

  • использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
  • формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в художественном творчестве.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях в объединении способствует:

  • активации познавательной деятельности;
  • формированию и развитию личности;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • раскрепощению, созданию эмоционального настроя;
  • развития творческо-информационного мышления памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор;
  • всестороннему развитию личности.

Работая над проблемой развития творческих способностей на занятиях художественной деятельностью, педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому применяется технология развивающего обучения.

Данная технология направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, на познание себя как личности, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения. На первом плане - развитие учащихся в различных видах деятельности, формирование познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности. Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом.

К развивающим технологиям относятся игровые технологии. Игра на занятии помогает быстро вовлечь всех учащихся в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учащимися, располагает к активной работе. С помощью дидактической игры «Холодно - тепло» я обучаю учащихся температурному восприятию цвета, различать холодные и теплые цветовые гаммы, эмоционально воспринимать цвета добра и зла, радости и уныния, так как они должны быть различными. Так же по теме «Основы живописи» применяется игра «Чудесная палитра», где дети самостоятельно смешивают краски различных цветов, и на собственном опыте познают данную тему.

Информационно-коммуникационные технологии на занятии рассматриваются:

  • не как цель, а как еще одно средство обучения;
  • как источник дополнительной информации;
  • как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  • как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность. 

Применение мультимедиа в работе с детьми даёт возможность подать информацию нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач на занятиях, повышают мотивацию детей, привлекают внимание.

Использование мультимедиа на занятии сначала воспринимается учащимися на уровне игры, поэтому вовлечение их с более серьезную творческую работу происходит постепенно, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья учащихся. Важным пунктом является контроль санитарного состояния помещения (влажная уборка, проветривание, освещение). Проведение инструктажей по технике безопасности, при чрезвычайных ситуациях. Регулярное использование   технологий улучшает психологический климат в объединении, снижает количество пропусков занятий по болезни и приобщает детей стремиться к здоровому образу жизни. Ребята активны на занятиях, и это положительно сказывается на усвоении ими программы, качество знаний повышается. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

Технология  сотрудничества – это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. Сначала организовывается групповая работа, но основная практическая часть занятий – это самостоятельный творческий поиск учащихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Технология сравнения – один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла.

Конструирование, как вид художественного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Дифференциация предполагает выполнение учащимся индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих товарищей, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

 Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда учащихся проявляются в оформлении кабинета, организации выставок и др. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела, полугодия, года, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

При планировании занятий учитываются возрастные особенности детей. На занятиях обязательно   используются дидактический материал, схемы и образцы изделий. Декоративно-прикладной вид творчества           требует индивидуального подхода к каждому ребенку независимо от способностей и одаренности. Поэтому при групповой форме обучения                     присутствует индивидуальный подход к каждому учащемуся при изготовлении нового изделия. Одаренные и талантливые дети могут развить свою индивидуальность, творчество и фантазию, выполнять более сложные по уровню работы, композиции, сувениры, и т.д. Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, демонстрация видеоматериалов.

Учебный процесс проходит с наблюдением и выявлением талантливых и  одаренных детей. 

Деятельность по развитию одаренности у учащихся осуществляется по двум направлениям:

  1. выявление детей с явными или скрытыми признаками одаренности;
  2. психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:

- развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;

- развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Предположения о наличии талантливости и одаренности ребенка основываются на особенностях художественной деятельности детей, выявленные Комаровой Т.С. и Казаковой Т.Г.:

  • расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;
  • предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски;
  • переход от схематического к реалистическому изображению;
  • функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;
  • смешанные проекции в рисунке;
  • богатая тематика рисунков;
  • использование в работе большого количества материалов и техник;
  • практическая направленность продуктивной деятельности;
  • стремление к экспериментированию с различными материалами;
  • специфичность цветовых решений.

Выявление талантливости и одаренности у учащихся проходит через:

- наблюдения и беседы с ребенком;

- мониторинг развития художественных способностей детей на начало и конец учебного года;

- анализ продуктов деятельности.

С большей степенью вероятности были сделаны предположения о наличии художественной одаренности у детей, которые:

- проявляли большой интерес к визуальной информации;

- проводили много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрировали опережающую свой возраст умелость;

- осознано строили композицию рисунков.

Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей.

После выявления одаренного ребенка, ему даются задания (работы) более сложного уровня в соответствии с учебной программой, чтобы не возникало противоречий. Важно, что дополнительные задания, позволяющие дать более глубокие навыки или умения, гармонично дополняют учебную программу. Работа с детьми с художественной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику  развития художественной деятельности и ее специфику.

В детском коллективе полезно дружественное соперничество. Отличные результаты приносят частые игры, викторины, мероприятия. По окончании учебного года выполняется анализ работы с детьми. Он позволяет оценить, насколько эффективно проводилась эта деятельность. В случае необходимости вносятся коррективы в годовой план работы с детьми.    

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д. 

  1. Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество» объединения  «Юный художник» обсуждается на методическом, принимается  на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ.

        Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

Законодательная  база:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным         программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  5. Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;  
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
  8. Устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
  9. Локальные акты ДДТ.

Список используемой литературы:

 - для педагога:

Интернет-источники:

  1. Объемный рисунок и перспектива / Э. Норлинг; пер. М. Авдониной – М.: Издательство  «ЭКСМО», 2004.

http://graf74.ru/lit/1_%D0%9E%D1%81%D0%BD/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%20(%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3).pdf

  1. Рисунок карандашом / Джин Фрэнкс; пер. с англ. Е. Ильиной. – М.: АСТ: Астрель, 2007  

http://graf74.ru/lit/1_%D0%9E%D1%81%D0%BD/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC.pdf

  1. Портрет. Уроки мастерства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. http://graf74.ru/lit/2_%D0%A7%D0%B5%D0%BB/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82.%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20(%D0%A5%D0%BE%D1%81%D0%B5%20%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD).pdf
  2. Рисуем пейзажи / Б.Барбер; пер. с англ. О.Вирязовой. – М.: Издательство Эксмо, 2018  

https://aldebaran.ru/author/barber_barrington/kniga_risuem_peyizaji_prakticheskiyi_kurs_dlya/

  1. Анатомия для скульпторов - Заринс У., Кондратс С. - 2014г.

https://www.math-solution.ru/books/9141

  1. Естественный путь к рисованию / К. Николаидис; пер. с англ. Е.Л. Кудрявцева; Мн.: ООО «Попурри», 2003  

https://mexalib.com/view/33566

  1. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Б. Хогарт; пер. с англ. В.С. Матвеева. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; 2001  https://mexalib.com/view/26537
  2. Техники работы с бумагой / А.Зайцева; М.: «Издательство «Эксмо», 2010.

https://avidreaders.ru/read-book/tehniki-raboty-s-bumagoy-bolshaya-enciklopediya.html

  1. Скульптура для начинающих / К. Хессенберг; пер. с англ. Н.А.Поздняковой; М.: «Издательство «АРТ-Родник», 2006    http://www.k-v-n.ru/biblioteka/knigi-dlya-skulptorov-i-hudojnikov/317-skulptura-dlya-nachinayuschih.html
  2. Как построить композицию и перспективу / Н.Гинсбург; М.: АСТ – Астрель, 2002  

https://eknigi.org/zhivopis_i_risovanie/184543-kak-postroit-kompoziciyu-i-perspektivu.html

  1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
  2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44stranamasterov.ru/
  4. http://pro-risunok.ru/
  5. http://www.koob.ru/draw/
  6. www.alleng.ru/edu/art3.htm
  7. http://iknigi.net/avtor-tamara-komarova/72164-detskoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-dlya-raboty-s-detmi-2-7-let-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-pedagogov-tamara-komarova/read/page-1.html
  8. https://alleng.org/d/art/art572.htm
  9. http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006
  10. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7409439/
  11. http://www.studmed.ru/iskusstvo-i-iskusstvovedenie/izobrazitelnoe-iskusstvo/?page=38
  12. https://www.maam.ru/detskijsad/aplikacija-kak-vid-hudozhestvenoi-dejatelnosti-doshkolnik.html
  13. https://studwood.ru/1722087/pedagogika/lepka_produktivnoy_deyatelnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
  14. https://www.daniil-belov.com/ru/osnovy-kompozitsii-v-zhivopisi-risunke-izo
  15. https://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
  16. https://say-hi.me/obuchenie/osnovy-risovaniya-portreta-proporcii-i-rakursy.html
  17. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html
  18. http://www.artprojekt.ru/school/painting/
  19. https://babyps.livejournal.com/406486.html
  20. http://www.o-krohe.ru/tvorchestvo/kraski-dlya-risovaniya/
  21. https://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
  22. http://www.refer.ru./
  23. http://www.artanphoto.ru
  24. www.1setember.ru 4. http://WWW.RUSMUSEUM.RU
  25. http//www.tretyacov.ru
  26. http;//www.wort-art.ru Wort Art -
  27. http//www. Russifnculture.ru
  28. http://archi.ru
  29. http://www.portal - school.ru/links/
  30. http://www. museum - online.ru
  31. www.artrusse.ca/Russian/Khokhloma rus.htm
  32. http.//suhobuzimo.mmc24448.crjss=edu/ru/index.html
  33. http://www.smalbau.ru/
  34. http://www.artandphoto.ru/

- для учащихся и родителей:

Интернет-источники: интернет-источники:

  1. http://iknigi.net/avtor-tamara-komarova/72164-detskoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-dlya-raboty-s-detmi-2-7-let-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-pedagogov-tamara-komarova/read/page-1.html
  2. https://alleng.org/d/art/art572.htm
  3. http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006
  4. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7409439/
  5. http://www.studmed.ru/iskusstvo-i-iskusstvovedenie/izobrazitelnoe-iskusstvo/?page=38
  6. https://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
  7. http://www.refer.ru./
  8. http://www.artanphoto.ru
  9. www.1setember.ru 4. http://WWW.RUSMUSEUM.RU
  10. http//www.tretyacov.ru
  11. http://www.o-krohe.ru/tvorchestvo/kraski-dlya-risovaniya/
  12. https://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
  13. http://www.refer.ru./
  14. http://www.artanphoto.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного лоскутного шитья "Цветная сказка"

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Знакомство с мюзиклом для малышей.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...

Справка по итогам мониторинга освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Русский дом» и «Любимые малыши»

Аналитические материалы сравнительной таблицы сохранности контингента обучающихся за последние 2 года (2019-2021 г.г.)Уровень качества ЗУН обучающихся - уровневый мониторинг по окончании учебного года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральная мастерская»

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся и их дальнейшего самоопределения, посредством изучения профессий театрального костюмера и гримёра. Цель может быть достигнута при решении ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Секреты актёрского мастерства»

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства. В соответствии с целью, поставленной данной образовательной общеразвивающей программой, выделяется ряд...