рабочая программа по русскому языку 7 класса. Авторы учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и другие
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом требований нового стандарта. В документе содержится пояснительная записка, УМК по предмету, требования к оцениванию учащихся, основные умения и навыки, а также список дополнительной литературы. А также в рабочую программу входит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование (7 «Б» общеобр. класс)
№ п/п | тема | Количе-ство часов | Элементы содержание | Вид контроля, формы работы на уроке | Элементы дополнительного содержания | д/з | Дата проведения по плану | Дата проведения факт |
1. | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви | Беседа, работа с учебником | Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа | Упр. 2 или 6 (по выбору) | ||
Повторение изученного в 5-6 классах | 11+2 р\р | |||||||
2-3. | Синтаксис и пунктуация | 2 | Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого | Беседа; практическая работа; запись под диктовку | Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений | Упр.9, упр.12 | ||
4. | Лексика и фразеология | 1 | Повторить основные понятия темы «Лексика» | Коллективная работа; практическая работа | Совершенствовать работу со словарями | Упр. 15 | ||
5-6. | Фонетика и графика | 2 | Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв | Синтаксическая минутка; работа со схемами; практическая работа | Повторить правописание разделительных ъ и ь | Упр. 19, упр.22 | ||
7-8. | Словообразование и орфография | 2 | Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова | Синтаксическая минутка; практическая работа; запись под диктовку | Правописание орфограмм в приставках | Упр. 25(у), упр. 27 | ||
9-11. | Морфология и орфография | 3 | Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор | Словарная диктовка; работа с таблицей; коллективная работа | Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов | Упр. 30, упр. 33, упр. 43 | ||
12. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» | 1 | Уметь применять полученные знания | Диктант с заданием | ||||
13-14. | Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль | 2 | Повторить сведения о тексте, видах связи в тексте, стилях речи. | Коллективная работа, беседа | Средства связи предложений в тексте, абзац, типы высказывания и их признаки | Упр. 48, упр.51 | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие | 24+5р/р | |||||||
15. | Причастие как часть речи | 1 | Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное | Коллективная работа, работа со схемами | Связь причастия с прилагательным и глаголом | Упр. 57 | ||
16. | Р/Р. Публицистический стиль речи | 1 | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Беседа, работа с таблицей, коллективная работа | Формировать умения определять текст публицистического стиля, его признаки | Упр. 63 | ||
17 | Склонение причастий | 1 | Знакомство со склонением причастий, условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, роль причастий в речи | Коллективная работа, групповая, практическая. | Сходство склонений причастий и прилагательных | Упр. 65 | ||
18-19 | Понятие о причастном обороте | 2 | Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову. | Работа по карточкам; проверочная работа | Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота | Упр. 70, 72 | ||
20. | Р/Р. Описание внешности человека | 1 | Познакомить с особенностями текста-описания внешности человека | Беседа, устное рисование, словарная работа | Учить составлять план, редактировать свои черновики | Составить миниатюры | ||
21. | Действительные и страдательные причастия | 1 | Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий | Работа по карточкам; фронтальный опрос; проверочная работа | Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия | Упр. 85 | ||
22. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении | Практическая работа, работа с учебником; работа с таблицей | Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами | Упр. 88 | ||
23-24. | Действительные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий | Индивидуальная работа; проверочный тест; словарный диктант | Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок | Упр. 91, упр. 93 | ||
25. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени | Работа по карточкам; словарная диктовка; практическая работа | Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий | Упр. 99 | ||
26. | Р/Р. Изложение | 1 | Использование в тексте причастий | изложение | Составление вопросного плана | |||
27-28. | Страдательные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени | Выборочный диктант; практическая работа | Формировать навык написания суффиксов причастий | Упр. 105, упр. 107, упр. 110 | ||
29. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени | Работа с перфокартой; практическая коллективная работа | Формировать умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыком написания гласной в суффиксах причастий и глаголов | Упр. 109 | ||
30. | Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Познакомить с условиями выбора гласных перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Словарно-орфографическая минутка | Формирование навыка написания гласной в суффиксах | Упр. 112, упр. 113 | ||
31-32. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Синтаксическая минутка; работа по карточкам; индивидуальная работа | Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные | Упр. 114, упр, 116, упр. 119, | ||
33-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных | 2 | Отработка навыка различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные | Синтаксическая минутка; практическая работа | Формировать умения в написании нн и н в суффиксах | упр. 125,упр. 128 | ||
35. | Р/Р. Выборочное изложение | 1 | Художественное описание портрета литературного героя | изложение | Формировать навыки письменной речи | |||
36. | Морфологический разбор причастия | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора причастия | Синтаксическая минутка; проверочный тест | Отработать умения разбирать причастия морфологически | Упр. 124 | ||
37 | Контрольная работа № 2. | 1 | Контроль за изученным материалом | Диктант или тест | Уметь применять полученные знания | Повторить пройденное | ||
38-39. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Познакомить с правилом написания НЕ с причастиями | Работа с таблицей; синтаксическая минутка; | Формировать навыки написания частицы не и приставки не | Упр. 134, 135 | ||
40. | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Словарная диктовка; коллективная работа; групповая работа | Формировать навык написания | Упр. 141, 145 | ||
41. | Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | 1 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | ||||
42. | Повторение темы «Причастие» | 1 | Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки | Работа по карточкам; объяснительный диктант; словарный диктант | Правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот | Подготовиться к диктанту | ||
43. | Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками | 1 | Систематизация, контроль за усвоением изученного | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
Деепричастие | 9ч +1 р\р | |||||||
44-45. | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. | 2 | Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота | Беседа; практическое задание; работа с учебником; проверочная работа; объяснительный диктант | Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки | Упр. 159(у), тетрадь Богдано-вой | ||
46. | Правописание не с деепричастием | 1 | Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи | Объяснительный диктант | Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания | 172 (п), | ||
47. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида | Синтаксическая минутка; работа с таблицей; объяснительный диктант | Формировать навык написания гласной перед суффиксами деепричастий | Упр. 176, 178 | ||
48. | Морфологический разбор деепричастий | 1 | Формировать умения производить морфологический разбор деепричастий, закрепить навык написания гласной перед суффиксами причастий и деепричастий | Запись под диктовку; объяснительный диктант; | Формировать навыки постановки запятой при причастном и деепричастном обороте | Упр. 185, выучить слова из словарика | ||
48-50. | Закрепление темы «Деепричастие» | 2 | Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте | Инд. карточки; выборочный диктант; | Отрабатывать практический навык находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем. | Упр. 186; подготови-ться к словарному диктанту | ||
51. | Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Навыки письменной речи; умение описывать картину | сочинение | ||||
52. | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии | 1 | Обобщить и систематизировать полученные сведения | Словарный диктант; диктант «проверь себя» | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 190 (у), 194 (п) | ||
53. | Контрольный диктант № 4. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Повторить пройден-ный материал | ||
Наречие | 25+3 р\р | |||||||
54. | Наречие как часть речи | 1 | Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях | Синтаксическая минутка; работа с текстом | Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи | Упр. 197, 201 | ||
55-56. | Смысловые группы наречий | 2 | Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию | Работа с табли-цей; синтакси-ческая минутка; практическое коллективное задание | Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий | Упр. 205, составить связный рассказ | ||
57. | Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» | 1 | Познакомить с особенностями текста в форме дневниковых записей; формировать умения составлять текст по данному началу | сочинение | Формировать навыки письменной речи | |||
58. | Степени сравнения наречий | 1 | Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных | Словарно-орфографическая работа; коллективная работа | Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных | Упр.214 (п), 215 (у), выучитьслова в рамочке | ||
59. | Морфологический разбор наречий | 1 | Познакомить с планом разбора наречия как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическим разборе | Фронтальный опрос, работа с текстами; диктант «проверь себя» | Обобщить изученное о наречии | Упр. 216, упр. 217 (творческая работа) | ||
60-61. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-. | 2 | Формировать навыки написания НЕ с наречиями | Работа с текстом; словарная диктовка | Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи | Упр. 221, упр. 223, упр.222, 225(у) | ||
62-63. | Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы | Коллективная работа; работа с учебником; инд. Работа по карточкам | Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками | Упр. 229, упр.231 | ||
64-65. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-. | 2 | Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е. | Работа с перфокартой; работа по карточкам; | Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях | Упр. 234, упр.235, упр. 236, | ||
66. | Р/Р. Сочинение. Описание действий | 1 | Формирование умения описывать действия и процессы труда | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
67. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Познакомить с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий | Работа по карточкам; выборочный диктант; | Повторить орфограмму о – ё после шипящих | Упр. 242, упр. 243 | ||
68-69. | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 2 | Формировать навык написания букв о и а на конце наречий | Словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Словообразовательный разбор наречий | Упр. 247, тетрадь Богдано-вой | ||
70. | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | Формировать навык пересказа текста с элементами сочинения | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
71-73. | Дефис между частями слова в наречиях | 3 | Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях | Словарная диктовка; коллективная работа | Повторит случаи употребления дефиса в разных частях речи | Упр. 251, упр. 254, упр. 255, 256, упр.249 (твор. работа) | резерв | |
74-76. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 3 | Формировать навыки слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Словарный диктант; работа по карточкам; работа с таблицей | Формировать умения различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения | Упр. 257, упр. 259, упр. 260 | ||
77. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Словарная диктовка; орфоэпический диктант; выборочный диктант | Повторить правила написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи | Упр. 266, упр. 267 | ||
78-80. | Повторение темы «Наречие» | 3 | Систематизировать и обобщить знания о наречии, морфологические и синтаксические признаки наречий | Работа по карточкам; коллективная работа; | Развивать навыки анализа текста. Повторит основные орфограммы наречий | Упр. 269, тетрадь Богдано-вой | ||
81. | Контрольный диктант № 5. | 1 | Проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Повторить изученное по теме | ||
Категория состояния | 4+1 р\р | |||||||
82-83. | Категория состояния как часть речи | 2 | Формировать умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам они относятся | Сопоставление предложений; коллективная работа; | Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении | Упр. 275, упр. 277 | ||
84. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния | Конструирование предложений; практическая работа | Отличие категории состояния ор глаголов и наречий | Упр. 279 | ||
85. | Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | Умение использовать в письменной речи слова категории состояния | изложение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
86. | Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Повторить знания о словах категории состояния | сочинение | Работа с учебником, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика. | Повторить изученное, словарные слова | ||
Служебные части речи. Предлог | 11+1 р\р | |||||||
87. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных | Работа с таблицей, со схемой; работа с текстом; | Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи | Упр. 284 | ||
88. | Предлог как часть речи | 1 | Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок | Синтаксическая минутка; практическая работа | Знать роль предлога в словосочетании и предложении | Упр. 288 | ||
89. | Употребление предлогов | 1 | Указать на многозначность предлога, способность предлога выражать разные отношения, формировать умения правильно употреблять предлоги | Работа с перфокартой; работа со схемами; предупредительный диктант | Предупреждение речевых ошибок в употреблении предлогов | Упр. 291, 294 | ||
90. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов | Работа с перфокартой; коллективная работа | Учить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи | Упр. 297 | ||
91. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 | Познакомить с простыми и составными предлогами; планом морфологического разбора предлога как части речи | Орфографическая диктовка; практическая работа | Учить составлять предложения с составными предлогами | Упр. 304 | ||
92. | Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной. Рассказ-репортаж на основе увиденного | сочинение | Учить работать над репортажем; повторить признаки публицистического стиля | |||
93-95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 3 | Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; | Работа со схемами; коллективная работа; работа с таблицей | Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи | Упр. 309, упр310, тетрадь Богдановойподготови-ться к словарному диктанту | ||
96-97 | Повторение изученного о предлогах | 2 | Систематизировать знания о предлоге, формировать навыки написания предлогов | Словарный диктант; работа по карточкам | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр.311, 312, | ||
98. | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | тест | ||||
Союз | 13+1 р\р | |||||||
99. | Союз как часть речи | 1 | Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза | Работа по карточкам; работа с текстом | Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них | Упр. 315 | ||
100. | Союзы простые и составные | 1 | Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами | Практическая работа | Формировать умения определять роль союзов. | Упр. 318, 320 | ||
101-102. | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение | Работа по кар-точкам; работа со схемами | Формировать умения постановки запятой в сложном предложении | Упр. 325, выучить слова | ||
103. | Сочинительные союзы | 1 | Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению | Предупредительный диктант; анализ текста | Формировать навык различения союзов. | Упр. 327 | ||
104-105. | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении | 2 | Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях | Объяснительный диктант; работа со схемами | Учить составлять схемы простых и сложных предложений | Составить предложе-ния; упр. 331 | ||
106. | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | 1 | Познакомить с группами подчинительных союзов | Словарный дик-тант; практи-ческая работа | Формировать навык поста-новки запятой в сложно-подчиненном предложении | Упр. 342 | ||
107. | Р/Р. Сочинение-рассуждение | 2 | Повторить сведения о рассуждении | Сочинение-рассуждение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
108-109. | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 2 | Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы.. | Работа с таблицей | Формирование навыка написания союзов | Упр. 347, выучить слова из рамочек | ||
110. | Закрепление изученного по теме «Союз» | 1 | Закрепить знания о союзах, их значении и правописании | Словарно-орфографическая работа; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 352, 348 | ||
111. | Урок-зачет по теме «Союз» | 1 | Проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов | Графический диктант; словар-ная диктовка; ра-бота по карточкам | Подгото-виться к диктанту | |||
112. | Контрольный диктант № 6. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
Частица | 17+1 р\р | |||||||
113. | Понятие о частице | 1 | Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи | Коллективная работа; работа с текстом | Роль частиц в предложении | Упр. 359 | ||
114. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц | Запись под диктовку | Отрабатывать умения распознавать формообразующие частицы; повторить наклонения глагола | Подгото виться к словарному диктанту | ||
115-116. | Смысловые частицы | 2 | Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений | Словарный диктант; объяснительный диктант | Формировать умения распознавать смысловые значения модальных частиц | Тетрадь Богдановойвыучить частицы; упр. 374 | ||
117. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи | Словарная диктовка; составление плана | Повторить случаи дефисного написания слов | упр. 381 | ||
118. | Морфологический разбор частиц | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора частицы; отработка умения определят грамматические признаки частиц | Работа с текстом; комментирован-ное письмо | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 384 | ||
119-120. | Отрицательные частицы | 2 | Познакомить с ролью отрицательных частиц в предложении | словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Формировать умения писать не с разными частями речи | упр.385 упр.390 | ||
121-122. | Различение не-ни | 2 | Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Отработать умения различать и употреблять в речи отрицательные частицы | упр.302, выучить слова | ||
123-124. | Приставка не- и частица не с различными частями речи | 2 | Развивать навыки написания не с различными частями речи | синтаксическая минутка; практическая работа | Учить различать не и ни | упр.344, 399, подго-товиться к словарному диктанту | ||
125. | Закрепление правописания частицы не с разными частями речи | 1 | Обобщить и систематизировать знания о значении и написании частицы не | словарный диктант; работа с таблицей | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | выучить таблицу | ||
126. | Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету | 1 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
127-128. | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни | 2 | Показать различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-, формировать умение различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку | объяснительный диктант; коллективная работа | Различать омонимичные лингвистические единицы | упр.404, контрольные вопросы | ||
129. | Повторение изученного о частицах | 1 | Обобщение и систематизация знаний о частицах, закрепление навыков написания частиц | предупредитель-ный диктант; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | подгото-виться к диктанту | ||
130. | Контрольный диктант № 7. | 1 | Проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки | диктант с заданием | ||||
Междометие | 2 ч | |||||||
131. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 1 | Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий | словарная диктовка; объяснительный диктант | Формировать навыки постановки знаков препинания при междометии | упр.417, тетрадь Богдановой | ||
132. | Производные междометия. Междометия и другие части речи | 1 | Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Значение междометий в роли других частей речи; | упр. 419, тетрадь Богдановой | ||
133-136. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 4 ч | Повторение и систематизация изученного в 7 классе |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительную записку.
- Тематический план.
- Основное содержание всех тем.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
- Учебно-методический комплект.
- Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
- Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
- Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и создана на основе обязательного минимума содержания образования ????? года, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский), а также федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
- культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
- социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
- информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.
Обучение русскому языку в 7 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно – методический комплект:
- Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.
Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.
- Соловьева Н.Н.Карточки для дифференцированного контроля. 7 класс. – М.: Материк-Альфа,
2005
- Русский язык 5-11 классы. Тексты для текущего и обобщающего контроля. Автор-составитель
Н.Ф.Ромашина. –Волгоград.:Учитель, 2008.
- Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку 7 класс под редакцией
С.Н.Пименовой. – М:Дрофа, 2007.
- Русский язык: 7 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь.
Автор-составитель Е.П.Воронова. – М.: Эксмо, 2010.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,
речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и другие;
- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание
на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их
связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и
программы, ресурсы Интернета.
Основное содержание программы 7 класса:
Русский язык как развивающееся явление(1ч)
Повторение пройденного в 5-7 классах. (13ч)
Синтаксис и пунктуация. Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие(29ч)
- Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление)
НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
- Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена´, принесено´, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
- Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие. (10ч)
- Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
НЕ с деепричастиями.
- Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
- Рассказ по картине.
Наречие (28ч)
- Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях н а-о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
- Умение правильно ставить ударение в наречиях Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
- Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.
Пересказ исходного текста с описанием действий
Категория состояния (5 ч)
- Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
- Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи. Предлог (12 ч)
- Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах
из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (14ч)
- Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов тоже, чтобы, зато от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица . (18 ч)
- Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ в различными частями речи.
2.Умение выразительно читать предложения с модальные частицами.
3. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2ч)
- Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. (4ч)
Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «служебные части речи», «Категория состояния».
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Практи-ческие работы | Контрольные работы | Развитие речи | Другие | всего часов | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | |||
2. | Повторение пройденного в 5-6 классах | 10 | 1 | 2 | + | 13 |
3. | Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
3.1. | Причастие | 22 | 2 | 5 | тест | 29 |
3.2. | Деепричастие | 8 | 1 | 1 | тест | 10 |
3.3. | Наречие | 24 | 1 | 3 | сл.диктант | 28 |
3.4. | Категория состояния | 4 | 1 | 5 | ||
3.5. | Служебные части речи. Предлог | 10 | 1 | 1 | Тест, зачет | 12 |
3.6. | Союз | 12 | 1 | 1 | сл.диктант | 14 |
3.7. | Частица | 16 | 1 | 1 | сл.диктант | 18 |
3.8. | Междометие | 2 | 2 | |||
4. | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 3 | 1 | 4 | ||
ИТОГО | 112 | 9 | 15 | 136 |
Требования к уровню образованности семиклассников
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- основные нормы русского литературного языка;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительно-
изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,
дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному
и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученика предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Примерный объем диктанта для 8 класса – 120- 150 слов.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем словарного диктанта для 8 класса – 30 – 35 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 – 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 – 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись. В диктанте должно быть в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять НЕГРУБЫЕ, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым ошибкам относятся:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании Ы и И после приставок;
- в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях. Когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 или более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при нали чии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных оши бок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оцен ка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется' за диктант, в котором допущены 4 орфографи ческие и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуацион ных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при
5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть по ставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфо графических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуа ционных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфогра фических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при вы ставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превы шение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом яв ляется для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 ор фографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, граммати ческого) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руковод ствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руко водствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
- Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250 – 350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий объем классных сочинений в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматически
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообра зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета. В целом в работе допускается 1 недочет в содержа нии и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1 орфографическая; или 1 пунктуационная; или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последова тельности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи доста точно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или 1 орфографи ческая и 3 пунктуа ционные ошибки; или 4 пунктуаци онные ошибки при отсутствии орфо графических оши бок; а также 2 грамма тические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклоне ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе мые синтаксические конструкции, встречает ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не дочётов в содержании и 5 речевых недочё тов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб ки; или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион ных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час ты случаи неправильного словоупотребле ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це лом в работе допущено до 6 недочётов в со держании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; или 6 орфографических ошибок и 8 пунктуационных ошибок; или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
- Оценка обучающихся работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
- Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалась баллом «2» или «1».
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5 – 9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 – 2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплект.
Учебная программа | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов | Методическое пособие для учителей |
Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.//. – М.: Просвещение, 2011 г. | Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.. | Русский язык. Учебник для 7 класса. Общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. – М.:Просвещение, 2009 г. | С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 7 класс. – М.:Дрофа, 2007. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007. Соловьева Н.Н.Карточки для дифференцированного контроля. 7 класс. – М.: Материк-Альфа, 2005 | Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2006. |
Дополнительные обобщающие материалы.
1. Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк – Альфа, 2004.
2. Н.Н.Соловьева. Игры на уроках русского языка. – М.: Материк – Альфа, 2007.
4. С.И.Львова. Русский язык в кроссвордах. – М.: Дрофа, 2007.
5. Н.Н.Соловьева. Тетрадь для самостоятельных и контрольных работ. 7 класс. – М.:Материк-Альфа, 2005.
6. Г.В.Цветкова. Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. –Волгоград:Корифей,2006.
7. Компакт – диски: Страна Лингвиния (сборник диктантов, тренингов и электронных словарей).
8. Обучающая компьютерная программа «Фраза». Программа – тренажер по русскому языку.
9. Компакт – диск: Русский язык. Справочник школьника.
10. Компакт – диск: Русский медвежонок – языкознание для всех.
11. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 7 класс.
Практикум по русскому языку. Серия «Современная школа». – М.: Планета, 2011.
12. Интернет – ресурсы:
Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.
http://www.debryansk.ru/~lpsch/
Раздел по литературе Новосибирской образовательной сети.
http://www.websib.ru/noos/literature/index.html
Информационные материалы по русскому языку и литературе.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm
Развитие орфографической зоркости учащихся
Урок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
Опорный орфографический компакт по русскому языку
Литература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm
Толковый словарь крылатых выражений
Образовательный сектор. Литература и русский язык.
http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml
Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.
http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid
Образовательный портал «Учеба».
Сайт Федерации Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/index.php?c=61
Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
Сайт «Кабинет русского языка и литературы»
Сайт НМЦ ЮВАО г. Москвы.
statgrad.mioo.ru г. Мос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...