Рабочая программа по русскому языку 6 класс ,БАРАНОВ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Принято городским методическим объединением учителей русского языка и литературы______ Протокол №__ от 28 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ школы №12 ________ /В.М. Егорова / Приказ №___ От 30 августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
надомного обучения
по русскому языку
для 6-ых классов
на 2013-2014 учебный год
(базовый уровень)
Составитель
Горбатенко В.А, учитель русского языка и литературы
Яровое -2013
Алтайский край
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
1.Государственный стандарт общего образования;
2.Примерная программа основного общего образования по русскому языку
3.Баранов М.Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский// Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы/Составитель Л.М.Рыбченкова.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ НСОШ №1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 70 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
III. Формы контроля
• Диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный,);
• Комплексный анализ текста;
• Осложненное списывание;
• Тест;
• Составление сложного и простого плана к тексту;
• Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
• Составление диалога на заданную тему;
• Составление текста определенного стиля и типа речи;
• Сочинение (описание пейзажа, помещения);
• Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок)
Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Всего часов | Р р | Контрольные работы(итоговые, тематические, промежуточные, др.виды диагностики с указанием темы) | Примечание |
1.0 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | |||
1.1 | Фонетика. Орфография. | 1 | |||
2.0 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |||
2.1 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | |||
2.2 | Части речи. | 1 | |||
2.3 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |||
2.4 | Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | |||
2.5 | Контрольный диктант | 1 | |||
3.0 | Текст. Официально-деловой стиль речи. | 1 | |||
3.1 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | |||
3.2 | Общеупотребитель- ные слова. Диалектизмы. | 1 | |||
3.3 | Профессионализмы. | 1 | |||
3.4 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. | 1 | |||
3.5 | Устаревшие и новые слова. Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | |||
3.6 | Фразеологизмы. | 1 | |||
3.7 | Контрольный диктант | 1 | |||
4.0 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | |||
4.1 | Этимология слов. | 1 | |||
4.2 | Описание помещения. Сложный план. | 1 | |||
4.3 | Сочинение. Описание помещения. | 1 | |||
4.4 | Буквы о – а в корне –кос- - -кас-. | 1 | |||
4.5 | Буквы и и ы после приставок. Соединительные о и е в сложных словах. | 1 | |||
4.6 | Гласные в приставках пре- и при-. | ||||
4.7 | Сложносокращенные слова. | 1 | |||
4.8 | Разбор слова по составу и словообразователь- ный разбор | 1 | |||
4.9 | Разносклоняемые существительные. | 1 | |||
4.10 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | |||
4.11 | Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
4.12 | Не с именами существительными. | 1 | |||
4.13 | Буквы ч и щ в суффиксах существительных –чик и –щик. | 1 | |||
4.14 | Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. | 1 | |||
4.15 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | |||
4.16 | Кнтрольный диктант. | 1 | |||
5.0 | Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. | 1 | |||
5.1 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | 1 | |||
5.2 | Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. | 1 | |||
5.3 | Не с именами прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
5.4 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
5.5 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
5.6 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (продолжение темы). | 1 | |||
5.7 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск-. | 1 | |||
5.8 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | |||
6.0 | Глагол. Разноспрягаемые глаголы. | 1 | |||
6.1 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | |||
6.2 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | |||
6.3 | Условное наклонение. | 1 | |||
6.4 | Повелительное наклонение. | 1 | |||
6.5 | Безличные глаголы. | 1 | |||
6.6 | Морфологический разбор глагола | 1 | |||
6.7 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | |||
6.8 | Систематизация и обобщение изученного о глаголе. | 1 | |||
7.0 | Имя числительное как часть речи. | 1 | |||
7.1 | Простые и составные числительные. | 1 | |||
7.2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | |||
7.3 | Разряды количественных числительных. | 1 | |||
7.4 | Числительные, обозначающие целые числа. | 1 | |||
7.5 | Выборочное изложение. | 1 | |||
7.6 | Дробные и собирательные числительные. | 1 | |||
7.7 | Порядковые числительные. | 1 | |||
7.8 | Морфологический разбор числительного. | 1 | |||
8.0 | Местоимение как часть речи. | 1 | |||
8.1 | Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. | 1 | |||
8.2 | Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. | 1 | |||
8.3 | Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. | 1 | |||
8.4 | Указательные местоимения. Определительные местоимения. | 1 | |||
8.5 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | |||
8.6 | Контрольный диктант. | 1 | |||
9.0 | Повторение изученного в 6 классе. | 1 | |||
9.1 | Повторение изученного в 6 классе. | 1 | |||
9.2 | Повторение изученного в 6 классе. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.)
Настоящая программа по русскому языку для VIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Бара...
рабочая программа по русскому языку 7 класса. Авторы учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и другие
Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом требований нового стандарта. В документе содержится пояснительная записка, УМК по предмету, требования к оцениванию учащихся, основные ум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....