ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Орленок» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-патриотическая студия «Орленок» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012г. № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172-р, Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 27.11.2009г. №2499).
В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Направленность программы – художественная.
Программа ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-нравственного воспитания, профессиональную ориентацию учащихся.
Актуальность программы вокальной-хоровой студии связана с тем, что на уроках музыки нет возможности развить в полном объёме вокальные способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении, более углублённо изучать теоретическую основу музыки. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Данная программа имеет глубокие межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, что дает возможность углубить и расширить знания детей по данным предметам.
Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Образовательные:
- формирование певческих и исполнительских умений и навыков;
- овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату;
- становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма.
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
- формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
- развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления;
- формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.
Метапредметные:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих сверстников;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
- делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками, родителями;
- использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и
литературы;
- исполнять эстрадные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- воспитание эмоционально положительного отношения к искусству, потребности к саморазвитию, самостоятельности;
- планирование, контроль и оценка собственных действий;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Отличительные особенности программы:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через деятельность вокального кружка расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 1,5 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита и песенным репертуаром композиторов родного края;
- содержание программы «Вокально-патриотической студии «Орленок» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы;
- в целях мотивации учащихся к учебно-познавательно деятельности, повышения их интеллектуального уровня и раскрытия творческих способностей, в рамках общеразвивающей программы возможна проектная деятельность.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа адресована обучающимся 11-14 лет. Обучение проводится с учетом возрастных возможностей, индивидуальных способностей детей, их уровня знаний, умений, навыков, полученных на уроках музыки.
Объем программы и срок ее освоения: 224 часов на полтора обучения.
Особенности организации образовательного процесса: приём в студию «Орленок» свободный, проводится по желанию детей и родителей. Все дети обязательно прослушиваются руководителем музыкального объединения с целью определения начальных музыкальных данных каждого учащегося. Формирование групп происходит в зависимости от поставленной учебной задачи и предполагает коллективное обучение в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlenok_programm-_3.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА№ 224»
Согласовано | Утверждаю | |
Педагог-организатор | Директор ГБОУ Школа № 224 | |
__________________ М.Б. Полещук | __________________ / А.С. Федоров | |
Дата ____________________ 2019 г. | Дата __________________ 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Орленок»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 14 месяцев
Год обучения: первый
на 2020 – 2022 учебный год
Количество часов:
всего 224 часа
в неделю 4 часа
Составитель программы:
Чехова Л. А.
Москва, 2020 г.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-патриотическая студия «Орленок» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012г. № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172-р, Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 27.11.2009г. №2499).
В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Направленность программы – художественная.
Программа ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-нравственного воспитания, профессиональную ориентацию учащихся.
Актуальность программы вокальной-хоровой студии связана с тем, что на уроках музыки нет возможности развить в полном объёме вокальные способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении, более углублённо изучать теоретическую основу музыки. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Данная программа имеет глубокие межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, что дает возможность углубить и расширить знания детей по данным предметам.
Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Образовательные:
- формирование певческих и исполнительских умений и навыков;
- овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату;
- становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма.
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
- формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
- развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления;
- формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.
Метапредметные:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих сверстников;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
- делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками, родителями;
- использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и
литературы;
- исполнять эстрадные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- воспитание эмоционально положительного отношения к искусству, потребности к саморазвитию, самостоятельности;
- планирование, контроль и оценка собственных действий;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Отличительные особенности программы:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через деятельность вокального кружка расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 1,5 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита и песенным репертуаром композиторов родного края;
- содержание программы «Вокально-патриотической студии «Орленок» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы;
- в целях мотивации учащихся к учебно-познавательно деятельности, повышения их интеллектуального уровня и раскрытия творческих способностей, в рамках общеразвивающей программы возможна проектная деятельность.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа адресована обучающимся 11-14 лет. Обучение проводится с учетом возрастных возможностей, индивидуальных способностей детей, их уровня знаний, умений, навыков, полученных на уроках музыки.
Объем программы и срок ее освоения: 224 часов на полтора обучения.
Особенности организации образовательного процесса: приём в студию «Орленок» свободный, проводится по желанию детей и родителей. Все дети обязательно прослушиваются руководителем музыкального объединения с целью определения начальных музыкальных данных каждого учащегося. Формирование групп происходит в зависимости от поставленной учебной задачи и предполагает коллективное обучение в группе.
Режим занятий:
Занятия проходят 3 раза в неделю по 1-2 академическому часу. Общее количество часов в год – 144 часов из расчета 36 учебных недель.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами. Форма занятий – групповая в сочетании с комплексом воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры. На хоровых занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на всех учащихся- коллективное воздействие и индивидуальный подход к каждому участнику коллектива.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата
• особенности и возможности певческого голоса
• гигиену певческого голоса
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко».
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
• петь короткие фразы на одном дыхании
• в подвижных песнях делать быстрый вдох
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен
• петь легким звуком, без напряжения
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку
• жанры вокальной музыки
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
• точно повторить заданный звук
• в подвижных песнях делать быстрый вдох
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса
• петь чисто и слаженно в унисон
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен
• дать критическую оценку своему исполнению
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов
• жанры вокальной музыки
• типы дыхания
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта
• реабилитация при простудных заболеваниях
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
- обучающиеся владеют базовыми певческими навыками, навыками пения в хоре, ансамбле, сольно(одно-и двухголосие), музыкально-сценического поведения.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Форма аттестации.
В оценке степени результативности программы дополнительного образования необходимо различать личностный и деятельностный аспекты.
В рамках аттестации результатов принимаются:
• зачетные занятия по знанию вокально-хоровых навыков
• тестирование по основам охраны голосового аппарата
• показательные выступления
• концерты
• концерты на уровне округа и города
самоанализ
• создание проектов.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Материалы опроса, журнал посещаемости, грамоты, дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: концерт-зачет, открытое занятие, конкурс, концерт, праздник.
Материально техническое обеспечение: занятия проводятся в кабинете, оборудованном столами, стульями, музыкальным инструментом (синтезатор), аудио- и видео- аппаратурой.
Информационное обеспечение: аудиозаписи (компакт-диски серии «Композиторы-детям», «Я-пою»), интернет ресурсы (x-minus.org)
Кадровое обеспечение: в реализации программы занят педагог, имеющий высшее музыкально-педагогическое образование.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п Название разделов и тем занятий | Кол-во часов | Форма контроля | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1. Пение как вид музыкальной деятельности. | 20 | 7 | 13 | |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | опрос | |
1.2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | 1 | 1 | текущий контроль |
1.3 | Строение голосового аппарата. | 1 | 1 | 1 | беседа |
1.4 | Правила охраны детского голоса. | 2 | 1 | 1 | опрос |
1.5 | Вокально-певческая установка. | 9 | 2 | 7 | текущий контроль |
1.6 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 5 | 1 | 4 | текущий контроль |
2 | Раздел 2. Формирование детского голоса. | 25 | 6 | 19 | |
2.1 | Звукообразование. | 5 | 1 | 4 | текущий контроль |
2.2 | Певческое дыхание. | 5 | 2 | 3 | текущий контроль |
2.3 | Дикция и артикуляция. | 5 | 1 | 4 | текущий контроль |
2.4 | Речевые игры и упражнения. | 4 | 1 | 4 | текущий контроль |
2.5 | Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. | 6 | 1 | 4 | текущий контроль |
3 | Раздел 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 18 | 4 | 14 | |
3.1 | Народная, патриотическая песни. | 3 | 1 | 2 | участие в конкурсах, концертах |
3.2 | Произведения русских композиторов - классиков. | 3 | 1 | 2 | участие в конкурсах, концертах |
3.4 | Произведения современных отечественных композиторов. | 5 | 1 | 4 | участие в конкурсах, концертах |
3.5 | Сольное пение. | 7 | 1 | 6 | участие в конкурсах, концертах |
4 | Раздел 4. Игровая деятельность, театрализация. | 8 | 8 | ||
4.1 | Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. | 4 | 4 | отчетный концерт | |
4.2 | Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. | 4 | 4 | отчетный концерт | |
5 | Раздел 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 5 | 5 | ||
5.1 | Певцы, музыканты и композиторы России | 5 | 5 | беседа | |
5.2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 1 | 1 | экскурсия | |
6 | Раздел 6. Концертно-исполнительская деятельность | 4 | 4 | ||
6.1 | Репетиции | 1 | 1 | текущий контроль | |
6.2 | Выступления, концерты. | 3 | 3 | участие в конкурсах, концертах | |
Итого | 80 | 22 | 58 |
2 год обучения
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Кол-во часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1. Пение как вид музыкальной деятельности. | 16 | 4 | 12 | |
1.1 | Вводное занятие. Вокально-певческая установка. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | беседа | |
1.2 | Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 9 | 1 | 7 | беседа |
1.3 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 6 | 2 | 4 | текущий контроль |
2 | Раздел 2. Совершенствование вокальных навыков | 42 | 11 | 31 | |
2.1 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 19 | 3 | 16 | текущий контроль |
2.2 | Вокальные упражнения. | 9 | 4 | 5 | текущий контроль |
2.3 | Артикуляционный аппарат. | 4 | 1 | 3 | беседа |
2.4 | Речевые игры и упражнения | 4 | 1 | 3 | беседа |
2.5 | Дыхание, опора дыхания. | 6 | 2 | 4 | текущий контроль |
3 | Раздел 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 47 | 14 | 33 | |
3.1 | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). | 8 | 2 | 6 | текущий контроль |
3.2 | Произведения композиторов-классиков. | 11 | 3 | 8 | текущий контроль |
3.3 | Произведения современных отечественных композиторов. | 12 | 3 | 9 | текущий контроль |
3.4 | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 4 | 2 | 2 | участие в конкурсахконцертах |
3.5 | Сольное пение. | 12 | 4 | 8 | участие в конкурсахконцертах |
4 | Раздел 4. Элементы хореографии | 23 | 4 | 19 | |
4.1 | Виды движений: хлопки, щелчки, притопывание, коллективное дирижирование. | 4 | 1 | 5 | участие в конкурсахконцертах |
4.2 | Сочетание пения с пластическими движениями, движения из народных и современных, бальных танцев. | 19 | 3 | 14 | текущий контроль |
5 | V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | 8 | 8 | ||
1 | Путь к успеху. Музыкальная жизнь России | 7 | 8 | беседа | |
2 | Посещение концертов, музеев и выставочных залов. | 1 | 1 | экскурсия | |
VI. | Концертно-исполнительская деятельность | 8 | 8 | ||
1 | Репетиции. | 4 | 4 | текущий контроль | |
2 | Выступления, концерты. | 4 | 4 | участие в конкурсахконцертах | |
144 | 41 | 103 |
Содержание учебного плана
Первый год обучения.
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля над ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маятник», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Чувство «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Исполнение упражнений сопровождаемые выразительностью, мимикой, жестами.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Сольное пение. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
4.1. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Развитие умения плавно, выразительно двигаться под музыку.
4.2. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура.
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Певцы, музыканты и композиторы России. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха обучающихся, их способности слышать достоинства; анализировать качество пения, профессиональных исполнителей. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Второй год обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкального инструмента (фортепиано).
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
4.1. Виды движений: хлопки, щелчки, притопывание, коллективное дирижирование.
4.2. Сочетание пения с пластическими движениями, движения из народных танцев.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Музыкальная жизнь России. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Встречи с интересными людьми. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
6.1. Репетиции. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Воспитание культуры пения на сцене.
6.2. Выступления, концерты. Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
5.1. Эстетичность и сценическая культура. Умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.
5.2. Сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. Раскрытие художественного образа.
5.3. Формирование сценического образа. Мимика лица и жесты.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
6.2. Анализ музыкальных произведений. Характеристика музыкальных образов и средств музыкальной выразительности.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов. Умение работать под фонограмму. Агогика в исполнении музыкального произведения. Сочетание ансамблевого и сольного пения. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
7.1 Репетиции. Подготовка вокальных номеров к выступлению. Отработка концертных номеров, развитие актерских способностей детей.
7.2. Выступления, концерты. Высокий исполнительский уровень детей, воспитание чувства гордости за себя. Создание необходимого эмоционального настроя.
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.
Методическое обеспечение программы.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример)
– словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач)
– метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде)
– метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.
Также на занятиях применяются следующие методы воспитания:
- метод убеждения
- поощрения
- стимулирования
- мотивации.
Основной формой организации образовательного процесса по курсу «Вокально-патриотической студии «Орленок» является традиционное занятие в группе, которое предполагает использование разнообразных форм организации учебного занятия:
- комбинированное занятие
- занятие сообщения и усвоения новых знаний
- занятие повторения и обобщения полученных знаний
- занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
- занятие применения знаний, умений и навыков.
Формы организации учебного занятия определяются содержанием программы и могут предусматривать беседы, концерты, творческие отчеты, игры, защиту проектов, открытые занятия, конкурсы, фестивали, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Используются следующие современные педагогические технологии:
1.Технология формирования мотивации к музыкальной деятельности. Автор: А. Маслоу.
Цель использования образовательной технологии: развить у ребенка интерес к музыкальной деятельности. Основным результатом применения технологии будет формирование устойчивой мотивации к творчеству, музицированию, пению.
2.Технология личностно–ориентированного обучения. Автор: А. Якиманская.
Цель использования образовательной технологии: Воспитание и развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, в том числе музыкальных способностей, становление самосознания, самореализации. Основным результатом применения технологии является формирование познавательных способностей детей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями, повышение самооценки ребенка, развитие личностных качеств.
3.Технология педагогического сотрудничества. Авторы: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И. П. Волков.
Цель использования образовательной технологии: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, создание мотивации к изучению предмета. Формирование радости и удовлетворения от занятий музыкой, положительной самооценки. Ребенок получит навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной и коллективной музыкальной деятельности.
4. Технология игрового обучения. Авторы: Е. В. Калмыков, О. А. Степанова, Л. Н. Алексеева.
Цель использования образовательной технологии: раскрытие, развитие и поддержка творческих способностей ребенка посредством ролевых игр и упражнений при изучении нот и музыкальной грамоты. Закрепляются профессиональные вокально-хоровые навыки. Развивается наблюдательность, внимание, память, фантазия. Вырабатывается чувство ритма, облегчается изучение сольфеджио, длительностей нот, музыкальной грамоты. Открываются актерские способности, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.
5. Технология проектной деятельности. Авторы К. Кильпатрик, Е. Паркхерст.
Цель использования образовательной технологии: выявить музыкально одарённых детей и создать условия для их музыкального развития, обеспечить их личностную, социальную самореализацию и профессиональное самоопределение. Метод проектов дает возможность воспитанникам проявить себя, попробовать свои силы, знания, показать достигнутый результат.
Алгоритм учебного занятия
Тип занятия | Основные элементы структуры занятия |
Комбинированное занятие | ∙ Организационная часть ∙ Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания. ∙ Изложение нового материала. ∙ Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике. |
Занятие повторения и обобщения полученных знаний | ∙ Организационная часть ∙ Постановка проблем и выдача заданий. ∙ Выполнение учащимися заданий и решения задач. ∙ Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. ∙ Подведение итогов. |
Занятие применения знаний, умений и навыков | ∙ Организационная часть ∙ Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. ∙ Инструктаж по выполнению работы. ∙ Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов. |
Примерный репертуар первого года обучения:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Мы армия страны» муз. Г. Мовсесян, сл. Р. Рождественский
2. «Погранзастава» муз. и сл. О. Газманов.
3. «Конь мой, вороной» р.н.п
4. «Песня фронтового шофера» муз. Б. Мокроусов, сл. Б. Ласкин.
5. «Майский вальс» муз. И. Лученок, сл. М. Ясень.
6. «Попурри из военных песен»
7. «Песенка про дождь» муз. и сл. Р. Стюарт
Примерный репертуар второго года обучения:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Вызываю я их из бессмертия» Н. Мухамеджанова
2. «Спасибо, деды» сл. И. Жиганова, муз. О. Юдахиной
3. «Мир детям» сл. и муз. Ж. Колмогорова
4. «Наша с тобой земля» сл. и муз Ю. Верижников
5. «Песни к школьным праздникам», «Соединяет нас любовь» Т. Мурина
6. «Вызываю я их из бессмертия» Н. Мухамеджанова
7. «Спасибо, деды» сл. И. Жиганова, муз. О. Юдахиной
8. «Главный праздник» Н. Мухамеджанова
9. «Дети Земли» сл. и муз. В. Ударцев
10. «Детство» сл. и муз. Т. Пархоменко
11. «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
12 «Полярная звезда» сл. В. Неделько, муз. Ю. Юнкерова
13 «Расскажите» сл. Д. Майданов, муз. Л. Кудрявцев
1. Апраксина О. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1959
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.:Владос, 2000
3. Далецкий О.В. Обучение пению.–М, 2003.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса.– СПб.:Издательство «Лань», 2003.
5. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М., 2003
6. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 2010 г.
7. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условия певческого развития младших школьников. 1993 г.
8. Попов В. Хоровой класс. М.,1988
9. Попов В. Русская народная песня в самодеятельном хоре. М., 1987
10. Пономарев А. Жизнь детского хора. Воспитание музыкой. М.,1991
11. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 2010 г.
12. Рачина Б. Петь в хоре может каждый. Воспитание музыкой. М.,1991
13. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2011г
14. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979
15. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
16. Холопова В. Музыка как вид искусства. М.,1990
17. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 2012
18. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994
Интернет-ресурсы
1. www.tarakanov.net
2. www.notomania.ru)
3. www.melodyforever.ru
4. http://piano-notes.net
5. http://www.7not.ru/
6. http://igraj-poj.narod.ru/
7. http://www.musicalnotes.ru/
8 Минусовки детских песен (2029) x-minus.org/theme/1к
9. minus-plus-mus.ucoz.ru/load/
10. minus-hit.ru/index.php?id=2&..
11. ЗОЛОТОЙ КЛУБ МУЗЫКАНТОВ - Детские минусы и плюсы (по исполнителям)...liberty4ever.com/downloads/cat/...
12. Детские песни плюс и минус - Скачать музыку MP3 бесплатно и слушать...mp3ostrov.com?string=.
13 Плюсы и минусы детских песен minusstar.rolka.su/viewtopic.php..
14. НОВЫЕ детские песни (плюс и минус) derr.build2.ru/viewtopic.php? id=583
Список используемой литературы для обучающихся
1. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова - М., 1981.
2. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль, 1997г.
3. Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности– М., 2001г.
Словари и справочники
1. А.Н. Должанский. Краткий музыкальный словарь. - М., 1966г.
2. И.С Кочнева, А.С. Яковлева Вокальный словарь – Л., 1988г.
3. Л.В Михеева. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.
4. Ю.Е Юцевич. Словарь музыкальных терминов – Киев, 1988г.
5. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная
Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия, картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у ...
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...
Методические разработки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»
Конспекты занятий, разработки родительских собраний , материалы аттестациии кдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное модели...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....